Раннехристианская и византийская экзегетика

Источник

Рецензенты:

Доктор исторических наук, профессор И.С.Чичуров

Кандидат филологических наук А.Е. Кузнецов

Содержание

Основные тенденции развития и характерные черты древнехристианской и ранневизантийской экзегезы (II-начало VII вв.). 1. Становление древнецерковного толкования Священного Писания 2. Расцвет древнецерковной экзегезы. Александрийское и антиохийское направления в ней. Священное Писание в древнем монашестве. 3. Завершение «классического» этапа в развитии древнецерковной экзегезы: преподобный Максим Исповедник и преподобный Иоанн Дамаскин. Проблемы интерпретации учения Оригена о трёх смыслах священного писания в современной научной литературе Учил ли Ориген о трёх смыслах Священного Писания? Конфликт двух герменевтических моделей: трихотомия смыслов в теории и дихотомия смыслов на практике Попытки разрешить мнимое противоречие между теорией и практикой библейской экзегезы у Оригена за счет реструктуризации исходной «трехчленной» модели А. де Любак Р. Хэнсон Ж. Даниелу А. Крузель Формы «духовных» толкований, используемых Оригеном М. Симонетти Объективные трудности, связанные с интерпретацией учения Оригена о трёх смыслах Писания Источник затруднений, связанных с интерпретацией оригеновского учения о трёх смыслах Писания в современной научной литературе Типологическая экзегеза в «tractatus mysteriorum» Илария Пиктавийского I. Типологическая «сумма» Илария Пиктавийского II. Методологические принципы типологической экзегезы 1. Формулировка методологических принципов 2. Практическое применение типологического метода 3. Система типологических толкований у Илария III. Историческая типология в трактате Илария 1. Историческая последовательность типологических «фигур» 2. Историческая типология Христа 3. Историческая типология Церкви 4. Персонификации и тенденция к драматизации смысла 5. Символическая типология 6. Чистая историческая типология IV. Примеры использования различных видов типологических толкований в Tractatus mysteriorum Илария 1. Типология Адама и Евы 2. Типология «народов»: Каин и Авель 3. Историческая типология: Ной, Моисей и Иисус Навин а. Типология Ноя b. Типология Моисея с. Типология Иисуса Навина Заключение 1. Христианская типология и христианская аллегореза 2. Особенности метода типологической экзегезы 3. Способы толкования, применяемые в типологической экзегезе Appendix I. Символико-аллегорическая типология Типология «лиц»: Сложные символико-аллегорические толкования: Простые фигуры: Функциональные отождествления: Формально-символические фигуры: II. Символическая типология: символические образы и мотивы Христологические символы Сакраментальные символы III. Основные типологические значения Иоанн Златоуст как экзегет I. Основные черты антиохийской экзегезы 1. Представители антиохийской школы 2. Метод антиохийской экзегезы 3. Антиохийская реакция на аллегорический метод экзегезы 4. Крайности антиохийской экзегезы в творениях Феодора Мопсуестийского II. Общая характеристика литературной деятельности Иоанна Златоуста и его экзегетические сочинения 1. Творения Иоанна Златоуста, созданные до принятия сана пресвитера 2. Начало проповеднической деятельности Иоанна Златоуста. Первый год священства 3. Экзегетические творения Иоанна Златоуста Экзегетические творения Златоуста на ветхозаветные темы в антиохийский период Евангельские гомилии Иоанна Златоуста Гомилии на послания апостола Павла Константинопольский период (398–404) III. Иоанн Златоуст о библейском тексте и библейском языке 1. Иоанн Златоуст и канон Священного Писания 2. Свойства библейского текста Иоанн Златоуст о богодухновенности Священного Писания Свойства текста Священного Писания, вытекающие из его богодухновенности. Глубина Священного Писания Точность Священного Писания 3. Иоанн Златоуст и историко-грамматический метод толкования Священного Писания История происхождения священных текстов, хронология и исторический контекст Сопоставление различных списков текста и переводов Смысл библейского слова. Проблема прямого и переносного его значения и толкования Учение о снисхождении Прямой смысл библейского слова Жанр и стиль IV. Духовная экзегеза в творениях Иоанна Златоуста 1. Теоретическая экзегеза Иоанна Златоуста 2. θεωρία и типология Проблема единства Ветхого и Нового Заветов Учение Иоанна Златоуста о типологических связях между Ветхим и Новым Заветами Типология как пророчество Соотношение типологического и теоретического методов в творениях Иоанна Златоуста Примеры типологических прообразов в творениях Иоанна Златоуста 3. Заключение Поэтический строй византийской гимнографии и священное писание Словарь гимнографических символов из песнопений Страстной Седмицы  

 

Сборник статей посвящён такой важной, но в современной отечественной филологической науке мало изучаемой проблеме, как толкование Библии в раннехристианский и византийский период. Наряду с тем, что в нём дан подробный исторический обзор истории развития методов толкования Священного Писания со II по VIII вв., его авторов интересовали важные теоретические проблемы, необходимые для более глубокого уяснения сущности двух основных направлений в святоотеческой экзегезе: александрийского и антиохийского, а также проблемы, связанные со значением Священного Писания и особенностям его интерпретации в византийской гимнографии.


Источник: Раннехристианская и византийская экзегетика : сборник статей / Российская акад. наук, Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького. - Москва : ИМЛИ РАН, 2008. - 244 с.

Комментарии для сайта Cackle