33. 1410 г. августа 29. Послание митрополита Фотия в Новгород о соблюдении законоположений церковных
Из рукописи Импер. Публичной Библиотеки Погодинского Древлехранилища № 1571, л. 74–77. Сверено со списком, находящимся в рукописи Московской Синодальной Библиотеки № 562, д. 425–427, и с текстом, изданным в I томе Актов Археогр. Экспедиции, № 369 Разночтения синод. списка обозначены буквой С, печатного текста – буквой А.
Послание Фотия митрополита в Новгород
Благословение Фотия, митрополита киевского и всея Руси, в Великий Новгород, сыну нашего смирения архиепископу Иоану, и посаднику, и тысяцкому 1453 , архимандритам, и игуменам, и попам, и дьяконам, и всему Новгороду, и христоименитым, людям Господним 1454 , от мала и до велика. Буди вам ведомо, чтобы есте ходили по закону христианскому, пьянства лишайтесь 1455 лишнего и пиров, а более коли бывает говенье. Божьим духновением Пророк глаголет 1456 сице: «измыйтесь и чисты будете, оставите лукавство 1457 от душ ваших пред очами моими, престаните от злоб ваших, научитесь добро творить, взыщите 1458 суда и избавите обидима, судите сиpoте и оправдайте вдовицу. И аще хотите и послушаете 1459 мене, благая земная снесте: аще ли не хотите, ни послушаете мене, оружие вы поясть: уста бо Господня глаголаша сия». Сего ради, чада мои о Господе возлюбленные, не ризы свои глаголет нам измыть и телеса свои тленные украсить, но душевные чувства измыть от лукавой мысли, от дел душевредных 1460 , и ходить по пути его, украсивше светильники свои милостынным маслом, яко да 1461 сподобимся в небесный чертог его внити. Достойно есть 1462 вам истрезвиться, якоже выше рехом, от всякого дела неприязненна, обаче во всякие посты приходящая, занеже божественное писание глаголет: «милостыня, с постом растворена, от смерти избавляет человека», – не токмо творяще милостыню и паки возвращается на злые дела, и на пьянство, и на совокупление пиром и чревообъядение, но с милостыней и тело свое потомит 1463 со слезами и сокрушением сердца, и приходящие посты прилежно препроводить, понеже, по грехам нашим, наводит на нас казнь Господь. 1464 Вы же 1465 , священнический чин, пристойте церквам и всякому правилу церковному: пойте по все дни позаутрение и повечерние молебны за православного царя и за князя и за все православное христианство: а детей своих духовных учите к церкви Божьей прибегать, посты честно и чисто держать. А который священник имет пить до обеда, быть ему без риз.
А которые живут не по закону с женами 1466 , без благословения поповского понялись, тем епитимия три лета, как блуднику, да паки совокупит их, а учить их и приводить 1467 их к православию: со благословлением бы поимались с женами; а не со благословлением восхотят жить, ино их разлучать; а не послушают, и вы, попы, не приимайте их ни приношения, ни доры не давайте им, ни Богородичного xлебa; а которые вас послушают, тем давайте причастие; да давали бы вам по cебе поруки 1468 , что ими 1469 прочие лета целомудренно жить, а вас им слушать.
А на пиру, коли лучится, которые имут до обеда пить, не давайте им Богородичного хлеба.
А который муж иметь жить с четвертой женой, или жена за четвертым мужем, тех божественные правила, по великого Василия слову 1470 , от святого причащения и от всякого освящения отлучают: в церковь не ходить, ни причастия не приимать, дóндеже расторгнется беззаконное сожитие их. 1471
А третье бы поимание не было, но аще кто будет млад, а детей не будет у него от первого брака, ни от второго, потому надобе рассуждение, с епитимией с великой понять третью, не входить в церковь 1472 5 лет, святого причащения не приимать, ни доры, ни Богородичного хлеба. Аще же кто от сих прием епитимию, пост и молитву и поклоны, таже и милостыню по силе сотворяет и заповеди Господние со страхом хранит, и егда видит, духовнику мильные слезы и сокрушения сердечные, и о сих возвестит apxиепископу, и он повелит ему и епитимью полегчить. 1473
А еще учите своих детей духовных, чтобы престали от скверных словес неподобных, что лаять 1474 именем отцовым и материным 1475 , занеже того в крестьянах нигде нет. Такоже бы и родители учили своих детей измала, чтобы не привыкали говорить лихих словес. А которые 1476 не имут слушать вас, а тех такожь от церкви отлучайте, ни святого причастия не давайте, ни доры, ни Богородичного хлеба.
Такожь учите их, чтобы басней не слушали, лихих баб не приимали, ни узлов, ни примольвления, ни зелья, ни ворожения, и елика такова, занеже с того гнев Божий приходит; и где таковые лихие бабы находятся, учите их, чтобы престали и каяли бы ся, а не имут слушать, не благословляйте их и крестьянином заказывайте, чтобы их не держали между себя нигде, гонили бы их от себя, а сами бы от них бегали, аки от нечистоты. А кто не имет вас слушать, и вы тех такоже от церкви отлучайте.
А коли творите венчание, и вы венчайте в церкви по обедни, а в удение, в полдни и в полночи не венчайте, ни обручайте у себя во дворах, но в церкви. 1477
А крещения творите по преданию святых Апостолов: не обливайте водой, но погружайте в воде, в кадце 1478 таковской, трижды, молвя на первое погружение: «во имя Отца», а на второе погружение: «во имя Сына», а на третье погружение: «во имя Святого Духа, и ныне и присно и во веки веком, аминь»; да потом мажете миром великим. А кум бы был един, любо мужеск пол, любо женский, а по два бы кума не было, как прежде сего было.
А которые игумены, или попы, или чернецы торговали прежде сего, или сребро давали в резы, а того бы от сих мест не было, лишайтесь того: занеже не предали того святые Апостолы, а святые Отцы не благословляют, и аз по томужь.
А еще бы есте не венчали девок 1479 меньши двенадцати лет, но венчайте, как на третьенацатое лето поступит.
А в котором монастыре чернецы, тут бы чернецы не были, нъ чернецы бы жили себе в монастыре, а черницы бы себе в опришнем монастыре. А того воспросить: где будут были исперва чернецы, туто б были и нынечернецы;а где будут были исперва чернецы, туто б и ныне чернецы; а где будут чернецы, туто бы и попы чернецы, а где – чернецы, туто бы были бельцы попы избранис попадьями, а попа бы вдовца туто не было.
Еще же сему наказано: аще который человек позовется на поле, да приидет которому попу причаститься, ино ему святого причастия нет, ни целования крестного; а который поп даст ему причастие, тот поповства лишен. А кто убьет 1480 , лезши на поле, [и]погубит душу, по великого Василия слову, душегубец именуется: в церковь не входит, ни доры приемлет, ни Богородичного хлеба, причащения же святого не приемлет 18 лет, а убитого не хоронить. 1481 А который поп того похоронит, тот поповства лишен. А дана грамота на Москвев лето 6919 1482 , индикта в 3-е, месяца августа в 29 день, святого Иоанна Предтечи усекновения главы.
* * *
и посадником и тысяцким А.
Господним людям АС.
лишитеся АС.
Святой бо Дух Пророком глаголет А.
ваше приб. Α.; лукавства С.
В подлиннике и С взыщете: исправлено по А.
В подлин. послушаите; исправ. по АС.
В подлиннике вредных; исправ. по АС.
да из АС.
Достоит АС.
В подлиннике потопит; исправ. по АС.
наводит Бог на нас свою казнь АС.
В подлиннике ты же; исправ. по АС.
А который не по закону живет с женой А.
учите их и приводите АС.
поруку АС.
и нет в А.
по великого Василия слову нет в АС.
их нет в АС.
В С пункт этот изложен так; аще ли видит того его духовник, аще его заповеди по боязньству сохраняет, и видя его умиленные слезы и сокрушения сердечные, и он полегчит ему епитимью.
лают АС.
отцевым и матереным именем АС.
кои АС.
ни обручайте у себя во дворах, но в церкви нет в АС.
кадце из АС.
девичок АС.
утепет АС.
не хороните АС.
В подлиннике дата выставлена не вполне: ҂ѕ҃ѧ҃ ; в С: ҂ѕ҃ѧ҃и҃і . _ не уверен в правильности числа 6918, стр. ориг.276.