32. 1390–1405 г. Его же ответы игумену АФанасию
Изданы были по неполному списку в Актах Исторических, т. I, № 253. Здесь издаются вполне по рукописи XVI в., принадлежащей Москов. Духов. Академии, № 491, л. 1–20; под чертой указаны разночтения печатного текста и другой академической рукописи – № 530, л. 422 и след.
Киприана, смиренного митрополита Киевского [и] всея Руси, ответ к Афанасию, вопросившему о некоих потребных вещах
Вопросил ecи нашего смерения, о Христе возлюбленный сыну, о своем бо спасении и пребывании, или како в кельи подвизаться, и како братию поучевать и к спасенному пути приводить, или паки приходящих на пользу чернецов же и мирян испрошать о пользе. Но убо о тебе нъ о твоем монастыре и о твоих братьях послежде напишем, понеже ныне время не податно 1348 ; [но] по вопросам твоим последним и ответы дамы тебе, возлюбленному сыну моему.
Како убо погрести священника 1349 мирянина? вопрошаешь. Мирянина священника погрести сице: измыв его и в срачицу нову оболок, и в свиту такоже, таже и во стихарь и петрахиль и фелонь, лице же и главу покрыв завесом, и тако пев над ним и в гроб положив, таже вина мало с маслом дровяным смесив, преливает священник крестообразно от главы первое, таже у ногу, потом же от десна, таже левую сторону: чашу же, в нейже масло с вином, повержет у ногу; таже доску поставивше, засыпуют, якоже всякого мертвеца. А чернеца 1350 попа управить, якоже и всякого чернеца; аще и по грехом прилучится, и не испеет ся чернец в схиму постричь, но умрет тако, или будет поп или дьякон или прост чернец, не годится на мертвого класть схиму. Всякого же чернеца умерша не годится умывать, ниже обнажить 1351 тело его, но теплые воды доспеть, и тако губой морской или платцем чистым лицо его утереть, таже перси, потом длани ручные обапол, потом колена, таже плесна ножные, и в срачицу чисту облечь и потом манатией обвить, якоже уставлено есть: таже петь над ним; егда же в гроб положат его, тогда преливают его 1352 вином и маслом крестообразно, якоже и преже сказахом.
Чернеца приимать к покаянию, якоже и мирянина: поем его к церкви наедине (аще ли не прилучится церковь, ино паки на устроенном и чистом месте), и по обычаю начнет, и тропари отпев обычные и «Помилуй мя Боже», и потом седе распрошает кающегося с великим прилежанием и вниманием и со страхом Божьим и с умилением, предлагая человеколюбие Божье, и тако, по испытании всякого дела, дает епитимия по возрасту, и устроению коегождо, и по разуму коегождо, и неразумии коегождо: инако 1353 бо младой рассужадется, инако же пришедый в возраст, инако же в старости согрешивый, инако же паки смысленный, инако несмысленный, инако же самоволием согрешивый, инако неволею согрешивый, инако раб, инако свободный, инакова запрещения вольна, инакова же невольная: вся достоит испытывать и рассуждать духовному отцу. Но убо священникам и дьяконам инакова испытания и запрещения: велико бо сих истязание. Чернецам же велми нужно и потребно прилежание; чернецу бо 1354 должно быть ангелу Божьему. Аще ли же, по зависти бесовской, негде прилучится быть которому падению, великому рассуждению потреба: есть бо и делом и словом согрешит, и помыслом, и о сих всех предали суть святые Отцы написана 1355 , и ова же паки и неписана, и сим всем потреба рассуждения велика: инако бо потребно епитимия усердствующим даять, инака же 1356 ленивым и маломощным, яко да во отчаяние 1357 не вложим их. О ручном же блуде паки не еднако 1358 и тое злое дело рассуждается: инако бо единой пострадавше бесовской завистью, инакоже объядением, пьянством, по писанному: «не упивайтесь вином, в немже несть cпасения». Бывает же и сия страсть от еже 1359 без страха и не удержанне зреть очами само и онамо; ни бо достоит иноку очами зреть само и онамо; но аще послан будет чернец игуменом на службу, в град или в весь некоторую, не достоит ему само и онамо очами зреть, ниже смотрят лица некоторого, могуща его уязвить, ниже беседам неподобным внимать, но весь помысл свой к Богу обращать, и того назирателя себе иметь, по писанному: «предзрех Господа пред мною выну, яко одесную мене есть, да ся неподвижу». От еже бо зреть само и онамо, и еже с вниманием послушать гласы неподобные мирские, и еже сматрять лица 1360 женского с прележанием и описывать та в сердце и в мысли своей, рождаются в сердце иноку помыслы сквернения: от сего бо и падения бывают невнимательным инокам. Аще ли кто и падения телесного убежит, но ум осквернится и сердечная сила, по Господнему слову: «весь возревый на жену, еже похотеть ей, уже прелюбы сотвори с нею в сердце своем». Отсекать убо достоит коренье злое, и уведа ́ ют греховные отрасли; объядения же и пития лишнего, и cия многа, достоит удаляться истинному иноку, не хотящему впасть в скверные помыслы: от помыслов бо скверных падения бывают, внегда кто помыслы свои не исповедует наставнику своему. А еже во сне соблажнение многих ради вин бывает: 1) еже судить искреннего, сиречь брата своего, еже есть грешно; 2) от высокоумия и гордости, и то такоже; 3) от многоядения и пития, томуже прилично; 4) от естества – безгрешно убо, обаче скверна именуется; 5) от слабости телесные и болезни некие; 6) от зависти, бесовских: cия убо разделяются рассудительными святыми Отцами. Еже осуждать брата своего в коем любо грехе, – престать от осуждения и покаяться с исповеданием. А еже выситься в некоторых исправлениях и гордостью подниматься – зло се есть, понеже убо и бес высокоумия ради отпаде славы Божьей. Такоже паки объедаться и напиваться иноку и спать без меpы велик стыд приносит. А еже по естеству, или паки от слабости телесной, почасту и от зависти бесовской – безгрешна убо суть, но святыми Отцами правило указано и положено есть: егда cиe прилучится, встать в тот час и с умилением припасть к Богу моляся, и уставленное правило о сем исполнить, и к наставнику своему прийти, и с умилением припасть, благословение и прощение прося о прилучившимся искушении и соблажнении; и в тот же день ни креста своего целовать, ни в алтарь входить, ни святых икон целовать, ниже кадить, ни доры имать, ниже хлеба Богородичного, даже 1361 до наставшей ночи, срачицу же свою измыть. Аще ли же будет поп, никакоже ему священнические деять того дни, и ни к чему же прикоснуться от священных. Бывает же и се ночное привидение и скверна во иноцех, внегда преслушают наставника своего и скверные помыслы не исповедают своему отцу. Аще ли же будет поп чернец, или мирянин поп, не годится ему служить того дни, аще и поспал будет потом.
Правило же чернецам к причастию сицево достоит быть: с великим вниманием и страхом Божьим никакой же помысл оставить в своем сердце не исповедан, ниже злобу никоторую держать на кого, ниже смущение кое иметь в мысли своей; но весь очистился душой и телом и правило уставленное управив себе, со всяким вниманием, и тако приступит к святым тайнам. Се же правило достоит и мирянам православным. Попу же чернецу и мирянину попу единаково правило достоит быть; чернецам же не попам, такоже и мирянам, мужам и женам, единаково правило есть к святому причастию, якоже прежде рехом: уставленные тропари и молитвы. Младенца же соблюдать от ястья и пития к святому причастию, аще не к смерти будет.
Над младенцем преставлешимся петь. Аще мирянин будет умерл, молитву над ним прочтет духовный отец, или паки койже пригодится, и потом поставит на персех его.
Арменская же ересь гнуснейши паче всех ересей; сего ради не достоит православному христианину ниединоже общение иметь с ними, ниже в праздничные дни, или паки в постные припускать к себе, ниже к церкви, такожде ниже дружбы иметь с ними никаковой же, ни любви составлять с ними 1362 , занеже в правилах пишет: «яко аще епископ, или пресвитер, или дьякон, или кто от причетных к священному причту помолится внутри церкви, или кроме церкви, с еретиком, яко с верным, да извержется; аще ли же мирской человек есть, да отлучится». 1363 Сего ради не достоит ниединомуже христианину с еретиком общаться: кое бо общение свету с тьмой, или неверному с верными? но отвращаться их достоит, яко да устыдившись отыдут от православных сожительства, или паки, познавше свою лесть или прелесть свою познавшее 1364 , и приидут с исповеданием к истинной православной Христовой церкви, к избранному стаду его.
Человек же аще умрет, не имый отца духовного, петь над ним, такоже и молитву прочесть над ним, прочее же оставить на человеколюбии 1365 Божьем. И аще что у него пригодится, дать по души его милостыню.
О имущих же дух лукавый, не годится таковым даять причастия, якоже святые правила указывают нам; аще бо кто не крещен, таковой болезнью одержим, не приять его к святому крещению, дóндеже болезнь престанет от него, такоже и о святом причащении. 1366 Суть бо таковые, иже на нов месяц емлемы суть таковой болезнью, иные же дважды на месяц; и сего ради немощно таковым святого и животворящего тела Господнего даять: нечисты бо суть, нечистым духом одержимы, грех ради неких.
О треженцах же сице должно есть творить: яко аще или муж или жена третьему браку причетаться хочет, да истязаны будут, да аще кт оот них млад есть, или слабость плотскую не может удержать, или от предваривших 1367 браков чада 1368 не быша, и сего ради третьему браку сочетаться хочет, попустить достоит таковым, за младость, яко да не блудом и скверностью погибнет; но достоит первое запрещение дать им – три лета без причастия, еже к третьему браку приходящему, да повелеть ему ко браку приобщиться; аще ли произволит и может милостыню дать, сократить летом. А иже преже нас третьему браку 1369 совокуплению приобщившись и детей приобщивше, и в невенчании живут, сим заповедуем венчаться, а не блудом житие свое растлевать, трилетное же запрещение подъять, или и дволетное. Аще ли же венчаться не восхотят, таковых благословию 1370 не сподобить, ниже просфоры от них или свечи в церковьне приимать, дóндеже венчаются, или разлучатся. Аще ли же к старости кто приближается, и к третьему браку внить хочет, паче же к телесной скверне, такового не разрешают святые писания и правила, ниже мы таковую скверну 1371 ввести в христианский обычай, яко не чадородья ради, ниже младости ради се творить хочет, но слабости ради и неудержания плотской похоти.
На Усекновение главы Иоанна Предтечи и Крестителя мяса не есть, ни млека, ни рыбы, аще в который день ни прилучится 1372 ; такоже и на Воздвижение честного креста, на самый тот день. О дне же святой Парасковгеи вопрошаешь: и се ти ведомо буди, яко несть поста в той день, кроме среды и пятка. Воды же со креста пив, годится мясо есть мирянину, чернецам же млеко; понеже и егда святое причастие приимаем, в тот день ямы все незабранно, колми паче внегда со креста воды пьем.
Внегда же будет литургия петь, часы братия в притворе поют, и апостол и евангелие таможе чтется, аще ли несть притвора, то середи церкви. А без обедни часы πеть, то апостол среди церкви читать, а евангелие на святом престоле.
В монастыре же, в мужском или женском, никакоже годится что мирскoe деять, на воспоминание мирских дел. «Аще бо, рече, яже разорих, cия паки созидаю, преступника себе составляю, и обратится 1373 якоже пес на свои блевотины». Аще бо кто мира отрекся, отца и матери, и братии и сестры 1374 , и жены и чад, и всего мирского попечения, таже в монастыри таяже будет ему деять и зреть, кая польза отшествия его из мира? И сего ради не достоит в монастыре ни венчания творить, ниже позоровать, ни женам вхождения творить на соблажнение братьи; не достоит бо игумену или чернецу попу венчать: мирских бо попов есть тое дело, а не чернеческое; разве, аще велика нужа будет, крестить дитя.
Детей же на реке крещать летом не возбранно есть. А еже многим крещать едино дитя, се по латыньской пошлине есть; но поп убо молитвы чтет, отец же крестный отрицания творит и от святого крещения отроча восприемлет; сего ради не многим кумом достоит быть, ниже куму и 1375 куме, якоже в нашей земле творимо есть, но единому крещать достоит и отцу крестному наречься, или мужу или жене. 1376 А еже двое или трое детей 1377 в единой купели крещать 1378 , или мужской пол или женский, о сем убо написано нигдеже обретох, но приемлю свидетельство от Иоаннова крещения, внегда ему на Иордании крещать, яко многие народы креститься, проходяще, от него; такожде же и при Апостолах творимо беяше, якоже в Деяниях пишет, яко не два или три крестимы беяху в единой купели, но мнози единою. Нам же ныне незарочно 1379 есть, аще в единой купели крестим двое или трое, или более, в едином дне; молитвы же точию емуждо запрещальные прочитать и отрицания творить. Аще ли женскому полу, сицевый устав да держится: аще убо младя 1380 есть велми мало, и то якоже и мужеско, такоже и женско, и несть в том зарока в единой купели, но первеe мужских крестить, потом женских, за благочиние 1381 даять мужскому полу большинство; аще ли же возрастом успевше будут, не достоит женский пол крещать идеже и мужской, но на устроенном месте, ниже мужем тамо стоять, но женам служащим своему естеству, за благообразие. Крещение же святое творить сице: не обливать водой, якоже Латыне творят, но погружать в pекe или сосуде чистом, уставленном на се, глаголать же на коеждо погружение едино имя святой и живоначальной Троицы: «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа»; не творяй же сице, неправо крещение творит. Причастие же новокрещенному в той день даять достойно 1382 есть.
Церковь же обложить сице достоит: аще убо чернец поп есть, епитрахиль возложит на себя, и кадило в руце прием, и тако молитву дав, и церковь облагает; аще ли же мирянин поп есть, всяку одежду священническую возлагает на себя. Часовни же никакова священия нет, ниже в уставе о том писано есть, ниже узаконоположено. 1383
Не схимнику в схиму стричь не годится, кроме аще нужда прилучится, болезни и схимника попа не будет: тогда, нужд деля, стричь. Постригание же чернецам и черницам едино есть, но токмо молитвы егда прочитает постригальные, и придет, идеже имена святых и преподобных Отцов написаны суть, тогда пременяет имена на 1384 преподобных святых жен. Аще убо человек при смерти, а язык отымется от него, не годится стричь его: мертвое бо овча на жертву неприводимо есть. Двоих же стричь единым постриганием не годится. В чернецы постриг, от самого того часа 1385 евангелие целовать и дора 1386 имать и хлеба Богородичного, такоже и святое причастие имать, аще не некая вещь возбраняет, душевного отца удержание; пояс же ему свой не распоясать до того же дни, такоже и мантии не снимать, а клобука к евангелию снимать, аще сверстен человек есть; аще ли же млад есть, рекще ун, не снимать ни к доре, ни к евангелию, дóндеже брадой уростет.
Чернецам же не причащаться у мирянина попа, кроме великой нужды; аще ли при смерти будет, а чернеца попа не будет, тогда мирянину попу покаять его и причастие дать ему. Черницам же у попа у мирянина причастье имать годится, а в покаянии не быть у него, но старца многолетного держать себе духовника. 1387
Мирянину попу не годится стричь в чернецы: иже бо сам не имеет, како может иному дать?
Дьякону не льзе проскомисать: слуга бо есть попу, а не ровен. 1388
Собака же аще по грехам в церковь вскочит, святить водой, священием августным 1389 , и церковь покропить, и потом же служить; аще ли же небрежением се поповым учинится, показнить попа годится, яко до брежет о церкви.
Панихида петь многим попам без дьякона не лзе, но единому попу; аще ли будет дьякон, то многим попам петь, а дьякону почать, якоже и на всяком правиле церковном. В неделю за упокой не править, ниже в субботу вечере панихида петь; в неделю же на проскомидии поминать умерших, такоже и в тайных 1390 молитвах, не возбранно есть.
Яко наставшему великому посту, аще случится кому от нас сего жития преставиться среди недели, певшe над ним, гробу предать, а правления никакова, ниже панихида творить должно есть, разве в пятницу вечер, а в субботу поминание; такоже и по всем пятницам великого поста, кроме пятой субботы и шестой.
Аще ли же буря крест сломит с церкви, доспеть ин [и] поставить.
Еже 1391 кроме вина служит божественная литургия, се беззаконие велико есть: «прием бо, рече, Господь наш Иисус Христос от плода лозного чашу, и благословив и освящ, даст своим святым ученикам и Апостолам, рек: «пейте от нее все». Сего ради, аще кроме вина иным нечим служить, сопротивник есть Господнего указания: кровь бо и вода истече от ребер Господних; сего ради и мы, вино и воду вливающе, служим.
Просфоры же кресты, или доры, несть в сем различие кое; аще ли будут кресты на доре, просфора дорная достоит быть, агнца ради.
В прежесвященной же службе, расставляя сосуды ничтоже не глаголет, но покрыв и покадив, свершая службу. Постный же агнец аще останет, потом 1392 паки похраняет его, внегда восхочет, в той церкви или и в иной 1393 дасться, несть в том зарока никакова. Великого же четверга агнец запастьный вынять, а давной тогда же похранить. Трапеза же святая помывать в великий четверток, в соборных же церквах святителю 1394 , а меньшей чади немощно сего деять. А в преждесвященной 1395 службе причащаться чернецам и мирянам лзе. По пасхе же, от Фоминой недели, за упокой править лзе на всяк день; а в неделю за упокой поминание чести не лзе.
А пономарю двоженцу и треженцу не достоит быть, такоже и просфорницы: «честен бо брак и ложе нескверно», рече божественное писание, и сего ради и девственным таковым, аще мощно, быть, или единому первому браку законному приобщившемуся, прежде же того 1396 никаковая скверны пострадавшему.
Дети же духовные оставлять своего духовного отца без вины и ко иному же отходить – не годится их приимать без благословения.
По селом же, или инде где было, аще не будет финика, ино губу морскую добыть.
На преждеосвященные, сосуды священные расставливая 1397 , ничего несть глаголать, но токмо в уме молиться в 1398 cебе.
Внегда же молебен петь, «Бог Господь» петь достоит, а на панихиде «аллилуйа». Евангелие же толковое в церкви читать, а на трапезе чтут Патерик, и святого Ефрема, и святого Дорофея, а николе останется на праздник чтение праздничное, и не поспеют на заутрени прочесть, и ти прочтут на трапезе, такоже и Шестоденник святого Василия, и святого отца Иоана Златаустого.
В кельи же кланяться в свите и в мале клобуке, и без клобука, аще варны дни будут; внегда же Псалтыря молвить в кельи, и Моисеевы песни не оставлять, такоже и всех поряду.
О чернецах же младых и новоначальных, иже и еще поститься и воздержаться не могущих, рассуждение 1399 потребно, яко да утесневаемы 1400 начнут красть и без благословения есть, и сей виной в различные страсти впадут: лучше есть рассудить, повелеть таковым, по благословению, есть, и по малу и сами же послежде уставятся, якоже и прочая братия; такоже и о старцах состарившихся и о больных рассуждение иметь: занеже старым и больным закон не лежит. А иже в службе сущим в монастырях 1401 , или кроме монастыря, правило уставленное не лежит, но токмо службу приказанную им от игумена тако блюсти и служить, якоже самому Христу; правило же о пении, или о поклонах 1402 , или есть, якоже игумен установит, коемуждо по силе.
О святом же причастии вопрашаешь: в посты великие 1403 , или в иные посты, всегда ли давать им причастие, или ни? И се ти буди ведомо, яко аще ктo млад, или стар, и житие его есть чисто и в послушании истинном живет, и правило свое исполняет по силе, и помыслы свои чисто исповедует, не возбраняет ничтоже почасту причащаться: достоин бо есть, таковой иже аще есть; а иже не таков, но некоторой леностью одержим, или преслушанием, или прекословием, или иной которой страстью, такового управляет игумен, якоже сам рассудит, и о причастии коли давать, и коли не дать, противу устроению их.
Понеже попы миряне 1404 мирским человекам молитвы дают на Воскресение и на Рождество Христово, и на Петров день, сего ради вопрошаешь: годитлися и чернецам тую же молитву молвить? И се ти отвещеваю, яко 1405 мирянe обязаны суть попечениями миpa сего, и овогда убо постигнет к церкви прийти, овогда же не постигнет, такожде же о ястии и питии не уставное имут, и ина многа, яже едины миром обладаемые ведят 1406 ; сего ради и молитва, освящения ради, дается им; чернецам же не надобны мирских молитвы, занеже всегда в церкви в правилах дневных и ночных суть: егда же ли будет им время причаститься, ино уставленые молитвы святому причастию себе прочетши 1407 и 1408 управивши, и тако к святому приступает причастию.
Егда же ли чернеца пригодится стричь и имя ему нарицать, несть в сем узаконаположено, еже или дни того святого имя нарещи, или паки и с мирского имени, но якоже игумен восхочет и повелит.
Исходящие 1409 же из монастыря без благословения, не достоит иному игумену таковых приимать, занеже в том благочинье иноческое обесчестяется и устав разрушается; сего ради и аз таковому бесчинию возбраняю бывать, аще и даже и доныне таковое бесчиние действуемо бысть: иже бо из монастыря втай, кроме благословения, исходит, како достоит таковой поповства или причастия Христа Бога таин? 1410 Аще ли же по некоей вине благословной будет 1411 изойти брату из монастыря, но с благословением игуменовым и со всей братьей простившись, и тако пойдет во ин монастырь, идеже благословит его свой игумен, с грамотой отпустной 1412 , к иному игумену; а иже не сице творящий под запрещением суть.
Вопрошаешь же о милостыни, аще годится чернецу или игумену милостыню творить? Чернецу же убо, в послушании сущу и над собой воли не имущу, како годится ему милостыню творить? Игумену же годится творить, елико по силе и есть многим мзда от сего – и самому игумену, и всей братии, понеже монастырские стяжания и имения общие суть игумену и всей братьи; не мала же мзда от сего есть и тем, иже в монастыри что любо дающей. 1413
Схимнику же всегда на себе схиму носить и куколь, и никогда же кроме сих не быть.
А еже села и люди держать иноком, нe предано есть святыми Отцами: како мощно иже единою мира и мирских отрекшемуся паки мирскими делами обязаваться, и яже разори, паки созидоваться, по Апостолу, и преступника себе составлять?. 1414 И древние Отцы ниже сел стежаша, ниже богатства и стяжания, якоже святой Пахомий, и святой Феодосий общежитель, и святой Герасим, и иные многие святые в Палестине же и в той самой Синайской горе, и в Раифу, и в Святой горе, юже и сам аз видех; ныне же 1415 после, помалу, в расслабление прииде вещь: начаша монастыри те и скиты 1416 держать села и стяжания. Должно есть велико соблюдение и опасение держать. Ты же вопрошаешь мя о селе, о немже ти князь в монастырь дал есть, како или что сотворить? Слыши же от меня ответ и приими мой совет: аще убо уповаешь на Бога с своей братьей, и дажде до ныне Бог препитал есть вас и кроме села, и наперед препитает, почто обязоваться попечением мирским, и внегда бы Бога помянуть и тому же 1417 единому послужить, тогда о селах поминать и о мирских попечениях? Смотреть 1418 же и се, яко егда чернец кроме есть всякого попечения мирскогo, тогда есть со всеми мирен и все человеки любят и честь дают ему; егда же обяжется селами и мирскими попечениями, тогда потреба и к князям ходить и властелям, и судилища 1419 искать, и стоять за обидимых: и свариться, и смериться 1420 и не хотя ко 1421 всякому человеку, еже не выдать во обиду своих людей, и труд велик поднимать, и правила своего оставляться. А еже сего страшнейши, яко повнегда чернецам начать селами 1422 владеть, и мужем и женам судить, и частые хождения в них творить, и оних печаловаться: чим мирянина различны суть? чернецам же с женами опчитися 1423 и беседы с ними творить, бедно есть. Но аще бы мощно сице быть селу под монастырем, еже чернецу николи не быть в нем, но мирянину некоему богобоязниву приказать, и тому печаловаться бы о всяких делах; в монастырь же бы готовое привозил житом и иными потребами: занеже пагуба чернецам селами владеть и тамо частая происхожения творить.
Вопрошаешь же: евангелия великого четверга страстная како чтутся и где? И о сем ти буди ведомо, яко на святом престоле все евангелия чтутся, от первого и до последнего, попу же во вся ризы оболчену.
О молитвах же вечерних и заутренних вопросил мя еси: колико их есть? И на вечернии убо молитвы 6, а седьмая выходная, а восьмая по исполнении вечерни и по возглашении; а на заутрени же 1424 11 молитв и 12-тая молитва, после «Хвалите Господа с небес», на главопреклонении.
Се тебе, по твоему прошению, возлюбленный сыну о Святом Духе Афанасие, елика просил еси написана приять от нашего смирения. 1425 И понеже в многих попечениях церковных обретаемся и мирских, сего ради опоздихом, ныне же едва поспехом указания и ответы свершить по вопросам твоим. Елика 1426 убо и мы в божественных писаниях прочтохом, и елика 1427 от учителей наших достигохом приять, и тебе убо полезна сия, и всем прочитающим та со усердием и вниманием, якоже указает Великий Василие: «благим бо, рече, учеником бывай 1428 послушатель, и тех поученьями соблюдай свое сердце, храни же свои уши от мирских новостей, яко да не кроплением скверны душу свою осквернишь; благим повестям бывай послушатель, злых же освеняйся». Да яко желаешь от моей руки великим ангельским образом одеяться, еже есть схима, и се, по вере твоей, буди ти; и егда убо сам восхочешь и поспеешь, и се сотворим.
О правиле же монастырском и братиям, егда же поспеем, и се помалу, елика по силе нашей, сотворим. Но понеже далече от нас отстоишь и немощно уста к устам вопрошать и о своей пользе и братии, и ты такожде написуй, внегда на ум что взыдет, и по вопросам твоим и ответы сотворим. Но убо, елика ти сила, о братьях прилежи, паче же о новоначальных и юных: многая 1429 бо потреба о сих пещись, яко зависть бесовская на убогие иноки всегда настоит, занеже чин спадый 1430 ангельский 1431 гордостью и во тьму преложься, и 1432 тое место иноки 1433 хочет исполниться. Сего ради бесове не терпят и всякие пакости наводят 1434 на иноческий чин; ныне же есть последнее 1435 время и летом скончание приходить, и конец веку сему; бес же велми рыкает, хотя всех проглотить, по небрежению и лености нашей. Оскуде бо добродетель, любовь преста, простота духовная отбеже, зависть же и лукавство и ненависть водворися, ухищрения же и высокоумия исполнихомся. Сего ради отуждихомся 1436 всякого дарования духовного, якоже Апостол великий свидетельствует, глаголя: «идеже в вас распря и рвения и зависти суть, не плотски ли есте и по плоти ходите?». И паки: «плоть и кровь царствия Божьего не наследит». Прелесть велика сдержит нас, оставихом путь правый и учения святых Отцов, и ходим 1437 по своим волям, заблуждающе и мирскими молвами 1438 погружаеми: «оскуде бо, по Пророку, праведный от земли, и исправляющего в человеках несть». Горе нам, яко оставихом путь правый! Все обладать хотим, все учителями творимся быть, ни поне ученичество достигше: новоначальными бо многолетними обладать хотя и над семи 1439 высокоумствуют. Плакать ми и слезить находит, паче же плачу и тужу о лжах, живущих в человеках: ниже Бога боящеся, ниже человек стыдящеся, сплетаем лжива словеса на ближнего своего завистью, бесом подвижимы, якоже пишет святой Максим, сице глаголя: «завистливого печаль трудом составить 1440 едва возможешь; беду бо свою помышляет еже в тебе завидимое». Лют недуг душевный зависть: многа убийства завистью содеяшася в миру и многие страны запустеша; завистью бо подвижем Каин, братоубийтво сотвори, и оттоле убийство в мире вниде; зависти ради Иаков отчего дому отбегает и в работу Лаве 1441 предается, идеже 14 лет пребысть служа; завистью подгнещаемы братья Иосифова, продают 1442 его в Египет, идеже Господь прослави его и Египту всему царя сотвори того. И что ми многа глаголали? Самого Господа, Творца небу и земли, завистью жидове распяша его. Зла есть страсть зависть, и иже аще кто одержим таковой отрастью будет, несть ему спасения, аще не потщится такового недуга злого премениться; понеже яко убийца судится таковой, якоже и брат Господень Апостол Иаков глаголет: «убиваете и завидите, сваритесь и борете: еда едины поживете на земле?». Сего ради потщимся таковые страсти кроме быть; вместо же той, братолюбие стяжаем и спострадание, мир имуще в своей душе 1443 , якоже Апостолом учимы есмы: «мир, рече, гоните со всеми и святыню, еяже 1444 кроме никтоже узрит Бога». Несть иным путем спастись, аще и тело свое кто великими трудами истает, кроме чистой любви, якоже и великий учитель глаголет: «аще дам тело свое на сожжение 1445 , любви же не имам, бых яко медь звонящи, или кимвал звецая». Иже бо в любовную добродетель достиже, достиже самого Бога и почи в нем. Удобь обретаема cия добродетель тружающимся о ней 1446 обрести ее; не удобь же достизаема есть паки завистью одержимым 1447 : лютого бо корени – лютые отрасли. Иноческое же жительство един образ имать – душевное спасение. Ты же, возлюбленне, потщайся, елика ти есть сила, в смирении и в любви, и еже не сплетаться мирским вещам, ниже с мирскими общения и многаглаголания; понеже мир блудница есть, якоже глаголет святой Максим, и не токмо любленники свои и рачители в себе держит, но и тех, иже единой узы его расторгших 1448 и того сетей избегших, хочет к себе привлечь и всяческими страстьми осквернить. Бежащи 1449 бежим, братие, не впасть в мирские сплетения. 1450 Словеса наставником полезны суть, и послушником такожде: «начат бо рече, Иисус творить же и учить». Зриши ли, яко не токмо словом учить учителю достоит, но и делом достойно верно 1451 учение бывает? Аще бо ручное ремество кое либо не может кто кого словом научить и свершена показать, то колми паче духовное дело, умне свершаемое, а не телом: «несть бо, рече, наша брань к крови и плоти, но к началам злобы поднебесным». 1452 Cия убо и сицевая ведуще, подвизаемся о своем спасении, яко да получим вечное благое.
* * *
не подаст, но Акт.
В А прибавлено и лишнее.
В подлиннике приб. и – лишнее.
В подлиннике обножить.
Слова: тогда переливают его, пропущенные в подлиннике, взяты из № 530 и Акт.
В подлиннике иноко.
В подлин. же, в А убo; в тексте по № 530.
В подлиннике: написану и далее – неписану, исправлено по № 530; и ова же паки и неписана нет в А.
инакоже № 530 и А.
да в что деяния А.
единако А.
и сия страсть от еже нет в А.
В подлиннике: лице, исправлено по А.
В подлиннике: дайжде; в тексте по А.
Отсюда в А пропуск, конец которого указан ниже.
Апост. прав., 45.
свою познавше написано на верхнем поле.
В подлиннике: чаловеколюбье.
Тимоф. александр. прав. 2 и 3.
В подлиннике: от предварших.
В подлиннике: чадо.
браку приписано другой рукой на поле.
Перевод греческого εὐλογία в значении благословенного xлебa.
Этим словом оканчивается пропуск в А.
ни пригодится А.
обратився № 530; обратится А.
сестры А и № 530.
В подлиннике: ни.
Правила этого нет в А.
В подлиннике: дети и; А дети; № 530 детей.
крещати из А.
неизреченно А.
младо А.
В подлиннике за благочестие; исправлено по № 530 и А.
пристойно А; прилежно № 530.
указа не положено А; ниже указано, ни положено № 530.
ни нет в А.
В подлиннике: стоит тут и – лишнее.
В подлиннике дара; исправлено по А.
Правила о причащении черниц нет в А.
И этого правила нет в А.
Т.е. водой, освященной 1-го августа (в праздник происхождения древ св. креста).
таинных А.
Се же А.
на тоже А.
в ину А – кажется, правильнее.
В подлиннике святители; исправлено по А.
просвещенной А.
того нет в А.
раставляя А.
В подлиннике к; исправлено по А.
В подлин. далее следует бо – лишнее.
яко да не утесневаемы № 530.
в монастыре № 530 и А.
поклонных А.
Великий А.
обязаны суть по печениям и мира сего прибав. в А.
и прибавлено в А.
и на многа же миром обладаемы вадят А.
В подлиннике причетши; исправ. по А.
себе прибавлено в А.
Исходящих А.
Христа Бога таин написано на поле и в А нет.
В подлиннике будут; исправ. по А.
отпускною А.
Этого вопроса и ответа нет в А.
В подлиннике составляя; исправ. по А.
но еже А; но ныне № 530.
В подлиннике вместо те и скиты стоит тесны; исправлено по А.
же нет в А.
Смотри Α и № 530.
села № 530.
смиритесь А.
ко в подлиннике зачеркнуто киноварью.
В подлиннике сел; исправ. по № 530 и А.
общатись А; опщиться № 530.
заутрених Α.
смирения А.
Елико A.
елико А.
В подлиннике бывати; исправ. по А.
много А.
испадый А.
и прибавлено в А – лишнее.
и нет в А.
и инокых А.
Сего ради бес, не терпя, всякие пакости наводит А и № 530.
В подлиннике последняя.
отчуждихомся А.
ходихом А.
волнами А.
всеми А; сими № 530.
с трудом ставить А.
Лаванови № 530.
предают А.
в сердце и в душе А.
еюже А.
сождежение А.
В подлиннике вместо о ней (как в А) написано по подскобленному и не.
В подлиннике одержимыми.
В тексте оригинала написано было отрешиⷵ ; но потом на поле поправлено рассторгших, как и в А.
Бежуще А.
плетения А.
Вместо достойно верно, кажется, нужно читать достоверно (дèлом).
поднебесный А и № 530.