Источник

31. 1404 г. июня 14. Его же грамота вдове Феодосье на усыновление приемыша

Из сборника графа А.С. Уварова № 512 (прежде – Царского № 366). Издана в Актах Исторических, т. Ι, № 255.

О приимке и остаΗке

Се аз Киприан, митрополит киевский и всея Руси. Что ми била челом Феодосья, Филипова жена, а ркучи так: муж мой, господине, Филип мертв напрасной смертью, холопы его убили; а жила есми с своим мужем полчетвертадцать лет, а детей, гocподине, у нас не было, и мы себе приняли приимачка, за дитяти место, Тимошку, чтобы господине, поминок был души мужа моего и моей, а духовной грамоты нет. А аз, господине, хочу сидеть вдовой и до своего живота, а поминать душу мужа своего, а по моем бы животе не залегл поминок души мужа моего и моей: и ты, господине, как пожалуешь, как укажешь? И аз Киприан митрополит воззрел есмо в Намаконун, да изнашел есми правило, аже пишет в законе так: «аже муж умрет без завета, без душевной грамоты, или жена, такожде умрет, не сущу отроду от них, или паки отца и деда, наследует муж жены своей стяжания и приданое ее, такоже и жена наследует стяжания мужа своего». 1345 А в иной главизне законной писано есть, яко «преемник наследует отца и матерь, приимших его; аще и родные дети будут у них, и тот ровен с детьми родными, и тому такова же доля: а не будет детей родных, наследует отца и матерь, приимших его, аже будет сын или дчи преемник». 1346 Сего ради аз Киприан митрополит, по тем законным правилам, рассудил есмь и управил есмь той Фeодосии Филипове: вольно ей в земле и людях, и в всем стяжании мужа своего, седит в своем дому, а поминает 1347 душу мужа своего и управливает, а дитя свое приемное кормит. А какы хочет завет и управление, душевную грамоту, списать о стяжании мужа своего и о своем, и о души мужа своего и о своей, вольно; а иной бы никто не вступался чрез сии законы и управление наше. Сего ради дана бысть грамота нашего смирения, на утверждение, той Федосии Филипове, июня в 14, индикта 12, в лето 6912.

* * *

1345

Приводится закон из Прохирона (тит. XX, гл. 19) или «Закона Градского», но не в переводе Кормчей Книги (см. ч. 2, л, 94).

1346

Срав. Прохирон тит. XXV, гл. 3., или в печат. Кормчей ч. 2, л. 87. Ближе к цитате Киприана подходит следующий закон Базилик: ἐάν τις τελευτήσῃ ἀδιάθετος ἐπί παις: φυσικοῖς καὶ παιδὶ θετῷ, ὀμοίως πάντες κληρονομοῦσιν. Zachariae, Jus graeco-romanum, Pars V, p. 425, § 33.

1347

В подлиннике поминать.


Источник: Памятники древнерусского канонического права / [Ред. А.С. Павлов]. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. М.А. Александрова, 1908. / Ч. 1. (Памятники XI-XV в.). - 1908. - 1466 с. и стб. разд. паг. (Русская историческая библиотека, изданная Императорской Археографической комиссией Т. 6).

Комментарии для сайта Cackle