30. Послe 1395 г. Его же псковскому духовенству с наставлениями о совершении различных священнодействий
Из рукописи Румянцевского Музея № 204, л. 446–448, по которой издана была в Актах Исторических, т. Ι, № 8. Сверена со списками в Макарьевских Минеях-Четьих (Синод. сп. № 182, л. 660 об.; Успен. сп. № 996, л. 635). Дата грамоты выставлена согласно с содержащимся в ней неопределенным указанием: «коли есмь был в Новгороде в Великом», a Киприан был здесь в 1395 году (ср. №№ 28 и 29).
А се о службе и о священии церковном дано Святой Троице
Благословенье Киприана, митрополита киевского и всея Руси, во Псков, детям моим попам, собору Троицкому и Софийскому и всем попам псковским. Сведомо вам, что приездил здесь к нам поп Харитон от вас с товарищами на поставление: и мы их поставили и 1338 отпустили. А что есми слышали, чего нет у вас церковного правила правого, то есмы, списав, подавали им устав божественные службы Златоустовы и Великого Василия, такоже самая служба Златоустова и священье в первый день августа месяца, по уставу, такоже и синодик правый, истинный, который чтут в Царьгороде, в Софии Святой, вп атриархии; да приложили есмы к тому, как православных цаpей поминать, такоже и князей великих, и мертвых и живых, якоже мы зде в митрополии поминаем, такоже и крещение детиное и всякого христианина, потом oбручениe и венчание. А чего будет ныне не поспели списать, что вам надобно, а то хотим излегка заставить писать, да и то у вас же будет; а то, что списано и послано к вам с вашей братьей, то есть все право, истинно. А коли есмь был в Новгороде в Великом, тогда есмь антиминсы свящал, а приказал был есмь епископу послать и к вам тех антиминсов. Нынче слышу, что сам был тогды у вас, а дал вам от тех антиминсов, а приказал вам начетверо резать каждый антиминс: ино то не право учинил, на свою пагубу; и нынче аз послал с вашей братьей, с попом Харитоном и его товарищами антиминсов 60; а в Троицкий клирос переимите те антиминсы, а держите их по старой пошлине; а свящайте церкви, но не режьте 1339 их: так и кладите, как порезаны и наряжены и свящаны. А что есте доныне крещали дети, в руках держа, а водой сверху поливали, а то неправое крещение: вото 1340 аз послал правое крещение, истинное, по тому бы есте и сами деяли и иным бы есте всем заказывали, чтобы по тому ходили. А синодик есмь послал к вам правый Царегородский, по чему и мы здесь поминаем, или еретиков пpoклинаем: и вы по тому дейте. 1341 А духовным своим детям, кто достоин причастью, – а хотите дать причастие о Велице дни, или о Рождестве Христове, или о котором святку, как посмотрите достойного, – и вы давайте на обедне. Как измолвит дьякон: «со страхом Божьим и с верой приступите», тогда бы приходили к царским дверям, да причащались пред царскими дверями, а руки положа к персям крестообразно, а к сударю бы не прикасались; так же и женкам давайте причастие, обедни не кончав, а причащали бы ся у других дверей, что противу жертвенника, развe только 1342 больного человека: больному, ино и во двор шед, дать причастие. А мужи бы к святому причастию в волотах не приходили, но снимая 1343 волоты; а на ком пригодится опашень или шуба, и они 1344 бы припоясывали. А милость Божья на вас. А дана грамота на Москве, месяца апреля в 17 день.
* * *
и из Успен. сп. Мин.-Чет.
режете Синод. спис. Мин.-Чет.
в то Успен. Мин. Чет.
действуйте Синод. Мин. Чет.
точию Синод. сп. Мин.-Чет.
но снимали бы. там же.
и ни бы во всех сπисках.