29. 1395 г. Его же поучение новгородскому духовенству о церковных службах
Из рукописи московской синодальной библиотеки № 562, л. 412–413; издана была по той же рукописи в Актах Исторических, т. I, № 11. Грамота писана в Новгороде и, вероятно, для тамошнего же духовенства.
Киприан, милостью Божьей митрополит киевский 1327 и всея Руси. Что мя есте вопросили о службах Великого Василия, буди же вам ведомо: служба Великого Василия починается второй недели поста; а в неделю сыропустную Златоустова служба, такожь и в неделю соборования, занеже на сбор синодик 1328 чтется, того деля Златоустова 1329 служба; а от второй недели поста в великий пост на всякую неделю Великого Василия служба служит; а на вербницу Златоустова служба, и на канон Рождества Христова, и на канон водокрещения Василия же Великого служба; мнози же чести 1330 деля Великого Василия и на его праздник службу его 1331 служат. А в среду масленной недели и в пятницу несть никакой службы, но только часы с вечерней; тако же и в великую пятницу по томужь. – А татям и душегубцам при смерти дать причастие, по аже чисто 1332 каются, все свои согрешения чисто поведают; а не кающемуся как ему причастие дать? – А церкви несть второго священия никакового, кроме аже 1333 престол святой попортится: тогда и священие надобе, тогда и всякая порядная изнова надобна. – А в великую субботу, вечер, мефимона несть никаоже. – А что мя есте вопросили, аже коли диакон не пригодится, а надобе многим попам петь вместе, чтобы от попов которому молодшему дьяконовать, – несть в поповстве ни младости, ни старости: того деля неслично тому быть. А коли бы то было, чтобы попу диаконовать, ино потом будет ни поп, ни диакон; того деля по лзе тому так быть: поп есть поп, а дьякон – дьякон; а коли не пригодится дьякона, и поп служит один. – А что вопрошаете: «петь ли «Святый Боже» в алтаре, иногда бывают соборные церкви, а суть попы клирошане с дьяконами без перемены… 1334 и певцы поют «Святый Боже» и «Слава» поют и «Ныне», и попы поют в алтаре одну только последнюю «Святый Боже». – А на Воздвижение честного креста во всякой церкви, по всей земли, где христианe живут, крест воздвигают, хотя бы один поп был, на славу честного и животворящего креста. – А которого человека отец душевный не благословит за его непослушание, а он живет лета, а не знается, ни кается, а придет к смерти, да и так не кается, не достоит ему дать святого причастия; а почнет каяться пред смертью и плакать, исповедая свои вины, ино приять его в покаяние и причаcтиe дать ему: да оже смерть ся ему пригодит, тогда в том паки вольно будет, в чем его поставить; а только восстанет от той болести и здрав будет, ино ему епитимия поднять за предние свои дела. – Про кумовство, что дитя крестить куму с кумой, несть того: неслично двема крестить, ни мужу с чужой женой, ни со своей женой, но одному годится крестить, или от мужского пола или от женского. – А что ми вопрошаете про ростриги, и аз дивлюсь сему. Всякий христианин ведает се 1335 : аже который христианин отвержется Χриста, с тем не годится ни есть ни пить, ни целоваться с ним, ни стретиться бы с ним, так от него бегать; також паки кто посмеется ангельскому образу, а с себе свержет, и тот таковых тому подобен, и божественные правила так повелевают, с таковыми ни есть ни пить, ни обчины никакой не держать; а иже так и не кается, но возмет на себя опять ангельского образа, проклинают его божественные правила. – А к поповству и диаконству, аже кому ставиться надобе, чисту быть, как от чрева матернего родится 1336 , не было бы зарока тому згоже ставиться. А случится паки какова напасть в поповстве, или в дьяконстве, по наваждению дьявольскому, ино ему в тот час престать от службы: несть ему никакой епитимии, но только не петь 1337 и до смерти. Cие вам поучение от меня. А милость Божья на вас. А дан список в Новограде, в лето 6903.
* * *
Вподлиннике: митрополитом киевским.
В подлиннике: синодок.
В подлиннике: здесь и далее Злаⷵустова , чтó по предыдущему полному начертанию этого слова и по экономии старинной графики должно быть прочитано так, как в тексте.
В подлиннике чти: явно, что писец забыл поставить титло.
В подлиннике: службою – ошибочно.
В подлиннике: что; ср. прим. 4.
В подлиннике: яже.
В подлиннике: следуют далее слова, не дающие никакого смысла: «иноком внедрано на выход в алтарь».
В подлиннике: ведается.
В подлиннике: родитися.
В подлиннике: пить – ошибочно. Ср. выше стр. 115.