Источник

II. Крестовская церковь

Вид Крестовской церкви с колокольней.

1. История Крестовской церкви

На месте нынешней Крестовской церкви с незапамятных времён стояла сперва деревянная, а потом каменная часовня, именуемая «часовней на Боровской дороге».

О построении этой часовни Калужские старожилы рассказывают так: после большого Калужского пожара, в конец истребившего город, в числе святыни, спасенной из погоревших церквей, был большой, издревле чтимый Крест. Спасённые вещи были сложены до времени в одной из посадских церквей. При распределении оных по уцелевшим и вновь устроенным храмам, граждане пришли к единодушной мысли поставить этот Крест за городом на большой Московской дороге, воздвигнув для него особую часовню, в ограждение его силою этой лесистой окрестности их города28, от часто случавшихся там грабежей и разбоев. Благое намерение было приведено в исполнение, и не постыдилась вера их, разбои в этой стороне с тех пор стали видимо уменьшаться, а потом и вовсе прекратились, а это обстоятельство еще более усилило благоговение, которое издревле имели Калужские граждане к сему чудному Кресту.

Это предание заключает в себе, между прочим, и указание на древность упомянутого Креста, если даже остановиться и на том мнении, что его стали особенно чествовать со времени постановления в часовне. Предание упоминает о «большом пожаре». По всей вероятности, здесь надобно разуметь тот самый пожар, который докончил разорение Калуги, начатое в 1618 году Сагайдачным и о котором упоминается в жалованной грамоте Царя Михаила Феодоровича Калужанам в 1622 году. В одном старом синодике (1685), читанном при Патриархах в неделю православия, между прочим написано: «И иже в городе Калуге сгоревшим от запаления, и нужной смертью скончавшимся святым Инокам и Инокиням, и всем православным христианам вечная память»29.

И так, согласно сему преданию, известность Креста, надобно полагать, начинается с первой четверти ХVI столетия, самый же Крест существовал очевидно прежде: ибо был в числе святыни, спасенной от пожара 1620 года. Древность его свидетельствуется и тем, что не смотря на прискорбное отделение части Калужских граждан от единства церковного, они всегда соединялись чувством уважения к сей древней святыне своего города, доказывая тем очевидно, что было время, когда была на Руси «единая вера и едино о ней мудрование у всех верующих».

Изображение Животворящего Креста, находящееся в церкви при въезде в г. Калугу с северной стороны.

По ведомости 1763 года значится принадлежащей к Лаврентьеву монастырю состоящая на большой Московской дороге каменная часовня, с таковою же келью, в 1 ½ версте от монастыря. Поводом к построению на месте Крестовской часовни, нынешней Крестовоздвиженской церкви, было особое достойное примечания событие30. Один отставной Полковник Павел Сергеевич Чебышев, приехав в 1827 г. в Калугу, для лечения тяжкого своего недуга, видел 15 августа во сне, что он совершенно выздоровел после поклонения Честному Животворящему Кресту в какой-то неизвестной ему часовне. Пробудившись от сна и выехав, по совету врача из дома пользоваться свежим воздухом, больной нечаянно приблизился к неизвестной ему до толе часовне, и будучи введен в оную, весьма обрадовался, увидев в ней те самые предметы и всю обстановку их, какие виделись ему во сне. С верою и упованием на всесильную помощь Божию, помолившись Кресту Господню, больной, по принятии святой воды, опущенной с ног (изображённого на Кресте резьбой) Господа нашего Иисуса Христа, вдруг почувствовал в себе силу и крепость, вышел из часовни уже без посторонней помощи и возвратился в квартиру совершенно здоровым. В благодарение Господу за свое чудесное исцеление Полковник Чебышев дал обет устроить на месте часовни храм во имя Воздвижения Честнаго Животворящего Креста. Но обету его суждено было исполниться лишь после его смерти, (последовавшей в 1829 году), при посредстве супруги его Натальи Павловны Чебышевой в 1830 году. Тогдашний Калужский Архипастырь Преосвященный Епископ Гавриил, известясь о благочестивом желании г. Чебышевой, испросил на сие святое дело благословение Святейшего Синода, и деятельно помогал осуществлению оного, так что храм сей, благодаря усердию храмоздательницы и других доброхотных дателей, окончен в течении одного года и освящен тем же Епископом Гавриилом, при многочисленном стечении народа.

Самое положение новосозданной церкви за городом, но вблизи его, при Ямской Слободе, тотчас указало гражданам Калуги на исключительное назначение сей церкви: принимать под сень своей святыни отходящих от сей жизни, с обязанностью приносить выну бескровную жертву о их вечном упокоении. Мало по малу образовалось при ней кладбище, в настоящее время украсившееся многими памятниками над могилами почетнейших обывателей города. Преосвященный Епископ Гавриил тогда же установил, чтобы торжественные крестные ходы вокруг Калуги и в Лаврентьев монастырь были совершаемы у сказанной церкви, с остановками в оной для совершения молебствия Честному Животворящему Кресту. Здесь Матерь Божия, присутствуя в Своей цельбоносной иконе, останавливается у Креста Своего Божественного Сына, чтобы споспешествовать молитве народного множества, подобно жёнам Мироносицам, сопровождавшим её некогда вне города, на лобное место, а в день Вознесения Господня, когда шествие направляется от Крестовской церкви в Лаврентьев монастырь, расположенный на горе, осененной вековыми деревьями, обитель эта приводит на память Элеонскую гору, которую, как говорит предание, Матерь Божия особенно любила посещать в память Вознесшегося с нее на небо Божественного Сына Ея. Начатое Преосвященным Епископом Гавриилом удачно поддержано и продолжено Преосвященным Епископом Николаем, ибо ему принадлежит благая мысль учредить при церкви Креста богадельню, или приют для нуждающихся в оном священнослужителей. Для сего Преосвященный Епископ Николай устроил вокруг церкви каменную ограду, с готическими по углам башенками, заняв ею довольно большое пространство, потом выстроил деревянный, на каменном фундаменте, флигель для помещения призреваемой братии, и, наконец, пожертвовал в пользу сей Крестовской богадельни еще при жизни своей билет в 2117 рублей серебром.

Но это было лишь благое начало. Полное осуществление его мысли досталось на долю Преосвященного Епископа Григория, благодетельному попечению которого Крестовская обитель обязана вечной признательностью. Вскоре, по вступлении в управление епархией (1851 г.), он приступил к постройке каменного двухэтажного дома, который окончен совершенно в 1854 году, так что в настоящем своем виде Крестовская церковь, с принадлежащими к ней зданиями, чистенькой оградою, украшенной готическими башнями, кладбищем, усеянным красивыми памятниками и садом, совершенно походит на благоустроенный монастырь, доставляя целесообразным внутренним устройством своим душевное утешение своему покровителю и радуя внешним благолепием взоры подъезжающих с сей стороны к г. Калуге.

2. Настоящее состояние Крестовской церкви

Крестовоздвиженская, или обыкновеннее Крестовская церковь, как по внешнему виду, так по внутреннему расположению имеет форму равностороннего креста. Снаружи ветви креста оканчиваются портиками с круглыми колоннами, поддерживающими фронтоны. Она освещена десятью окнами с железными решетками и дубовыми двойными рамами, имеет трое двойных дверей: наружная железная, а внутри деревянная, со стеклами и железными замками. Купол покрыт белым, а прочие части простым железом, окрашенным медянкой. Крест на ней железный, позолоченный. С западной стороны церкви двухъярусная столпообразная колокольня, каменного же здания, но купол оной длинный, шпиль из железа, покрытого белой жестью, а карниз покрыт простым железом, окрашенным медянкой, на шпиле яблоко медное, позолоченное, крест железный, позолоченный же, в пролетах, в верхнем ярусе, где висят колокола (в самом большом весу 101 пуд), 4 чугунные решетки. При колокольне пристроены по обе стороны две каменные палатки: одна для ризницы, другая для сторожа. В первой три, а во второй два окна с железными решетками. При входе в колокольню с западной стороны створчатая дверь чугунная, решетчатая.

Внутренность церкви, как выше было замечено, расположением своих частей также образует равносторонний крест, ветви его отделяются от средины, находящейся под куполом, арками с пролетами. Западная ветвь составляет притвор, восточную занимает алтарь, в правой помещается чудотворный крест, а в левой придел, в честь иконы Божией Матери, называемой Троеручицею. Церковь вся расписана масляными красками в 1858 году живописцем Пановым: в арках небольшими репьями и колоннами, в куполе изображение Святой Троицы, в фонаре, или трибуне 4 Вселенских Святителей, а в перемычках сводов между арками 4 Евангелистов; фонарь освещен 4 полукруглыми окнами. Амвон и солея о 3 ступеньках. Пол выстлан лещадью, Калужского изделия.

При входе в храм, на стене в арке, отделяющей притвор от настоящей церкви, находится медная позолоченная доска с надписью, в которой изображено следующее: «Лета 1827 года некто боярин полковник Павел Сергеев сын Чебышев, муж благочестивый, богобоязненный, будучи одержим жестокою болезнью, прибывши в град Калугу, надеясь получить помощь от врачей, но пришедший здесь в столь великое изнеможение, что едва мог ходить с помощью других, сподобился августа в 15 день утром иметь сновидение о исцелении его от Животворящего Креста, в часовне находящегося. Пробудившись от сна, по совету врача, выехал из дому для воздуха и нечаянно приблизился к неизвестной ему часовне, в которую будучи введен весьма возрадовался, узрев в ней те самые вещи, которые представлялись ему в сновидении. С верой и упованием помолившись Кресту Господню, многими чудотворениями прославленному, по принятии святой воды от пречистых ног Распятого на нем, вдруг ощутил в себе некую силу и крепость, вышел из часовни без помощи других и возвратился в дом здравым. В благодарение Господу за сие чудесное исцеление он дал святый обет, чтобы из оной часовни, издревле существовавшей, устроить храм во имя Воздвижения Животворящего Креста. Он, боярин после сего, будучи в Москве по делам своим, от возобновившейся болезни почил в Бозе 1829 г. января в 3 день и погребен в Симоновом монастыре. Супруга его Полковница Наталья, дщерь боярина Павла, по ходатайству

Гавриила Епископа Калужского, получила от Святейшего Синода благословение на сооружение сего храма, коему основание положено того 1829 г. июля в 3 день и который христианским усердием оной рабы Божией, при некоем пособии доброхотных дателей, сооружен и благолепно украшен того 1829 и 1830 г., во славу всесвятого имени Божия и для приношения в нем бескровной жертвы и молитв о спасении рабов Божьих Павла и Наталии и всех православных христиан».

На противоположной стене арки с правой стороны такой же величины изображение Креста Господня и 4 предстоящих, на медной вызолоченной доске, внизу коей накладная медная дщица с надписью: «Двукратное исцеление силою Животворящего Креста подпоручицы Анны Чириковой: 1-е) От беспрестанной головной, два года продолжавшейся боли, а потом и с глухотой. При врачевании не получивши облегчения, она прибегла под сень Животворящего Креста в храме сем и получила исцеление от болезни, которой с того времени не подвергалась; 2-е) По прошествии двух лет в 1833 году, после трудных родов, поправясь в здоровье и выходя на воздух, вдруг лишилась действия всей правой стороны – полуголовы, руки и ноги, и в сей болезни она прибегла к испытанной ею всесильной помощи. Супруг её, поспешивший тогда же в храм сей для испрошения от Господа облегчения болящей, имел поручение привесить ко кресту голову, руку и ногу, не найдя оных всех готовых повесил одну ногу. По возвращении он нашёл болящую получившей некоторое движение в ноге, когда же два привеска им были привешаны, то больная начала оправляться и вскоре выздоровела. Слава Господу, дающему по благости своей и по мере веры, исцеление».

Под сею иконой на стене написано: «Здесь положено тело Иеромонаха Серапиона, который в сане сем служил 15 лет и отличался кротостью и терпением, а всего жития его было 87 лет и 1 месяц, преставился 1805 года декабря 28 дня, погребен внутри часовни».

Прямо против входа невысокий, но лепообразный иконостас, поле коего покрыто синею краской, в нем четыре небольшие колонны, тумбы и карнизы колонн, арабески, медальон, репьи, изображения ветхого и нового завета, рамки икон и прочая вся резьба позлащена. Местные иконы украшены венцами.

Левый клирос закрыт живописной иконой святителя Митрофана, а правый киотом, в котором, кроме святцев, вставлены две складные Богородичные иконы, из них одна называется «Утешение плачущих» старинного письма, вышиною 15, шириной в 10 ½ вершков, риза и венец на ней сребропозлащенные чеканной работы, с клеймом 1795 года.

В южном отделении храма главная святыня оного честный Животворящий Крест, издревле чествуемый, он помещается на восточной стене сего отделения, под особым балдахином. Осьмиконечный, с резной плотью в рост человеческий, из цельного куска дерева, (кажется липового); оконечность правой ноги повреждена усердием древних богомольцев, которые отгрызали часть древа для пользования от зубной боли. На Спасителе венец сребропозлащенный, с сиянием, убранным стразами в серебряной оправе (1816 г.) и жемчугом разной величины, коего 256 зерен; полотно венца около самого лика, осыпано в два ряда красивыми и белыми аквамаринами; вместо короны большой аметист, отправленный золотом, ажур в виде травы. В венце с украшением весу 3 фунта 50 золотников. На груди Спасителя Цата, приложенная в 1831 году Иеромонахом Лаврентьева монастыря Павлом с надписью: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя», сребропозлащенная, на такой же цепочке с гирляндой из стразов, оправленных в серебре, весу в ней 21 золотник. В цате сей имеется голубой яхонт, два желтые и один белый простые камешки. На Спасителе опоясание, сделанное из серебра, в виде травчатой материи, с завязанным вверху узлом, весу в сем опоясании 5 фунтов 30 золот., приложено в 1846 году московским купцом Павлом Александровым. Весь Крест врезан в икону, на коей изображены 4 предстоящие, на коих венцы сребропозлащенные, весом 2 фунта, 84 пробы, 1816 года. Над простертыми руками распятого Господа изображены померкшее солнце и луна, обратившаяся в кровь.

Над распятием полуциркульный балдахин с бархатными занавесами и золотою бахромой, с таковым же подзором. Перед Крестом висит неугасимо горящая сребропозлащенная лампада, о трёх ветвях, дар московского купца Алтухова. У Креста сего привешиваются болящими серебряные изображения целой фигуры человеческой и разных частей человеческих: голов, глаз, грудей, рук, ног и проч. К этому чудному, или чудотворному Кресту, как уже было замечено, издревле имели особое уважение все калужские граждане, не исключая и мнимых староверов, которые, приходя на поклонение ему, не приносят впрочем «сердца сокрушенна и смиренна», ибо зараженные фарисейским мнением о своей праведности и чистоте, и чрез то избегая всякого общения с церковными, то есть с православными, избирают для поклонения родной святыне время вне служб церковных, подобясь и в этом фарисействующим иудеям, которые, предавая на распятие и муки Неповинного, и в тоже время держась обрядности внешней, не хотели войти в Претор на кануне субботы «да не осквернятся». По левую сторону Креста, в том же отделении, образ Божией Матери, именуемой «Блаженное чрево» весь покрыт ризою серебряной позлащенной, чеканной работы, на коей венец такой же и украшения из разных камней. Устроена в 1860 году на сумму, пожертвованную разными лицами. На сей иконе привешен серебряный местами позлащенный небольшой Крест, с частицами святых мощей.

В северном отделении храма придел в честь иконы Божией Матери Троеручицы, устроенный при Преосвященном Епископе Григорие II в 1855 г., освящен 12 июля того же года. В нем кроме небольших местных икон: Троеручицы (в сребропозлащенном окладе) и Нерукотворенного образа, замечательна икона Божией Матери Иверская, стоящая близ левого клироса настоящей церкви. Она написана на доске, мерою в длину 1 ½ , а в ширину 1 аршин. На ней риза и венец сребропозлащенные, чеканной работы, с клеймом 1833 года, корона и несколько звездочек из стразов, бирюзы и простых разноцветных камешков. В ризе с украшениями 10 фунтов 68 золот. За южными дверями храма имеется колодезь под деревянной крышей, а за ним двухэтажный, каменный, крытый железом, корпус, в коем внизу помещается трапеза и прочие службы, а вверху на две стороны 14 келий, разделенных просторным коридором. Здесь помещаются все состоящие при церкви священнослужители и послушники. Церковная служба отправляется ежедневно живущими при церкви старцами с меньшей братией. Корпус этот начат строением в 1852, а окончен в 1854 году. Главный фасад обращен на запад. Кроме сего с восточной стороны за храмом, в саду стоит деревянный одноэтажный корпус на каменном фундаменте, построенный еще Преосвященным Епископом Николаем для богадельни. Северная сторона площади возделывается для овощей, а на восточной и юго-восточной насажен сад, западная сторона составляет двор.

У стен храма, кроме западной стороны, погребаются покойные, по желанию, из дворян и купцов с платой за место от 25 до 50 рублей. На сем кладбище ныне насчитывается до 30 памятников разного сорта и формы, на могилах почетнейших из калужских граждан и других её обывателей. Один из сих памятников устроен в виде часовни, в готическом вкусе из бронзированной меди на чугунном пьедестале. Он занимает и самое видное место, находясь почти против средины алтаря. Входная дверь оного стеклянная с западной стороны, а с северной и южной окна с частым переплетом из цветных стёкол, на восточной глухой стене образ Воскресения Господня, в рамке с позолотою, пред ним теплится лампада. Под образом на столе портрет покойника. На восточной же стене надписи: а) Блажени милостивии, яко тии помилованы будут, блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Матф. 5); б) От признательной и скорбящей сестры добрым братьям Неофиту Гавриловичу Лебедеву, скончавшемуся 4 июля 1854 года и Феодору Гавриловичу Лебедеву, скончавшемуся 26 июля 1854 года. Помяни их, Господи, егда приидеши во Царствие Твоем!

Есть памятники замечательные напротив своею простотой и краткостью надписей, так например: плоский чугунный крест, на задней стороне коего лик Спасителя, а спереди надпись: «Княгине Вадбольской». Вокруг церкви и зданий каменная ограда зубчатая, с каменными же по 4 углам башенками, которые покрыты железом и окрашены медянкой. В ограде двое ворот, с южной чугунные решетчатые, а с северной деревянные глухие, с полуциркульными над ними арками, под железной кровлей.


Число лиц По докладу 16 октября 1799 г. ассигнациями. По переложении на сер. на основании высочайше утвержденных правил.
Штат Калужского Архиерейского дома Одному Всем Одному Всем
Руб. Коп. Руб. |К. Руб. к. Руб. к.
Архиерей 1
Жалованья 1000 1000 285 90 285 90
Да ему ж за хлеб и за прочую всякую, собственно для него принадлежащую провизию то есть: за муку крупичатую и пшеничную, разные масла и крупы, рыбу, соль, медь и вино горячее, а при том за дрова, железо и уголье, также за овес и сено для лошадей 1600 457 50
ИТОГО 1 2600 743 40
При Архиерейском доме
Эконом 1 50 50 14 31 14 31
По докладу 29 ноября 1807 г.
Духовник 1 30 30 8 58 8 58
Жалованья: Крестовых иеромонахов 2 24 48 6 90 13 80
Ризничий он же и казначей 1 30 30 8 58 8 58
При нем копиист 1 85 35 10 2 10 2
Иеродиаконов 2 24 48 6 90 13 80
Житенный он же и сушиленный 1 20 20 5 73 5 73
Архиерейских килейников 2 12 24 3 48 6 96
ИТОГО 12 305 87 51
Служителей при Архиерее 4 По докладам 16 октября 1799 г. и 29 ноября 1807 г.
Жалованья 25 58¾ 01.фев 35 7 32 29 28
По докладу 16 октября 1799
Им же на мундиры 5 20 1 41 5 64
Истопников, хлебников, поваров, приспешников и прочих служб 40
Жалованья 23 58 ¾ 943 60 6 78 271 20
ИТОГО 44 1065 85 306 12
Певчих
Жалованья Первой страницы 8 105 840 30 3 240 24
Второй страницы 8 84 672 24 3 192 24
Третьей страницы 8 62 500 17 91 143 28
ИТОГО 24 2012 575 76
На церковные потребы и на просфоры 100 28 56
По докладу 16 октября 1799 г.
На починку соборной церкви и домов Архиерей- ских и домовых церквей 800 228 57
На содержание ризниц 200 57 12
По указу 27 августа 1827 г.
На содержание Архиерейского дома сверх производимых по штату окладов 5000 1428 57
ИТОГО 6100 1742 82
ВСЕГО 81 12082 3455 61

* * *

28

27) Тогда, по преданию, все пространство на несколько верст от Московской заставы и частью поле между Крестовской церковью и Лаврентьевым монастырем, покрывал густой лес, остатки коего видны по местам и у самой слободы Подзавалья.

29

Древняя Российская Вивлиофика ч. VIII ст. 59.

30

Это событие начертано на медной доске резьбой

в глубь, и доска сия повешена в притворе на левой стороне от входа в храм, на стене арки отделяющей сей притвор от настоящей церкви.


Источник: Историческое описание Калужскаго Лаврентиева монастыря, нынешняго Калужскаго архиерейскаго дома и принадлежащей к оному Крестовской церкви / Составил иеромонах Леонид. - Калуга : Тип. А.М. Михайлова, 1891. - 99, XI с. ил., табл.

Комментарии для сайта Cackle