2. 1130–1156 г. Вопросы Кирика, Саввы и Илии, с ответами Нифонта, епископа новгородского, и других иерархических лиц
Издаются вполне по той же пергаменной синод. Кормчей XIII в. (№ 132, л. 518 сл.), по которой изданы были Калайдовичем, с значительными сокращениями, в Памят. Росс. Словесн. XII в. стр. 173–203. Варианты приведены из Кормчих: Троицк. Лавры № 206(Ла) и 205(Лб) XVI в., Рум. Муз. № 231 (Р), Московск. Государствен. Древлехранилища № 10(Д)-XVI в. и Публичной Библиотеки (Л. f. Отд. II, № 80)- XV в.(II). – Принадлежность «въпрошаний» временам епископствования Нифонта (1130–1156 г.) и не одному, а трем лицам (Кирику, Савве и Илье) допускается: 1) по смыслу надписания отдельных частей памятника. Если несомненно, что в надписании первой части: «Се есть въпрашание Кюриково» указано имя вопрошателя , а не лица, дававшего ответы , то нет никакого повода иначе понимать и дальнейшие надписания; «Савины главы» и в особенности: «Ильино въпрашание ». Епископа с именем Саввы, которому бы Кирик мог предлагать вопросы, до сих пор не найдено не только в Новгороде, но и в других русских епархиях, Илия же хотя и может быть признан за одно лицо с новгородским архиепископом этого имени, занимавшим кафедру 1163–1186 г., но в нашем памятнике он является еще таким же священнослужителем (духовником), каким был и Кирик; 2) В самом содержании вопросов и ответов находятся такие черты, которые невольно заставляют предполагать, с одной стороны, тождество лица «владыки», дающего ответы во всех трех частях памятника, с другой – различие лиц вопрошающих. «Владыка» первой части – бесспорно Нифонт – в своих ответах показывает близкое знакомство с обычаями Царяграда и всей земли греческой (гл. 10, 20 и др.); но то же видно и в ответах «владыки» второй части памятника – предполагаемого Савои (гл. 4). При Нифонте Кирик обращался с вопросами, между прочим к игумену Аркадию (гл. 43), который был потом преемником Нифонта на кафедре (1156–1163); но тот же Аркадий представляется «молвящим» и в третьей части памятника, т.е. при своем преемнике Илье (гл. 23)! Различие же лиц вопрошающих видно из того, что в первой части вопрошатель (Кирик) является монахом, только не принявшим еще схимы (гл. 68), а во второй (в Савиных главах) – женатым священником (гл. 4). – Для удобства пользования памятником, мы разделили Кириковы вопросы на главы (числом 101), подобно тому, как в самом подлиннике разделены «Савины главы» (24) и «Ильино въпрошание» (28).
Се Есть вопрашание Кириково, еже вопраша Епископа новгородского 242 Нифонта и иных
1
Прашах владыкы: аще человек блюет причащався? – Аще, рече, от обьядения, или от пьяньства блюет, .м҃. – дней епитимии; аще ли от возгнушения, .к҃.– дней аще ли от напрасной болезни, а мне. 243 Аще ли поп, да такоже .м҃.– дней, и не служит, с инем воздержанием; аще по нужи, яко некого нарядит служить за ся, да не служит с неделю, и пакы начнет служить, епитимию держа от меду, от мяса, от молока. Аще блюет на другы и] 244 день по причащении, то нет[у] 245 за то епитимии, такоже и на .г.҃ -и. Обаче и в субботу и в неделю не поститься, но иными днями да исполнится 246 .м҃.. Такоже аще ино что створит. – А се не в которой заповеди налезох 247 : «Аще кто обьядъся изблюет, причастие да трегубуеть 248 .м҃.– днии, – .р.҃ и .к҃.. Аще от болезни кто изблюет причастие, .г҃.– дня да постится, а яже есть изблевал, да сохранит на огни, .р҃. псалом 249 да испоет; аще то псы вкусят, .м҃.– дней да постится». 250
2
Достоит 251 ли, рече, глиняну сосуду молитву даять осквьрньшуся, ци ли толико древяну, а иных избивать? 252 – Якоже древяну, такоже глиняну, тако меди, и стеклу, и сребру, и всему творится молитва.
3
А за упокой сице веляше служить сорокоустье: на гривну пятью, а на .ѕ҃.– кун одиною, а на .в҃і.– кун двоичу 253 , или како мога; но все за того единого и пение и служба: того вино, темьян, и свечи, [и] 254 просфоры. Всегда же служи .г҃.– мя просфорами: одину великую преже доры въяти, идеже мертвый не вменяется, а оне две за упокой. А вино свое держи, купив корчагу 255 , такоже темьян; а на том емли себе. А испрашай, рече, или сам разумей, коли 256 ти дати веверице, а на том 257 елико служб 258 разложи свечи и все. Рех 259 емоу: «а еже бы елико суббот вынимать за того и до сорочин, обаче много бывает свеч и вевериц .м҃. ». 260 – А то, рече, велми добро, аще не своя неделя будет, а другу 261 рещи: помяни он сего, аже бывый, набоженка.
4
А наим 262 дела, рекше лихвы, тако веляше учит: аже попа, то рци ему: «не достоит ти служить, аще того не останеши»; а еже простеца, то рци ему: «не достоит ти имать наим 263 ; мне, рци, грех не молвивше». 264 Дашь не могут ся хабить, то рци им: «будете милосерды, возьмете легко; аще по 265 .є҃.– кун дал еси, а .г҃.– куны возьми или .д҃. ».
5
Чернеца в схиму постригав, не дах ясти скорома до восьмого дня. И слышав епископ похвалил бяше, яко то горазно створша.
6
И се владыце рех: и еще бескымы есмь, помышлял есмь в себе: но ли к старости, тоже ся постригу, но ли буду лучии тогда; но худ есмь и болен.
7
А черницами черньцем, рече, ни масла есть в среду и в пяток, аще и трепарь будет.
8
И се паки чернец неколи 266 покаялся 267 у меня. – Аже будет, рече, воборзех, пострищи и в схиму, а ци негодно постригать без схимы будучи? – Аже ми ты повелишь, то бы добро! 268 – Рече: добро еси помыслил, еже еси рекл: к старости пострищися в схиму. А постригания деля чернец, попин еси 269 : постригай и в схиму; поповство боле есть всего на то дело, на освящение. И ударих челом.
9
И се, вдадыко, оже жены наиболе кланяются в субботу до земли, тако молвя: за упокой кланяемся? – Борони, рече, велми того: в пяток по вечернии не дай 270 , а в неделю по вечернии достоит. 271
10
Оже будет кой человек и 272 крещен в латинскую веру, и восхочет приступить к нам? – Ат ходит в церковь по .з҃.– дней, а ты первее нарек 273 ему имя, таже .д҃.– молитвы стваряй ему на день, иже-то по .і҃.– жды 274 , молвятся, а мяса не дай, ни молока, и от оглашенных. 275 И тако 276 восьмой день измыется и придет к тебе, и створи ему молитвы по обычаю, и облечеши и в порты чисты, или сам ся 277 , и надежеши ризы крестные 278 и венец, и тако помажеши и святым миром, и даи ему свечу. А на литургии даси ему причастие, и тако держишь, я ко и новокрещенного, аще мощно, и до восьмого дня. А первое, рекл бяще, том дни не разрешат, а поразумеюче, как 279 будет человек. Сам напсах 280 и оконо 281 тако молвяше: Црⷪ҇игороде 282 , рече, толко в лентьи станет, коли мажут и миром, а маслом, рече, не мазать.
11
Достоить ли резать в неделю скот, оже ся пригодит, или птица? – Неделя честен день есть и празден, иже 283 идти в церковь и молиться, да того деля ать не тому станут. А иже резать в неделю что хотяче, нет беды, ни греxa. 284 Спроста: оже ся пригодит 285 или праздник или гость, или что, отнюдь не возбранно есть.
12
А иже 286 се pех: идут в сторону в Иерусалим к святым, а другим аз бороню, не велю идти: сде велю доброму ему быть. Ныне другое уставих: есть ли ми, владыко, в том грех? – Велми, рече, добро творишь: да того деля идет, абы порозну 287 ходяче 288 есть и пить; а то ино зло 289 борони, рече.
13
О причащании 290 еже чрез лето держать, болии деля? – Отоими, рече, в великий четверг тело Христово, яко откладаешь на постные дни, то держи в сосуде, [доколе] 291 хотя, а хотя до того же дня: тогда потребишиь. А коли хотя вдать, вложи часть в потир же 292 , вина влей 293 , тако дай. И 294 иногда, pех, достоит ли отъять, коли хотяче? – Грех, рече, в том есть, еже иногда инако творить: всегда одинако тело Христово. Но пакы рече, яко день честен есть на то – в великий четверг, тогда отымай.
14
Рех: ци приливать воды к вину, коли даюче, яко то 295 в великое говение творим, службу постную служаче? – Досыти, рече, одино вино.
15
Се рех: како то одино 296 без крови отымати? – И наквапи, рече, ложкой 297 из потиря, когда отымая.
16
Аже то 298 , рече, взрючаються 299 , дать ли тому причастие? – Оли 300 , рече, при смерти? Друзии, рече, избывают Богом; а коли то не будут 301 , тоже дай.
17
А еже то, рече, инак веред, или над мертвецом лихо ему будет, или над бесным, или голова болит, или тощно како: и то суть болезни, понеже 302 смыслить, ни икон хулить ничесоже, ни человеком что си молвить 303 , дать ему. – А оже то молвят: запечатать ему 304 будет. – Смеяшеся и велми зазряше ему 305 : то, рече, не есть без Божьего повеления.
18
И прочтох ему правило святого Тимофея: «Аще кто верен есть и возбесится, есть ли лепо ему причаститься святых таин, или несть? – Аще не исповедает таины, ни инако хулит, да приимет, но не по все дни; довлеет бо ему поне в неделю». 306 – И аз, рече, такоже молвлю тебе.
19
Достоит ли попу своей жене молитву творить всякую, или в селе или сде? – По всей греческой земле и области 307 не дают своим женам попове. Аже не будет иного попа близ, а сотворить. 308
20
Рех митрополиту 309 : причащаться попадьи у своего попа достоит [ли] 310 ? – Есть ли, рече, тo [г]рех 311 ? есть ти оконо[и] 312 помолча. 313
21
В том монастыре, иде-то Клим, кресты воздвизает попин чернец не игумен в российском, а в греческом – игумен.
22
А игумен чтет евангелие на литургии на велик день в алтаре, зря на запад, а дьякон по нем молвит, пред алтарем стоя, по строцe в другое евангелие зря.
23
А зерно горющное 314 прямь, рече, синапр. 315
24
Еже пакы се в пророцствии : . і҃.муж имется по ризу жидовина. Уже было пленение и запоустение: имахубося за ризы властии своих, а уже бе никомоуже нидочегоже. 316
25
На Воздвижение креста не достоит рыб есть чернецам, а бельцам масла 317 ; а вы-иныи дни, целовавше крест, есть все, и мясо. Аще ли ся годит глядать, или на кого надевать 318 , целовавше, есть все. А крест достоит целовать всем, кто лазит в божницу 319 и евангелие целует.
26
А мощи целовать и с женой своей бывше и 320 не мывшееся 321 , но ополоскавшеся до пояса 322 , и ядше и пивше.
27
Поп быв с своей женой вне олтаря чтет евангелие и дору ест.
28
Попу бельцу бывшу со своей женой пред службой 323 днем 324 , лзе служить, ополоскавшеся до пояса, а не кланявшеся или не мывшеся.
29
Аще поп восхочет служить в неделю и вторник, может совокоупиться межу деньма израния в понедельник. С своей женой быв, том дни не лезет 325 в 326 алтарь.
30
И тако Клим веляше дать причащение холостым на велик день, сохраншим чисто великое говенье. Аще иногда согрешали, расмотривше, оже не с мужеской женой, или что велми зло, но и еще 327 дерзнет на добро.
31
А дитя крестяче дать причастие, любо си и не приношено на вечернюю, или на часы, абы на обедню.
32
Причащаться достоит 328 попу в монатьи с людьми, аще бы не служил, и паки коли хотя 329 служить.
33
Аже се роду и роженице крают хлебы, и сиры, и мед? – Бороняше велми: негде, рече, молвит: «горе пьющим роженице!».
34
От своей плоти ничтоже творяше погано, ни возгрь, ни мотыла.
35
А в лохани, рече, в нейже мывся, пью 330 из нея 331 , ину воду вольяв.
36
В чистую неделю достоит мед есть пресный, и квас житный, а икра по все говенье бельцем.
37
Прашах его: где есть крест честной? – Тако поведают, рече, нам 332 : яко не дошед 333 Цр҃яграда , егда обретен 334 вознеслся на небеса; тако зовут место то «Божие Взнесение», а на земле осталось подножие.
38
Се паки инде слышах, яко над кутьей за упокой .в҃.– мя свечами подобает зажжеными быть, или .д҃.– м, или колико хотяче ладно 335 , а за здравие .є҃. или .г҃.– е. А Клим молвяще: коли хотяче и за здравие и за упокой, а без просфор; просфора бо испроскумисавше в алтаре, а боле ее не носят 336 над кутью. Цр҃еграде в монастыри принесут в божницу, а верху вставят вино, темьян, свечу, просфору, несут все на службу в алтарь, а на вечерню не носят кутии, ни канун петь: канон петь на заутрени праздником и без кутии, а за упокой в субботу. А крестить на блюде, разве сочива, все: горох, боб 337 , сочевица, ривифь, на .д҃. части всопше с пшеницей и с коноплями, а овощ который имеюче. – Се же напсах не яко творить все то, и разума ради, ци коли ся что таково пригодить.
39
А еже пишут на .г҃. -х отроках на главах и на иных пророчих? – А то, рече, за клобук места: тако бо ходили Ефешане.
40
И 338 се ми поведал чернец пискупль Лука-Овдоким. Молитвы оглашенные творить: Болгарину, Половчину, Чудину преди крещения .м҃. дней поста, из церкви исходить от оглашенных; Словенину – за .и҃. дней; молуду детяти – все друг; а оже бы пред за колко дней, а то лучше вельми. А то крестяще, потрижды тыже молитвы суть .д҃. [и]же 339 глаголятся по .і҃. , теми огласить.
41
Попови достоит, хотяче погружать в воде, руце себе завить, а[ть] 340 нe омочиться опястье, такоже и пелена. А на воде .г҃. кресты творить поряду; миром помазать чело, и ноздри, и уши, [и] 341 сердце, и едину руку правую.
42
Мати рожши .м҃. дней да не входит в церковь.
43
И се вопра[ша] 342 Клим нашего епископа от полотского епископа: аже служить епископ постну службу, где целуют: в скранью, ли по обычаю? – В рамо, рече, человати.
44
Коли хотяче молитву творить больному, преже глаголи «Трисвятое», таже «Святый Боже», «Пресвятая Троице», «Отче наш», «Господи помилуй» .в҃і. , таже молитвы 343 за болящая. 344 А еже не ида к болящемоу, а в церкви, или в келии помолиться о нем, измолви 345 тыя же молитвы: «Отче святый, врачу душа[м]».
45
Телного 346 ради женского 347 со Оркадием молвих се, с игуменом, а творяшеся и епископа прошав [и] 348 инех, а не покладоша низачтоже: то есть от болезнии; в божнице ставать 349 , евангелие целовать 350 , дора есть. – Оже нелзе ся будет причащать лето, или пол лета, тo ополоснутися вечере, а наутрие комъкать. 351 Аще ли в нощь ли будет, или утро [до] 352 обеда, а в другой день; аже ли инако нельзя, зане всегда есть 353 , а пред обедней ополоснувшеся, и тако причащаться. Такоже и Марина 354 молвяше, игуменья: то естъ трудовище, якоже и мужем бывает.
46
В немже храме 355 мати детя родит, не достоит влазать в нъ по три дня, потом помоют всюду и молитву створят, юже над 356 сосудом творят осквернившимся, молитву возмет чистую, и тако влазит.
47
Иже отричающеся сатаны 357 , руче воздевать горе, рекше . є҃. : «нетут твоего зла 358 , ничтоже скрыто у меня, нигдеже не держу, ни таю». А Нифонт 359 и сице молвяше: яко гоняше от себя или речью на невидимого 360 врага. 361
48
Яко подобает причащение даять крещенному детяти и матери, аще есть в покаянии без епитимии и очистилася; детяти, аще и сосало есть, яко накапищи 362 устца, повели 363 дать сосать, такоже и всю о . и҃. 364 дней. А достаяло бы, рече, за .і҃. лет, елико дней, даять причастие.
49
Рех ему: а оже лазят дети не смысляче? – А в том, рече, мужеску полу нету беды до .і҃. лет, а девице не пытай: могут бо, рече, и борзе вередить; тако, рече, у вас 365 субботы. 366
50
Аще велика человека крестишь, аще и блазн 367 будеть ему спящу в ту о .и҃. дней, дать ему причащение, не мывшеся, но кланявшеся. 368 А жене, по обычаю женских, оли очистится, тоже и крестить. Аще ли явится в ту о .и҃. дней, да не разрешится, донележе очистится. И разрешить, оли давше причастие, но не мыться ему том дни, разве поп отер губой лице, якоже в молитвеннице кажет. Аще кто возмолвляше ему: разреши 369 борзо, ать не умреть тако больно дитя, и глаголешь 370 им: да лихо ли, иже тако станет пред Богом, нося Христову печать невреждену? аз рад бых, аже бы мне такоже было.
51
Прашах: достоит ли над младом дитятем петь? – А во-т 371 час, во-нже крестившеся; не грехов бо деля 372 поем над мертвыми, но яко над святыми: должны бо есмы, рече, всякого 373 христианина 374 , яко свята мнети, а Бог судит всем. Такоже и о сорокоустьи 375 служить 376 повеле.
52
Такоже и над великим человеком непокаявшимся иному попу веляше петь, а без риз. Аз слышах, идох к нему, и рече ми: тобе поведаю, Кюриче: того ради возбраниваю иным, ать и другой бояся тогоже, аже без риз [поют] 377 , покаются.
53
Зашедшу солнцу, не достоит мертвеца хоронить; не рци тако: «борзо делаем, нели како успеем до захода»; но тако погрести, яко и еще высоко, како и венец еще 378 не сымется с него: то бо последнее видит солнце до общего воскресения.
54
Уже кости мертвых валяются где, то велика 379 человеку тому мзда, оже погребут их.
55
Икону погребли бяху с мертвецом 380 святого Михаила, и не повеле возгребать: крестьянин 381 , рече, есть.
56
Како подобает даять причащение больным, и что петь, аще ся годит вборзе? – «Благооловен Христос Бог наш», таже «Пресвятая Троице», «Отче наш», таже «Верую в единого Бога», по нем «Вечери твоей» да «Слава» рекше, также стихиру «Царю Небесный», яже есть на пянтикостью, таже Богородице, таже «Господи помилуй» молви .м҃. , таже молитвы причащению. И тако даст святых даров, таже водицы. 382 И приготови сосуд чист, да аще возблюет, влить в реку.
57
Прашах: достоит ли дать 383 тому причащение, аже в великий пост совокупляется с женой своей? – Разгневася: ци учите 384 рече, воздержаться в говение от жен? Грех вы в том! – Рех; написано, владыко; есть бо в уставе в белеческом, яко добро есть блюстись, яко Христов пост есть. Аще не могут, а преднюю неделю и последнюю. 385 И Феодос, рече, у митрополита слышав, написал. – Такоже не ни написав, рече, ни митрополит, ни Феодос, разве неделя праздник 386 ; а праздное недели все дни, аки дни недели. Аще ли створит 387 тако, запрети ему пакы творити. А хотяче комоу причащатися в неделю, то в субботу измыться рано, и паки к жене в понедельник на вечер.
58
Прашах причащения 388 детям на велик день. – Остави, рече, в великую субботу служив, причащение и дору, и дай по заутреней в неделю; таже сыр [и] 389 яйца; любо си и не были на заутрени, часов не пой им, и молитву творив им, и тако дай причащение. Се же написах тех деля, иже не могут до обеда блюстись не ядуче. А сосущим 390 , коли хотяче причащаться, сосавше, нету беды.
59
А оже то 391 рех: яйцам толчет 392 в зубы до обедни, аще и 393 великий? – Еже малым, рече, то нету беды, причащаются 394 ; а иже совершену, аще поне единою потолчет, то несть беды причащаться; а иже многажды, а помня, а то аки обидно: того возбраняй.
60
Паки прашах сего: коли крестят дитя, егда же есть не разрешено, даже [не] 395 принесут его ни на вечерню, ни на заутреню, ли 396 роботой, или убожеством, или како хотяци, и дома ничтоже не пели ему, дать ли ему причащение на литургии? – И повеле дать: дай, рече. То кто 397 , рече, кормит дитя, или родная мать, или кормилица, да не ест до обеда; аще ли ест, то не дай дитяти причащения. А на обеде не есть ей мяса, ни молока до восьмого дня, нъ единой. 398
61
Аже будет, рече, человек яжался 399 и гной [идет] 400 из ядьна 401 , достоит ли ему причащаться? – Велми, рече, достоит; и не той бо 402 , рече, смрад и отлучает святыня, ни иже из уст идет у других, но смрад греховный.
62
Аще кровь, рече, идет и-зуб, из уст 403 воплевавше, служить несть беды; нъ простым взбранять, ать не велми будут в небрежении. 404
63
Аще без покаяния был будет человек и разболится на смерть, а оже ся к тебе покает добре, да иже аще и велми грешен есть, причащение дай ему.
64
Достоит ли, рече 405 , испрать плат, иже лежит на трапезе согбенный, в немже крохотце? – Прямь все, рече, достоит испирывать 406 , разве одиного антиминса не достоит прать. Не творяше 407 в том греха.
65
Несть ли в том греха, аже по грамотам ходить ногами? – Аже кто изрезав помечет, а слова будут знать. 408
66
Прашах и сего 409 : аже попа уведают недостойне служаща, а будет ему сын 410 , что подобает ему творить? – А 411 всяк, рече, поп брат есть попу; запрети ему первую и другую: «останися брате»; аще тебе не послушает, повежь мне; оже не повеси, с ним осудишься.
67
Прашах 412 паки: аже 413 отроцы холостые каются у нас, яко блюстися блуда; да другой и сблюдет колико любо, а другой мало, дажь и падают: лзе ли им в божнице 414 быть, и евангелие целовать, и дора есть? – И повеле не боронить всего того.
68
Рех: лзе ли, владыко, любо си одиною дать им причащение соблюдше добре .м҃. дней, аще и кроме говения, не ядуче мяс, ни меду пьючи, и от блуда, ать тако не помрут, груб 415 и отнюдь не причащался? – И возбрани, рече, ему, абы перестал. – Иже хочет .м҃. дней стерпеть причащався, то паки опять на тоже возвратиться? – Возбраняй, рече.
69
Рех ему: а оже, владыко, се другие наложники водят 416 яве и дитя родят, яко 417 со своей, и 418 другие с многими отай робами: которое лучше? – Не добро 419 , рече, ни се, ни оно.
70
Рех: владыко, аже пустить свободна? – Сде, рече, обычай несть 420 таков; a лепше иного человека воскупить, абы ся и другая на том казнила.
71
То 421 се, рех, писано есть в заповеди Иоаннa Постника: молвит первое, яко не дать причащения; паки молвит 422 : «но недомысьлью, и елма же суть неции и в великий пост удержаться не могуще от грехов, и ти сами имуще жены, подобает тем по скончании своей заповеди, ти аще преидут лета множайша, не имут комкать како, зане присно впадать в грехи, яко да держит пост святой великий весь, яко да не согрешать, и со страхом и трепетом .г҃. дни да комкают на пасху». 423 И прочие 424 , рекут 425 , попове ци по тому дают на велик день толико говенье утерпевшим? – Да кыми, рече, муками исполнить, то, рече, видять 426 ; а како друзем месте в тойже заповеди молвиь, а того не видят: «или како [бы] 427 жить в посте и не иметь гнева ни на кого же, суxo есть чрез день, а не пить, ни словес праздных молвить, и в купли не кляться и везде, [и] 428 ино много». Но ты, рече, не дай.
72
А по закону поимающася малжена 429 , аже ся годит и причащавшемася има 430 , иметь има совокупление той ночи несть взбранено. Тем бо телом и оной едино тело бывает. Ци не могли быша писать святые, оже велят причащаться има, туже и блюстись веляше 431 ? Такоже и женитве нету епитимии, ни .г҃. дня, ни мужеви, ни жене. Се 432 егда хотяче, тогдa причащаться, соблюдше заповеди, день преже, а после же другой иного всего, аще не будет епитимии.
73
И сочтовающимся на брак общения, прочтох ему Тимофеев канон, аже велит блюсти неделю и субботу 433 . А он рече: токмо той денью блюстися; но втайне, рече, дай епитимию; аще створит волей, боле ему не вели творить тако.
74
Прочтох 434 же ему из некоторой заповеди: «оже в неделю и в субботу и в пяток лежит человек, а зачнет дитя, будет любо тать, любо разбойник, любо блудник, любо трепетив, а родителма епитимия две лета». 435 – А ты книги годятся сожечь.
75
Аже в епитимии велице будут, причащаться от пасхи до пасхи, или на месяц. И тако дивовашеся. 436
76
А се прочтох ему, како епитимии избавляет .і҃. литургии за .д҃. месяца, а .к҃. за .и҃., а .л҃. за лето. 437 – И то 438 , рече, что си написано, царь бы, али иные богатые согрешающе, а даяли за ся службу 439 , а сами ся не отрече нимало. 440 Неоугодно. 441
77
Попу служить 442 в неделю, а паки будет служить ему во вторник, достоит ли ему совокупиться с подружием межу тем? – Рассмотривше, рече, аже молод и не воздержлив 443 , не боронить; аж ли ся воздержит; а лучше не запрещать силой, али больший грех. 444
78
А еже «глаголющема има осквернься» 445 написанное в заповеди Иоана Постника? – То, рече, есть еже с причащением 446 с женой целоваться и любить, не свою рекше; еже или язык в уста девать 447 , или обумать и повергши 448 лечь на ней, и семя изыдет, или и гоилом прикоснуться инде, не в само просто воврещи, а то семя изыдет, то ти есть тако, еже аще соключиться которому попу или дьякону, отлучиться службы и с иным воздережанием на неколико времен, и паки приимет свой сан. Такоже и преже поставления аще то створит, преже дать епитимию, и потом поставиться.
79
Аще кто холост буда 449 , створит блуд и от того ся дитя родит, достоит ли поставить дьяконом? – Дивно, рече, сде внесено: аже «одиною» створит, a от того дитя будет, аже многажды и с десятью?
80
А оже девку растлит и паки ся оженит иной, достоит ли поставить? – А того, рече, не прашай у меня: чисту быти и оному и оной.
81
А оже дьяк поимет жену и уразумеет, аже есть не девка? – Пустивше, рече, тоже стать.
82
А оже от попа или от дьякона попадья сотворит прелюбы? – А пустив ю, рече, держать свой сан.
83
Написано есть в заповеди Иоана Постника: «аще кто украдет головные начальные татьбы, да не придет в чистительство» 450 , – прашах того. – Аже будет, рече, татьба велика, а не уложат ее отай, нъ сильну прю составят перед князем, и перед людьми, то не достоит того ставить дьяконом; и ожели окрадется, а то уложат отай, то достоит. Аже паробъка господа 451 вяжут, бьют, украдшего что любо, достоит 452 ставить.
84
Белец поп без жены, аще ся случит ему пасти единой токмо, или пьяну, или како? – Аще и мертвые, рече, воскрешай, не может попом быть, такоже и дьяконом. В 453 подьяконстве аще ти ся кает, приими его, но иное ему епитимии нет, и не дай еже лишиться сана, такоже и женатым.
85
Прашах брашна деля, что-то емы, егоже не достоит, или бельцы? – Все, рече, есть и в рыбах, и в мясах, аще и сам ся не зазрит, ни гнушается: аще ли зазрит ся, а есть, грех есть ему.
86
А еже, рех, кровь рыбью емы? – Нет беды, рече, разве животной крови и птица.
87
Рех ему: творят иные, слышавше от иных епископ, яко застанешь в сильце уже удавившеся, ту зарежь не вынимая, а сильц того деля, есть поставил. – Лгут, рече, не молвил того никоторый же епископ. И притчу рече такову: Тако глаголет Господь: аз Рех вам, есть мяса 454 , еже есть от зелий, а кровь всякого живота пролей на землю; аще ли еси ю, противник еси Богу. 455 То где 456 кровь внидет 457 , велми бороняшет.
88
А тетеревину принесли ему бяху на пир, и повеле ему преметать чрез тын: «и причащаться не достоит, рече, едьше». Яков, брат Господень, ничегоже не возбраняй, рече, разве блуда, идоложертвенна, давленины, крове, звероядины, мертвечины. 458
89
А смерд деля помолвих, иже по селам живут, а покаются у нас, оже-то друзии едят веверичину и ино. – Зле, рече, в зле есть давленина; аще быша и веверичину ели, или ино недавлено, нет беды, вельми льжае.
90
А молозива, рече, лихо, негодно бы есть его, яко с кровью есть; да быша с 459 три дня теляти даяли, а потом чистое сами ели. – И поведа ему поп иногo: едят, рече, в городе сем мнози. – И он помолче.
91
А порт деля, в чем 460 хотяче ходити нетуть беды, хотя и в медведине.
92
А иже-то распустилася мал-жена и перед тобой, владыко, тягавшася, что тем епитимия? – Не дай, рече, причащения тому, которгый ею распускается, а с иным совокупляется; али он умирать начнет, то же дай. Оже ли велми зло будет, яко не мочи мужу держать жены, или жена мужа, или долг мног у мужа застанет, а порты ее грабить начнет, или пропивает, или ино зло, да 461 .г҃. лета. Аже ли жена от мужа с иным, то муж невиноват, пуская ю.
93
Ожели муж на жену свою не лазит без с[о]вета 462 , то жена невиновата, идучи от него.
94
Лепо же есть и то приписать от канона святого Василья. Канон .ѳ҃. : яко ни по коейже вине жене не отпустить мужа своего: «яко оставившая – прелюбодеица, или ко иному пришедши мужеви; оставленный же или отпущенный [и] 463 живущая с таковым не осудится. Аще убо муж, отступив жены, к другой придет, и тъ прелюбодеец, зане творит ю прелюбодействовать, и живущая с ним прелюбодеица, зане чужого мужа к себе пристави». Того-же правило .м҃н. : «Пущеная от мужа своего, по моему разуму, пребывать подобает. Аще бо Господь рече: «аще кто оставит жену, разве словеси любодеина, творить 464 ю прелюбы даять», от прелюбодеяния нарещи ю, затвори ю ко иного общению. Како бо может [муж] повинен быть, яко прелюбодеяния повинен, а жена не грешна быть, прелюбодеица от Господа, общения ради ко иному, нарекшися?». Правил o . м҃ѕ .: "За 465 пущеного к времени от жены по невежеству 466 посагьшия 467 , и по сем поущена бывши, зане возвратиться к нему первеи, блуд убо створи невежеством, убо от брака [не] возбраниться; уне же аще пребудет тако».
95
Рех: аже муж будет грешен человек, яко связать и на .і҃. лет, лзе ли заповедь дать ему с лето, или со .в҃. или съ .г҃. , еже отнюдь ему не есть мяс, ни меду пить и на велик день? – Аще, рече, епитимия на человеке, в неделю и в субботу и в господские праздники дать ему все; а .м҃. дней не веляше, даяше 468 поститься 469 , кроме говений, любо си то перво 470 покаявшуся блуда, cуббота и неделя. Аже сам кто поволи[т] 471 на колико 472 хотя отлучить от чего, а того не бранить, аже ли яко в Иванове заповеди писано есть.
96
Достоит ли жене мужу своему помочи терпеть епитимии, или мужу жене? – Достоит, рече, велми волей; яко и друг ко другу и брат брату добро есть, тако и маль-женома.
97
Без епитимии сущих прашах. – Аже, рече, будеть праздник господский в среду и в пяток, или святой Богородицы и святого Иоана, аще едят, добро; аще ли не едят, а лучше.
98
Просфор не достоит женам печь, егда по обычаю есть ей; аже како приимется к испечене 473 , то нетоуть беды.
99
Прашах: одиною просфору достоит ли слоужить? – Аже будет далече, яко в селе, а негде будет взять другие просфоры, то достоит. Аже будет близ торг, где купить, то не достоит; аще ли како где не будет, но нужи достоит.
100
В великий пост, аже се емлем доры на .є҃. постных дней, даже не пригодится елико дней служить? – А остави, рече, на другую неделю, аче и до третье, нетоуть беды. Такоже и неосвященная просфора 474 достоит, рече, проскурмисать 475 за две недели.
101
Прашах его и сего: аже дают 476 сорокоустье служити за упокой, и еще живы суще? – Не может, рече, того возборонить, аже приносят 477 спасения хотяче души своей, еже творишь и митрополита Георгия русского написавша, a нет того нигдеже. Лучше бы им, да быша дόбру другу поручили, давше что, абы последи исправил или убогим и всем Бога ради приемлюлющим. Егда ли емлешь сорокооустье от того, научи и, глаголя: «брате, абы ти како не согрешати боле; видиши ли: мертвьц не согрешает!».
Савин 478
Первое
Над мертвецом бывшу попу, достоит том дни служить ему, аще 479 покадит и целует.
в҃
Аще жена, родивши дитя, начнет преставляться том дни, или на другой, то вынесше 480 ю во ин храм, даяти еи причащение, омывше ю.
г҃
Аще ли, речет, умрет дитя некрещено, небрежением родителей, или поповым, волми за душегубье поста 481 .г҃. лета; аще ли не ведуче, то нету епитимии.
д҃
В клети иконы держачи 482 , или 483 честной крест, достоит ли быть с женой своей? – Ни в грех, рече, положена своя жена. А в грехах и 484 в полате, ту имение, туже иконы, туже и честной крест: ту лежит муж с женой. А крест на тебе чи съимаешь, рече, буда с своей женой? – Со своей женой бывше, достоит лести в алтарь, ополоснувшеся, и евангелие целовать, и измывшеся 485 и 486 дора есть и 487 мощи целовать омывшеся. 488 Аще и что будет и вкусил или пил, толико честной крест целовавше, али ту ночь соблюсти, чисто 489 омывшеся; целовавше 490 , не есть сыра и мяса том дни. И Клим бяше повелел. А достойно есть, кроме Воздвижения, целовать, есть все, и мясо, или глядать, или надеть на кого, целовати ядше все.
є҃
А отрокам дай крест целовать, рассмотрев, как ти грех будеть 491 , и евангелие и мощи, и дору дать, не велми отлучается 492 уне причащения. А понагие не борони 493 никомуже, любо с своей женой бывше. Такоже и холостым велит дать с запрещением. 494
ѕ҃
Аще случится плат женский в порт вшить попу, достоит ли в том служити порте? – И рече: достоит, – ци погана есть жена?
з҃
Аще грехом упустит просфору 495 на землю, достоит ли проскурмисать? – И рече: достоить, како си падет, отерше добре.
и҃
Аще лучится служить на обеднии, а на заутрени и на вечернии не служивше, ци измолвить, рех, владыко, молитвы вечернии и заутрении? – Hету греха, рече, не молвивше служить; аще бы измолвил, а то лучше.
ѳ҃
Аже бы на заутренюю встал, канон деля, не певше не 496 достоит служить: а служивше, рече, достоит плевать и не едше. Ци не ел еси доры и укроп пил, аще 497 неколи 498 поспать?
і҃
Аще ся годит стоять чрез ночь, или петь, или чтение: чисты, обедавше и ужинавше, достоит ли служить, не поспавше? – И рече: или лучше спать, а не лучше Бога молить? Достоит и 499 не поспавше служить.
а҃і
Аще ся мывше, изранья вставше, а служить 500 любо поспав, любо не поспав? – Бороняше велми того, рече: вечер измыться, а заутра служить.
в҃і
А иже се вынимаем просфору, не веляше в субботу вынимать, и рече: все 501 любо по особь 502 положи тело на то, и не клади, яже тогда молиться 503 , мала деля блюда, рече, особь. Аже се с другом разломивше, служить не веляше велми: «како, рече, можеши разломить, кроме службы? грех велик есть в томь; не мози того творить, иным возбрани». А еже речет дьякон: «вонмем», поп: «святыя святым», взем подымет тело, и люди рекут: «един свят», а поп телом учинить .г҃. кресты на дискосе, но не на одном, но порядоу и перед людьми, и преломит тело и положит на дискосе из правой руки, а в левой преломит верхнюю часть, в потир вложит, а исподнюю от себя положит; но оли оне две части взем, то сю 504 положив, и начнет ломить, из правой руки покладывая на дискос, а в левой не покладывает, дóндеже все изламает; тоже из левой положит, ать не тьщи руце будут.
г҃і
А иже се на выход вышед поп, на обедни и на вечернии, в что целовать? – Рече: в икону не служаче целовать, и людем: того бо деля икона поставлена. А попови идуче в алтарь на выход, то в козмит целовать: то бо есть колено Христово; а влез в алтарь, трапезу целует 505 : ту суть персе Христовы, а глава – он стол, тамо покланявся целует 506 , иже то к евангелию.
д҃і
К больну велит идти без риз, нести причащение дать, отпевше, что кажет.
є҃і
Аще ся болен покает, велит без риз каяться, аще не может до церкви дойти. Аще ли, рече, жена будет, то облечися в ризы или в церкви облечься: велико бо, рече, покаяние, не просто мнят друзии.
ѕ҃і
Попови крестяще дитя, к себе лицом обратить; аще велик человек, погружати его .г҃. -ды и кресты три створить поряду, а миром помазать чело, ноздри, уста, уши, сердце, едину руку правую, долонь възнаку.
з҃і
Аще блазн, рех, будет от дьявола в ночи, и семя будет, достоит ли служить на обедни, ополосноувшеся, молитву вземше? – Аще, рече, прилежал будешь мыслью которой жене, то не достоит; аще ли ся крутил будешь на службу, а сатана соблазнит, хотя церковь оставить бе-службы, то ополосноувшеся служить. Что кажет: «укаряя себе», то лучше бы не служить. Аще ся годит и 507 в неделю блазнит, аже ли не изыдет семя, то нету в том ничтоже; аже семя узришь на портах, а жены не видел еси будешь в сне, то ополоснувшеся, в иные порты оболкшеся, служить. – И ударих пред ним челом.
и҃і
Аще кто придет ко мне на покаяние;, не лзе ли, владыко, повелеть 508 ко иному попу идти? – И рече: аже начнешь управлять, а не приимешь, грех есть. И рех: аз грубый, несмысльный. 509 И рече: он к тебе восхочет все исповедать, любя тя, а ко [и]номоу 510 не пойдет, любо всего не исповесть, усрамляяся. Нъ аще и свят будешь, и чудеса творить начнешь и мертвых влскрешать, а за то ти идти в муку, аже не приимешь его; аще ли прием, а не управишь, такоже, а он без греxa. И много о том поскорбех к нему. – «О немже 511 , рече, не реку ти боле, яко то ти преже рекох». И ударих пред ним челом. И веляше: аже 512 хитр, и посли ко иному 513 , с любовью: покаяние бо волно есть.
ѳ҃і
Аже человек жив даст сорокоустье, достоит ли служить зань и кутью слать, аще и то 514 сам человек будет? – Нету беды и пить и есть тому крещеное. 515
к҃
Достоит ли, рече, другое говение молоду дитяте обаче молоко есть, аже будет больно? – Ци лучше уморить? Аще ли матерь одину, то хотяче .г҃. лета, или .д҃. , или .е҃. , аже не будет другого дитяти по нем.
к҃а
Достоит, рече, всяк род приять на покаяние, толико жене нe достоит.
к҃в
Аще кто хочет жениться, дабы ся охабил блуда .м҃. дней, или за .и҃. 516 , то венчал бы ся. И дать причащение има; аще и епитимия, да послед дать. Аще хочет той ночи быть с ней, и не дождав кур и не поспав, нету грехa.
к҃г
Нечисте жене достоит, рече, есть проскурмисана просфора, доры не достоит, ни евангелия целовать, ни в церковь лести.
к҃д
Прашах и сего: аще и 517 жена родит дитя, или иногда сквернена, достоит ли с своим мужем быть? – Добро бы, рече, дóндеже чиста будет, тоже быть с ней, да быша любо и до .и҃. дней, дать епитимию за то.
Ильино 518
а҃
Вопрашах 519 владыки 520 : аже блядуче 521 причащались 522 , не поведали отцам 523 , а они ведуче даяли 524 ? – Hету, рече, в том греxa детям, но отцом.
в҃
А сего прашах: аже в работе суть душегубцы? – И повеле ми на полы дать, и льжае: не волни бо, рече, суть.
г҃
А сего прашах: аже мужи от жен согрешали, а уже ся остали, что им епитимия? – И повеле ми, лето.
д҃
А сего прашах: аже у себе кладут дети спяче, и угнетают, убийство ли есть? – Он же рече: аже терезвы, то легчае; али пьяны, то убийство есть.
є҃
А сего прашах: аже жены делаюче что любо страду, и вережаются и изметают? – Он же рече ми: аже не зельем вережают, нету за то епитимии.
ѕ҃
А сего прашах: аже поп велит попу иному дать своему сыну причащение, а будет яве вина, еяже деля нелзе причащаться, дать ли ему, или ни? – Он же рече ми: аже не уведаешь греха, дай: аже уведаешь не дай; но и попу тому молви: «чему, брате, даешь причащение, а с зазором ти?».
з҃
А сего прашах: аже велел бяше некоторый поп сынови: «аже ся не можешь удержать, буди с[о]дной». – Не велми сему зазряше 525 владыка 526 ; рече бо: не велми поп тъ волей велел, нъ видя его многое неудержание, и повелел, да держит одину.
и҃
А сего прашах владыки: аже будут душегубци, и не имут законных жен, како держать им епитимию? – И не повеле, зане молоды; и пакы оженяться и состареются, тоже, рече, дай епитимию.
ѳ҃
А еже человек причащався, а спав, блюет том дни? – Одна, рече, епитимия, яко спавше, тако и не спавше.
і҃
А еже человек покается, а будут у него грехи многие? – То не повеле ми тогдаже 527 епитимии дать, нъ что любо мало, да оли тому обучиться; тоже придавать 528 помалу, а не велми 529 отягчать ему.
а҃і
А еже человек будет в епитимии, а пойдет на великий путь? – Решить и, рече, и молитву разрешенную 530 дать ему, но от 531 держит заповедь, якоже ему отец велел. Аще ли на рать пойдет, или разболится, то дать ему причащение.
в҃і
Просфоры такой жене печи, аже бы не бляла 532 , аже бы чиста; аще ли будет нечиста, тогда да не печет.
г҃і
Аже человек восхочет покаяться, а разуметь будет, а жене мочи ся ему остати блуда? – Приими, рече, да слышав от тебе наказания, останется.
д҃і
А се есть у жен: аже не возлюбят их мужи, то омывают тело свое водой, и ту воду дают мужам. – Повеле 533 ми дать епитимии .ѕ҃. недель, [о]воже 534 лето от причащения.
є҃і
Аже человек доступит скота рогатого, то иным достоит от него молоко есть и мяса его; а иже его доступил, а тому не есть ничтоже, а епитимию приять противу силе.
ѕ҃і
Аже человек риняся пьян на жену свою, вередит в ней дитя? – Половину, рече, епитимии.
А оже се носили к варяжскому попу детей на молитву? – .ѕ҃. недель епитимию, рече, занеже акы двоверцы суть.
з҃і
А еже пьян муж попьхнули бяху, запенше ногой, и умрет? – Пол-душегубства есть.
и҃і
А еже детии деля жены творят что любо, а еже возболят, или к волхвам несут, а не к попови на молитву? – То .ѕ҃. недель, или .г҃. , оже будут молоды.
ѳ҃і
А еже на человеке на холосте будет епитимия, а падется в ней? – Достойно есть ему изнова почать, а за падение ему приять.
к҃
А еже человек восхочет от отца к иному, то рци ему: «отпросись 535 у него»; аще ли не восхощет гневать отца того 536 , да и 537 отай приять и; нъ рцы ему: «емли у него молитву, и дарок ему дай, якоже и переди, а со мной исправление держи отай, и слушай меня. Ежели 538 еси был, яко и у того, тако и у сего, несть ти пользы».
к҃а
А жена бяше причащалась на обедни, а на вечер лежал с ней муж. – И не повеле ей владыка дать епитемью, нъ рече: аже быша соблюли ту 539 ночь, аже хотяче заутра, причащаться, а по причащении соблюдут другую, то добро. Ажели будут молоды, а не мочи начнут, то нетуть беды: во своей бо жене нетуть греха.
к҃в
Ходили бяху poте, хотяче в Иерусалим. – Повеле ми епитимию дать: табо, рече, рота губит землю сию.
к҃г
Прашах и сего: аже девица лезет на девицу, и семя има будет? – Льжае творяше, аже не с мужем.
к҃д
И аще бо и семя изыдет, но девство цело есть. И повеле дать епитимию.
к҃є
И Аркадий молвяше: то, рече, есть, аки содомский грех.
к҃ѕ
А иже-то бабят, а тем вели на .и҃. дней отлучиться от церкви; оли молитва вземше чистая, тоже влазить.
к҃з
А иже-то бабят, которое падение злее всех? – Скотинное 540 творяше.
к҃и
Аже не ведает, крещен ли есть, не крещен ли есть, достоит ли, рече, крестить и? – Аже не будет послуха крещению, достоит, рече. 541
* * *
В подлиннике ноугородьско.
мнее Д.
1 и 2 исправлено по другим спискам.
1 и 2 исправлено по другим спискам.
по инеми исполнити деньми .м҃. ЛД, т.е. в счет сорока дней епитимии не полагать дней субботних и воскресных, в которые нельзя поститься.
налезохом ЛП.
трегоубь во всех списках; см. ниже примеч. 7.
В рукописи псалмов; исправлено по др. спискам и по тексту приведенной заповеди.
В пергаменном епитимийнике ХIII в., принадлежавшем покойному В.И. Григоровичу, заповедь эта читается так: «Аще кто блюеть комкание обьядсе, да трегубуеть . м҃. днии. аще ли от болезни, пост .г҃. дни. блюеное да сьхранить, и речеть псалом .р҃. Аще егo пси вькоусеть, пост .р҃. днии».
Так мы пишем везде, где в подлиннике стоит достоит. Ибо твердого Ъ в глагольных окончаниях наша рукопись не знает и в случаях полного начертания того же самого слова всегда имеет достоить.
В подлиннике избⷰ҇вити ; Калайдович прочитал это – избывати. Наше чтение оправдывается и смыслом вопроса и другими списками (ЛПБ).
В подлиннике коун чю, т.е. оставлено место для цифры .в҃. , как свидетельствуют другие списки, в которых двоичи.
и во всех, кроме подлинника. Калайдович ставит пред проскуры точку.
У Калайдовича: купи в корчагу; в Р: купив в корчаге.
Так во всех списках; но, кажется, нужно читать колико.
на то в прочих списках.
службе в подлиннике; исправлено по другим спискам.
В подлиннике рече.
Т.е. на одни свечи в сорочины, кладя за каждую по веверице нужно 40 вевериць. В «чине погребения братии по уставу студийскому» сказано: «дадят им (братии) свещи в едину векшу».
Т.е. другому попу, служащему свою неделю.
к нам ЛД.
В подлиннике и нам; в тексте по Д.
Т.е.: «мне будет грех, если не скажу тебе этого» (не брать лихвы).
по нет в Д.
неколико ЛДР.
покаялося в тех же.
Калайдович так расставляет знаки препинания: «а ци негодно постригати бе-скымы будучи, аже ми ты повелишь?».
То есть: на то ты и попин, чтобы постригать в монахи (хотя бы сам и не имел еще схимы). Ср. Номоканон при Большом Требнике, гл. 82.
не повелевай ДР.
ДР прибавляют кланятися.
и нет в ЛаДП.
нарекы РД.
по .г҃. -жды оба Л; П складом – по трижды.
Слова: «а мяса не дай, ни молока» составляют, по-видимому, вносное предложение, так что дальнейшее «и от оглашенных» относится к «молитвы стваряй».
Д прибавляет в.
В подлиннике самся.
То есть: крещальные.
каков Д.
написав Д.
Не есть ли это: о-кон (наконец, под конец?), по новгородскому говору, изменявшему в существительных конечное Ъ в О? – В позднейших списках (именно в РД) вместооконо является закон.
Читай: Цесаригороде.
еже в прочих списках.
Грех, что можно читать, как в тексте и прочих списках.
прилучить обaЛ.
еже в прочих списках.
праздну оба Л.
ходяче нет в тех же.
зло иное Д.
В подлиннике: а причащении; исправлено по ЛД.
доколе нет в подлиннике, взято из прочих списков.
же нет в ДР.
Прибавлено и в прочих списках.
А в обоих Л и П.
в прочих тут прибавлено и.
оконо оба Л и П.
ложечкою ДР.
кто Д.
възрючаеться Д.
коли Д; но ли оба Л и П.
не будеть в прочих списках.
поне ЛДР.
мыслит, хулит молвит ЛДР.
запечатати в нем ЛП; запечатано в нем ДР.
тому Д.
Тимофея алекс; прав. 3, по синод. Корм. № 227.
областем Д.
и сътворить ЛП.
Рече митрополит Р.
ли во всех, кроме подлинника.
грех в Кормчей Пуб. Биб. f. отд. П. № 87.
и из прочих списков.
Ср. примечание к 142 статье Номоканона при Большом Требнике, изданного А. Павловым.
горушное Д.
синап ЛП.
нидокогоже ЛП.
мяса Д.
Т.е. крест.
или в церковь прибавлено в ДР.
Позднейшей рукой и переправлено в или й.
не мывшеся нет в ЛП.
ополоскавшеся до пояса приписано другим почерком на поле; в прочих списках – нет.
пред слоужбою нет в ЛП.
за день ЛП.
не лзе РПЛ; не лести Д.
В подлиннике в написано дважды
В подлиннике ище.
В подлиннике подостоить; в РД не достоить.
хочеть ДР.
пьють ЛДР.
из нея нет в ЛП.
В прочих списках тут прибавлено речью.
В подлиннике не дошле; в Р: не дошел.
В подлиннике обретене; в тексте, как во всех прочих списках.
Т.е. в четном числе.
В подлиннике не носять
В подлин. сначала было боб, но потом поправлено бор, как в прочих списках.
А в ЛДП.
Поправлено по Д.
ать во всех, кроме подлинника и Р.
и во всех, кроме подлинника.
Исправлено по прочим спискам.
В подлиннике тут написано позднейшей рукой диють: в прочих списках ни этого, ни другого глагола нет.
за болящего во всех прочих списках.
измовить ЛР; измолвити Д.
зельнаго ЛП.
Д прибавляет недуга.
и прибавлено из прочих списков.
наставати П; став Д.
и прибавлено в Д.
В подлиннике комъмкат; исправлено по прочим спискам.
до из прочих списков.
Т.е. если кровотечение у женщины продолжается непрерывно.
Мария ЛП.
В подлиннике храм.
В подлиннике на.
В подлиннике сотыны.
злата РП.
но прибавлено в ЛП.
ненавидимого ЛРП; на ненавидимого Д.
Tе же черты обряда отречения от сатаны находятся и в древних Требниках. См. «Oписание рукописей синод. Библиотеки», отд.III. Ч. 1, стр. 32, 143.
накопити ДР.
повеле Р.
Вместо о .и҃. в других просто восемь; Р: .н҃. (50).
суть прибав. Р.
с субботы Л. – Не нужно-ли читать суноты? В таком случае знаки препинания должны быть расставлены иначе: «могуть бо, рече, и борзе вередитя тако, рече, у вас с уноты».
блазнь РД.
покланявшуся ЛП; каавшуся Д.
раздрешити ЛРП.
глаголаше ЛРДП.
в той РД.
В подлиннике боля.
В подлиннике всяго.
В подлиннике хртьяния.
В подлиннике над верокоустье, во всех прочих списках – как в тексте.
служити нет в Р.
поють или поеть есть во всех списках.
В подлиннике, ещь.
В подлиннике велико.
Тут прибавлено: не ведуще в Л: не ведаючи Д; не ведущи П.
В подлиннике крестьян.
таже водици нет в Д.
В подлиннике дады.
В подлин. учить; исправлено по ЛРД.
хранити прибавлено в Д.
разве неделя, праздныя недели ЛП; разве неделя праздны Д, – праздныя – Р.
В подлиннике створити: исправлено по прочим спискам.
причащатися ЛРП.
и во всех, кроме подлинника.
В подлиннике, съсоущими; исправлено по прочим спискам.
А аще кто Д.
В подлиннике толчете; в тексте – как во всех других списках.
Вместо аще и в ЛП а.
причащатися ЛП.
не из прочих списков.
В подлиннике ли, чтό легко могло произойти из ли, как в других списках.
Вместо то кто в прочих токмо.
Кажется, нужно читать ниединою.
жеглъся во всех, кроме РД; в последнем сжался.
идеть во всех, кроме подлинника.
една Л.
Вместо не той бо в прочих списках не добро.
из уст нет в ДР.
В подлиннике вреженьи: исправлено по прочим спискам.
рече нет в ДР.
испирати во всех прочих списках.
и нe творять ЛП; а не сътворше Д; а не творивше Р. – Срав. Никифора Исповедника правило 1. Σύντ. IV, 427.
Срав. VI вселен. собора правило 68.
В подлиннике всего.
Т.е. духовный.
А нет в ЛП.
В подлиннике прах.
В ЛП прибав. се.
в церкви ДР.
другый в прочих списках.
блядут ДР.
Прибавлено и в прочих списках.
а во всех других.
В подлиннике было сначала се добро; но потом сверху приписано не.
Вместо несть в прочих списках есть. Последнее чтениe едва ли не следует признать правильным. Настоящий (70) вопрос, по-видимому, стоит в связи с предыдущим, составляя как бы его продолжение. Смысл его может быть выражен так: «а что если господин отпустить на волю свою наложннцу-рабу вместe с прижитыми от нее детьми?"– Здесь есть обычай таков, отвечал Нифонт (ср. Русск. Правда, изд. Калачова, ст. LXIV).
но ЛП.
В подлиннике палвить.
В древнейшемь списке eпитимийногo номоканона Иоанна Постника место это читается в том же самом переводe, в каком читал его Кирик, именно: «и ельма же суть некие нужею быстро ни в великий пост удержаться от грехов не возмогуще, и ти же сами многажды имуще жены, подобает по скончании тем своя заповеди, ти аще преидут летa множайша, и не имут како комъкати, зане им присно впадать в грехи, да держат святой пост великий весь, яко да не согрешат, и с страхом и трепетом три дня да комкают на пасху, се же по недомыслью"… (Ркп. Рум. Муз. № 230, л. 84 об.).
и прочее Д (т.е. как бы перерыв чтения из Иоанна Постника); за тем в ЛП прибавлено: да другое; в Р: на другое; в Д: другое.
Во всех других списках реку, что́, кажется, правильнее.
Т.е.: «попы видять (отвечал Нифонт), какими епитимиями определено наказывать не соблюдающих в чистоте великого поста, но того не видят» и проч.
бы из прочих списков.
и из прочих списков.
жених с невестой ДР.
има нет в ЛП.
Во всех других велети – правильно.
то во всех, кроме Р, в котором но.
В синодальной Кормчей XII в. (№ 227) правило, на которое ссылается Кирик (13-е), начинается теми же самыми словами: «сочетавающимъся на брак обьщения» и пр.
В подлиннике почтох.
В старинных епитимийниках не редко встречается та «Заповедь святых отец», из которой Кирик прочитал приведенное правило. См. у Тихонравова в «Памятниках отреченной литературы». т. II. стр. 302–303.
доволевашеся Р; то же самое слово написано в Лб на поле, как объяснение к стоящему в тексте дивовашеся.
В упомянутом пергаминном епитимийнике Григоровича правило это читается так; «избавить бо их .і҃. литургии за .д҃. месяце, и .к҃. литургии за .и҃. месяць, за .в҃і. месяць .л҃. литургии, могоут слоужьбници избавити от грех, аще хотеть, кающихся» (л. 2).
Так во всех списках, кроме подлинника, в котором что.
служити в прочих списках.
Правильное чтение, судя по другим спискам, должно быть не потрудяче ни мало; Л: не потружая; ДР: не потрудячи. Калайдович читает: не отречении мало.
В подлиннике се угодно; в тексте по Л; се убо годно Р.
служивше во всех, кроме Д.
невздержа лив П.
есть прибавлено в ПЛ.
Вероятно, Кирик спрашивал о следующем месте в номоканоне, Иоанна Постника: «дьякон устьнама осквьрнься … еже причащатися с дьяконы сподобиться; тем же образом и поп» (Рум. № 230. л, 85 об. 86).
с причастием ЛП; причащався ДР.
влагати ЛП; вдевати ДР.
В подлиннике поверегши.
будеть, да ДР.
В номоканоне Постника, по Румянцовскому пергаминному списку, правило выражено oбщеe и короче: «аще кто крадеть, да не придеть в чистительство» (л. 95 об.).
господарева Р.
достоит ЛП.
И ЛП.
В подлиннике мяса.
Калайдович читает тогде.
Калайдович ставит тут точку.
с нет в ЛЛ.
В прочих списках тут прибав. си.
на ЛП.
Исправлено по другим спискам.
Это и следующие дополнения и поправки в тексте, правил Василия Великого сделаны по синодальной Кормчей ХII века № 227.
Нужно читать: творить.
В подлиннике да.
В подлиннике по неженьствоу.
В подлиннике тут стоят лишние слова: и по семь посагъшия.
да аже Л; да яже П; у Калайдовича вариант да аще.
постится – вариант у Кадайдовича.
первее Р.
Исправлено по ДР ипо требованию смысла.
инако колико ЛП.
То есть; если же как прикоснется к испеченой (просфоре).
проскуры ЛП.
Прибав. и во всех других списках.
дасть ЛП.
Приносить ЛП.
Савины главы ДР.
и прибавлено в РД.
вънесше ЛП.
поста нет в ЛП.
В подлин. дьржати; в тексте по ДР.
и Д.
и нет в ДР.
и не омывшеся ЛП.
и нет в ЛП.
А во всех прочих.
не омывшеся ЛП.
В подлиннике что.
целовавше нет в ЛП.
греха не будет ДР.
отлучаются ЛП.
не бранить ЛП.
прещением Р.
упуститься проскура Р.
не нет в ЛП.
ли прибавлено в Р.
неколико ЛП.
ли ЛП.
служить РД.
всю ЛП.
на особь ПРЛб; на соб Ла; на собь Д.
молвиться П.
си ЛП.
целують ЛП.
целують ЛП.
и нет в прочих списках.
повелети нет в ЛП.
В подлиннике несмысленых; Д: груб и несмыслен.
Исправлено, как во всех прочих списках.
он же ЛП.
Тут в прочих списках прибав. eси.
к нему ЛП.
той П.
Tо есть: благословенное крестом. См. у Кирика гл. 101.
В других списках: .и҃.
и нет в прочих списках.
В прочих прибавлено вопрошение.
Тут в ЛП прибавлено и сего.
владыко ЛП.
блудячи Д.
В подлиннике причачалися.
Т.е. духовникам.
Подразумевается: причащение.
раздреши ЛП.
владыко ЛП.
тоже ЛП.
придати ЛП.
болми ЛПР.
разрешалная Р.
но тъи Д; но тъ П; по то Л. Не следует ли читать нъ ать?
аже бы не бляла нет в Л.
и повеле ДР.
овоже летo ЛбП; .а҃. лето ДР.
отприся ДР.
своего ЛП.
и нет в ЛП.
В прочих списках иже ли.
в ту ЛП.
скотичьское ЛП.
Ср. VI всел. соб. прав. прав. 84; корфаг. прав. 83.