Источник

19. Около 1360 г. Грамота митрополита Алексия туда же и о том же

Издается по списку ΧVΙΙ века, находящемуся в сборнике москов. синод. библиот. № 596 (по старому каталогу № 473, а по «Описание» Горского и Невоструева № 338), л. 34 об. Список этот довольно тщательно снят прямо с подлинника, хранившегося в то время в домовой казне рязанской митрополии, как сказано в оглавлении: «Граммата па пергамине писаная святого Алексия митрополита всея Pоссии, подписанная по-гречески рукою его свойственною, обретающаяся в домовой казне рязанской митрополии». Действительно, в конце стоит греческая подпись святителя: ‘Αλέξιος ἐλέῳ Θεοῦ μητροπολίτης, πάσης ‘Ρωσίας καὶ ὐπέρτιμος – с русским переводом: «Алексий, милостью Божьей митрополит, всея России, и прочестен». Далее замечено: «И печать у грамматы привешена, на единой стране образ пречистой Богородицы, на второй стране, тодежде подписание по-гречески изваяно имущая». Востоков, имевший дело с новейшей копией, снятой с того же самого синодального списка, заподозрил подлинность греческой подписи святителя Алексия – на том основании, что он «по христианскому смирению, без сомнения, но называл себя ὐπέρτιμος (пречестен) Опис. Рум. Муз. стр. 48. Но ὐπέρτιμος было официальным титулом знатнейших митрополитов, подчиненных, константинопольскому патриаршему престолу, которые не только так, величались третьими лицами, но и сами так подписывались (См., например, Acta Patriarchatus, t. I. p. 433). Мы не знаем, кто из русских митрополитов первый почтен был этим титулом; несомненно только, что он принадлежал уже предшественнику св. Алексея Феогносту (см. примечание над текстом предыдущего № и ставленую грамоту митрополита Алексия, где патриарх называет его ὐπέρτιμος. Ibid., p. 340). – Список, взятый для настоящего издания, сравнен: 1) с текстом, напечатанным в 1 томе «Актов Исторических» (№ 3; варианты отсюда обозначены буквой А); 2) с новейшей копией, сделанной с подлинника для графа Румянцева, о которой см. примечание над текстом предыдущего № (варианты с буквой Р) и 3) со списком, находящимся в синодальном сборнике XVII века № 792, л. 43 (варианты с буквой С). Здесь грамота помещена вслед за ханскими ярлыками с таким оглавлением: «Летa 7011, мая 20 (день перенесения мощей св. Алексия) список списан с грамоты Алексея митрополита всея Руси». – Год написания грамоты приблизительно определен в Актах Исторических по соображению следующих обстоятельств: «Митрополит Алексий правил церковью 1355–1377. Новгор. перв. Лет. стр. 86 и 91. А Афанасий, сарайский епископ, скончался в 1362 г. Никон. Лет. IV. 1. Слич. Ист. Росс. Иеp. I, 234».

Благословение Алексия, митрополита всея Руси, ко всем крестьянам 1087 , обретающимся в пределе Червленого Яра и по караулам возле Хопор, до Дону, попам и дьяконам, и к баскакам, и к сотникам, и к боярам. Молюсь Богови и Святой Богородице, да будет душой и телом все добры, здоровы, да исполнивали бы есте заповеди Божьи: глаголет бо Христос: «имея заповеди мои, и сблюдет я, той есть любяй мя». Да возлюблены будете от Христа, исполнивайте заповеди его: имейте веру праву к святой и единосущной Троице, в нюже крестистеся, любовь и мир друг к другу, правду, целомудрие, милостыню, исповедание грехов своих. Ибо Господь Бог Иисус Христос тако рекл своим учекикам и апостолам: «шедше в весь мир, проповедуйте евангелие всей твари; иже веру имет и крестится, спасен будет, а не веруяй осудится». И паки ту же благодать далими власть: «елико аще свяжете на земли (грех ради человеческих), связаны будут на небесех; елико аще разрешите на земли, будут разрешены на небесех». И паки тако глаголет: «слушая вас, мене слушает, а отметаяся вас, мене ся отметает». Ту же благодать Пресвятого Духа прияли аз грешный от пресвященного патриapxa вселенского и от святого сбора, и приехал есмь к Святой Софии в митрополию всея Руси в Киев, и ко всем крестьянам, обретающимся во всей русской земли, пастух и учитель, и имею великую тягость на себе, что ми молвить и учить всех на все душеполезное и спасенное. И того ради многажды и Фeoгност митрополит писал к вам, к детям своим, елико есть на пользу душам вашим. Вы же, как то и время являет, что моих слов и моего поучения не слушаете, но исполниваете волю телесную и дела темные, а слова моего не слушаете. Не ведаете ли, что всей русской земли владыки под моею властью суть и в моей воли? И аз их ставляю от благодати Пресвятого Духа. Такоже и подана власть владыке 1088 вашему: вы пак как его слов не приимаете, но странных пастухов приимаете; и как то видится, несте от паствы истинного пастуха Христа, но противного духа: ибо овцы словесные Христовы гласа Христова слушают и последуют слова нашего. Мы бо Христовы есмы и Христова слова глаголем; кий же есть Христов, слушает нас и сотворяет, елико пишу; кий жене слушает нас, не есть Божий: ибо истинный крестьянин и верный от дел своих является, якоже и Апостол глаголет: «вера без дел мертва есть, тако же и дела 1089 без веры». Того ради, дети, сотворяйте дела светла; всяка бо злоба и горесть 1090 и ярость и гнев, блуд и прелюбодейство, обида и зависть, убийство и пьянство да отымется от вас, зане Апостол глаголет: «братья, не прельщайтесь: ни блудницы, ни прелюбодейцы, ни идолослужители, ни творящие блуд рукой, ни мужеложницы, ни лихоимцы, ни татеве, ни грабители царства Божьего не наследят». Си слышаще, возлюбленные, от святых, всегда покайтесь и обратитесь к Богу, поучитесь благое сотворять и стерезите себя. Поминайте всегда 1091 смерть и воскресенье и суда оного страшного и Судью оного великого и страшного, сведый сердца человеческие и помышления и деяния, а праведным вечный покой, а грешным вечную муку. Вся та аще имете поминать, николи не coгрешитe, ни ослушиваться имете нас, иже постави Дух Святой пастухов и учителей ко всем крестьянам. К церквам всегда прибегайте, с женами и с детьми, и что имеете в руках, приносите к церквам и к святым. А священников и мнихов любите и просите молитвы их; вдовиц, и сирот, и полонянников, и странных милуйте и призирайте; иже в темницах, посетите, да сподобитесь блаженного оного святого гласа истинного Христа, глаголюща: «приидете благословенные Отца моего, и наследуйте уготованное вам царство от сложенья мира: алчен бех, накормисте мя, и жаден 1092 , напоисте мя, странен бех, и введосте мя, болен и в темнице, посетисте мя»; а злое створше и беззаконное, и немилостивые, нежалостивые, поити им 1093 во тьму кромешную. Иже имете исполнивать се, спасены будете, и не тяжко есть се.

О том же переделе, по Великую Ворону, возле Хопор, до Дону, по караулом, церкви, что тот передел, как то пишут грамоты брата моего Максима митрополита, и Петра, и Феогноста, что собором створили на Костроме, и владыка Софоний дал грамоты из уст своих, что ему от тех мест, по тем грамотам, не лзе вступаться в тот передел чужой, и явно 1094 есть и все ведают, что тот передел не сарайский. Ныне же пак владыка Афанасий сарайский уведал то, видев грамот тех, и за вину его покажнен от митрополита, писаньем отступился того передела; и от сих мест владыке Афанасию саранскому несть власти в том переделе, но власть рязанская, попы и дьяконы поставляющего владыки и власть дающего. И ныне послал есмь к вам владыку рязанского Василья 1095 с грамотой своей: и вы поминайте, его, а пошлину церковную дайте 1096 ему по обычаю. Аже исполните, как то пишу к вам, душеполезное и спасенное, а грамоты послушайте 1097 , да и пошлину церковную дайте 1098 , милость Божья и Святой Богородицы, и мое благословение да будет с вами и с женами вашими и с детьми, и со всеми крестьянами.

* * *

1087

Здесь и во всех дальнейших случаях христиане А.

1088

Такоже подана власть и владыце А.

1089

В подлин. дело.

1090

Гордость Р; разночтение произошло, вероятно, оттого, что в подлиннике (как и в синодальной копии) стояло гор҃сть.

1091

всегда нет в А.

1092

жажден АР.

1093

имут Р.

1094

явлено А.

1095

Васиана С.

1096

давайте А.

1097

послушаете А.

1098

дадите А.


Источник: Памятники древнерусского канонического права / [Ред. А.С. Павлов]. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. М.А. Александрова, 1908. / Ч. 1. (Памятники XI-XV в.). - 1908. - 1466 с. и стб. разд. паг. (Русская историческая библиотека, изданная Императорской Археографической комиссией Т. 6).

Комментарии для сайта Cackle