Источник

130. Два послания митрополита…: I) к прихожанам церкви…, о повиновении своему отцу духовному, и II) князьям – о повиновении своей матери

Первое – из синодального сборника № 562, л. 135 об.–136: издано не было; второе – из Макарьевских Миней-Четьих (август. кн. успен, сп. л. 1509): издано было, до указанному сборнику, в I-м томе Дополн. к Акт. Ист. № 11 и по догадке усвоено митрополиту Ионе. Ср. легенду № 127.

I. Послание от митрополита о поучении православным христианам, чтобы отца духовного слушали во всяких духовных делах

Благословение… митрополита, сынам нашего смирения православным христианам, которые приходят к великому… храму. Бил ми челом, сынове, на вас ваш отец духовный поп… о том, а сказывает, что деи живете у него не в послушании, на покаяние к нему не приходите, ни святых даров у него не приемлете, ни к церкви Божьей не приходите, не именуяся христиане; также деи и чести над ним не держите: ино то, сынове, супротивно чините церкви Божьей и божественным и священным правилам, будучи яко каменносердечные и ожесточены от диавола, не именуяся, яко христиане. И благословляю вас, чтобы есте жили у него в послушании, во всех его наказаниях духовных; и также бы есте и к церкви Божьей пристояли и честь над ним чинили, будучи яко истинные великие сущие православные христиане, верующие в Господа нашего Иисуса Христа; а не имете так жить, как вам пишу, будучи яко каменносердечные, ожесточены от дьявола, не повинуяся о всем своему пастырю и учителю, отцу духовному: и мне вам того не заложить законом Божьим и божественными священными правилами, как нам повелевает.

II. Послание от митрополита ко князьям, не послушающим матери

Благословение… митрополита всея Руси, о Святом Духе сыновом нашего смирения, благородным и благоверным князьям… Била ми челом, сынове, на вас мати ваша, а моя дчи, княгини жалуяся на вас, на своих детей: нечто, по грехам, оплошением ли вы своим, или диаволим наваждением, или своей молодостью живете, у́не ю́ не держите 3293 , да еще деи и обидите ее во всем: чим деи се пожаловал был ваш отец, а ее муж, князь… что ей подавал во опришнину, чем ей было прожить, доколе ей Бог велит пожить, а по своем животе и души бы своей помощь учинить, а вас отец; ваш, своих детей, опрично того жаловал, подавал ваши уделы, и вы деи, чрез то свое данное, да что ей дано, и вы деи то у своей матери поотъимали. Ино то, сынове, богопротивно дело делаете, на свою душевную погибель, и временно и будуще. Аще ли не поминаете слова Господнего, глаголющего: «иже злословить отца и матерь, смертью да умрет?». И Апостол, рече: «чада, послушайте родителей своих, то бо есть благоугодно Богови». И инде Писание глаголет: «всем сердцем прослави отца своего и рождения матерьня не забуди; воспомяни, яко от того родился еси: что воздаси има, яко и она тебе?». И паки: «яко раб послужи родившему тя: что бо воздаси им ты противу данию их? они убо тебе родиша, а ты можешь ли тако родити я́?». И Приточник глаголет: «чтяй отца и матерь свою, сам той возвеселится о чадах, и прославляяй отца и матерь долги дни сотворит и очистит свои грехи: благословенье бо отчее утверждает дома чадам, клятва же матерьняя искоренит и основание». И многое бых, сынове, писал к вам от божественного писания, но надеюся на милосердие Божье, что сами от божественного писания весте, и того ради вкратце писах вам, воспоминая вашему православию, да в чувство придете и во вседушевное покаяние чистыми сердцами. И благословляю вас, своих детей, чтобы есте, сынове, нашей дчери, а своей матери… челом добили, а у нее бы есте себе прощение взяли и честь бы есте к ней пошлую родительскую имели во всем, по Божьему повелению и по божественных писаний указанию и по нашему благословению, и были бы есте ей всячески послушливы во всем; а обиды бы есте ей не чинили ни в чем, а ее бы есте довольное ей отдавали все: она бы ведала свое, а вы бы свое ведали, чим вас Бог помиловал, а отец ваш, а наш сын, вас своих детей благословил, то бы есте свое, Богом данное вам и вашим отцам, и знали. А как, сынове, с своей матерью, а нашей дочерью, управитесь, и вы к нам отпишите: и мы за вас хотим и Бога молить, по своему святительскому долгу, а по вашему чистому к Богу покаянию. А чрез то пак, сынове, то имеете, по старине, Богом ненавидимое какое дело делать, а свою матерь, а нашу дчерь, гневить и оскорблять и обиду ей каковую чинить: и мне, сынове, самому Бога боячись и по своему святительскому долгу, у нужи да посылать ми по своего сына, а по вашего владыку… и по иных по многих священников, и соборно воззря в божественные правила священные, да по вашему непокорству и непокаянному вашему сердцу, а с своим сыном, с вашим владыкой, обговоря и рассудив, да учинить нам вам так, как бы есте, наши дети, Бога познали и свое православное христианство, и в чистое к Богу покаяние и умиление вошли, возложить ми на вас духовная тягость церковная и свое неблагословение и прочих священников, кому Бог повелит тогда с нашим смирением быть, а дотоле Богом узаконенное нам сделать; и то вам будет ни от кого, но самим от себя; да и дочери наши, а ваши матери, на вас не токмо неблагословение, но и клятва, и в си век и в будущий, донележе в чувство придете и в чистое к Богу покаяние. А писана на Москве…

* * *

3293

Т.е. не ставите ее выше себя.


Источник: Памятники древнерусского канонического права / [Ред. А.С. Павлов]. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. М.А. Александрова, 1908. / Ч. 1. (Памятники XI-XV в.). - 1908. - 1466 с. и стб. разд. паг. (Русская историческая библиотека, изданная Императорской Археографической комиссией Т. 6).

Комментарии для сайта Cackle