Источник

129. Митрополичья наказная грамота о монастырском общежитии

Из синодального сборника № 562, л. 99–101; издана была, по тому же списку в 1-м томе Акт. Археогр. Экспед. под № 381. I. Ср. легенду № 127.

ПОСЛАНИЕ ОТ МИТРОПОЛИТА, ПОЧЕМУ ХОДИТЬ АРXIМАНДРИТУ С БРАТИЕЙ В ОБЩЕМ МОНАСТЫРЕ

Се аз… митрополит всея Руси, даль семь сию свою грамоту в пречестную обитель, во общий монастырь… архимандриту… и священноинокам и инокам, и всей еже о Христе братии того монастыря. Что ми били челом, а сказывают, что у них преже было в монастыре богарадное общее житье чинно и уставно, о Христе с любовью о всем; а ныне деи грех ради наших, по последнему сему времени нужному и неустроений ради земских, учало у них быть тое житье не уставно, не по преданию святых Отцов общего житья чина же и устава, и от некоторой братии развратно. И аз… митрополит всея Руси дал сем сию свою грамоту в ту пречестную обитель сему архимандриту… и всей еже о Христе братии, пребывающим ныне в том монастыре, также и по сем кто ни буди в том монастыре архимандрит и священноиноки и иноцы того монастыря, да держат и ходят по сей моей грамоте впрок, держачи общее иноческое житие, по преданию иноческого чина же и устава, имеюще благоповиновениие о всем к духовному своему настоятелю архимандриту; а он всяко с любовью духовной должен есть попечение иметь о их спасении и о всем монастырском строении и о братней потребе, и трапезой завсе соединяться с ними, кроме своей кельи; а опрично общие монастырские братские трапезы, по обще-монастырского жития начальству, иные трапезы да не имеет, кроме братии, разве приходящих великих гостей, и то да будет по чину. А держит как игумен, так и все братия общее богарадное житие, а всякий приход монастырский, милостыни ли, молебны ли, или сорокоусты, или вписы, хлеб ли, или что иное приход монастырский, или товар, то все архимандрит ведает по слову и по совету со всей своей братией. А кого будет таковского брата изобрать монастырский приход ведать и церковное строение, и келаря и купчину устроить, или которого брата на монастырскую службу куда послать: и то все архимандрит избирает и поставляет на всяку вещь, с веданием и любовью всей братии строит и уставляет, кого братья изберут, а по его благословению. Также и иноков приходящих архимандрит, со всей братией по слову же, приимает. А кто данные сее нашей грамоты уставение порушит и о семь нашем писании нерадить начнет, а не Бога ради житие иметь жить, соединения и совуза духовной любви межи собой не имет держать, или который брат имет без архимандрита слова и благословения, и без братийского ведания 3291 , торговать, или села строить себе на собину, и аз митрополит всея Руси приказал архимандриту того, яко чиноразрушителя и развратника общему иноческому житию, обоимать на монастырскую потребу, а самого из монастыря выслать. А который священноинок, или инок, или той самый духовный настоятель, архимандрит той пречестной обители, иметь инако делать, и он явится пред Богом, яко чиноразрушитель иже от святых Отцов преданного иноческого жития общего чина же и устава в той пречестной обители; и по приидет ли в чувство, и не накажется с чистым покаянием… 3292 , и не приидет к духовному своему настоятелю, к архимандриту, и ко всему богособранному стаду своей братии: и таковой о сем и от нашего смирения приимет казнь духовную и неблагословение, донелиже чистое покаяние свое пред Богом положить.

* * *

3291

В рукописи опять повторено тут иметь.

3292

В рукописи стоит здесь что-то непонятное: нему пристанищу.


Источник: Памятники древнерусского канонического права / [Ред. А.С. Павлов]. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. М.А. Александрова, 1908. / Ч. 1. (Памятники XI-XV в.). - 1908. - 1466 с. и стб. разд. паг. (Русская историческая библиотека, изданная Императорской Археографической комиссией Т. 6).

Комментарии для сайта Cackle