131. Чины избрания и поставления в священники и диаконы
Из богослужебного сборника Москов. Синод. Библиот., конца XV в., № 558, л. 202 об.–206. В языка «чина» много особенностей малороссийского наречия, чтó указывает на происхождение статьи в пределах киевской митрополии. Эти особенности не вполне сглажены и в позднейших великорусских списках, например в архиерейском Служебнике XVI в. той же библиотеки № 680, л. 89–99. (Ср. Спис. ркп. синод. библиот. отд. III, ч. 1, стр. 100–102). Разночтения этого списка в науке и содержании указаны под текстом.
Указы, како подобает избирать годных на священство и ставить в ерейский и диаконский сан 3294
Всяко дание благо и всяк дар свершен о Христе Иисусе Господе нашем, емуже купно подобает честь, слава, держава и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки, аминь.
Сие писание предложихом, известно и потребно обретше от святых писаний, памятно иметь святителю, о попах и о дьяконах, хотящих быть у причту церковном. Коли который дьяк похочет у священство, и приидет благословиться к святителю и узьявить свое хотение 3295 , святитель пошлет его к тому вряднику, который будет 3296 на то уставлен от святителя осмотривать дьяков, годных к священству и умеющих грамоте; и тот врядник 3297 , осмотревши и изведавши его у святом писании, естли 3298 будет еще не научился сполна грамоте, так чтобы годный был у священство, и он то поведает святителю, и святитель такового отошлет и велит доучиться, и рок 3299 ему положит но мере науки 3300 , заколко бы научиться мог. А коли будет тот, дьяк священства годный 3301 , а грамоте уметь, как попу подобает, и тот врядник святительский пришед узьявит 3302 его святителю: «се дьяк, на имя…, умеет грамоте горазд». И святитель пред собой еще кажет 3303 ему чести Псалтырь, Апостол, Евангелие, и потом отсылает такового святитель к отцу духовному, на то уставленному 3304 , принять его на исповедь, достоин ли священства. И на то мает быть особый регистр у писаря святительского, коли которого дьяка ставить святитель у дьяконы, або в попы. 3305 И тот священник, который приимает у духовенство исповеди, напишет лист свой поручальный по нем таким обычаем: «Се я игумен, або 3306 поп, …, уставленный от государя моего 3307 владыки …, отцом быть духовным новопоставляемых у священнический чин, поручаюся государю моему епископу …, по сем дьяке, на имя …, чтож 3308 он достоин священства, по его исповеди, а не холоп, а не тать, не разбойник, не изменник, не душегубец, но двоеженец, а не должен никому». Святитель тот лист взем, даст заховать 3309 , а тому дьяку кажет 3310 готовиться к поставлению. И во время божественной службы, преже початия литургии 3311 , святитель став на своем месте 3312 , во всем своем сане, и приводим бывает пред него ставиться хотяй 3313 , и святитель речет духовному его отцу 3-ды: «достоин ли священству?». А тот духовник мовит 3314 пред святителем: «владыко святой, по его исповеди, достоин священству». 3315 И святитель речет: «по слюбу 3316 и по поручению твоему, отца его духовного, свершаем его у священство». На то свидетели тые священники, которые тогда при святителе служат. И писарь 3317 святительский имает тое у регистр написать. 3318 Тому же новоставленному, диаконом ли будет, или попом, служить ему в большее соборное церкви шесть недель. И мает 3319 тот новоставленный всегда на Божьих святых литургиях Евангелие чести, гораздо просмотревши, абы читал 3320 не спешно, знал бы статьи и взгласы. 3321 И на заутренях и на вечернях тот же новоставленный абы говорил Псалтырь, и псалмы и каноны, и церковное каженье знал и все действо священническое: тому ся мает 3322 учить пильно 3323 , абы 3324 умел горазд. А тых новоставленных мают 3325 присмотрять и учить, по всю тую шесть недель, божественной службе и всему церковному правилу – диакона диакон, а попа поп, от святителя на то уставленный. И тот новоставленный тому своему уставленному учителю за науку мает дать куницу, 12 грошей. А тот священник, учитель новоставленного, не мает в него посулов брать 3326 , лише своего врока; занеже 3327 много крот тые учителя тое чинят: поучивши новоставленного с пол-неделю, а 3328 в силах с неделю, для своих посулов, отпускают прочь; ино таковые от святителя каранны 3329 бывают святительской казнью. 3330 А коли выйдет 3331 тая шесть недель, ино мает тот учитель, поп або дьякон, пришед ко владыке, узьявить: «Государю, владыко святой, се новоставленный весь ряд церковный и священническое действо гораздо умеет». И святитель речет тому учителю: «положил есмо тое дело на твоей душе, верячи тебе; ты за то сам ответ даси, естли будешь его добре учил, а он все горазд умеет». И кажет писарю 3332 своему тыи слова его записать в регистр. 3333 И иншим 3334 потребным нужным поповским вещам тому новоставленному сам святитель прикажет учиться пильно 3335 , у своей церкви буда, от иного священника, добре умеющего священническое дело, ряд и правило церковное. 3336 И рок 3337 ему на то даст учиться до собора 3338 : «а о coборe, даст Бог, приедешь к нам, и мы сами тебя выслушаем: будешь ли уметь гораздо всему священническому делу 3339 , и ты и впредь 3340 будешь священником; естли же ся не будешь учить 3341 , а не будешь уметь всего того, что тебе священнику ся годит 3342 , и мы тебе петь не узвелим 3343 и церковь отдадим иному до тых часов 3344 , поки 3345 ся научишь гораздо всему своему священническому делу». 3346 И тако его наказав и научив, и даст ему от руки своей хиротонии свиток 3347 , по чему он мает 3348 учиться исправлять ряд 3349 церковный, отпустит его к поставленной ему церкви. И кажет 3350 святитель писарю 3351 своему записать, в который день поставил его, и которого 3352 месяца, и которого дня 3353 отпустил его: каждого 3354 новоставленного священника месяцы, и дни, и индикт ставления и отпущения его мает 3355 записано быть у писаря святительского в регистр. 3356 А коли собор приидет, ино писарь 3357 принесет тот регистр 3358 ко святителю, который новоставленный в том регистре 3359 будут написаны, его святительского рукоположения: тых мает 3360 осмотреть и изведать сам святитель без лености. Естли 3361 который будет не сполна научился и не гораздо уметь церковное исправление, свое священническое дело 3362 , такого мает 3363 святитель казнить 3364 так 3365 яко выше писано. А которых дьяков неумелых грамоте святитель будет 3366 ставить без осмотрения и без науки 3367 , недостойных священству, за таковых сам ответ воздаст в день судный на 3368 судищи Христовом. А естли 3369 на которого новоставленного священника пред святителем будет жалоба, что он будет вчинил 3370 каковую любо 3371 вещь, до своего поставления, таковую, для бы чего не мел 3372 быть поставлен в священство: и святитель велит принести регистр до себя 3373 , и где будет написано их имена и поручальная грамота, и кажет 3374 прийти к себе тому священнику, который их приимает в духовенство и исповедь 3375 и тым священником клирошанам, которые были тогда при его поставлении, и речет святитель тому его духовнику: «ты по том дьяке мне поручился; твоя грамота поручная, и твоя братья клирошане на то сведки 3376 , чтож поведал 3377 мне того дьяка достойного священству». И тот духовник мовит 3378 : «Господине, владыко святой, тот дьяк тых неподобных вещей мне не поведал 3379 , богомольцу твоему, тое свое дело от меня утаил». Ино светитель ведает, как мает 3380 того судить духовным судом и карать 3381 подле правил, что ся не исповедал по истинне. А тот регистр святительский мает 3382 стоять верху поручальных грамот, а поручальные грамоты понижеи того мают 3383 стоять, одна подле одну. 3384 А в том же регистре 3385 мают 3386 написаны быть тые дьяки новоставленные, которые умелые гораздо, на имя его и чей сын и в которой 3387 церкви; который средне умеет, не суполно, того теже на имя, и чей сын, и в которой церкви 3388 ; а который мало умеет, и того теже на имя, и чей сын, и в которой 3389 церкви. И где который будет 3390 служить в городе бо в селах 3391 , все тые особно мают 3392 быть порозну написаны: для того же, иже 3393 святитель, не дожидаючи собора, мает 3394 часто смотреть в регистр 3395 и посылать по неумеющих, абы 3396 ся учили горазд 3397 своему священническому делу 3398 ; доколе 3399 тот неумелый научится гораздо 3400 , ино в его приход укажет 3401 святитель приеждать иншому 3402 священнику умелому 3403 , который живет с ним близко его церкви, дня его науки 3404 , и для людских покаяний, и детиных крещений, и родильницам молитв чистых, и новорожденным младенцам имена нарещи, немощным святых таин причащения дать.
* * *
Это заглавие – из № 680.
В другом списке: «възъявить хотение свое», и далее прибавлено: «первое приходит в понедельник, и сотворив поклон пред святителем, станет; и ту предстоя архидиакон, или ин от коих священник, к тому приходящему приступль, вопрошает его: како есть имя ему и чей сын, к откуда прииде, и чего желает? Он же сие все исповедает пред святителем и тако речет: «приидох к государю и пастырю нашему преосвященному архиепископу (имярек), желание имея его святительства рукоположения, хотя быть совершен во освященную ерейскую одежду». И святитель речет ему: «доброе желание имея пришел еси, сыну, хотя послужить Господеви, иже ти исполни Христос Бог наш, по глаголу его святому и по достоинству обещания твоего». И благословив, отпустит его с миром. Архидиакон же приступив, приказует ему трикратное пришествие творить пред святителя: повелевает прийти ему в среду и пяток, и тако ему восследовать. Егда же приидет пред святителя в пяток, тогда, по вопрошении и ответе, святитель благословляет его и отпускает с миром, и посылает с ним к его дому на то установленного рядника и велит испытывать роду-племени его и сосед там близ сущих о нем; добру ли родителю и законну, отца и матери, сын? не имеет ли на себе каковые вещи, которые же возбраняют человеку священства? будет ли не тать, не душегубец, не разбойник? Когда ти сущие окрест его православные христиане ничтоже такового отлучения на нь возглаголют, тогда тот рядник святительский, изведавши о нем исправне, о житии пребывания его, иже он достоин священству, взимает его с собой и поставляет пред святителем, и повесть все, яже о нем испытал. Аще ли издалеча пришел будет хотяй ставиться, таковый приносит с собой грамоты ко святителю от своих ужиков и соседей поручальные, есть ли он добру родителю и законну сын, и таковое вещи на себе не имать, для которых бы он недостоин был священства? И коли будет достоин священства, святитель, благословив его, повелевает готовиться к совершению и посылает его к тому ряднику… (как в тексте).
будет нет в др. сп.
рядник др. сп., здесь и далее.
или др. сп.
урок.
на учение.
достоин.
возъявить.
дает.
В подлиннике уставленного исправлено по др. списку.
Этого пункта нет в другом списке.
или.
своего.
что.
сохранить и потом прибавлено в ризницу.
прикажет.
литургии.
месте.
хотяй ставиться. Далее прибавлено: «и святитель велит дать из ризницы лист поручальный отцу его духовному и прочесть пред собой и перед теми священниками, которые с ним служат. И тогда диак тех священников имена в тот лист напишет, для свидетельства. И святитель… (как в тексте).
молвит.
Прибавлено: «и в третье святитель речет: «достоин ли священству? поручаешь ли ся но нем?». И духовник молвит: по его исповеди, поручаюсь по нем, достоин священству».
по исповеди.
диак.
емлет тот лист в книги написать. Toгдa же его святитель совершает в ерейский сан, и то все обрящешь в ставлении напреди.
имать.
и чел бы.
статии и возгласы.
имать.
подлинно.
чтобы.
имеют.
не емлет у него посулов.
В подлиннике зануж; в другом списке за нужу.
или.
наказаны.
святительским наказанием.
прóйдет.
диаку.
в книги.
а иным.
гораздо.
священнический чин и правило церковное.
срок.
Т.е. до сборного воскресения, в которое епархиальное духовенство обязано было собираться к своему архиерею для «науки духовной» и рассуждения о «недоуменных вещах», встречающихся в пастырской практике. См. выше № 8 (легенду) и № 125.
чину.
и вперед.
или не учнешь учиться.
тебе ся священнику годит.
не повелим.
до тех мест.
доколе.
чину.
См. выше № 7.
имет.
чин.
повелит.
диаку.
В подлин. который: исправ. по др. сп.
коего дни.
всякого.
имать.
у диака святительского в книги.
диак.
тые книги.
в тые книги.
тых имать.
или.
свой священнический чин.
имать.
наказать.
так – нет.
имет.
без научения.
Прибавлено: страшным.
или.
учинил.
В пoдлиннике бо; исправ. по др. сп.
не имел.
к себе книги.
повелит.
в духовенство исповеди.
В рукописи светки.
что ты сказал.
речет.
не исповедал.
имать.
наказывать.
тые книги святительские имеют.
имеют.
едина подле единые.
в тех же книгах.
имать.
в которые.
который средне… церкви нет в другом списке.
в которые.
учнет.
в граде или в селах.
имеют.
Для того иже.
имать.
в книги.
чтобы.
гораздо.
чину.
а доколе.
горазд.
прикажет.
приезжать иному.
умеющему.
научения.