116. 1490 г. после 17 октября. Поучение митрополита Зосимы по случаю соборного осуждения еретиков жидовствующих
Этот драгоценный и доселе совершенно неизвестный памятник издается по списку (к сожалению, без конца), находящемуся в Чудовском сборнике XVI века, № 264, л. 754 об.–755. Рукопись – письма белорусского, с резким отпечатком тамошнего говора.
Смиренного Зоси[мы], митрополита всея Руси, и всего священного собора поучение всему православному христианству, на еретиков обличение и [из] сана извержение и от святой Божьей Церкви отлучение
Да есте ведуще все православные христиане, яко да увесте сие настоящее 2961 средостение, како ныне, грехов ради наших, в последнее время лукавый змий, древний губитель душ человеческих, враг дьявол, всея плевелы горького плода в сердца худоумных человеков, и те быша еретики и враги Христовой церкви, прелестники и отступники, губители душ православных человеков, зовущеся священники, и поне сокрывающеся от человеков и тайно пишуще, и учат держать книги отметные 2962 , и похваляют в себе отреченный ветхий закон, и веру жидовскую хвалят, поношаеся 2963 речами и глаголаше 2964 хулу на Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божьего, и на пречистую его Богоматерь, и святым иконам ся не покланяют и называют иконы идолами; а великих святителей русских Петра и Алексея, Леонтия и Сергия чудотворцев, и иных святых преподобных отцов многих укоряху, речи хульные на них возлагают, паче же и не почитают их. Но попусти убо 2965 им Господь Бог наш; мы же ныне изообличихам беззакония их, и так обличены быше. И сие да увесте, православный род христианский, о тех еретиках новгородских, како ныне обличены быша и повиновены пред нами и осуждены быша нами саборне, по святым правилам, извержены быша от святой великой соборной церкви и отлучены от всех людей православных. И сие да увесте, как пред ними обличена и оглашена бысть ересь их.
В лета державного самодержца, государя великого князя Ивана Васильевича всея Руси, егда снидошась архиепископы и епископы во святую соборную великую церковь на Москве, в храм великого архангела Михаила, и восхотеша служить святую службу, ради душам поминовении благородных великих князей и великих княгинь, и всех ради благочестивых христиан, ту ж в храме обретесь поп Деонис новгородец, стоя в ризах, хотяще с ними ж служить. Бе же ему от всех епископов слóва 2966 паносно, [и] реше: «изыди, человече, из святого алтаря; недостоин еси соборне служить со святыми епископами. Пришли на вас речи неподобные еще при Геронтие, митрополите всея Руси, и не на одного убо тебя, да и списки ваших дел и грамоты от Геннадия, архиепископа новгородского, на вас пришли». Он же, оправдая себя, на архиепископа Геннадия тут ж многие глаголы хулные меташе, и тако изгнаша его вон из святой церкви… 2967
* * *
Вместо настоящее.
Ср. следующий № – «Сказание митрополита Зосимы об отреченных книгах».
поношающе?
глаголюще?
В рукописи бо.
Вместо «слово» (по местному говору).
Утраченная часть памятника, в которой, по всей вероятности, содержался подробный рассказ о формальном соборном суде над еретиками, до некоторой степени возмещается кратким «Сказанием о ереси новгородсте, как случися о ней уразуметь», которое в Чудовском сборнике доставлено непосредственно пред «Поучением». Приводим это сказание вполне: «В лета благочестивого и христолюбивого великого князя Ивана Васильевича всея Руси, Геннадию архиепископу правящу престол великой соборной церкви святой Софии Премудрости [Божьей и] святой живоначальной Троицы Великого Новгорода и Пскова, во еже обрете еретики, месали[ан]ская мудрствующе да и жидовскую ересь держащих; они ж избегоше на Москву, и о сем посла к великому князю Ивану Васильевичу всея Руси архиепископ Геннадий подлинники их ереси, да и Геронтию, митрополиту всея Руси. О семь убо Геронтий митрополит не успе обыска учинить о тех еретиках, жития конец прият. Зосиму же приимшу престол великой митрополии русской земли, и той убо митрополит Зосима всея Руси, с повелением государя всея русской земли великого князя Ивана Васильевича всея Руси, совокупи собор архиепископа и епископов, да известно обыскав о их ереси, и их сану извергоше и проклятию их предаше: протопопа Гаврила, да Максима попа, да Гридю дьяка, и иных с ними попов и дьяков и дьяконов, с их товарищами, послаше к Геннадию архиепископу в Новгород, да [и]мать власть казнить их и в заточение посылать. А с Захара чернеца содраше платье чернеческое и послаше я (siс) в заточение владыке Нифонту суздальскому, а Дениса попа потачиша в Галич, и там бèсам (вм. бèсом) обладан бысть, зле изверже сквернавую свою душу. А прочие же инде заточены быша, а иные бегу ся яше». Из этого и других современных сказаний видно, что собор не приговорил еретиков к крайним «градским казням», каких требовал архиепископ Геннадий (см. предыдущий №). В Татищевской летописи содержится в высшей степени замечательное известие о соборных прениях по этому вопросу: «егда все (члены собора) реша, яко все сжечь достоит, егда же доиде до Зосимы митрополита, той рече: достоит я проклятию предать и сослать в Новгород на покаяние под стражу, занеже мы от, Бога не поставлены на смерть осуждать, но грешные обращать к покаянию» (Чтения в Моск. Общ. Ист. и Древ. Росс. 1847 г. № 4, стр. 110). Отсюда вероятно, и составилось у современников убеждение в еретичестве самого Зосимы. См. послание Иосифа волоцкого к Нифонту, епископу суздальскому (№ 120).