Источник

117. 1490–1494 г. Список отреченных книг, изданный митрополитом Зосимой

Из сборника синодальной библиотеки XVI в. № 853, л. 5–7, откуда статья эта уже было напечатана в «Материалах для истории русс. церкви», ч. I. стр. 40–41. По своему содержанию, она есть не болеe, как новая редакция перечня отреченных книг, известного под именем «59 правила лаодикийского собора», уже в списке XIV в. (именно в пергам. Погодинском Номоканоне; cм. в Летоп. Арх. Ком. выл. I, отд. I, cтр. 26–27). Главные особенности этой редакции состоять в указании на «Молитвенник митрополита Киприана», как источник для статьи, и в довольно длинном перечне книг гадательных, астрологических и т.п. (См. примечания под текстом). Сомневаться в правильности надписания синодального списка именем митрополита Зосимы нет никаких оснований. Для псевдонимов столь обычных в вашей старинной письменности, употреблялись имена Апостолов, Соборов и св. Отцов (в особенности, когда нужно было пустить в оборот новую редакцию старого текста); а Зосима слыл у современников и в ближайших поколениях за еретика: этим, быть может, и объясняется то обстоятельство, почему в других списках «Сказание» не надписано ни чьим именем (например, в Чудовском сборнике конца XV-гo века, 269, л. 509–510, разночтения которого указаны под текстом). С другой стороны теперь несомненно известно, что митрополит Зосима обличал жидовствующих, между прочим, в держании и распространении «отметных» книг (см. предыдущий №); значит для него был настоятельный повод издать список таких книг, дополненный преимущественно книгами по магии и астрологии, появление или, по крайней мере, умножение которых бессспорно началось у нас вместе с ересью жидовствующих. (Ср Ист. Русск. Цер. Макария, т. VI, стр. 81).

Сказание Зосимы, митрополита русского, о отреченных книгах 2968

Яко ни мирских составленных псалмов глаголите в церкви, ни неисправленных книг чтите, но точию исправленные Нового и Ветхого Завета. А иже кто лже 2969 написанные и неисправленные [книги] 2970 полагает в церкви, аки святые, да извержется, а книги те да сожгутся. 2971

А неисправленные же книги [и] 2972 сокровенные 2973 се суть имена им: Адам, Енох, Ламех, Пaтриархи, молитва Иосифова, псалмы Соломоновы, песни Давидовы, 12 Иаковлич, нарицаемая лествица 2974 , обавления Илиина, обавления Софоньина 2975 , паралипомена Иepeмиина о пленении Иерусалимском, что орла слали в Вавилон с грамотой 2976 к Иеремии 2977 , о Соломоне царе и о Китоврасе басни и кощуны, обавления Петрова, обхожения 2978 апостольские, видение Павлово, вопросы Иоанна Богослова, что вопрошал 2979 Господа на горе елеонской, и Господь рете ему: «слыши, праведный Иоанне», и паки того ж вопросы к Аврааму праотцу, вопросы Валфоромеевы 2980 к Богородице, ложные писания, житие Апостола Петра, что рыбы по суху ходили, что отрочатям Господа продавал 2981 , еретик писал, евангелие от Варнавы, eвангелиe от Фомы, еретики списали, недуг естественный, еже трясавицами именуют, о Сисинии и о Сихаиле, что cия 2982 солгал Иеремия поп, Богумилов сын и 2983 ученик, паче же Богу немил, о древе крестном что солгано, имена аггелом, прениe дьявола со Христом, епистолия о неделе, по мукам хождение Богородицы, о службе таин Христовых, что [о]поздят обедню, рекше врата небесные 2984 затворятся, о семь аггелы 2985 попа кленут, еретики писали.

Суть же и мученические словеса криво складены, не тако, якоже истина о них 2986 лежит, яко 2987 Георгиево мучение, еже глаголют 2988 Дадианом царем 2989 мучен, Никитино мучение, еже царевым сыном его именуют 2990 , Eвпатиево мучение, еже седмижды 2991 умирал 2992 , Климента ангирского и иных многих.

Суть же ложные писания у попов по молитвенникам, яко се худые манаконунцы 2993 и лживые молитвы 2994 ; еретики были исказали предания апостольские и учения отческие, ноли собор 2995 обыскав, окусил и исчистил. 2996 Не послушая же сего нашего учения, церкви отлучится; противляяй же ся и впреки глаголя, да будет проклят.

Богоотметные [же] 2997 и ненавидимые 2998 книги: громовник, колядник, мартолог, цареве сносудцы 2999 , воронограй, птичⷰ҇ь 3000, мышеписк, стенотруск. 3001 Се суть имена им: астрономия, сиречь звездосказание, окомиг, мысленник, естественник, метания. 3002 А и «грядите 3003 все верные» обои, и «кресту твоему водружшуся на земли», се составлено кроме семи соборов, о 12 пятниц временных, о Рахманах, что Изосимово хождение, Моисеин завет, обавление Павла, что Адамль лоб 3004 , еже 7 царев сидело в нем, о Макарии римском, что три чернеца ходили в ад и видели Соломона 3005 , злато имуща 3006 паникадило, и 3007 что глаголано о Василии кесарийском и о Григории Богослове и о Иоанне Златоустом, что вопроси и ответи о всем по ряду, и что носят Авъгарево послание на шее [велико неразумие то есть, и что Иисуса Христа жерчем пишут бывши] 3008 , не было того, и что нарекают кустодию Пилатову девочку ключницу, то ересь, все то не было 3009 : кустодия есть воин 3010 полк, рекше рать, а сотник у них был Логин, нъ 3011 той сверовал 3012 в Христа, а жидове не веровали. 3013 А еже безумные 3014 попы печатал с народом двери царские в вечер субботы 3015 велика, уже позде сущее 3016 , подобяся жидам 3017 , сего не подобает творить. И 3018 еже крещать в три Отца, и в три Сына, и в три Духа или не погружают, но обливают, проклинать 3019 попа о всем о том; или носят масленную ядь 3020 и молочную, и яйца с просфорами в церковь, или с кутьей, а то все вместе попове покажают и свящают 3021 : таковая действуя 3022 поп, да извержется сана своего 3023 ; pазвe достойно 3024 кутью чисту и канун вносить в церковь 3025 и свящать 3026 , и то во алтарь не носить, а брашно на потребу нищим, а не свящать с кутьей. А се писано 3027 из Молитвеника митрополита 3028 Киприана всея Руси 3029 , и аще кто вопреки глаголет 3030 сему, священник да извержется, а простец да отлучится. Аминь.

* * *

2968

Сказание о отреченных книгах Чуд.

2969

В синодальн. иже: исправлено по Чуд.

2970

книги из Чуд.

2971

Это вступление, слово в слово, читается и в индексе Погодинского Номоканона.

2972

и из Чуд.

2973

и сокровенные нет в Погод.

2974

В Погод. индексе книга эта стоит ниже между новозаветными апокрифами.

2975

Далее в Погод. индексе исчисляются новозаветные апокрифы: Обвления Петрова: Обиходи Апостольские, Варнаве послание, Вопросы Иоаннa Феолога, Вопросы Варфоломеовы, Евангелие от Варнавы, Eвангелиe от Фомы, Видениe Павла.

2976

В синод. здесь опять повторено в Вавилон.

2977

В Погодинском индексе за ним следуют: Житие апостола Петра, Детство Христово («что Господа отрочатем продаял, еретик писал»), Дванадесять Яковлича, Епистолия о неделе, по мукам хождение Богородицы. Имена ангелам, Прение дьявола с Христом, Недуг естественный, егоже трясавицами именуют, подробности о Еремии попе болгарском, «о Древе крестном извещение святой Троицы, и о Господе нашем Ииусе Христе, какo в попы ставлен, тоже Иеремия что си изолга»; потом: о Соломоне и Китоврасе и о службе таин Христовых.

2978

обходи Чуд.

2979

вопросиша Чуд.

2980

Варфоломеевы Чуд.

2981

продал Чуд.

2982

сии Чуд.

2983

сын и нет в Чуд.

2984

небесные врата Чуд.

2985

аггелы нет в Чуд.

2986

о них истина Чуд.

2987

се прибавлено в Чуд.

2988

глаголют нет в Чуд.

2989

царем нет в Чуд.

2990

именует Чуд.

2991

седмью Чуд.

2992

еже седмижды умирал нет в Погодинском списке.

2993

манаканунцы Чуд.

2994

еже о трясавицах прибавлено в Погодинском индексе.

2995

В Погодинском индексе здесь разумеется, без сомнения, лаодикийский собор, которому статья усвоена в надписании (см. легенду); но митрополит Зосима мог говорить и о московском соборе 1490 г.

2996

и проклял прибавляет Погодинский индекс и этим оканчивается.

2997

же из Чуд.

2998

невидимые Чуд.

2999

сновидцы Чуд.

3000

птиць Чуд. Прилагательное «птичь» может относиться и к предыдущему «грай» и к следующему «писк».

3001

Чуд. стень. труск.

3002

Метания вероятно, тоже, чтó метнословие (ῥικτóλóγιον), упоминаемое в Номоканоне при Большом Требнике; см. изд. А. Павлова, стр. 53.

3003

грядете Чуд.

3004

В синод. лбо; исправлено по Чуд.

3005

что Соломона видели Чуд.

3006

имуще Чуд.

3007

и нет в Чуд.

3008

Поставленное в скобки взято из Чуд.

3009

небыль Чуд.

3010

воинов о Чуд.

3011

нъ из Чуд.

3012

веровал Чуд.

3013

Нет ли тут намека на жидовствующих?

3014

неразумные Чуд.

3015

субботний Чуд.

3016

сущу Чуд.

3017

Опять упоминание о жидах, чуждое старшим перечням ложных книг и наводящее на мысль о жидовствующих.

3018

А Чуд.

3019

проклинает Чуд.

3020

ядь масленую Чуд.

3021

свящают и покажают Чуд.

3022

таковая действуяя нет в Чуд.

3023

да извергутся сана своего попы Чуд.

3024

достойно нет в Чуд.

3025

токмо прибавлено в Чуд.

3026

и свящать нет в Чуд.

3027

о отреченных книгах прибав. в Чуд. Прибавка эта едва ли не есть домысл позднейшего переписчика; по синодальному же списку, слова: «се писано из Молитвенника митрополита Киприана» всего естественнее относить только к ближайшим богослужебным постановлениям, каковые, действительно, встречаются в Киприановых грамотах. См. выше, № 30 и 32. Сохранился (к сожалению, не вполне) и «Молитвенник» с явными признаками принадлежности временам митрополита Киприана, а может быть, и ему лично. Этот Молитвенник по (нынешнему Служебник с некоторыми статьями из Требника) находится теперь в Моск. Типографской Библиотеке (№ 1278/129, пергам. в 16 д. на 189 л.). B нем, между прочим, содержатся; 1) « Крщ҃нье водное, творимое чт҃ными ст҃ли » – с замечанием: «се преложил Федор, епⷵп ростовский. Сергея патриарха евлогия» (л. 73) и 2) известный «свиток хиротонии» или святительское поучение новопоставленному священнику (см. № 7), изложенное, с некоторыми отменами, от лица митрополита Киприана («аз смиренный архиепⷵп Киприан митрополит дела не имам»; ср. выше стр. 110). В своем издании «свитка» Киприан дает наставление, почти буквально сходное с тем, какое читается в конце индекса Зосимы, именно: «в алтарь вносить воду, вино, просфоры, а иного не вносить ничего, ни кануна, ни кутьи, ни пива» (л. 179).

3028

митрополица Чуд.

3029

а несть се лживо написано прибавлено в Чуд.

3030

глаголя Чуд.


Источник: Памятники древнерусского канонического права / [Ред. А.С. Павлов]. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. М.А. Александрова, 1908. / Ч. 1. (Памятники XI-XV в.). - 1908. - 1466 с. и стб. разд. паг. (Русская историческая библиотека, изданная Императорской Археографической комиссией Т. 6).

Комментарии для сайта Cackle