118. 1492 г. Митрополита Зосимы извещение о пасхалии на восьмую тысячу лет
Издано было по соловецкой Кормчей 1493 г. (ныне Казан. Дух. Акад.), № 858, в Правосл. Собесед. 1860) г., ч. II, стр. 334–338. В настоящем издании памятник является тоже по современному списку, находящемуся в рукописи Троицкой Лавры 46, л. 93 об. Основной список сравнен с синодальным – в Следованной Псалтыри XV-XVI в. № 713, л. 504 об.–507, и с волоколамским – в Богородичнике нач. XVI в. Москов. Епарх. Библ. № 139, л. 219–221. Bместе с другими современными статьями о пасхалии (Геннадия новгородского и Иосифа волоцкого), «Извещение» Зосимы внесено в известный «Миротворный Круг» новгородского священника Агафона (1540), но без пасхальных распределений и с некоторыми поправками в тексте.
Изложение пасхалии на восьмую тысячу лет, повелением государя великого князя Иоанha Васильевича всея Руси, преосвященным Зосимой, митрополитом всея Руси, в нейже чаем всемирного пришествия Христова
Всесвятой и живоначальной единосущной и неразделимой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, всемилостивого и преблагого и человеколюбивого Бога милосердием и поспешеством, семитысячных лет края достигохом, и пасхалии седьмой тысячи 3031 последнее лето скончася, при державе благоверного и христолюбивого великого князя Ивана Васильевича, государя и самодержца всея Руси, в тридесять первое лето царства его, в третье же лето паствы пресвященного Зосимы, митрополита всея Руси. И якоже бысть в первые лета, тако и в последние, якоже Господь наш в Евангелии рече: «и будут перви последние и последние перви»; и якоже бысть в лето первое по вознесении Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на небеса, собрашася Апостолы воедино и засвидетельствоваше, утвержаше веру, яже в Христа Бога; и по сшествии Святого Духа на всех Апостолов, бывших тогда тут, утвердивше веру, яже в Христа Бога, и запечатлевше Святым Духом, предания Божьим церквам 3032 и всем православным, верующим в Христа Бога, и рассеяшася по всей вселенной, во все языки, проповедающе веру, яже в Христа Бога, учаше и предаваше 3033 божественные писания на утверждение православный веры, яже в Христа Бога 3034 , и крещаше во имя Отца и Сына и Святого Духа все языки: и прославися божественная вера Христова по всей вселенной. И бысть, по прехождешнии 3035 лет, прослави Бог православного первого 3036 царя Константина и показа ему свыше на небесах знамение честного креста, одоление и победу на враги, якоже и бысть; он же прият скипетр 3037 , непобедимо оружие – православную веру Христову, и побежая всех врагов, и покори под нозе свои всех супостатов, и веру православную Христову утверди, по апостольским преданиям, и еретичествующих на православную веру отгна, яко волны, и наречен бысть равен Апостолом. И Божьей волей сотвори град во имя свое и нарече ѝ град Константин, еже есть Царьград, и наречеся Новый Рим 3038 : и болма простреся православная вера Христова по всей земли. По сих же летах избра себе 3039 Господь Бог от идолопоклонников сосуд чист, благоверного и христолюбивого великого князя Владимира киевского и всея Руси, иже испытав о верах, и приим от Константинограда, яко щит непобедим в сердце си, православную веру Христову и крестися святым крещением во имя Отца и Сына и Святого Духа, идолы же сокруши, и неверные в веру приведе, и просвети всю русскую землю святым крещением, и прием от Бога оружие непобедимо, одоление на врагов, и покори под нозе свои всех супостатов, и утверди православную веру, яже в Христа Бога, и наречен бысть второй Константин. И ныне же, в последние сия лета, якоже и в первые, прослави Бог сродника его, иже в православии просиявшего, благоверного и христолюбивого великого князя Ивана Василевича, государя и самодержца всея Руси, нового царя Константина новому граду Константину – Москве, и всей русской земли и иным многим землям государя, якоже и 3040 Господь рече: «прославляющих мя прославлю», и прославися имя его и слава по всей вселенной, и предаст ему Господь Бог скипетр, непобедимо оружие на всех врагов, и неверных покори под нозе его, и всех супостатов предаст ему Господь Бога в руце его: и веру православную, яже в Христа Бога, утверди, еретичествующих же на православную веру Христову отгна, яко волков. По совету же его 3041 и по повелению государя всея Руси, благоверного и христолюбивого великого 3042 князя Ивана Васильевича, пресвященным Зосима, митрополит всея Руси 3043 , упование имея возложи на Господа Бога и на пречистую его Богоматерь 3044 и честного ее Успения, яже есть соборная церковь богоспасаемого града Москвы, и молитвами святых Отцов седьмого собора, иже второе в Никеи сошедшихся на потребление безбожных иконоборцев, и иже во святых отцах наших новых чудотворцев пресвященных митрополита всея Руси, Петра и Алексия, и преподобного отца Сергия, но преданию же святых Отцов иже в Никеи седьмого собора, яже нам предаша, и запечатлевше 3045 Святым Духом, смиренный Зосима, митрополит всея Руси, трудолюбно потщався написать пасхалию на восьмую тысячу лет, в нейже чаем всемирного пришествия Христова. 3046 О дне же и часе никтоже не 3047 весть, якоже и божественный Евангелист глаголет: «ни аггелы, иже суть на небесех, токмо Отец». И советовався с архиепископами, и епископами, и архимандритами и всего освященного собора русской митрополии, а предаст Божьим церквам на утверждение вере и всем православным христианам, ведущим путь спасения. О летах же и о временах несть наше искать, но подобает нам 3048 молить Господа Бога Вседержителя о устроении всего мира и о благостоянии, святых Божьих церквах, и о пособлении и укреплении благоверного и христолюбивого великого князя Ивана Васильевича, всея Руси самодержца, и о здравии его и о спасении, и дабы Господь Бога дал ему одоление и победу на врагов и покорил бы Господь под нозе его всех врагов и супостатов. И аще где обрящутся иные слоги 3049 , кроме отеческих преданий и не по благословению нашего смирения и всего освященного собора, сим несогласны и развратны, да отвратятся и не приемлются, и от святой соборной и апостольской церкви отлучится таковая мудрствующе. 3050 И отселе начинаем пасхалию на восьмую тысячу лет. 3051
* * *
тысущи волок. список.
Божьи церкви в друг. сп.
предавше волок. сп.
Бога нет в синод. сп.
прихождении волок. сп.
первого нет в синод. сп.
скупетр волок. сп. здесь и далее.
В других списках Иерусалим – ошибочно.
себе нет в волок. сп.
и из синодального списка.
его нет в синодальном списке.
великого нет н синодальном списке.
К этому в волоколамском списке сделана современной рукой сноска: «Сей Зосима не священный митрополит, но скверный еретик, тогда тайно име в себе ересь, Алексием протопопом научен; последи же его, яко волка, обнажиша и с престола извергше, заточиша».
В основном списке Богоматери; волок. Матери; синод. Матерь.
запечатлевша волок. списке.
В «Миротворном Круге» это место изменено так; «понеже чаем всемирного пришествия Христова на всяко время».
не нет в других списках.
нам нет в синодальном списке.
сложения в синодальном списке.
Во всех списках мудрствующих.
Пасхальные распределения изложены у Зосимы в такой форме: «В лето .҂ѕ҃а. (в синодальном списке, вместо .҂ѕ҃. , ошибочно поставлено .ѯ҃. , чтó послужило для описателей синодальных рукописей поводом к напрасному недоумению; см. отд, III, ч. 1, cтр. 432), круг солнцу 1, луны 9, фемелиос 12, индикта 11, Рождество Христово во вторник, мясных недель 6 и 6 дней, Фарисея починают января 27, мясопуст великий февраля 10, обретение главы Иоанна Предтечи в неделю 1-ю поста, вруцелето 1, Евдокеи в пяток 2 недели поста, 40 мучеников в субботу 3 недели поста, Алексия в неделю 4-ю поста, Благовещение в понедельник 6 недели поста, суббота Лазарева марта 30, фаска жидам (евреям – волок, сп.) апреля 4 в четверток, а христианам пасха апреля 7, Георгия во вторник 3-й недели по пасце, Иоанна Богослова в среду 5 недели по пасце, Петров мясопуст июня 2, Петрова поста 3 недели и 5 дней, Петра в субботу».