XXIX. Миссия женщины.
Женщину позабыли мы! Женщины нет в нашей миссии! И в этом крупный пробел нашей противо-сектантской организации.
Между тем, какие времена мы не возьмём, мы всегда на первом плане видим женщину. Даже в апостольские времена женщины играли выдающуюся роль не только при распространении христианства, но и в самых христианских общинах.
В послании к Римлянам, например, ап. Павел даёт поручение: „приветствуйте Приску и Акиллу, – которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников, – и домашнюю церковь их” 339. Здесь имя Приски стоит на первом месте, как и в 2Тим. 4:19. Ясно, что женщина была главным лицом в отношении к христианской деятельности, так что похвала предназначалась, прежде всего, ей. Она была сотрудницей Св. Павла, – следовательно, миссионершей и руководительницей небольшой общины.
В ряду приветствий, назначенных в Рим, упоминаются далее Мариам, „которая много потрудилась ради нас” (Рим. 16:6), Трифена и Трифоса, „трудящаяся о Господе” (Рим. 16:12)”, Персида, „возлюбленная, которая много потрудилась о Господе (16:12), мать Руфа, которую апостол считает своей матерью (Рим. 16:13), Юлию, вероятно, жену Филолога, так как упомянута вместе с ним (Рим. 16:15) и др. Не менее восьми женщин при 18-ти мужчинах приветствуется здесь. Все эти женщины своею плодотворною деятельностью должно оказали значительные услуги апостолу и общине.
Из послания ап. Павла к Колоссянам (Кол. 4:15) видно, что здесь существовала маленькая община, во главе которой стояла женщина, по имени Нимфа, так как в её доме собирались члены этой общины 340.
В послании к Филиппийцам, где вообще мало встречается имён, значится: „Умоляю Еводию, умоляю Синтифию мыслить то же о Господе; ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и Климентом и прочими сотрудниками моими, имена которых в книге жизни” (Фил. 4:2–3). Очевидно, обе женщины были сотрудницами в деле основания общины в Филиппах, и потому пользовались высоким уважением.
Среди иерусалимской общины выступают на первый план верующие во Христа женщины (Деян. 1:14). Община собирается ежедневно вечером в доме Марии, матери Марка (Деян. 12:12), причём, прямо засвидетельствовано, что и женщины принимали участие в общих собраниях (Деян. 5:14). Далее, автор Деяний упоминает о Тавифе в Иоппии и о Лидии в Филиппе, первых известных нам европейских женщинах, о четырёх пророчествующих дочерях Филиппа (Деян. 21:9) и о том особенном участии, какое проявляли женщины к новому движению 341. Также названа здесь вместе с супругом своим и ап. Павлом и Прискилла. Она была той, – как справедливо заключает св. И. Златоуст на основании Деян. 18:26, – которая обратила в христианство Аполлоса, ученика Иоанна. Аполлос был образованным греком. Если женщина могла убедить и научить его (точнее: „объяснила ему путь Господень”), то ясно, что и сама она должна была обладать соответственным образованием. Она была не только матерью её домашней общины, но, как узнаём мы от ап. Павла, миссионершей и учительницей.
И не только в апостольские времена, но и после апостолов женщина принимала самое деятельное участие в делах христианской общины, неся даже чисто миссионерские обязанности, которые выполняла с большим рвением и успехом. Свидетельства о сём Св. Предания собраны в книге проф. А. Гарнака: „Религиозно-нравственные основы христианства в историческом их выражении”. Харьков, 1907 г., стр. 315–340, к которой мы отсылаем всех, интересующихся данным вопросом.
Словом, во все времена христианства, как древние, средние, так и новые женщина занимает довольно видное место в миссионерском деле. Её старание обращать в христианство необыкновенное. Её усилия и энергия, потраченные на это дело, изумительны. Её успехи и плоды миссионерской деятельности колоссальны. Достаточно вспомнить равноапостольную княгиню Ольгу и царицу Елену, Св. Нину, просветительницу Грузии, Берту, королеву Гента, и Гезелу, королеву Венгрии, введших христианство в своих странах, Клотильду, побудившую своего супруга Хлодвига, короля франков, к принятию христианства, и многих, многих других, чтобы убедиться в этом 342.
Если так, если женщина приносила такую огромную пользу в христианской миссии, то зачем же теперь совершенно отстранили её от того дела, которому прежде служила она? Может быть, и теперь она была бы полезна для нас, для успеха нашей миссии?
Конечно, в этом не может быть никакого сомнения.
И сектанты поняли это и воспользовались этим. Они предоставили женщине самые широкие права и привилегии. Они включили её в качестве непременного члена в свою миссионерскую организацию. Они всеми силами стараются ещё более развить её плодотворную деятельность.
Ещё не всё. Сектанты пошли гораздо дальше. Они предоставили женщине то, чего, не нарушая слов апостола Павла, не могли предоставить ей.
Апостол говорил: „жёны ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают дома у мужей своих, ибо неприлично жене говорить в церкви” 343.
И в другом месте: „а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии” 344...
Вот во исполнение этих апостольских слов, сектанты не имели никакого права предоставлять женщине полного равноправия с мужчиной в церковно-общественном служении. Но они предоставили. Не посмотрели на то, что пришлось нарушить заповедь первоверховного апостола. И чтобы хоть немного оправдать себя как в глазах своих друзей, так и своих врагов, сектанты извратили истинный смысл спорных мест Св. Писания, касающихся участья женщин в делах Церкви. Особенно много поработали в этом направлении организаторы могущественной ныне „Армии Спасения” 345. О их казуистических приёмах и неправильном толковании 1Кор. 14:34–35; 1Кор. 11:4–5; 1Тим. 2:12–13 см. брошюру проф. Вл. Керенского: „Армия Спасения”. Казань. 1905 г., стр. 18–23.
Уже одно то, что сектанты, вопреки прямому, буквальному смыслу Св. Писания, предоставили женщине полное равноправие с мужчиной в церковно-общественном служении, говорит о том, как много ждут они от женщины, какие большие, может быть отчасти оправдавшиеся надежды возлагают они на неё.
Можно смело сказать, что добрая половина лавров, современных сектантов должна быть возложена на голову женщины. И это не будет преувеличением.
Днями нам пришлось ознакомиться с содержанием одной сектантской книги: „Жизнеописание Екатерины Бутс. Любовь и страдание одной служительницы Господа”. Киев. 1913 г. И мы увидели, что женщина может руководить не только тысячами, но и миллионами, может не только подчиняться, но и вести за собою, может не только питаться другими, но и сама других питать.
Зачем же в таком случае мы отстранили женщину от жатвы на миссионерской ниве? Почему не хотим привлечь её к самой широкой деятельности в противо-сектантской организации?
Католики и протестанты не побоялись этого сделать и теперь с помощью женщины начинают обильную жатву. Книга Лиц. Эд. Гольтца: „Служение женщины в христианской Церкви” доказывает это путём многочисленных примеров как древнего, так и нового времени.
Но что же может женщина делать? Какую ей можно предоставить роль?
Что может женщина делать... Да хотя бы то, что и у сектантов. Т. е. оказывать, прежде всего, нравственное влияние на братчиков, на мужчин. Об этом, прежде всего, заботятся наши сектанты. Это ставят они в первую обязанность женщине. На съезде канадских духоборов, бывшем в селе „Надежда” от 15 февраля 1906 года, „большинство мужчин обратились к женщинам-депутаткам с просьбой передать всем женщинам в сёлах – глубоко проникнуться сознанием своего долга, как матерям человеческого рода, заняться в будущей жизни облагораживанием мужчин, так как и по самой природе, женщина гораздо легче нравом, к тому же мужчина в обыденной жизни вращается в более грубой среде: делает земляные работы, ездит в лес, терпит зимнюю стужу и не диво, что нрав мужчины грубее женского. Очень желательно по возвращении мужчины из отъезжих работ, чтобы женщина давала успокоение и хороший приют в доме” 346.
То, чего требуют от женщины сектанты, то и мы можем потребовать от неё. Только сектанты достигнут этого, а мы нет. И это потому, что там, у сектантов, женщины сорганизованы, а у нас они не вошли в организацию. Посему, прежде чем требовать чего-нибудь от женщины, надо включить её в нашу миссию, надо теснее сблизить их между собою с одной стороны и мужчинами с другой. Тогда дело наше пойдёт на лад.
Затем, женщина является матерью. Ей искони предоставлено воспитание детей и первоначальное образование. Пусть это и впредь будет оставаться за нею. Только если сделать её членом православной миссии, дать ей более или менее соответствующее образование, она с детства будет оберегать своих питомцев от сектантского влияния, она с молоком своим передаст детям любовь к православию и нерасположение к секте. А это о, как много значит в нашем деле!
Далее. Любовь влечёт женщин из собственного дома в различные дома и семьи бедняков и то, что составляет обязанность женщин в доме, как, например, кормить, ласкать, охранять, сберегать, приводить в порядок и сохранять – всё это определяет характер женской работы и вне дома. Поэтому, всё то, что стоит в связи с воспитанием детей, с попечением о бедных, с уходом за больными и с домашним хозяйством, должно быть, без сомнения, предоставлено женщине.
Наконец, женщине не только желательно, возможно, но даже необходимо предоставить миссионерский труд среди только женщин. Ведь женщина – это особый мир, где и язык, и логика, и нравы, и обычаи, и характер совсем другие, чем у мужчин. Тут с большим успехом будут работать не мужчины, а женщины. Они скорее друг дружку поймут, чём мы. Скорее столкуются. Да и на нас, на мужчин, деятельность женщин тоже будет производить огромное действие.
О том, какое впечатление производит беседа женщины на слушателей, об этом свидетельствует известная нам Екатерина Бутс в своей автобиографии.
„Моей сестре не было ещё 17 лет, когда она уже самостоятельно вела работу в важнейших местностях. Один воскресный день особенно живо остался у меня в памяти. Было объявлено, что моя сестра будет говорить „о смерти праведных”. Толпа, состоявшая из подонков общества, отстранила привратника и ворвалась в помещение и захватила одну галерею. Постепенно заполнялись и другие места. Распущенная толпа, сидя на своих местах, курила, плевала, громко разговаривала, иные со шляпами на головах разгуливали в проходах между скамьями, ведя непристойные разговоры и отпуская грубые шутки. В это время поднялась Кэт. Наступила мёртвая тишина. Сначала она пропела 3–4 строфы, затем прочитала тексты „Дай мне умереть смертью этих праведников и пусть моя кончина будет подобна их кончине”. Обнажились головы и все 1400–1500 человек находились несколько минут под впечатлением этих слов, а в продолжение остальных сорока минут, распущенная до того толпа неподвижно слушала проповедь. Когда Кэт в заключение предложила тем, кто готов начать новую праведную жизнь, выступить вперёд, из толпы раздался сильный голос старого моряка, который, рыдая, воскликнул: „Я хочу начать снова!” и 30 человек последовали его примеру” 347.
И таких случаев мгновенного обращения и совершенного перерождения несколько десятков приведено в книге „Жизнеописание Екатерины Бутс”. Думается, что они были бы и среди нас, если бы и мы допустили женщину в качестве деятельной сотрудницы в организации противо-сектантских чтений и назидательных бесед. В этом, по нашему мнению, никто не сомневается. Посему, от души пожелаем, чтобы скорее пробил тот час, когда и женщина и мужчина совместно пойдут на борьбу с врагами православной веры и Церкви.
* * *
„Приветствуйте Нимфу... и её домашнюю церковь”.
В книге Лиц. Эд. Гольтца: „Служение женщины в христианской Церкви”. Серг. Пос. 1907 г. перечислены все более или менее выдающиеся деятели женщины – христианки, один перечень которых обнимает собою несколько страниц в этой интересной, содержательной и поучительной для нас книге.
Армия Спасения работает уже в России. См. „Педагогический Вестник Московского Учебного Округа”. 1914 г. № 1, стр. 43–49: „деятельность Армии Спасения в Финляндии”.
Бонч-Бруевич: „Материалы...”. Выпуск 1, стр. 169–170.
„Жизнеописание Екатерины Бутс”. 1913 г. Киев, стр. 211–212.