Церковные братства

Источник

Краткий статистический очерк о положении церковных братств к началу 1893 года

Содержание

Глава I. Общий обзор деятельности братств и их организации Глава II. Религиозно-просветительная деятельность братств А. Просвещение детей Б. Просвещение взрослых Глава III. Миссионерская деятельность братств Глава IV. Благотворительная деятельность братств Глава V. Церковно-благоустроительная деятельность братств Приложение I Приложение II Приложение III. Дополнительные сведения о положении некоторых братств к началу 1893 года Приложение IV. Книжно-издательская деятельность братств в 1890 – 91 гг. Приложение V. Правила относительно совершения братских празднеств и восстановления древних братских обычаев в Лубенском Спасо-Преображенском братстве  

 

Православные церковные братства стали возникать в западной Руси, с благословения восточных патриархов и на основании королевских грамот, в XV и в особенности в XVI веке, когда с появлением в этом крае иезуитов начались открытые преследования православных. Эти союзы духовенства и мирян для защиты православной веры и церкви, для просвещения народа и для дел духовной милости – «братства любви», «братства милосердия», – учреждались при церквах и монастырях сначала в больших городах Литвы, Беларуси (восточная часть тогдашней Литвы), Малороссии и Галичины, где сосредоточивалась промышленная жизнь и где православное ремесленное сословие, соединяясь в различные цехи, имело уже свое внутреннее корпоративное устройство. Из этих городских братств старейшими и знаменитейшими были: Львовское – Успения Божией Матери, учрежденное в 1439 году, и Виленское Свято-Троицкое, учрежденное в 1458 году. Получив в конце XVI века от вселенских патриархов свое окончательное устройство и сделавшись ставропигиальными, т. е. непосредственно зависящими от Константинопольского патриарха, Львовское и Виленское братства послужили образцом для устройства церковных братств в других городах западной Руси. В конце XVI и в начале XVII века возникли братства в Киеве, Луцке, Замостьи, Могилеве, Орше, Минске, Пинске, Бельске, Бресте, Кобрине, Витебске, Полоцке и множество других, учрежденных в небольших городах, местечках и селениях.

Церковные братства были учреждениями всесословными; в состав братств входили: митрополиты, архиепископы, епископы, игумены, иноки, священники, а из лиц светских: князья, дворяне, паны, шляхтичи, казаки, мещане; в числе членов братства встречаются и лица женского пола. К членам Львовского братства принадлежали и некоторые из господарей Молдавских и Валахских. При вступлении в братство новые члены, подавая руку каждому братчику, целовали святой крест и присягали в хранении тайн, в верности и послушании.

Каждое братство имело свое внутреннее устройство, свой суд, свое управление, свою казну. Ежегодно братство из состава своего избирало четырех особенно честных и добродетельных лиц, которым вверялся высший надзор за братскими делами, а также хранение братской казны. Эти «старшие братчики» (которым другие братья обязаны были повиноваться) являлись представителями братства пред гражданским начальством и в этом качестве они заступались за своих притесняемых собратий и защищали братские интересы на сеймах, пред королями и польскими присутственными местами. – Когда по всему братству обносилось братское знамя, то братчики спешили на сходки, происходившая обыкновенно в братском доме, построенном при братском храме. На этих собраниях рассматривались: 1) дела по охранению благочиния и порядка в братстве, причем лица, нарушившие братские обязанности, были судимы и подвергались наказанию (штрафу – денежному или воском, – исключению из состава братства), 2) дела, касавшиеся благоустройства братских храмов, монастырей и многочисленных братских учреждений, а также содержания при братских церквах проповедников, певчих, и 3) дела, относящиеся до охранения правь всего западнорусского православного народа и поддержания веры православной. На этих собраниях братики также поучались в законе Божием, читали священные книги, беседовали о предметах нравственных и всячески назидали друг друга; в те времена проводилась в жизнь плодотворная мысль, что «нет стыда слушать меньших и от них научаться».

Участие в делах братств весьма многих богатых и знатных людей, отписывавших в пользу братств нередко довольно значительные движимое и недвижимое имущество, членские взносы, поступавшие в доход братства, штрафы и пени, варение меда без платежа податей, мало по малу обогащали братскую казну, так что братства были в состоянии строить новые храмы, поддерживать старые, учреждать братские школы, типографии, богадельни, странноприимные дома; древние братства были так глубоко проникнуты истинно Евангельским смирением, что благодетельствовали не только «вписным» своим членам, не только присным по вере, но и тем даже, кои держались другой веры, другого исповедания.

В братских школах обучались дети «вписных» братий и сироты, преподавались там греческий, латинский и славянские языки, – разные духовные и светские науки, в особенности же священное Писание. Учителя обязаны были в дни воскресные и праздничные пред обедней рассказывать детям о празднике, а после обеда объяснять дневное Евангелие и Апостол. Этим учителям вменялось в обязанность любить равно и богатых, и бедных, и сирот. Между братскими школами самыми лучшими считались: Виленская и в особенности Львовская, которая снабжала учителями другие братства.

Братские типографии тоже служили могущественным средством для распространения просвещения среди православного населения. Привлекая к себе лучших и образованнейших людей того времени, братства могли на себя принять великий труд исправления, печатания богослужебных и вообще книг религиозно-нравственного содержания, а также разного рода учебников. Давая в руки православным необходимые и полезные книги, братства этим способом ограждали своих единоверцев от соблазнительного чтения книг латинского направления, во множестве в то время печатавшихся с целью пропаганды. Лучшими братскими типографиями были: Львовская, Виленская, Могилевская и Луцкая. Типография Львовская печатала в громадном количестве: Евангелия, Апостолы, Псалтыри, Часословы, Требники, грамматики и хроники, и в бедные церкви и монастыри рассылала эти книги бесплатно, просветительная и благотворительная деятельность братств, их стремления сохранить чистоту веры и защитить церковь, их заступничество за притесняемых единоверцев возбуждали к ним всеобщее сочувствие среди православных, и братства, привлекая к себе все большее и большее число православных, явились настоящими представителями западнорусского народа.

Особенно важное значение приобрели православные церковные братства в ту эпоху, когда все православное общество западной Руси должно было напрягать все усилия, чтобы отстоять свою веру, церковь и народность от яростных гонений, воздвигнутых Латинянами, стремившимися после окончательного подчинения края польской короне, обратить православное население в унию. Печальная история водворения унии в западной Руси слишком известна. Современные летописи свидетельствуют о целом ряде насилий и поруганий, которым подвергались православные: храмы их были запечатываемы и отдаваемы в арендное содержание евреям или обращаемы в шинки, конюшни, сараи, церковное имущество расхищалось, православных священников изгоняли из приходов, бросали в темницы, как мятежников, мучили, лишали жизни; высшие и низшие должностные лица русского происхождения были насильственно удаляемы от мест, ими занимаемых, помещики выгонялись из своих имений, которые захватывались латинянами и униатами, народ лишался своих существенных гражданских прав, облагался такими налогами, которые его в конец изнуряли, жил без благословения браков, в непотребстве, младенцы умирали без крещения, мертвые были бросаемы без погребения...

В эту темную эпоху преследования всего русского и православного, в эпоху, когда слабые люди, из высших дворян и даже высшей иерархии, стали изменять своей вере и народности, православные братства оказались на высоте своего призвания. Между братствами началась учащенная переписка и сношения; они утешали и поощряли друг друга в бедствиях и несчастиях, давая советы и наставления; некоторые братчики, из русской знати, стали во главе достохвального братского движения; так доблестный воевода Киевский, князь Константин Константинович Острожский, в союзе с братствами, способствовал объединению в крае сил православных, и под его влиянием Виленское братство начало геройски защищать православие от многочисленных его врагов. Вильна, в то время была центром латинства и униатства на Литве, и здесь произошли наиболее крупные и жестокие нападения латино-польской силы на православных; Виленское братство проявило необычайную деятельность: оно рассылало по всей Литве послания к разным братствам и прочим ревнителям православия и в этих посланиях просило помощи и содействия, завязывало сношения с казаками, созывало в Вильне съезды православных, заставляло братских проповедников публично защищать правоту своего дела, добилось восстановления высшей иерархии для западного края, издавало сочинения в защиту своих прав – одним словом, явилось главной опорой для западного православия и могущественным двигателем исторической западно-русской жизни. В этом же духе действовали братства: Могилевское, Минское, Пинское, Луцкое, Киевское и другие.

Постепенно обстоятельства изменились в пользу православных западного края. Малороссия отошла к России, под Царя

Восточного, Православного. Польша с конца XVII века постепенно приходила к упадку. В XVIII веке западный край присоединен к России. Наряду с этими событиями в западнорусском народе все более и более пробуждалось национальное чувство и, когда явилась мощная помощь единоверной России, православная вера в западном крае стала под защиту государства Русского. Весьма естественно, что в XVIII веке деятельность братств, сослуживших великую службу православию, стала ослабевать. Братства в больших городах мало по малу исчезают: Львовское братство, как православное братство, прекращает свою деятельность в начале XVIII века, Виленское и Луцкое – в конце того же столетия. Только братства, действовавшие в глуши – в местечках и селениях – пережили века и, пустив глубокие корни в сознании и нравах народных, сохраняются во множестве и до настоящих дней.

В 1862 году известный историк Коялович предпринял поездку по западному краю с целью познакомиться с положением церковных братств. Свои путевые заметки он поместил в Аксаковском «Дне» за 1862 год. Из них мы узнаем, что в Литовской епархии братств оказалось около полутораста. В Минской, имевшей в то время слишком пятьсот церквей, редко при какой церкви не было братства. Много братств оказалось также в епархиях Волынской, Киевской и Подольской. В двух только западно-русских епархиях не видно братств – в Полоцкой и Могилевской, но и там сохраняется самое живое предание о них, а по местам приметны даже и слабые остатки. Вообще во всей западной России братств должно быть гораздо больше тысячи. Большая часть нынешних братств (замечает М. Коялович) живут только обрядовой стороной, но и в этих обрядах сохранилось еще много мысли, и жизнь пробивается сквозь них и нередко очень явственно и сильно напоминает времена и дела древних братств. Более сохранившиеся братства (в Малороссии, в Минской епархии, особенно кругом г. Минска) имеют значительное число членов – до ста и даже до двухсот, из которых выбираются братством старосты или старшие братчики для заведывания делами братства. В местной церкви братство имеет свой придел или чаще свою икону, на столике с носилками; иконы украшаются множеством бисерных ниток и лент. С зажженными свечами братчики совершают свои братские обедни, акафисты, панихиды. Со свечами братчики стоят и во время обыкновенной праздничной обедни, хоронят с ними умерших братчиков. Для хранения братских свеч и сумм в церкви находится сундук (скрыня) братства. Взносы редко превышают 15 коп. с лица; на эти деньги братство украшает и ремонтирует местную церковь, а также в братские праздники устраивает братские обеды (кануны). В Белорусии, в Малороссии на этих обедах (заменивших древний обычай – питье меда, который вываривался древними братствами) не дозволяется пить более одной рюмки водки или стакана пива, и присутствующий священник должен говорить с прихожанами о священных предметах.

Сделав эти интересные сообщения, М. О. Коялович между прочим заметил, что при том неослабевшем, крайнем фанатизме западно-русского латинства, начала и в то время снова пробуждаться в братствах мысль о борьбе. Не прошло и года после этих сообщений, как этот фанатизм дал себя почувствовать. В начале 60-х годов нынешнего столетия, когда латино-польская пропаганда вновь временно и искусственно усилилась в западных губерниях, церковные православные братства в этом крае начали возобновлять свою плодотворную деятельность и стали привлекать к себе сочувствие и пожертвования не одних только местных жителей, но и православных людей всей великой России. Сочувствие это высказалось не только вступлением в члены западно-русских братств и приношениями в их пользу, но и выразившимся в разных местах России желанием видеть подобные учреждения и в великороссийских губерниях, где они могут быть полезны, как для предохранения народа от раскола старообрядства и разных ложных учений, так и для просвещения русского народа, призванного с освобождением от крепостной зависимости к новой, свободной жизни.

В соответствии с таковыми духовными потребностями русского общества и народа, изданы в 1864 г. высочайше утвержденные, 8 Мая, основные правила для учреждения православных церковных братств. Закон 1864 года, имевший своей задачей – поставить возобновлявшиеся и вновь учреждаемые братства в определенные условия деятельности, значительно содействовал восстановлению некоторых древних братств в центральных местностях западного края и учреждению повсеместно в России новых церковных братств. За последние 28 лет на Руси учредилось много православных церковных братств, охраняющих, как и прежде, бдительно и стойко православие и русскую народность от враждебных посягательств и насаждающих щедрой и усердною рукой «истинное» просвещение в народе.

В том же 1864 году высочайше утвержденным 2 Августа Положением дана организация другому виду церковного союза – приходским попечительствам при православных церквях. Эти попечительства учреждаются из лиц, отличающихся благочестием и преданностью вере православной, для попечения о благоустройстве приходской церкви и причта в хозяйственном отношении, о первоначальном обучении детей и для благотворительных действий в пределах прихода.

Этим видом «православного союза духовенства и мирян», с менее широкими задачами, нежели братства и ограниченного в своих действиях пределами своего прихода, мы здесь заниматься не будем, посвящая наш очерк исключительно деятельности «братств». Заметим только (на основании сообщения «Церковных Ведомостей» за 1891 год, № 50), что во всей России к 1890 году приходских попечительств было 11 919 с бюджетом расходов в 2 142 237 руб.1)

Обратимся теперь к деятельности братств.

Предлагаемый краткий статистический очерк о положении православных церковных братств к началу 1893 года, составленный на основании официальных сведений, имеющихся в Училищном Совете при Святейшем Синоде, имеет целью познакомить вкратце с современным положением «братского дела» в России и достигнутым в сем деле успехом.

По официальным (Синодальным) сведениям, общее количество всех существующих в России, к 1 января 1893 года, православных братств распределялось по епархиям в нижеследующих числах2.

I. Европейская Россия.


Название епархии Число братств
1 Архангельская
2 Астраханская3
3 Владимирская 1
4 Вологодская 1
5 Волынская 6
6 Воронежская 1
7 Вятская 1
8 Донская 2
9 Екатеринбургская 1
10 Екатеринославская 4
11 Казанская 1
12 Калужская 5
13 Кишиневская 6
14 Киевская 3
15 Костромская 4
16 Курская 1
17 Литовская 7
18 Минская 22
19 Могилевская 2
20 Московская 8
21 Нижегородская 4
22 Новгородская 2
23 Олонецкая 1
24 Оренбургская 1
25 Орловская 2
26 Пензенская 2
27 Пермская 1
28 Подольская 8
29 Полоцкая 2
30 Полтавская 5
31 Псковская 1
32 Рижская 8
33 Рязанская 1
34 Самарская 1
35 Саратовская 2
36 С.-Петербургская 6
37 Симбирская 2
38 Смоленская 1
39 Ставропольская 4
40 Таврическая 5
41 Тамбовская 2
42 Тверская 2
43 Тульская 1
44 Уфимская 1
45 Харьковская
46 Херсонская 2
47 Холмско-Варшавская 3
48 Черниговская 3
49 Ярославская 1
Итого 150

II. Кавказ


Название епархии Число братств
50 Владикавказская свед.не доставлены
51 Грузинская 2
52 Гурийско-Менгрельская свед.не доставлены
53 Имеретинская свед.не доставлены
54 Сухумская 1
Итого 3

III. Азиатская Россия.


Название епархии Число братств
55 Енисейская
56 Иркутская 1
57 Камчатская 1
58 Тобольская 1
59 Томская 1
60 Туркестанская 1
61 Якутская 1
Итого 6

О состоянии и положении, в настоящее время, всех этих 159 церковных братств можно судить по сведениям приведенным в нижепомещенной таблице.

Сведения о положении церковных братств к началу 1893 года. 


I Европейская Россия
Местонахождение Наименование Год основания Число всех членов Неприкосновенный капитал Остаточный или запасной капитал и другие суммы Оборот сумм за 1890 Цель и назначение (кратко). Примечание
Приход Расход
I.Владимирская
1.г. Владимир 1.Св. Александра Невского. * 1879 698 31036 33976 28242 а) Религиозно-просветительная б) Миссионерская в) Церковно-благоустроительная
II. Вологодская
2. г. Вологда 1.Всемилостивого Спаса. 1885 196 8146 4472 3581 а) Религиозно-просветительная б) Миссионерская в) Церковно-благоустроительная
III. Волынская
3. г. Житомир 1.Владимиро-Васильевское. 1888 232 1274 2127 1852 а) Религиозно-просветительная б) Миссионерская в) Церковно-благоустроительная
4. г. Острог 2. Кирилло – Мефодиевское. 1865 213 1195 75600 4800 4800 а) Религиозно-просветительная б) Благотворительная
5. г. Луцк 3.Крестовоздвиженское. 1873 79 8202 7121 а) Религиозно-просветительная б) Благотворительная в) Церковно-благоустроительная
6.г.Владимир – Волынский 4.Св. Владимирское. * 1888 175 4800 2500 а) Религиозно-просветительная. б) Церковно-благоустроительная
7. г. Кременец 5.Богоявленское Свято- Николаевское *. 1880 118 1100 1353 386 244 а) Религиозно-просветительная. б) Благотворительная.
8.г.Староконстантинов 6. Св. Креста. 1870 15 а) Религиозно-просветительная б) Благотворительная в) Церковно-благоустроительная
IV. Воронежская
9. г. Воронеж. 1. Св. Митрофана и Тихона 1885 103*) 6400 3690 3908 а) Религиозно-просветительная *) Кроме того все священно – церковно– служители епархии
V. Вятская
10. г. Вятка 1. Св. и чудотв. Николая 1882 339 59 930 13654 5635 Миссионерская (противораскольническая) В № 45 «Церк. Ведом. 91 г. братский капитал к 21 Мая 1891 г. показан – 72334 руб.
VI. Донская
11. г. Новочеркасск 1. Иоанно-Богословское 1888 126 500 2000 1700 Благотворительная
12. id. 2.Аксайско- Богородичное. 1886 710 10555 9210 Религиозно-просветительная
VII. Екатеринбургская
13. г. Екатеринбург 1) Св. правед. Симеона, Верхотурского чудотв 1886 280 22932 16101 11537 а) Религиозно-просветительная. б) Миссионерская (противораскольническая)
VIII. Екатеринославская
14.г.Екатеринослав 1. Св. равноап. Вел. Кн. Владимира 1888 87 400 1730 1450 а) Религиозно-просветительная б) Миссионерская (противосектантская)
15.id 2.Кирилло – Мефодиевское 1883 160 6600 1948 2807 Благотворительная
16. г Таганрог 3. Успения Божией Матери 1874 1350 400 2035 9413 7377 а) Религиозно-просветительная б) Благотворительная
17. г. Бахмут 4.Кирилло – Мефодиевское 1885 62 880 501 Религиозно-просветительная
IX. Казанская
18. г. Казань 1) Св. Гурия. * 1867 320 12 591 24626 20718 а) Миссионерская (просвещение инородцев и обращение раскольников) б) Религиозно-просветительная в) Благотворительная
X. Калужская
19. г. Калуга 1. Иоанно-Богословское 1879 200 3500 2238 1406 а) Миссионерская (противораскольническая) б) Религиозно-просветительная в) Благотворительная
20. id 2. Св. великом. Георгия, за верхом 1864 20 5900 830 733 Благотворительная
21. id. 3. Богоявленское 1872 26 992 233 312 Благотворительная
22. id. 4. Успенское 1872 14 650 214 187 Благотворительная
23. Боровск 5. Преп. Пафнутия, Боровского чудотв. 1883 118 5300 1949 1630 а) Миссионерская (противораскольническая) б) Религиозно-просветительная в) Благотворительная
XI. Кишиневская
24. г. Кишинев 1.Пресв. Богородицы всех скорбящих радости 1876 12 2125 231 122 Благотворительная
25. id. 2.Александро-Невское 1866 76 11514 9628 10366 Благотворительная
26. id 3. Трехсвятительское 1880 67 3168 3449 2813 Благотворительная
27. г. Бендеры 4. Александровское 1872 60 400 1228 299 250 Благотворительная
28.Село Введенское, Ак- керманскаго уезда 5.Покрово – Богородичное 1870 90 8000 48432 4932 4441 Благотворительная
29. село Чичма, Измаильского уезда. 6. Св. равноап. Вел. Кн. Владимира 1890 83 150 354 327 а) Религиозно-просветительная б) Миссионерская (противораскольническая) в) Благотворительная
XII. Киевская
30. г. Киев 1. Св. Владимирское * 1864 241 6041 4909 2868 а) Миссионерская (противосектантская) б) Религиозно-просветительная в) Благотворительная Сведения заим-ствованы из отчета 1889 г.
31. id 2. Богоявленское * 1882 82 15112 5211 2237 Благотворительная
32. г. Тараща 3. Свято-Георгиевское 1889 40 89 442 287 а) Миссионерская (противосектантская) б) Религиозно-просветительная в) Благотворительная
XIII. Костромская
33. г. Кострома 1. Феодоровско-Сергиевское. * 1887 160 1232 596 а) Религиозно-просветительная б) Миссионерская (противораскольническая и противосектантская)
34. id. 2. Александровское* 1879 595 66096 1186 23165 9589 а) Благотворительная б) Религиозно-просветительная в) Церковно-благо устроительная
35.село Дороватово, Ветлужского уезда 3.Христорождественское 1887 61 646 542 516 а) Благотворительная б) Религиозно-просветительная
36. г. Кинешма 4. Кинешемское 1865 36 12000 747 597 а) Благотворительная. б) Религиозно-просветительная.
XIV. Курская
37. г. Курск 1. Препод. Феодосия Печерского 1891 756 8309 а) Религиозно-просветительная б) Миссионерская (противораскольническая и противосектантская) в) Благотворительная г) Церковно-благо устроительная
XV. Литовская
38. г. Вильна 1. Свято-Духовское 1865 (*) 254 21600 2391 7352 7061 а) Религиозно-просветительная. б) Церковно-благоустроительная. в) Благотворительная. *) Основано в 1458 г. восстановлено в 1865 г.
39. г. Ковно 2. Свято-Никольское 1864 275 9000 2285 1868 а) Религиозно-просветительная б) Благотворительная
40. г. Гродно 3. Софийское* 1882 423 1350 4480 3576 а) Религиозно-просветительная. б) Благотворительная
41. дер. Пригодичи 4. Св. Михайловское
42.мест. Друскеники 5. Друскеникское. Гродненской губ 1868 200 а) Религиозно-просветительная. б) Благотворительная. в) Церковно-благоустроительная.
43. г. Брест-Литовск. 6. Николаевское 1867 63 500 364 194 а) Религиозно-просветительная. 6) Церковно-благоустроительная. *) Основано в 1591 г.; восстановлено в 1867 году.
44. г. Волковыск 7. Петропавловское 1866 63 181 653 472 а) Религиозно-просветительная б) Церковно-благоустроительная в) Благотворительная
XVI. Минская
45. г. Минск 1. Св. Николаевское 1865 120 4325 4530 2427 а) Религиозно-просветительная б) Церковно-благоустроительная в) Благотворительная
46. id. 2.Кирилло – Мефодиевское 1886 45 400 252 532 317 Благотворительная
47. г. Слуцк 3. Преображенско-Николаевское 1867* 82 212 55 а) Религиозно-просветительная. б) Церковно-благоустроительная в) Благотворительная *) С 1888 г. уездное отделение Минского Николаевского братства. (В Слуцке было братство в 1620 году).
48. г. Бобруйск 4. Николаевское 1888 646 114 15 а) Церковно-благоустроительная. б) Благотворительная.
49. мест. Мир, Новогрудского уезда 5. Богородичное 1864 268 143 133 а) Религиозно-просветительная б) Церковно-благоустроительная в) Благотворительная
50. село Дарево, того же уезда 6. Св. Троицкое * – 156 28 26 Церковно-благоустроительная *) Существует более 40 лет
51. село Одахово, того же уезда. 7) Св. Ильинское * – Церковно-благоустроительная *) Бывшее Крошинское братство. Устав последнему был дан в 1816 г
52.ок.Плотница, Пинск. уезда 8. Богородичное 1889 25 31 Религиозно-просветительная
53.село Литвяны, 3 окр. Минск, еп 9. Рождество-Богородичное 1876 61 156 156 Церковно-благоустроительная
54. мест. Кайданово, того же округа. 10. Покровское *) 130 43 7 *) Сведений о годе основания не имеется
55. мест. Столпцы, того же округа 11. Аннинское 1797 24 5 4
56. мест. Любча, Новогруд. уезда 12. Ильинское *) 90 93 133 40 *) Сведений о годе основания не имеется
57. мест. Негневичи, того же уезда 13. Николаевское *) 80 80 Поддержка, украшение и благолепие приходского храма *) Существовало в 30-х годах нынешнего столетия
58. id 14. Казанское 1889 64 10 10 Поддержка, украшение и благолепие приходского храма
59. село Загорье-Сенненское, того же уезда 15. Свято-Троицкое 1865 306 120 Поддержка, украшение и благолепие приходского храма
60. село Лавришево, того же уезда 16. Успенское 200 25 *) Существовало в 30-х годах нынешнего столетия
61. село Полберег, того же уезда. 17. Богородичное *1884 116 25
62. мест. Вселюб, того же уезда 18. Михайловское 1875 20 12 12
63. село Райцо, того же уезда 19. Спасо-Преображенское 1886 113 18
64.мест. Тимковичи, Слуцкого уезда 20. Варфоломея и Варнавы *1733 Эти братства потеряли свое былое значение; вся деятельность их ограничивается ныне только тем, что братчики в торжественные дни стоят среди церкви с зажженными свечами и устраивают проводы умершему братчику *) Устав утвержден в 1777 г. князем Мартином Радзивил
65. мест. Семежево, того же уезда 21. Покровское. *) 78 Эти братства потеряли свое былое значение; вся деятельность их ограничивается ныне только тем, что братчики в торжественные дни стоят среди церкви с зажженными свечами и устраивают проводы умершему братчику *) Сведения о годе основания не имеется
66. мест. Копыл, того же уезда 22. Копыльское *) Эти братства потеряли свое былое значение; вся деятельность их ограничивается ныне только тем, что братчики в торжественные дни стоят среди церкви с зажженными свечами и устраивают проводы умершему братчику *) Сведения о годе основания не имеется
XVII. Могилевская
67. г. Могилев 1. Богоявленское. * 1883* 660 5100 5716 15872 5057 а) Религиозно-просветительная. б) Благотворительная *) Основано в 1597 г. восстановлено в 1883 году
68. Пустынский Успенский монастырь, Мстиславского уезда 2. Успенское 1869 84 2200 696 696 а) Религиозно-просветительная б) Благотворительная
XVIII. Московская
69. г. Москва 1.Св. Петра митрополита 1872 107 3500 8401 8398 Миссионерская (противораскольническая) главным образом путем издания противораск. сочинений
70. id 2. Кирилло – Мефодиевское 1885 35 3235 18141 19740 Религиозно-просветительная
71. id 3. Успенское 1887 15 500 720 320 Благотворительная
72. id 4. Богоявленское 1870 112 51943 1000 4985 3895 а) Благотворительная б) Религиозно-просветительная
73. id 5. Св. Николая. * 1865 560 67103 8459 5959 Благотворительная (попечение о беднейших детях духовного звания)
74.Сергиев посад 6. Преп. Сергия 1880 333 8752 11221 11425 Благотворительная
75. г. Руза 7. Св. равноап. Марии Магдалины 1883 40 574 185 181 Религиозно-просветительная
76. г. Коломна 8. Прав. Филарета Милостивого
XIX. Нижегородская
77.г.Нижний-Новгород 1. Св. Креста 1875 61 1000 211 1290 1147 Миссионерская (противораскольническая).
78. id. 2. Св. Георгия 1884 489 3000 4072 8361 11448 Религиозно-просветительная
79.Феодоровский Городецкий монастырь, Балахнинского уезда 3. Александро-Невское 1869 12 2050 *) 1500 а) Религиозно-просветительная б) Благотворительная *) Пожертвования материалом
80. г. Княгинин 4. Кирилло – Мефодиевское 1887 15 388 106 53 Благотворительная
XX. Новгородская
81. г. Новгород 1. Св. Софии * 1886 963 15493 11153 14330 12540 а) Религиозно-просветительная б) Церковно-благоустроительная
82.г.Старая Руса 2. Св. Феодора Тирона * 1885 60 4000 649 246 Религиозно-просветительная
XXI. Олонецкая
83.г.Петрозаводск 1. Преп. Александра Свирского * 1892 Религиозно-просветительная
XXII. Оренбургская
84. г. Оренбург 1. Михаило – Архангельское * 1886 348 3000 761 3044 2320 а) Религиозно-просветительная. б) Миссионерская (просвещение иноверцев и обращение раскольников).
XXIII. Орловская
85. г. Орел 1. Петропавловское 1887 655 44079 31645 20737 а) Религиозно-просветительная. б) Благотворительная
86. г. Мценск 2. Свящмч. Кукши 1876 107 160 50 Церковно-благоустроительная
XXIV. Пензенская
87. г. Пенза 1. Иннокент. просвет. братство Пресвятой Богородицы* 1885 169 8261 4785 2460 а) Религиозно-просветительная. б) Миссионерская (просвещение иноверцев и обращение раскольников).
88. село Поим, Чембарского уезда 2. Николаевское 500 5081 (За 1892) 2762 (За 1892) а) Миссионерская (противораскольническая) б) Благотворительная в) Религиозно-просветительная
XXV. Пермская
89. г. Пермь 1. Св. Стефана, епископа Пермского 1882 1279 2800 2127 13093 11453 а) Религиозно-просветительная б) Миссионерская (обращение старообрядцев)
XXVI. Подольская
90. мест. Тынная, Ушицкого уезда 1. Св. велмч. Варвары а) Религиозно-просветительная б) Благотворительная
91. г. Каменец-Подольск 2. Иоанно-Богословское 1881 45 2300 3998 1537 Благотворительная
92. id. 3. Иоанно-Предтеченское 1864 102 14600 4315 3881 Благотворительная
93. г. Балта 4. Св. Николаевское 1878 а) Религиозно-просветительная. б) Благотворительная
94. село Чуков, Брацлавского уезда 5. Св. Алексеевское 1887 47 7294 7288 а) Религиозно-просветительная б) Благотворительная в) Церковно-благоустроительная
95. г. Летичев 6. Св. Михайловское 1869 15 205 499 389 Религиозно-просветительная
96.местеч. Ольховец, Ушицкий уезд 7. Пресвятой Богородицы 1890 93 1366 1256 Религиозно-просветительная
97. г. Литин 8. Св. Николаевское 1869 6 200 Церковно-благоустроительная
XXVII. Полоцкая
98. г. Витебск 1. Св. равноап. Вел. Кн. Владимира 1887 192 2150 3443 1171 Религиозно-просветительная
99. г. Полоцк 2. Св. Николая и преп. Евфросинии, княжны Полоцкой.* 1868 128 4880 3200 2900 а) Религиозно-просветительная б) Благотворительная
XXVIII. Полтавская
100 г. Полтава 1. Св. Макарьевское 1890 1222 8249 11909 3660 Религиозно-просветительная
101. г. Лубны 2. Спасо – Преображенское. * 1889 1223* 1043 2063 1020 а) Религиозно-просветительная. б) Благотворительная *) 219 членов в братстве и 1004 члена в 16-ти отделениях братства
102. сел. Дар-Надежда, Константиноградск. уезда. 3. Св. Николаевское. 1890 69 235 200 а) Религиозно-просветительная. б) Благотворительная
103. сел. Деньги, Золотоноптского уезда. 4. Св. Михайловское. 1891
104. сел. Пологи-Вертуны 5. – 1885 Религиозно-просветительная
XXIX. Псковская.
105.г. Псков 1.Кирилло- Мефодиевское* 1885 230 6368 2304 1316 Религиозно-просветительная
XXX. Рижская.
106.г. С.-Петербург. 1. Православ. Прибалт. Христа Спасителя и Покрова Божией Матери 1882 1135 197358 21262 18665 15454 а) Религиозно-просветительная. б) Церковно-благоустроительная. в) Благотворительная. *) Братство имеет 9 отделений в Прибалтийском крае; о них речь ниже
107. г. Рига. 2.Петропавловское* 1867 165 24500 9910 9880 а) Религиозно-просветительная. б) Церковно-благоустроительная. в) Благотворительная.
108. г. Вейден. 3.Спасо – Преображенское 1869 67 2767 507 229 а) Религиозно-просветительная. 6) Благотворительная.
109. г. Либава. 4. Николаевское 1867 34 6200 1324 1000 а) Религиозно-просветительная. б) Благотворительная. в) Церковно-благоустроительная
110. г. Туккум. 5. Св. Николаевское. 1869 20 850 1989 1939 а) Религиозно-просветительная. б) Церковно-благоустроительная. в) Благотворительная.
111.г. Аренсбург ост. Эзель. 6. Св. Николаевское 1870 119 26300 1828 13341 8576 а) Религиозно-просветительная. б) Церковно-благоустроительная. в) Благотворительная
112.мест. Таккерорт, Перновск. уезда. 7. Успенское. 1870 73 7000 9720 1109 а) Религиозно-просветительная. б) Церковно-благоустроительная. в) Благотворительная.
113.мест. Кальценау, Венден. уезда 8. Иоанно-Богословское 1867 19 500 39 21 а) Религиозно-просветительная. б) Церковно-благоустроительная. в) Благотворительная.
XXXI. Рязанская.
114. г. Рязань 1. Св. Василия, еписк. Рязанского* 1878 80 150 8692 6110 6068 а) Миссионерская (противораскольническая и противосектантская). б) Религиозно-просветительная.
XXXII. Самарская.
115. г. Самара. 1. Алексеевское* 1892 Религиозно-просветительная.
XXXIII. Саратовская.
116. г. Саратов. 1.Св. Креста 1864 478 23500 14984 24898 17798 а) Миссионерская (противораскольническая и противосектантская). б) Религиозно-просветительная. в) Благотворительная.
117. id. 2. Св. Кирилла и Мефодия 1886 2410 1002 938
XXXIV. С.-Петербургская.
118. г. С.-Петербург. 1.Пресвятыя Богородицы. * 1884 978 45418 104306 58888 Религиозно-просветительная.
119. id. 2.Христорождественское, Александро-Иосифское. 1863 448 15922 1222 13707 13400 Благотворительная
120. id. 3. Сергиевское. * 1868 356 18957 10775 8059 Благотворительная
121. id. 4. Николаевское 1876 69000 6202 5770 а) Церковно-благоустроительная. б) Благотворительная.
122. село Болотск, Лужского уезда. 5. Болотское. 1881 Миссионерская (противораскольническая и противосектантская). *) Приход и расход показаны в финских марках: приход – 3618 фин. мар. и 594 руб., а расход – 1025 мар
123. г. Выборг. 6. Св. Сергия и Германа 1885 116 1600 – *) Религиозно-просветительная.
XXXV. Симбирская
124. г. Симбирск 1. Трех Святителей. 1885 212 9700 12135 9785 Религиозно-просветительная.
125. село Промзино, Алатырского уезда. 2. Св. Николая. 1877 24 636 235 Миссионерская (противораскольническая и противосектантская).
XXXVI. Смоленская.
126. г. Смоленск. 1. Преп. Авраамия, Смоленского чудотворца. 1885 1701 7602 11061 6531 Религиозно-просветительная
XXXVII. Ставропольская.
127. г. Ставрополь. 1. Свято-Андреевское. 1873 *) 80 30291 29764 26424 а) Религиозно-просветительная. б) Миссионерская (противураскольническая и противосектантская; просвещение иноверцев). в) Церковно-благоустроительная г) Благотворительная *) Кроме сельского причта.
128. id. 2. Св. равноап. Вел. Кн. Владимира. * 1888 269 2710 7173 5295 Благотворительная
129. г. Екатеринодар 3. Александро-Невское 1892 а) Религиозно-просветительная б) Миссионерская. в) Благотворительная
130. г. Майкоп. 4. Свято-Осиевское. 1890 791 180 а) Религиозно-просветительная. б) Благотворительная
XXXVIII. Таврическая.
131. г. Симферополь 1. Александро-Невское. 1869 368 6850 7308 7126 а) Религиозно-просветительная. б) Церковно-благоустроительная. в) Благотворительная.
132. г. Севастополь. 2. Петропавловское 1885 708 708 а) Религиозно-просветительная. б) Церковно-благоустроительная. в) Благотворительная.
133. г. Керч-Еникале. 3. Троицкое. 1868 8901 4728 4068 а) Религиозно-просветительная. б) Церковно-благоустроительная. в) Благотворительная.
134. село Нижние Серогозы, Мелитопольск. уезда 4. Св. пророка Осии. 1889 а) Религиозно-просветительная. б) Благотворительная.
135. мест. Каховка, Днепровского уезда. 5. Св. великомуч. Екатерины. 1888 81 100 1040 621 а) Религиозно-просветительная. б) Церковно-благоустроительная. в) Благотворительная
XXXIX. Тамбовская.
136. г. Тамбов. 1. Казанско-Богородичное. * 1875 225 10000 9623 8746 7498 а) Миссионерская (противораскольническая и противосектантская; обращение иноверцев). б) Религиозно-просветительная.
137. г. Козлов. 2. Крестовоздвиженское. 1883 78 325 1419 1340 Благотворительная.
XL. Тверская
138. г. Тверь. 1. Св. благов. кн. Михаила Ярославича 1884 1859 10050 11388 10372 Религиозно-просветительная.
139. г. Ржев 2. Богородице – Владимирское, Арсение-Дионисиевское 1871 91 10442 2482 1525 Благотворительная.
XLI. Тульская.
140. г. Тула 1. Иоанна Предтечи. * 1887 522 9950 989 3452 2813 Религиозно-просветительная
XLII. Уфимская.
141. г. Златоуст. 1. Св. Троицкое. 1868 10 347 214 а) Религиозно-просветительная. б) Миссионерская (противораскольническая). в) Благотворительная
ХLIII. Херсонская.
142. г. Одесса. 1. Св. Андреевское. * 1880 20100 12337 11049 а) Религиозно-просветительная. б) Миссионерская (противосектантская)
143. г. Херсон 2. Крестовоздвиженское 1890 442 1975 380 а) Религиозно-просветительная. б) Миссионерская.
XLIV. Холмско-Варшавская.
144. г. Варшава 1. Св. Троицкое. * 1887 925 5648 2319 1918 Религиозно-просветительная.
145. г. Холм. 2. Св. Богородицкое. 1879 1070 27381 8482 *) 8231 Религиозно-просветительная. *) Денежная отчетность по лавке не показана.
146. г. Замостье 3. Св. Никольское. *)1876 266 7200 2464 1965 а) Религиозно-просветительная. б) Церковно-благоустроительная. в) Благотворительная. *) Основано в 1606 году; возобновлено в 1876 году.
XLV. Черниговская.
147. г. Чернигов. 1. Св. Михаила, кн. Черниговского 1888 123 1000 1226 *) 237 а) Религиозно-просветительная. б) Миссионерская *) В № 11 Церк. Вед. за 1891 год состояние братской кассы показано: приход 2885, расход 637, на лицо 2248 р.; число членов 180.
148. г. Нежин. 2. Божией Матери, всех скорбящих радости. 1884 56 1665 360 540 а) Религиозно-просветительная. б) Благотворительная.
149. г. Новгород – Северск 3. Св. Димитрия, митр. Ростовского 1890 109 300 624 119 Религиозно-просветительная
XLVI. Ярославская.
150. г. Ярославль 1. Св. Димитрия, Ростовского чудотворца 1883 966 22353 15229 12309 а) Религиозно-просветительная. б) Церковно-благоустроительная. в) Миссионерская (противораскольническая).
II Кавказ
XLVII. Грузинская.
151.г. Тифлис. 1.Андреевское 1880 1600 1320 1283 Благотворительная.
152.г. Баку. 2.Кирилло-Мефодиевское. а) Религиозно-просветительная. б) Церковно-благоустроительная
XLVIII. Сухумская.
153.г. Сухум 1) Св. благов. Вел. Кн. Александра Невского 1891 14 604 а) Религиозно-просветительная. б) Церковно-благоустроительная. в) Миссионерская.
III Азиатская
XLIX. Иркутская.
154.г. Чита. 1.Св. равноап. Кирилла и Мефодия и Свят. Иннокентия. 1885 610 1650 2036 909 а) Религиозно-просветительная. б) Миссионерская (просвещение иноверцев).
L. Камчатская.
155.г. Благовещенск 1.Пресвятой Богородицы, в честь Ея иконы «Слово плоть бысть» 1886 252 4094 4233 а) Религиозно-просветительная. б) Миссионерская (противосектантская и просвещение иноверцев).
LI. Тобольская.
156.г. Тобольск 1. Св. великомуч. Димитрия Солунского. 1890 1713 1400 2855 562 а) Религиозно-просветительная. б) Миссионерская (противораскольническая).
LII. Томская.
157. г. Бийск. 1. Св. Димитрия Ростовского * 1884 751 3900 3895 3633 Миссионерская (противораскольническая).
LIII. Туркестанская.
158. г. Верный. 1. Казанско-Богородичное. 1869 205 400 1572 1150 а) Религиозно-просветительная. б) Миссионерская (просвещение иноверцев).
LIV. Якутская.
159. г. Якутск. 1. Христа Спасителя 1892 а) Религиозно-просветительная. б) Благотворительная
Итого 37642 986362 43345 803963 598220

Относительно * обозначенных братств имеются дополнительные сведения, отмеченные в особом приложении (III)

1) См. приложение: I, II и III.

2) Заграницей учреждено 29 марта 1890 года православное братство Св. Владимира в Берлине. Братство преследует три следующие цели: 1.оказание помощи нуждающимся и больным русским подданным всех христианских исповеданий, а также лицам православного исповедания всех национальностей, 2.утверждение духовного просвещения и, в частности, содержание двух школ для детей и взрослых православного исповедания, живущих в Берлине и Потсдаме и – русской библиотеки и 3) служение нуждам и пользам церквей: Потсдамской, сооруженной в 1829 году, и Берлинской, причем имеется в виду образовать капитал, необходимый для построения православного храма в Берлине.

Братство было очень тепло встречено русским обществом. Е. И. В. Великий князь Владимир Александрович удостоил принять братство под свое высокое покровительство. Многие именитые и высокопоставленные служители церкви и светские лица сделались членами братства. В настоящее время общее число братчиков простирается до 650 человек. Денежный фонд братства возрос ныне до 37000 марок. В 1891 году на пособия (420 лиц) бедным (единовременные и ежемесячные) братство израсходовало 10140 марок 25 пф. В 1892 г. братство издало справочную книгу для русских путешественников за границей, которая содержит в себе сведения календарные, медицинские, финансовые, путеводители, указатели и проч.

Желающему подробно ознакомиться с деятельностью братства надлежит обращаться в Берлин, к члену совета братства протоиерею Александру Петровичу Мальцеву (Herr Propst А. Maltzew, Berlin, NW, 40 Kronprinzenufer, 30 IV.

В Париже и Лондоне открылись в 1891 году подобные Берлинскому братству благотворительные общества.

3) При исчислении общего количества церковных православных братств в России надлежит причислить к ним также те остатки древних братств, которые по исследованию историка Кояловича, в количестве «более тысячи» доныне существуют в северо-западном и юго-западном крае. См. предисловие. О современном положении церковных братств в Гродненской губ. см. небольшую заметку в «Церковных Ведомостях» за 1891 год №51. Желающие познакомиться с историей церковных братств в западном крае, найдут полезные сведения в сочинении священника И.Флерова «О православных церковных братствах» СПб 1857 и в «Чтениях о церковных западнорусских братствах», проф. Кояловича, помещенных в «Дне» 1862 №36 и послед. 

* * *

1

Пожертвования приходских попечительств в общей по Империи указанной выше сумме (за исключением епархий Астраханской, Волынской, Рижской и Уфимской, сведений по коим не доставлено) распределяются по предметам следующим образом: 1. на поддержание и украшение церквей: 1.711.736 руб., 2. на церковные школы и вообще дела благотворения – 275.116 руб. и 3) в пособие на содержание церковных причтов – 155.384 руб.

2

Сведения доставлены в течение 1891–1892 гг. духовными консисториями вследствие циркулярного предложения Училищного Совета при Святейшем Синоде от 24 июня 1891г. Кроме того, сведения о некоторых братствах взяты из Церковных Ведомостей за 1891–1892 гг. Частными источниками служили: «Сборник сведений о благотворительности в

г.С.-Петербурге» 1891 г., журнал «Детская помощь» за 1889–1892 годы

3

В Астраханской епархии существует Кирилло-Мефодиевское общество ревнителей веры, просвещения и нравственности в духе св. Православной Церкви, близкое по своим задачам к деятельности православных братств.


Источник: Церковные братства : Краткий статистический очерк о положении церковных братств к началу 1893 года / А.А. Папков. - Санкт-Петербург : Синод. тип., 1893. - 146 с.

Комментарии для сайта Cackle