Приложение V. Правила относительно совершения братских празднеств и восстановления древних братских обычаев в Лубенском Спасо-Преображенском братстве116
Ι. Открытие отделений Спасо-Преображенского братства.
В открытии отделений братства и богослужения при этом бываемого участвует один из братчиков – учредителей, имеющий священный сан, или местный благочинный. В совершаемом при этом богослужении предоставляется распорядителю, по возможности, следовать порядку открытия Спасо-Преображенского братства в г. Лубнах 10-го декабря 1889 года. Во всяком случае, молитвословию должно предшествовать объявление в церкви пред прихожанами состоявшегося по этому предмету распоряжения Епархиальной власти.
II. Богослужение в особые братские праздники.
Общий характер богослужения в особые братские праздники имеет быть соответствен чину богослужения храмовых праздников, при следующих особенностях:
а) на утреннем богослужении, после шестой песни канона, читается из пролога или синаксаря объяснение содержания праздника;
б) пред литургией совершается братская панихида о преждепочивших отцех и братиях, с поминанием усопших братчиков местных (если таковые имеются);
в) на литургии, во время сугубой ектении, присоединяется моление о местных братчиках живых;
г) после литургии совершается крестный ход вокруг церкви, с преднесением братской иконы и молебным пением; в конце – после обычного многолетствия Государю Императору и Царствующему Дому, Святейшему Синоду и Епархиальному Архиерею, возглашается многолетствие Спасо-Преображенскому братству;
д) где уготована братская праздничная трапеза, совершается священником чин возвышения панагии117 (после литургии);
е) предстояние братчиков с возженными свечами соблюдается в общеустановленном порядке, изложение коего нижеследует.
III. Порядок возжжения братских свечей и предстояния братчиков с возженными свечами на церковных богослужениях.
а) пред братскою иконою возжигается особая братская свеча (ставник) на всех церковных богослужениях;
Примечание 1. Этот ставник делается из жертвуемого братчиками воска в Дубенском монастыре, как и все братские свечи.
Примечание 2. У братской иконы хранятся все братские свечи, а также синодик и помянник братские.
б) братчики со свечами занимают место среди церкви, где обыкновенно читается апостол, и зажигают свечи в следующие времена:
в) на всенощном бдении: на литии, полиелеи и на девятой песни118;
г) на литургии: зажигаются свечи пред чтением апостола, а погашаются после херувимской песни119, в особые же праздники-после пения молитвы Господней; (смот. отд. IV – снач. а.)
Примечание. Во время чтения св. Евангелия братчики стоят у солеи, потом занимают прежние места.
д) в совершении крестных ходов (где братчики имеют место около несомого св. Евангелия); во время отпевания усопших братчиков; во время чтения братских акафистов, и в некоторых исключительных случаях, например при посещении церкви архиереем.
IV. Количество возжигаемых братчиками свечей.
а) В воскресные, и не в двунадесятые праздники, в определенное выше время, зажигаются от 2 до 6 свечей, следовательно, предстоят со свещами столько же братчиков120, в. двунадесятые праздники – зажигают 12 братчиков; в особые праздники: Рождества Христова, Светлого Воскресения, местные храмовые праздники в братские праздники, при погребениях и крестных ходах – все наличные братчики – могут стоять со свещами;
б) в том случае, когда наличное количество братчиков превышает количество имеющих возжигаться свечей, братчики сами между собою устанавливают очередной порядок.
V.
Братчики не уклоняются действенно вспомогать соблюдению благочиния в церкви121, особенно, когда, при многочисленности присутствующих в церкви, нередко является беспорядочное движение и толкотня народа, например во время целования Евангелия, помазания святым елеем, целования святого Креста, раздачи антидора, вербы в Вербное воскресение и т.п. Выполнение сего может быть достигаемо со стороны братчиков кротким внушением и напоминанием о святости места и обряда, или занятием братчинами таких мест, на коих устанавливаясь тем самым, в вышеупомянутых случаях, задерживают движение толпы и способствуют устранению беспорядка.
VI.
Освящение братской иконы совершается в назначенный для того воскресный или праздничный день, пред литургией – по чину освящения икон, но с предстоянием наличных братчиков с зажженными свечами и заканчивается молебным пением пред освященною иконою.
Примечание. При этом освящении участвует один из братчиков учредителей – священник или местный благочинный, если это представится удобным.
VII.
Принятие нового члена в братство совершается или чрез одно заявление о том вступающего пред отцом председателем местного братства и с благословения отца председателя, со вручением вновь поступающему братской свечи, или, по желанию вновь поступающего, с соблюдением обряда древнего. В последнем случае, вступающий гласно обязывается исполнять постановления братского устава, целует крест из рук братского священника и получает при этом братскую свечу122
* * *
Правила эти установляются применительно обычаям древних братств, остатки коих есть и теперь в некоторых приходах Полтавской епархии, и согласно высочайше утвержденному 8-го мая 1864 года положению о братствах – § 4-й
Обыч. в с. Коробовке, Золотонош. уезда, и друг. мест.
Львовское братство
Общий братский обычай
В Лохвицком уезде местечка Вороньки, в Золотношском уезде, селе Бубновской слободки, в Лубенском уезде селе Волчке и друг.
Устав Виленского братства
Там же, Арт.I