Источник

Глава I. Общий обзор деятельности братств и их организации

Из приведенной выше таблицы усматривается, что в настоящее время (к 1 Января 1893 года) в России действуют 159 церковных братств, в которых участвуют и работают – по приблизительному расчету – свыше 37 642 братчиков. Эти братства обладают капиталом (неприкосновенным, запасным и остаточным) на сумму свыше 1629707 руб. (тоже по приблизительному расчету), годовой оборот денежных средств выражается в сумме свыше 803963 руб. прихода, и в сумме свыше 598220 р. расхода. Большинство братств имеют особые хоругви (иные братства – иконы с лампадами и свечами) с изображением лика Святого, в честь которого учреждено братство; хоругви выносятся при торжественных крестных ходах и при погребении усопшего братчика. Кроме того, братствами заведены особые книги (синодики, диптихи), в которые для поминания записываются имена живых и почивших братчиков. Братства также избрали известный день в году – день чествования памяти избранного Святого или день открытия братства, в который справляется «братский праздник»; это празднование обыкновенно состоит из торжественного Богослужения в братской церкви, приношения особых молитв о всех живущих братчиках, панихиды о всех почивших братчиках, прочтения годичного отчета о деятельности братства4. В особенности, по своей торжественности, и по сочувствию всех слоев русского общества, обращают на себя внимание собрания С.-Петербургского Епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы, происходящие в квартире г. Обер- Прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева. Обширная зала всегда бывает переполнена членами братства и в числе их обыкновенно присутствуют высшие иерархи нашей церкви и многие высокопоставленные светские лица. Пред началом заседания (а также посредине, и в заключение его) хор братства исполняет знаменным старинным распевом духовные песнопения, а затем выдающиеся деятели на духовном поприще делают собранию поучительные сообщения и произносят речи, в которых касаются общественных язв, всеми чувствуемых, хотя и не вполне всеми сознаваемых. Между чтениями, предложенными за последнее время в собраниях братства, особенно сильное впечатление на слушателей произвели чтения 5 Февраля и 9 Апреля 1891 года, знаменитого нашего церковного витии архиепископа Харьковского Амвросия; первое – «О причинах отчуждения от церкви нашего образованного общества» и второе: – «О религиозном сектантстве в нашем образованном обществе» (оба чтения помещены в Церковных Ведомостях за 1891 год в № 6 и 16 – 17).

Некоторые братства удостоились высокой чести быть принятыми под Высочайшее Их Императорских Величеств покровительство5, а другие считают своими покровителями прочих Особ Царской семьи. По составу своих членов братства являются учреждениями всесословными; членами их состоят: высшие иерархи православной церкви6 высшие сановники Империи, чиновники разных ведомств7, уездные земства8, дворяне, военные, белое и монашествующее духовенство, купечество и крестьянство.9 Женщины разного звания и состояния принимают живое и деятельное участие в делах братства и в некоторых братствах (напр., Друскеникское, Литовской епархии) избираются наравне с мужчинами в члены братских советов. Братская деятельность возбуждает к себе такое всеобщее сочувствие, что даже раскольники записываются в число братчиков10, а в некоторых братствах на правах членов – соревнователей, с совещательным голосом, состоят лица других христианских исповеданий11.

Членские взносы, как ежегодные, так и единовременные, весьма различны по своим размерам. Существуют братства (как, например, в западном крае, в Минской епархии), где братчик облагается ежегодной платой в 20 коп.; есть братства, где размер денежного взноса предоставлен усмотрению братчика (например, Вятское братство, Нежинское братство и др.); в большинстве братств годичный взнос определен в несколько руб. (1 – 3, 5, 6 руб.), причем однако во многих уставах проводится та мысль, что усердие к осуществлению целей братства может быть выражаемо не одними денежными вспомоществованиями братству, но и всякими пожертвованиями, вещами, и наконец – трудом, посильным и потребным, так как на всех членах братства лежит нравственное обязательство содействовать осуществлению цели братства всеми средствами, материальными и духовными.

Организация братских учреждений в большинстве случаев одна и та же: управление делами братства вверяется совету, состоящему из председателя, товарища председателя, членов, казначея и делопроизводителя (секретаря), избираемых на известное время (три года) на общих собраниях членов братства. Заседания совета происходят по мере надобности, при чем обыкновенно все члены братства имеют право, лично или письменно, делать свои предложения и заявления совету.

К кругу занятий общих собраний, в большинстве братств, принадлежат:

а) рассмотрение полугодовых и годовых отчетов совета братства;

б) обсуждение различных вопросов и мер, предложенных советом братства или его членами;

в) избрание почетных членов, членов совета и кандидатов к ним;

г) избрание ревизионной комиссии из членов братства, не состоящих членами совета, которая поверяет отчет совета и наличность братских сумм и доносит о результатах ревизии общему собранию.

Так незаметно и скромно, при небольшом сравнительно пособии от правительства12 выросла на русской почве эта общественная сила, выработанная самой жизнью и призванная содействовать православной церкви и охранять русскую народность.

Большинство из перечисленных выше церковных братств возникло и развилось после издания в 1864 году «правил о церковных братствах», причем ближайшим поводом к учреждению этих просветительных союзов служили выдающиеся события церковной и гражданской жизни прошлого и нынешнего царствования13). Согласно основным правилам для учреждения православных церковных братств (Высочайше утвержденным 8 Мая 1864 года) – православными церковными братствами именуются общества, составляющиеся из православных лиц разного звания и состояния для служения нуждам и пользам православной церкви; это служение заключается: а) в противодействии посягательствам на ее права со стороны иноверцев и раскольников; б) в созидании и украшении православных храмов, в) в совершении дел христианской благотворительности и г) в распространении и утверждении духовного просвещения. Братства учреждаются с благословения и утверждения Епархиального Архиерея. Каждое братство имеет свой устав и действует в пределах этого устава.

Ныне православные братства призываются охранять православную веру, чистоту нравов и русскую народность не столько от внешних и иноверных врагов, сколько от внутренних и домашних, подтачивающих – ко вреду церкви и государства- хитростью и прельщением русский организм на нашем юге и "западе. Братства вызываются также к жизни для борьбы с неверием, неправоверием, невежеством, кривотолком и пороками, гнездящимися в народной жизни.

Возобновляясь и учреждаясь вновь на началах закона 1864 г., все вышепоименованные братства, хотя и положили в основу своей деятельности оказание «мирской» защиты православию и духовной милости нуждающимся в ней единоверцам, – однако на практике осуществляют свои задачи различно, смотря по тому, в какой местности России они действуют, с какими религиозными интересами главным образом сталкиваются, в какой среде работают и какими средствами обладают. Так, некоторые братства, усвоив идеи христианской самопомощи глубже других, действуя в среде благоприятной и обладая достаточными средствами, а также поддержкой со стороны лиц, сочувствующих их целям, – могли постепенно расширить свою деятельность, усматривая все новые стороны для своего духовно-нравственного воздействия на народ; другие братства должны были обратить свое главное, а в некоторых местностях и исключительное внимание на борьбу с расколом и сектантством, или же на распространение просвещения среди инородцев; иные братства, по недостатку ли средств, а также по каким либо местным причинам, принуждены были ограничить свою деятельность одной лишь стороной – благотворительностью в тесном смысле слова, или же попечением и заботой о своих местных церковных нуждах; наконец, учредились и такие братства, которые сосредоточили все свои усилия на одной книжно-издательской деятельности.

Обозревая братскую деятельность в целой ее совокупности, мы видим, что она, согласно закону 1864 г., распадается на четыре самостоятельные группы, которые в свою очередь распадаются на несколько отделов, а именно:

I. Религиозно-просветительная деятельность заключается в заботах:

а) о просвещении детей,

б) о просвещении взрослых.

II. Миссионерская распадается на:

а) противораскольническую и противосектантскую,

б) просвещение и обращение к истинной вере иноверцев.

III. Благотворительная осуществляется:

а) в устройстве разного рода богоугодных учреждений,

б) в оказании материальной помощи неимущим, сирым, немощным и убогим, а также, в частности, бедным ученикам духовных училищ.

IV. Церковно-благоустроительная заключается в заботах:

а) о благолепии храмов, построении таковых, помощи бедному причту, поддержании в порядке кладбищ и т. п.

б) о благолепии совершения Богослужения в церквах (стройном пении и внятном чтении).

Многолетняя опытность некоторых братств указала на разные практические способы для лучшего и более успешного осуществления многотрудных братских начинаний.

Так, обращаясь к деятельности по просвещению детей, мы видим, что все братства, посвящающие свои заботы этому великому делу, отнеслись вполне сочувственно и деятельно к насаждению в России «церковно-приходских» школ и «школ грамоты». Церковно-приходская школа, появившаяся в 60-х годах и за отсутствием поддержки почти исчезавшая, ныне, к утешению православных, опять оживает. По воле Русского Царя, она с 1884 года вызвана к новому бытию. Церковная школа ныне нераздельно с церковью должна внушать детям любовь к церкви и Богослужению, дабы посещение церкви и участие в Богослужении сделалось навыком и потребностью сердца учащихся14.

Эти высокие мысли, освещенные церковно – историческими воспоминаниями и положенные в основу деятельности лиц и учреждений, призванных руководить делом насаждения церковных школ в России, были вполне усвоены многими братствами. Некоторые братские советы (как мы увидим ниже) даже слились с епархиальными училищными советами, которым вверены надзор и руководительство этими школами в епархии. Независимо от сего, братства учреждают и другие полезные для народа школы и училища, как-то: специально-ремесленные, рукодельные, иконописания, пчеловодства, сельскохозяйственные, и т. п.

Наставление пасомых в истинах веры и правилах доброй нравственности, конечно, никак не ограничивается школою, а должно простираться на всю человеческую жизнь. Что касается до деятельности по просвещению взрослых, то не подлежит сомнению, что главным образом по почину братств развились и повсеместно упрочились во многих местах внебогослужебные собеседования и духовно-нравственные публичные чтения, приносящие видимую пользу народному просвещению и нравственности. Самым убедительным примером этой пользы служат те «общества трезвости», которые в последнее время учреждаются во многих местах России – под впечатлением, вынесенным народом от тех собеседований, которые направлены были против порока – пьянства. Советы многих братств, путем долголетнего опыта и труда, выработали в деле ведения собеседований и чтений весьма практические приемы, о которых речь впереди. (Само собою разумеется, будя живительным словом народную совесть, братства наряду с этим делом должны были обратить внимание и на книжно-издательскую деятельность, которой посвящается много труда большинством братств). Издавая или приобретая книги и брошюры религиозно-нравственного, полемико-богословского и поучительного содержания, братские советы весьма естественно озабочены принятием мер для возможно большего и успешного распространения этих книг и брошюр среди народа; для этой цели ими устраиваются повсеместно центральные и окружные библиотеки (при школах, при приходских церквах) и книжные склады, лавки (тоже центральные – при братствах, и окружные), откуда, даром или за дешевую цену, книги, брошюры и листки распространяются в народе и высылаются в школы для юношества. К этой деятельности близко примыкают заботы некоторых братств по снабжению народа иконами правильного письма, крестиками и прочими предметами религиозного почитания.

Миссионерская деятельность является для большинства братств делом первостепенной важности; желая обратить в лоно православия многочисленных, еще и поныне, раскольников и сектантов (нередко, вроде штундистов, подрывающих основы русской народной жизни), братства считают единственным средством для достижения этой цели: убеждение, увещание и поучение, растворенные христианской любовью, терпением и кротостью. Эта деятельность осуществляется главным образом путем: а) устройства специальных противораскольнических и противосектантских школ, и б) правильно организованных собеседований с раскольниками и сектантами. Для этой последней цели братские советы учреждают специальные миссии, во главе которых ставят братских миссионеров, действующих согласно с миссионерами епархиальными. Кроме сего некоторые восточные и юго-восточные братства обращают свои усилия на просвещение Евангельским светом инородцев, коснеющих и до сего времени в понятиях языческих. Некоторым братствам надлежит поставить в особую заслугу правильное устройство школ инородческих; эти братства приняли на себя труд дать христианское воспитание полуязыческим племенам.

Благотворительная деятельность многих братств заслуживает также внимания. Принимая под свое покровительство сирых, убогих, немощных, устраивая для них всякого рода богоугодные заведения, братская заботливость простирается также и на бедных детей и юношей духовного звания, обучающихся со многими лишениями в разных духовных школах и училищах. Эта братская попечительность заслуживает особой признательности. Облегчая этим юношам трудный путь воспитания, и давая им средства с успехом кончить курс, братства тем самым помогают подготовлению достойных пастырей для народа, этих будущих сеятелей добра и просвещения среди темной народной массы.

Наконец, церковно-благоустроительная деятельность братств, помимо материальной помощи церквам, постройки новых храмов, восстановления старых, снабжения их утварью и проч., священными предметами, помощи бедному причту, – выражается заботами многих братств о благолепии и торжественности при отправлении Богослужения. Сознавая важность стройного и умилительного песнопения и отчетливого и внятного (неспешного) чтения во время Богослужения для молитвенного настроения молящихся, многие братства поставили в числе своих задач также заботу о правильной и наилучшей постановке церковного пения в церквах и открыли школы церковного пения и чтения для того, чтобы приготовить в них опытных чтецов и певцов, которые могли бы организовать впоследствии хорошие церковные хоры в епархии. – С этой деятельностью близко соприкасаются стремления некоторых братств учреждать при братствах особые древлехранилища, куда собираются вообще памятники церковной древности, замечательные в археологическом отношении и, в частности, памятники церковной старины, относящиеся к обличению раскола и старопечатные церковные книги, служащие для той же цели. Нельзя также упускать из виду и заботы, по преимуществу западных братств, об охранении разбросанных по западной Руси местных памятников церковно-археологического характера, важных, как по тем историческим воспоминаниям, которые они вызывают, так и потому, что этими памятниками лучше всего доказывается глубокая древность православия в западной Руси.

Заканчивая краткий общий обзор братской деятельности, мы должны в заключение обратить особенное внимание русского православного общества на выдающееся значение наших западных братств в деле охранения православия и народности на наших окраинах. Мы все должны твердо помнить, что наш западный край и до сего времени немало терпит, как от латино-польской пропаганды,15 так и от гнета еврейского, этих двух элементов враждебных всему русскому. Ни поляки, ни евреи нисколько не слились с коренным русским населением, а напротив и тот, и другой элемент сохраняют доселе всю свою упругость и враждебный характер по отношению к русской народности. К этим двум элементам надо присоединить еще и третий, – немецкий, первенствующий в Прибалтийских губерниях и явно угнетающий все православное в этом крае, а также усилившийся заметно, за последние 25 лет, на нашем юге и усердно работающий там ко вреду всему русскому. Тщательные расследования приводят теперь к несомненному убеждению, что первые миссионеры штунды – этой секты не чуждой, быть может, и политических целей – явились из Германии в наши Херсонские немецкие колонии, быв посланы к нам с специальной целью распространения своей ереси. Главными проповедниками явились прусские подданные: Онкен, Шульц, Либиг, Прицкау и др. Штундистские миссионеры переходят с места на место, ведут списки отступникам от Православной Церкви, которые представляют куда-то заграницу, откуда получают деньги на раздачу совращенным; они же собираются на конференции в г. Петербурге и других городах России. Эти миссионеры и вожаки штундистов открыто порицают наше высшее правительство, нашу веру и поносят все то, что священно и дорого русскому человеку. Они открыто сносятся с германскими заправилами. Наше духовенство, напр., прямо указывает, что в 1890 году на имя вожака штундистов с. Чаплынки Киевской епархии прислано письмо от агента Германского международного общества Перка и 21 брошюра противо-православного направления.

Все эти прискорбные для русского сердца вести, идущие не переставая последние годы, с нашего запада и юга, должны служить достаточными побудительными причинами к тому, чтобы мы с особенным напряжением сил поддерживали наши братства на окраинах.

* * *

4

О древних обычаях, практикуемых некоторыми братствами, можно познакомиться из «Правил Дубенского Спасо-Преображенского братства» эти правила помещены в особом приложении.

5

Братства: Костромское Александровское, Московское Св. Николая, Холмское Св.Богородицкое, Кишиневское Покрово-Богородичное, Прибалтийское Христа Спасителя.

6

Михаил, Митрополит Сербский состоит почетным членом в двух братствах: Владимирском Александро-Невском и Киевском Св. Владимирском

7

Ставропольское Акцизное губернское управление отчисляет 1% с жалованья чиновников в пользу местного братства Св. Владимира.

8

Новгородское уездное земство в 1890 заявила чрез земскую управу о вступлении своем в число пожизненных членов Софийского братства с ежегодным взносом в 300 руб.

9

25 крестьян состоят действительными членами Владимирского Александро-Невского братства

10

Поимское Николаевское братство, Пензенской епархии

11

По уставам следующих братств членами соревнователями могут быть лица и неправославного вероисповедания: Екатеринославского Кирилло-Мефодиевского, Витебского Св. Владимирского, Полоцкого Св. Николая и Св. Ефросинии, Калужских Иоанно-Богословского и преп. Пафнутия. Членом-благотворителем Покрово-Богородичного братства (село Введенское, Аккерманского уезда, Кишиневской епархии) состоит прусский подданный Филипп Шварц. Германский консул в г. Ростов-на-Дону Берман и его супруга состоят почетными членами Екатеринославского Кирилло-Мефодиевского братства.

12

Так, например, Святейший Синод в 1890 году отпустил в пособие 21 братству, всего 37116 руб.

13

Именно: в память 900-летия крещения Руси; по случаю празднования тысячелетия памяти Славянских первоучителей Святых братьев Кирилла и Мефодия; в память почивших Особ Царской семьи: Императора Александра Николаевича, Императрицы Марии Александровны, Цесаревича Николая Александровича; в память 25-летия царствования Императора Александра II; в память Священного Коронования благополучно царствующего Государя Императора Александра Александровича.


Братства, возникшие до 1864 Братства, возникшие после 1864
В 1458 (восстановлено в 1865) 1 В 1864 6 В 1878 2
В 1591 (восстановлено в 1867) 1 В 1865 5 В 1879 4
В 1597 (восстановлено в 1883) 1 В 1866 2 В 1880 5
В 1606 (восстановлено в 1876) 1 В 1867 5 В 1881 2
В 1733 1 В 1868 5 В 1882 5
В 1797 1 В 1869 8 В 1883 5
В 1816 1 В 1870 5 В 1884 6
В 30-х годах нынешнего столетия 2 В 1871 1 В 1885 13
В 40-х годах нынешнего столетия 1 В 1872 4 В 1886 8
В 1863 1 В 1873 2 В 1887 9
Сведений о годе основания не имеется 9 В 1874 1 В 1888 8
В 1875 3 В 1889 5
В 1876 4 В 1890 8
В 1877 1 В 1891 3
В 1892 4

14

Благочестивый исконный обычай православного русского народа – отдавать детей своих в научение книжное духовным пастырям, устроять школы при храмах и монастырях, имеет для себя незыблемо твёрдые основания в учении церкви. Школа при церкви представляет наилучшие способы для усвоения детьми основных истин веры и благочестия, для привлечения их сердец к материнскому руководительству церкви и для наклонения их воли в послушание ей. По тесной связи с церковью, церковная школа с самых первых времен сделалась ее существенною принадлежностью. Начало ее коренится в оглашении, которое предшествовало крещению или последовало за ним. Церковь всегда заботилась о просвещении крещенных, как взрослых, так и детей, и в этой своей заботе, приспособлялась к возрасту и положению просвещаемых. Возрастные для оглашения собирались в домах христианских учителей, а впоследствии, когда явилась возможность, устроялись обширные помещения в притворе храмов, при крещальнях, где многие одновременно слушали слово духовного наставника. Некоторые из сих первоначально огласительных училищ, именно в Александрии и Антиохии достигли замечательного развития и великой славы, сообщали своим питомцам высокое и широкое богословское образование и вели борьбу с многоучеными представителями языческого образования (см. Введение в программы учеб. предм. для церковно-приходских школ). Древнейшими церковными училищами признаются: Ефесское, основанное Святым Иоанном Богословом, и Александрийское, основанное Святым Евангелистом Марком.

15

Весьма любопытные сведения сообщаются по этому предмету в отчете Виленского братства (1891 г. стр. 109): «Вследствие противодействия ксендзов церковной школе, в западном крае, для отвлечения от нее учеников, часто открываются «тайные школы», в которых обучение ведется в «польском духе». Так в 1890 г. Ковенским наблюдателем, при содействии полицейской власти, закрыто на Зеленой горе в Ковно пять тайных школ.


Источник: Церковные братства : Краткий статистический очерк о положении церковных братств к началу 1893 года / А.А. Папков. - Санкт-Петербург : Синод. тип., 1893. - 146 с.

Комментарии для сайта Cackle