Источник

Глава III. Миссионерская деятельность братств

Принимая меры к утверждению в вере и благочестии православных чад Церкви, братства, вместе с тем, заботятся о привлечении в православную Церковь раскольников и сектантов, бывших членов Церкви и ныне отпавших от неё. Единственным средством к достижению этой цели братства считают убеждение, увещание и научение, растворенные христианской любовью к заблудшим, терпением и кротостью. В этом важном вопросе наши братства идут рука об руку с правительством и обществом, существенно изменившими свои взгляды на раскол и на те приемы, с которыми надлежит бороться с ним. До учреждения братств (как напр. Владимирского, Александро-Невского, Казанского, св. Гурия и др.) раскол и сектантство возбуждали сравнительно мало интереса среди православного общества; большею частью предпринимались против раскольников полицейские меры, и делопроизводство о расколе сосредоточивалось лишь в правительственных учреждениях. Вследствие того раскол всячески таил тогда свои верования и бдительно укрывал свои лжеучения. Теперь признано, что раскол есть наша «общая болезнь», которую должно врачевать общими силами и что он доселе крепко держится потому, что, кроме духовенства, все другие сословия к его положению довольно равнодушны и холодны; поколебать же его можно только дружными усилиями всех истинных чад Церкви православной.

Из общего числа братств, четвертая часть их посвящает свои силы на мирную борьбу с расколом и сектантством, а некоторые из них и на просвещение инородцев – светом Евангельским. Миссионерская братская деятельность идет настолько успешно, что удостоилась высокой чести получить одобрение с высоты Престола. Так, Калужская духовная консистория, уведомила совет братства св. Иоанна Богослова, что на всеподданнейшем отчете Калужского губернатора за 1883 г. о борьбе с расколом братств: св. Иоанна Богослова и св. Пафнутия Боровского Чудотворца, последовала высочайшая отметка Государя Императора: «Все это весьма утешительно».

Сначала мы скажем несколько слов о тех братствах, деятельность которых направлена на цели исключительно миссионерские.

1.Вятское братство св. чудотворца Николая поставило себе целью: мирную борьбу с расколом, сближение и соединение с православной Церковью отделившихся от нее некогда православных чад ее, именующих себя старообрядцами, чрез разъяснение путем школьного учения и мирных бесед тех недоразумений и неправильных мнений, которые послужили причиной отделения их от церковного общения.

Приняв на первое время в свое заведывание и на свое содержание открытую в 1875 году в г. Вятке школу для приготовления взрослых крестьян к ведению собеседований со старообрядцами, братство в дальнейшее время учреждало в зараженных расколом приходах школы для детей; количество таковых школ достигло ныне числа 32.

В Вятской противораскольнической школе взрослые крестьяне изучают историю раскола и источники для обличения раскольнических заблуждений, при чем практически знакомятся с старопечатными книгами, в которых раскольники усматривают основания для своих лжеучений; вместе с тем ученикам сообщались понятия о главнейших событиях земной жизни Иисуса Христа, воспоминаемых и изображаемых в Божественной литургии, о главнейших событиях из Священной истории, в частности о семи вселенских соборах, и основания православного катехизиса.

По окончании курса лучшие ученики братской школы посылаются преподавать в открытые братством в селах противораскольнические школы, где ученики обучаются чтению, письму, счислению, молитвам, Священной истории ветхого и нового завета, объяснению литургии, и, по «краткому руководству к собеседованию с старообрядцами», знакомятся с способами опровержения заблуждений, глаголемых старообрядцев. Во всех 33 школах братства обучалось в 1890 году 666 лиц обоего пола. С 1891 года при Вятской школе открыто «женское отделение» (12 учениц).

Учителя братских школ, под наблюдением и руководством приходских священников, ведут открытые беседы с раскольниками и раздают безмездно противораскольнические брошюры. Принадлежа по своему состоянию к той народной среде, в которой, по преимуществу, гнездится раскол, учителя братских школ в селах и деревнях оказались полезными помощниками для сельских пастырей в их миссионерских трудах; без затруднения они сближаются с старообрядцами, легко располагают их к собеседованию о вере и Церкви и не без успеха исполняют принятое на себя трудное дело.

2. Казанское братство святителя Гурия посвятило свою деятельность исключительно целям миссионерско-просветительным и распространяет свое влияние на весь Волжско-Камский край. Эта деятельность распадается на два отдела: а) утверждение и распространение христианства среди крещеных и некрещеных инородцев и б) привлечение в лоно православной Церкви заблудших ее членов, именуемых старообрядцами.

По отношению к деятельности среди инородцев устав братства ясно и определенно начертал путь – действовать воспитательно чрез школы на юное поколение и чрез наставников этих школ – на взрослых. Сообразно с этим организовано и самое преподавание учебных предметов в школах; так напр. преподавание Закона Божия ведется на природных языках инородцев, среди которых находятся школы. Центром всех школ братства служит Крещено-татарская школа в г. Казани, носящая характерное наименование «центральной», потому что от нее, как от центра, разветвлялись, в виде радиусов, все другие братские школы, заимствуя от этой школы своих учителей и учительниц и продолжая в глухих местностях края ту миссионерскую деятельность, какую ведет центральная школа."

Всех школ, со включением центральной – 117; из них: крещено – татарских – 58, чувашских· – 42, черемисских – 4, вотяцких – 6, мордовских – 1 и русских – 6. Всех обучавшихся в этих школах было 3488, из них 2929 инородцев (татар, чуваш, черемис, вотяков, мордвы). Учителя братских школ не ограничиваются только преподаванием предметов, входящих в состав программы братских школ, но как в школе, так и вне оной, стараются по мере своих сил просветить темную массу инородцев светом истины христианской и укрепить их в вере. Здесь будет уместно сказать, что просвещение среди крещеных татар и других инородцев началось очень недавно; без преувеличения можно сказать, что до открытия братства св. Гурия и до издания богослужебных книг на инородческих языках переводческой комиссией, все эти инородцы оставались вне влияния школы и учения. Открытие Богослужения на инородческих языках – было эпохой в жизни крещеных инородцев. Прежде к церковному Богослужению на непонятном церковно-славянском языке татары являлись неохотно и редко, но как только в церкви началось чтение и пение на их родном языке, они стали охотнее посещать церковь.

При пособии братства в 1875 году учрежден был миссионерский приют. Обучение в приюте имеет целью, главным образом, сообщение воспитанникам и слушателям сведений специально миссионерских, при чем они знакомятся с теорией и практическим употреблением языков чувашского и татарского.

Постоянные собеседования с инородцами многих братских учителей в школе и по домам, временные собеседования некоторых из них в течение летних каникул, особые миссионерские поездки лиц, специально для этого отправляемых – все это закрепляло влияние братской школы и вносило истины Христовой веры в ту среду, куда трудно было проникнуть, ибо встречалась преграда в фанатическом упорстве лиц, отпавших в мусульманство.

Для распространения среди инородцев книг религиозно-нравственного содержания на их природных языках при братстве существует особая переводческая комиссия. Эта комиссия в 1890 году издала: на русском, татарском, киргизском, чувашском, вотяцком, мордовском, гольдском и черемисском языках: 15 книг религиозно-нравственного содержания, в количестве 43200 экземпляров. За последний год – 1891 – 1892 – переводческая комиссия издала на разных инородческих языках (на татарском, чувашском, черемисском, вотяцком, мордовском, киргизском, якутском и калмыцком) 58 книг разного содержания.

Действуя против раскола, братство учредило 6 противораскольнических школ. Кроме религиозного влияния чрез школы, братство продолжало оказывать воздействие на ослабление раскола посредством собеседований. Профессор Ивановский производил собеседования со старообрядцами в г. Казани, в здании духовной семинарии, а другие миссионеры совершали свои поездки по краю.

3.Московское братство св. Петра митрополита деятельность свою направляет главным образом на издание и распространение сочинений против раскола. В литературном органе братства «Братское Слово» печатаются труды наиболее усердных деятелей братства, в этом же органе печатаются сочинения и посторонних лиц, трудящихся на поприще борьбы с расколом

В течении 18-летнего существования, братство успело составить и издать достаточное количество сочинений, обличающих неправду раскола; можно с уверенностью сказать, что на все вопросы, касающиеся раскола, желающий рассмотреть их и решить может найти в братских изданиях обстоятельный и удовлетворительный ответ.

В 1890 году братство напечатало 12 книг и листков противораскольнического содержания, в количестве – 60200 экземпляров и, кроме того, распространило книг в количестве – 39600 экземпляров.

В 1891 году братство издало: 1) Стоглав, по Хлудовскому списку XVI века; 2) «Щит веры»; 3) Сочинения архимандрита Павла. Кроме того, восемь прежде изданных брошюр напечатаны новым изданием. За тот же год распространено разных изданий о расколе – 36498 экземпляров.

В 1892 году братство напечатало 120000 экземпляров разных сочинений, направленных против раскола. Из книжных запасов братством продано в течение этого же года книг, кроме розданных безмездно, 26829 экземпляров.

Члены братства, а также братский миссионер Шашин, в течение года вступали неоднократно в собеседования со старообрядцами.

4.Нижегородское братство св. Креста преследует также исключительно миссионерские цели.

Братство для лучшего осуществления своих задач (как и Владимирское Александро-Невское) учредило в епархии 16 отделений, при которых состоят братские миссионеры и устроены противораскольнические библиотеки. Другие братские миссионеры трудятся в Нижнем Новгороде (вступают в собеседования со старообрядцами в семинарской церкви и в Спасском соборе).

Усердная деятельность братства приносит видимую пользу; из братских отчетов усматривается, что местный раскол, благодаря собеседованиям, теряет с каждым годом понемногу почву; случается иногда, что старообрядцы открыто соглашаются с мнениями и доводами православного собеседника. Для наглядности мы приведем здесь небольшую выдержку из отчета, отделения, учрежденного в гор. Семенове: «на всех публичных беседах со старообрядцами количество слушателей было достаточное, некоторые собрания даже отличались многолюдством;... нельзя не усмотреть, что обыватели, знаменитых в истории раскола прежних времен, Семеновских лесных дебрей, не удовлетворяются заветами своих отцов и дедов, и начинают открыто проверять доводы защитников раскола на беседах с православными миссионерами. Благодаря беседам местный раскол во многих приходах Семеновского уезда начинает ослабевать. – Еще характернее случай, бывший в Княгининском уезде: крестьяне с. Кеньшева, вследствие почти поголовного уклонения в 60-х годах в раскол, совершенно отказывались содержать местный причт, так что приход был закрыт и в течение, приблизительно, 20 лет не имел священника. Ныне же будучи убеждены миссионерами на собеседованиях в правоте греко-российской Церкви, Кеньшевские прихожане составили едва не поголовный приговор, в силу которого обязались выплачивать жалованье причту и выстроить ему на общественный счет дом со всеми необходимыми пристройками.

5.Пензенское Иннокентиевское братство74 тоже преследует исключительно миссионерские задачи, как то: утверждение и обращение в православную веру инородцев (татар, мордвы) и воссоединение раскольников с православною церковью.

Советом братства организована правильная миссия, в лице двух миссионеров, против раскола и против сектантства. Поощряя материально и нравственно подвизающихся в борьбе с расколом священников, совет со вниманием следил за успехами их деятельности, обязывая их представлением отчета по ведению миссионерского дела. Как видно из отчета, между мерами, принимаемыми к ослаблению раскола (публичные и частные собеседования, распространение книг и брошюр в местностях, зараженных расколом и т. п.) многими братчиками считалась весьма полезною следующая мера: полнейшее бескорыстие со стороны священников при совершении ими треб.

6. В селе Пойме Чембарского уезда Пензенской губернии существует св. Николаевское братство, которое по преимуществу посвящает свои силы миссионерскому делу.

7.В селе Болотске Лужского уезда, Петербургской губернии учреждено братство преследующее исключительно миссионерскую цель (противораскольническую и противосектантскую).

8. В селе Промзине Алатырского уезда, Симбирской губернии, при Казанской церкви состоит братство св. Николая, которое имеет целью обращать к Церкви уклонившихся от нее, так называемых старообрядцев и других заблуждающихся. В Симбирской епархии, кроме старообрядцев разных толков, находятся сектанты: иудействующие или субботники, молокане, хлысты, скопцы и отступающие в магометанство из крещенных татар и чуваш.

9.Противораскольническая деятельность братства св. Димитрия митрополита Ростовского, распространяясь на всю Томскую епархию, сосредоточивалась в совете, находящемся в г. Бийске и его отделениях, в городах: Барнауле, Каинске, Колывани, Кузнецке, Мариинске и Томске, так как в округах этих городов много лиц уклонившихся в раскол.

Братство учредило противораскольническую миссионерскую школу. Эта школа доставила уже несколько усердных деятелей, которые ведут собеседования с раскольниками.

I. Рядом с этою деятельностью миссионерских братств надо поставить деятельность тех братств, которые хотя и не избрали миссионерское дело своим исключительным делом, но за то посвящают ему не менее забот.

1). Саратовское братство св. Креста, наподобие Вятской школы, учредило при братстве противораскольническую Кирилло-Мефодиевскую школу, в которой изучается основательно история раскола и способы его обличения на основании старопечатных книг; курс продолжается три года (14 учеников).

2). Оренбургское братство Михаила Архангела, тоже, как и Казанское братство св. Гурия, поставило своей главной целью просвещать Евангельским светом массы инородцев, населяющих во множестве Оренбургский край. В необозримых Оренбургских степях и теперь кочуют многие тысячи киргизов, не просвещенных еще светом Евангельского учения. В лесистых местах доселе прозябают во тьме лжеверия башкиры. Те и другие исповедуют искаженный и дополненный разными суевериями и баснями – ислам. Кроме того, Оренбургский край населяют еще и чуваши, мордва, нагайбаки и др. племена, которые не имеют истинного понятия о Боге, Его заповедях. У них и до сих пор можно видеть прямые следы идолопоклонства, в виде разных истуканов-фетишей, которых они чтут. Для просвещения этих инородцев, а также для поддержания крещеных, братство устроило инородческие школы. В полном заведывании братства и на его полном содержании находятся 11 школ (232 учащихся), расположенных среди инородческого населения. Отличительная черта всех этих школ та, что обучение грамоте и начальным понятиям христианской веры учителями-инородцами ведется на родном языке, а затем уже переходят к изучению предметов школьного образования на русском языке75.

3). Ставропольское св. Андреевское братство отпустило в 1890 г. крупную сумму (3743р.) на устройство миссионерского стана в Князе-Михайловском поселке (в 1890 г. числилось 73 души крещеных калмыков) для просвещения христианскою верою калмыков и на устройство при этом стане причта и школы, в которой происходит обучение калмыцких детей (также и ремеслам: токарному и столярному). При школе открыты вечерние уроки Закона Божия и религиозные беседы для взрослых калмыков. Школьный учитель вместе с тем состоит переводчиком при миссии и на его обязанности лежит переводить на калмыцкий язык книги религиозного содержания.

Для поселка новокрещеных калмыков, по высочайшему повелению, нарезано 7744 десятин степной земли, а в 1890 г. правительство ассигновало из калмыцких капиталов 10000 р. также на устройство в стане церкви, миссионерского дома и училища. Движение среди калмыков в пользу православия со времени устройства стана довольно значительное. В сентябре 1892 г. к миссионеру (Я. П. Дуброве) явилась из Малого Дербета депутация от 22 семейств с заявлением, что они желают принять христианскую веру и переселиться в Князе -Михайловский поселок.

II. Устройство правильных миссий озабочивает многие противораскольнические братства. Так, Владимирское Александро-Невское братство учредило в 1886 году «отделения» братства в центрах раскола (28 отделений); эти отделения в настоящее время получили прочную организацию; они сплотили духовенство каждого благочиннического округа в видах совместного действия на раскольников; при каждом отделении заведены противораскольнические библиотеки, достаточно богатые ныне книгами, дающими возможность каждому священнику ознакомиться с раскольническими мнениями и опровержениями их. Калужское братство преп. Пафнутия учредило шесть отделений в уездах: Боровском, Малоярославецком и Тарусском, где издавна селились во множестве старообрядцы.76 Совет Черниговского братства св. Михаила, желая с одной стороны привлечь духовенство епархии к важному делу просвещения отпадших братьев наших – раскольников, с другой, стремясь учредить контроль за миссионерами и дать им местную скорую помощь, учредил отделения братства в г. Стародубе, Новозыбкове, посаде Клинцах и в Покровском монастыре. Тамбовское Казанско-Богородичное братство учредило в каждом городе епархии противораскольнические отделения братства, при которых устроены склады и библиотеки противораскольнических книг.

III. Другие братства, собирая подробные сведения о состоянии раскола и сектантства в епархии, избирают места для открытия миссионерских собеседований, поддерживают епархиальных и окружных миссионеров и их помощников. Те же братства, которые обладают большими средствами, учреждают на братские суммы должности постоянных братских миссионеров и организуют из них правильные разъездные миссии. В этом отношении обращают на себя внимание мероприятия Саратовского братства – св. Креста, Пермского – св. Стефана, Рязанского – св. Василия, Тамбовского – Богородичного, Херсонского – Свято – Андреевского77 Херсонское братство в последние пять лет устраивало ежегодные «миссионерские съезды» в г. Одессе. Эти съезды, давая возможность миссионерам обмениваться мыслями и сведениями по общему их делу, вместе с тем давали им также возможность получать от совета братства указания. Херсонские миссионеры знакомили совет со многими сторонами и явлениями религиозно-церковной жизни населения епархии, подробное и обстоятельное знакомство с которыми весьма важно и необходимо для успешного достижения целей братства. В этом отношении имеет особенную важность съезд миссионеров бывший в 1890 году. – Такой же съезд противораскольнического направления устроен был в октябре 1890 года в городе Владимире. В сентябре 1890 года от имени совета Александро-Невского братства разослан был в отделения братства, действующие в местностях где особенно силен раскол, ряд вопросов, предстоявших обсуждению на съезде, с тем, чтобы члены отделений, предварительно обсудив сии вопросы, дали соответствующие на них ответы и представили оные на съезд с депутатом отделения. Вопросы эти были, в общем, следующие: состояние местного раскола и описание сект, распространенных в данной местности; перечень влиятельнейших вожаков раскола и сочинений, вращающихся среди раскольников; какие меры, принимаемые против раскола, оказались более успешными; легко ли завязать сношения с раскольниками; пускают ли раскольники своих детей в школы, и т. п. Съезд состоялся 29 октября и продолжался весь день 30-го числа; явилось на съезд 35 человек. На этом съезде рассуждали также и о том, какие беседы, публичные или частные, должны предшествовать одни другим, – какую принять следует систему бесед, – как действовать на раскольников, уклоняющихся от бесед; признано необходимым: приобретать возможно большее количество книг противораскольнического содержания для церковных библиотек и выдавать оные прихожанам для чтения, раздавать народу бесплатно брошюры полемического содержания; на съезде составлено расписание миссионерских бесед на 1890 – 1891 год. Члены съезда были столь заинтересованы рассуждениями о делах раскола, что просили у местного Архиерея дозволения ежегодно устраивать во Владимире миссионерский съезд подобный настоящему.

Мы нарочно остановили внимание читателей на этих двух съездах, ибо дальнейшее преуспеяние братского дела в России много будет зависеть от таких съездов (епархиальных или окружных) для обсуждения совокупными силами представителей разных братств, общих вопросов, назревающих с каждым годом, по мере развития братской деятельности.

IV. Также обращают на себя внимание заботы некоторых братств выработать из людей, отдающихся миссионерскому делу, настоящий «тип» истинного миссионера. В этом отношении интересны требования, предъявляемые Саратовским братством св. Креста к своим миссионерам. Миссионеры братства, кроме исполнения непосредственных своих обязанностей, заботились также о чинном, благоговейном отправлении служб церковных, стараясь о торжественном, по возможности, совершении Богослужения и обставляя его благогласным пением. Многие деятели отлично сознают благодетельное значение бесед одинаково, как для старообрядцев, так и для православных; для последних эти собеседования со старообрядцами служили в полном смысле слова «училищем веры», где для них удобопонятно и всесторонне раскрывалось учение православной церкви, где обличались заблуждения старообрядцев, более всего опасные для темного люда: и разъяснялись исторически самые причины этих заблуждений (см. отчет Владимирск. и Рязанск. братств). Вот почему некоторые миссионеры практиковали еще следующую меру: в свободное время они посещали дома православных прихожан и при этом у кого имелось писание, подчеркивали тексты обличающие раскол и сектантство и поощряли православных к заучиванию их наизусть.

Нередко деятельными помощниками миссионеров и священников выступают православные крестьяне, имеющие достаточную начитанность в старопечатных книгах и противораскольнических сочинениях; самыми ревностными из них оказываются те, которые обратились сами из раскола на путь истинный. Находясь в среде своих собратий – крестьян они являются удобными проводниками правильных понятий о Церкви и своими беседами подготовляют почву для миссионера. Понимая все значение такого сотрудничества мирян, некоторые братства (напр. Вологодское, Владимирское, Пермское) приискивали сами из этой среды таких лиц, которые будучи знакомы с Священным Писанием и святоотеческими творениями и в достаточной степени освоившись с раскольническими заблуждениями, могли бы помогать приходским священникам вести собеседования с раскольниками.

V. Принимая столь живое участие в общенародной борьбе с расколом братства стараются собрать по возможности полные сведения о современном состоянии раскола. В этом отношении заслуживают внимания мероприятия Вологодского братства Всемилостивого Спаса; это братство приискивало таких лиц, который будучи хорошо знакомы с жизнью раскольников, содействовали бы ему собиранием и доставлением сведений о расколе и обо всем замечательном, происходящем среди него. Несколько таких лиц уже найдены, а именно: в Тотемском уезде Д. Н. Раков, председатель земской управы В. Т. Попов и крестьяне Коншенской волости: Савинский, Бурцев, Сажин, Скороходов, Кузнецов, Горынцев и Шкарин. – Работы Одесского Св. Андреевского братства по выяснению штунды (этой противоправительственной и антинациональной секты, занесенной к нам из Германии) с догматической, церковно-канонической и государственной точки зрения – заслуживают всеобщего одобрения. Между прочим, деятели Андреевского братства выработали программу для собирания сведений о штундизме (57 толково составленных вопросов), а в 1888 году представили обстоятельный доклад архиепископу Никанору о положении сектантства в Херсонской епархии. – Некоторые братства (напр. Владимирское, Пермское и др.) заняты изготовлением карт своих епархий с указанием центров раскола.

VI. Все противораскольнические братства заняты по мере средств и возможности распространением книг и брошюр противораскольнического направления. В приведенной выше таблице (на стр. 86-й) указаны цифры проданных и розданных братствами книг религиозно-нравственного содержания; в числе этих книг значительную часть составляют книги, брошюры и листки, направленные против раскола. Вместе с распространением книг братства озабочены устройством окружных (при церквах, школах, отделениях, в селах и городах, где ютятся раскольники) и центральных – при братствах – библиотек, снабженных книгами, направленными к обличению расколоучения (см. в особенности отчет Владимирского братства стр. 130)78. Мы здесь не станем описывать каждую центральную библиотеку в отдельности и скажем только, что стараниями братчиков они с каждым годом пополняются редкими старинными книгами, изданными до патриаршества Никона; эти собрания старопечатных книг имеют чрезвычайно важное значение в деле вразумления старообрядцев. Из отчета Калужского Иоанно-Богословского братства видно, что когда древность книги была вполне удостоверена, то эксперты-старообрядцы выражали свое удивление, как это православные миссионеры возят с собой громаду книг древних, печатных, которые вовсе не уничтожены православными и не заложены в Сухаревой башне, как говорили им предки, но до сих пор служат на общую пользу в спорах о предметах веры и спасении души. При виде древле печатных книг, которые старообрядцы сами имеют возможность осязать собственными руками, чтобы вполне убедиться в старине их, они невольно задумываются, сознавая всю неосновательность суждения со стороны своих предков, возводивших напрасное обвинение на православие грекороссийской восточной церкви.

Рядом с этими заботами надлежит поставить стремления братств учреждать древлехранилища, в которые они помещают, между прочим, такие памятники древней письменности и церковной старины, которые обличают заблуждение раскола и которые до сих пор были рассеяны по церквам и древним монастырям. Об этих устроенных братствами музеях мы скажем несколько слов в отделе посвященном братской церковно-благоустроительской деятельности.

VII. Независимо от издательской деятельности братства св. Петра митрополита, снабжающего всю Россию своими полезными книгами и брошюрами, многие братства занимаются изданием на свои средства противораскольнических книг. Из полученных нами сведений за 1890 – 91 год видно, что издательской деятельностью занимались следующие братства:

1. Владимирское Александро-Невское братство в 1891 году новых книг не издавало; в предыдущие же годы издало 12 брошюр против раскола; из них «Слово к старообрядцам» издано в количестве 10.000 экз.

2. Вологодское «Всемилостивого Спаса» напечатало 500 экз. отдельных оттисков слова священника Н. Попова «против непрививающих оспы», для безмездного распространения среди раскольнического населения.

3. Калужское Иоанно-Богословское раздавало и продавало тоже свои издания предшествующих годов («беседы калужских миссионеров»).

4. Калужское преп. Пафнутия располагает брошюрами своего собственного издания в нескольких тысячах экземпляров.

5. Киевское св. Владимирское издало следующие брошюры против штундизма: «Беседы о предметах православной христианской веры», «Беседы православного с штундистом о почитании икон», «О почитании креста Господня – (2500 экз.)».

6. Орловское Петропавловское издало книгу. «Сборник статей к обличению штунды» (1500 экз.)

7. Ставропольское св. Андреевское издало «Исповедь сектанта Павла Новикова» (400 экз.).

8. Тамбовское Казанско-Богородичное издало: «О храме (против молокан») – 1000 экз.; «Тайны учения хлыстов Анисьевского толка» – 1000 экз. «Раскольничьи лже-архиереи» – 1200 экз.; «Молитвенные собрания и радения хлыстов» – 1200 экз.

9. Херсонское св. Андреевское издало: «Беседа со штундистами» (две брошюры).

10. Ярославское братство св. Димитрия издало брошюру: Ответы на вопросы старообрядцев – 400 экз. (а в 1892 году – обстоятельное исследование: «Современный раскол в Ярославской губернии» (составил В. Дмитревский).

11. Камчатское братство Пресвятыя Богородицы издало: 1) Воззвание к обитающим в пределах Камчатской епархии раскольникам-поповцам 2) православный ответ сектанту.

12. Томское братство св. Димитрия издало три брошюры: 1) Разбор вопросов, составленных старообрядцем Страховым; 2) Выдержки записок миссионера свящ. Кондаурова; 3) Обращение из раскола Токрева79·

Борьба мирная против раскола, предпринятая братствами – это дело еще сравнительно новое, а потому и нельзя указать пока видимых результатов, но тем не менее братские отчеты с каждым годом все более и более пополняются сведениями о числе лиц обратившихся под влиянием братских миссионеров из раскола и сектантства в лоно нашей церкви. Следующая таблица указывает количество братских миссионеров и обращенных лиц.


Местонахождение Наименование Число братских миссионеров Число лиц, обратившихся в православие80
1) Владимирская81 Александро-Невское 6 80
2) Вологодская Всемилостивого Спаса 2 28
З) Волынская Кирилло-Мефодиевское 1
4) Воронежская Св. Митрофана и Тихона 7
5) Вятская Св. Николая 44
6) Казанская82 Св. Гурия 3 29
7) Калужская Иоанно-Богословское 6 43
8) id Преп. Пафнутия 3 15
9) id Богоявленское 4
10) Киевская83 Св. Владимирское 129
11) id Св. Георгиевское 1
12) Литовская Петропавловское 4
13) Московская Св. Петра Митрополита 12
14) Нижегородская84 Св. Креста 15 221
15) Оренбургская Михаило-Архангельское 305
16) Пензенская Иннокентиевское 2 88
17) Пермская Св. Стефана 10
18) Рижская Христа Спасителя 1 54
19) id Успенское 15
20) Рязанская Св. Василия 34 48
21) Саратовская Св. Креста 63 250
22) С.-Петербургская85 Пресвятыя Богородицы 53
23) Симбирская Трех святителей 1 51
24) id Св. Николая 3 30
25) Ставропольская86 Св. Андреевское 5 18
26) Тамбовская Казанско-Богородичное 15 106
27) Тульская Иоанна Предтечи 7
28) Уфимская Троицкое 4
29) Херсонская87 Св. Андреевское 8 150
30) Холмско-Варшавская Троицкое 7
31) id Св. Никольское 1 2
32) Черниговская Св. Михаила 2 30
33) Ярославская Св. Димитрия 2 2
34) Иркутская Св. Кирилла и Мефодия 1 10
35) Камчатская Пресвятыя Богородицы 1 13
36) Томская Св. Димитрия 19 687
37) Туркестанская Казанско-Богородичное 2
Итого 219 2534

Эти цифры не могут быть пока верным указателем того движения в пользу православия, которое, благодаря братским усилиям, а также неустанным трудам нашего приходского духовенства, замечается в мире раскольников и сектантов. Эта компактная фанатически-настроенная масса, упорно стоящая доселе особняком, только начинает приходить в брожение; пройдут еще многие годы, потребуется еще много жертв и громадной самоотверженности со стороны наших миссионеров, пока обнаружатся осязательным образом результаты положенных на просвещения ее трудов. Мы можем сказать теперь, что дело миссии ставится на прочную почву. Насколько целесообразны приемы, выработанные нашими миссионерами для привлечения симпатий к нам заблудших меньших братьев, мы можем судить по тому примеру, который приведен в отчете Оренбургского братства Михаила Архангела. Священник Бударинской станицы Пимен Ерофеев, поступив в приход, в котором числилось 450 душ обоего пола православных и 1811 раскольников разных сект, вначале встречал со стороны последних одни грубости, дерзости и непримиримую вражду. Обдумывая, какими способами лучше всего расположить раскольников в пользу свою и святого дела, предпринятого им, скромный труженик занялся прежде всего лечением телесных недугов враждебного прихода. Сначала раскольники дичились священника, и заболевшие приходили к нему за помощью не иначе, как в сопровождении кого-нибудь из православных, а потом уже, ознакомившись более, начали приходить одни без всяких спутников. Некоторым из приходящих больных он помогал сам, а в трудных болезнях уговаривал обратиться к врачам г. Уральска, что больные и исполняли для собственной же пользы. Отрадно было священнику видеть людей, которые прежде поносили святую церковь и проклинали священника, считая его еретиком и антихристом, а теперь приходили к тому же священнику с просьбою помочь им в болезнях. Чтобы не отвлечь раскольников от себя, он на первых порах не говорил с ними о предметах веры и церкви, но потом, когда они несколько привыкли к нему, начал предлагать вместе с телесным и духовное врачевание; поучения его они выслушивали уже охотно, с видимым желанием понять и усвоить таковые, причем, не стесняясь, высказывали и свои религиозные убеждения, без той грубости, какую он встречал первоначально. Зная, что раскольники привитие оспы считают за печать антихриста и видя страдания их детей, он начал лично прививать оспу прежде детям православных, а потом к нему стали обращаться за привитием оспы и самые грубые раскольники. Поставивши таким образом дело религиозно – нравственного просвещения прихода, о. Пимен в настоящее время достиг того, что единоверцы совершенно свыклись с обрядами православной Церкви и на его предложения: как крестить или венчать, т. е. по солнцу или против солнца, обыкновенно отвечают: «Как ты знаешь, не нам тебя учить». Раскольники же, освоившись с ним и имея уважение и доверие, постоянно обращаются к нему с просьбами о помощи; и уже за одно полугодие 1890 г. в приходе обратилось в православие 13 душ обоего пола. Только такими чисто христианскими отношениями ж отпадшим нашим братьям можно поколебать их вековой фанатизм и упорство- Гораздо красноречивее всяких цифр указывают на успешность действия наших миссионеров те многочисленные случаи обращения закоренелых раскольников и сектантов, о которых говорится в братских отчетах. Мы остановимся конечно только на некоторых из них. В отчете Черниговского братства Св. Михаила приводится случай перехода в православие купца Карамина, который на собственные средства построил церковь в посаде Воронке, Стародубского уезда. В отчете Калужского Иоанно-Богословского братства утверждается, что во многих местах старообрядцы далеко стали не теми, какими были прежде; в них не осталось даже и следа прежнего фанатизма и вражды по отношению к православной Церкви и ко всякому благому общественному делу близкому к духу православия. Было время, когда отпавшие от православия считали за грех входить в беседы и в сношения с православными, а особенно с служителями церкви; теперь же при всяком удобном случае они беседуют с ними, а многие из них с видимою охотою отдают детей своих в церковные школы. Мы уже говорили об этом утешительном факте отдачи раскольниками своих детей в наши школы, где дети нередко даже обучаются Закону Божию, молитвам и церковному пению по новопечатным молитвенникам. Весьма характерный случай приводится в отчете Александровского Костромского братства, именно, что ремонт братского училищно-ночлежного приюта был произведен на средства крестьянина-старообрядца Каменцова. В отчете Воронежского братства Св. Митрофана и Тихона сообщается, что в селе Кирсановке Новохоперского уезда труды пастырей-миссионеров не остались без успеха, что православные прихожане публично и торжественно заявили молоканам, проживавшим в приходе, просьбу удалиться из среды их православного общества; самые упорные и закоренелые молокане, в числе 23, выселились в Амурский край, один перешел в православие, а 24 оставшихся стоят на пути к присоединению. – Еще в большем брожении находится раскольнический мир, населяющий Владимирскую епархию, в которой числится раскольников до 20.359 душ обоего пола, в том числе молокан до 1.030 душ. В отчете Владимирского братства приводятся многочисленные случаи мирного и дружелюбного отношения старообрядцев к миссионерам. По окончании беседы старообрядцы нередко благодарили миссионера за труд и, несмотря на свое поражение, просили его снова прибыть к ним на беседу; из донесений священников видно, что в великий пост являлись к исповеди и святому Причастию такие лица, и притом в немалом числе, которые до того времени по нескольку лет, а иные и во всю жизнь, не исполняли своего христианского долга. Особенно утешительно, что беседы производят сильное впечатление на молодежь, которая удерживается в своих старых формах веры только авторитетом стариков; «умрет старик-вожак, все пойдем в Церковь», так нередко высказываются молодые старообрядцы. Особенно сильное движение замечается в пользу православия в одном из недавно бывших центров раскола, а именно в Муромском уезде, в селе Борисоглебске. В последние три- четыре года неоднократно было сообщаемо общему собранию Владимирского братства, то об обращениях из раскола в православие некоторых жителей сей местности, то о путешествии колеблющихся в Москву, для исследования истины по древним памятникам.

Эти примеры, нам кажется, достаточно должны убедить каждого в серьезном значении движения, замечаемого ныне в мире раскольников и сектантов.

* * *

74

Ныне Пензенское братство приняло на себя обязанности Епархиального училищного совета.

75

На школу расходуется братством ежегодно более 1660 рублей

76

Калужское братство св. Иоанна Богослова также озабочено устройством таких отделений в епархиях

77

Кроме вышеназванных братств – нижеследующие братства, с большим или меньшим успехом посвящают свои силы миссионерскому делу: 1. Вологодское – Всемилостивого Спаса 2. Екатеринбургское – св. Симеона 3. Екатеринославское – св. Владимира 4. Кишиневские – св. Владимира 5. Киевские – св. Владимирское и св. Георгиевское 6.Курское – преп. Феодосия 7. Уфимское – св. Троицкое 8. Херсонское – Крестовоздвиженское 9.Сухумское – Александро-Невское 10.Иркутское – Кирилло-Мефодиевское 11.Камчатское -Пресвятой Богородицы 12.Тобольское – св. Дмитрия 13.Туркестантское – Казанско-Богородичное

78

В настоящее время во Владимирской епархии – 29 противораскольнических библиотек

79

Также обращает на себя внимание издательская деятельность некоторых Прибалтийских братств снабжающих назидательными книгами православных эстов и латышей. Эзельское Свято-Николаевское братство издало: 1) «О различии вероучения Православной церкви от лютеранского». 2) «Причастник» и 3) жития святых; все три на эстонском языке. Венденское-Спасо-Преображенское издало брошюру на латышском языке: «Новое знамение милости Божией». Братство Христа Спасителя издало «русско-эстский молитвенник» (5000 экз.). В отчетном году (1890 года) Ревельский священник К. Тизик продолжал издание листков религиозного содержания на эстонском языке. Братство отпустило ему пособия 250 руб. В 1890 г. издано семь номеров и распространено 116 177 экз., а с прежде изданными – 438 328 экз. 

80

При содействии братств (за 1890 г.) из раскола, сектантства или других христианских и нехристианских вероисповеданий в православие

81

С 21 ноября 1891 г. по 23 мая 1892 г. случаев обращения из раскола в православие было 146; в 1891 г. – до 100 лиц обоего пола

82

За 1891 – 1893 г. привлечено к православию 76 человек

83

В 1892 г. обращено в православие 186 человек обоего пола

84

За 1891 г. – 796 человек и 2 семьи

85

В газете «Новое Время» от 6 марта 1892 г. помещена следующая телеграмма из Оренбурга: на 2-ой неделе великого поста присоединено к православию 276 старообрядцев Петропавловского хутора

86

С апреля 1891 г. по август 1892 г. присоединено к православию – 163 человека

87

В 1891 г. – 85 человек


Источник: Церковные братства : Краткий статистический очерк о положении церковных братств к началу 1893 года / А.А. Папков. - Санкт-Петербург : Синод. тип., 1893. - 146 с.

Комментарии для сайта Cackle