Источник

Глава V. Церковно-благоустроительная деятельность братств

Братства стремятся поддерживать в народе любовь к православному храму, к его благолепию, к его величественному Богослужению. Украшение храмов, снабжение их церковными вещами и принадлежностями, возобновление старых, постройка новых, помощь бедному причту – таковы немаловажные заботы, которые на себя берут многие братства, в особенности действующие на окраинах. В нижепомещенной таблице мы укажем, какие именно братства оказали в 1890 – 91 г. местным церквам (и принтам) помощь деньгами и вещами и на какую сумму.

Братства, оказавшие помощь церквам и принтам (1890 – 91 г.)106


Местонахождение Наименование Число церквей Сумма (в рублях)
1) Вологодская Всемилостивого Спаса 488
2) Волынская107 Крестовоздвиженское 5510
3) Воронежская Св. Митрофана и Тихона 14 45
4) Донская Аксайско-Богородичное 3 230
5) Екатеринославская Св. Владимира 1 75
6) Казанская Св. Гурия 2 180
7) Кишиневская Покрово-Богородичное 1 500
8) Костромская Александровское 1 94
9) Литовская Св. Духовское 4 122
10) id. Петропавловское 1 95
11) id. Брест Св. Николаевское 1 154
12) Оренбургская108 Михаила Архангела 507
13) Пензенская Иннокентиевское 635
14) Подольская Св. Алексеевское 5258
15) Рижская Петропавловское 5 3783
16) id. Спасо-Преображенское 1 25
17) id. Туккум Св. Николаевское 1 65
18) id. Эзель. Св. Николаевское 6 642
19) id. Прибал.Христа Спасителя 26 3504
20) Ставропольская Св. Андреевское 3 617
21) Таврическая Александро-Невское 2 600
22) id. Св. Екатерины 1 25
23) Тамбовская Казанско-Богородичное 2 250
24)Холмско-Варшавская Св. Богородицкое 17 1225
25) id. Св. Николаевское 6 Ί168
26) Томская Св. Димитрия 3 336
Итого 101 26123

Нижеследующие братства устроили особые церковные певческие хоры и имеют особые братские храмы:


Местонахождение Наименование Храмы Хоры
1) Волынская Владимиро-Васильевское
2) id. Кирилло-Мефодиевское 1
3) id. Крестовоздвиженское 1
4) id. Св. Владимирское 1
5) Екатеринославская Успения Божией Матери 1
6) Казанская Св. Гурия 1
7) Кишиневская Покрово-Богородичное 1
8) Костромская Александровское
9) id. Кинешемское
10) Литовская, Брест Св. Николаевское 1
11) id. Петропавловское 1
12) Новгородская Св. Софии
13) Подольская Иоанна Предтечи
14) Пермская Св. Стефана 1
15) Рижская Петропавловское 1
16) id, Туккум Св. Николаевское 1
17) id. Христа Спасителя 2
18) Саратовская Св. Креста 1
19) С.-Петербургская Пресв. Богородицы 1
20) id. Сергиевское 1
21) Таврическая Троицкое 1
22) Холмско-Варшавская Св. Николаевское 1
23) Ярославская Св. Димитрия
24) Иркутская Св. Кирилла и Мефодия 1
25) Томская Св. Димитрия 1
26) Грузинская Кирилло-Мефодиевское
Итого 20 14

Сознавая важность стройного и умилительного песнопения и чтения во время Богослужения для молитвенного настроения молящихся, братства ставят в числе задач своих и заботу о правильной и наилучшей постановке церковного пения в церквях.

При содействии братств не только образуются при церквах хоры учеников церковных школ (о чем мы говорили в отделе о просвещении детей), но вообще церковное пение в епархиях заметно улучшается; при сельских церквах заводятся благоустроенные хоры, а при некоторых – существуют отдельные женские хоуры, составляющие во время Богослужения левый клирос. Общенародное пение (как напр. в Вологодской еп., см. отчет) с каждым годом приобретает, а во многих приходах уже и приобрело весьма большое сочувствие со стороны народа и, по отзывам священников, весьма благотворно действует на него; церковь завлекает, как говорят простодушные люди. Обучение народа общему пению производится большею частью за внебогослужебными собеседованиями. В некоторых приходах (напр. Лондужском, Тотемского уезда, и Глотовском, Яренского уезда) практикуется такой способ: за литургией, а иногда и за внебогослужебными беседами, клиросные певцы, в большинстве – ученики церковно-приходской школы, расставляются по всей церкви у солеи в ряд, или же становятся среди церкви, и им подпевают молящиеся; таким образом народ постепенно приучается к общему пению. Общее пение введено уже при 46 церквах.

Для того чтобы приготовить опытных певцов, которые могли бы впоследствии организовать в епархии хорошие церковные хоры и постепенно приучить слух православного христианина к древним молитвенным песнопениям, некоторые братства открывают у себя школы церковного пения.

1) Владимирское братство Александро – Невское открыло: а) училище церковного пения и б) трехмесячные курсы церковного пения, чтения и устава, исключительно для лиц, готовящихся к занятию псаломщических должностей, или занимающих оные.

2) Минское братство Св. Николая открывает в каникулярное время краткосрочные курсы церковного пения.

3) Пермское братство Св. Стефана открыло в помещении братства псаломщические классы, с целью подготовления достойных и знающих свое дело псаломщиков, которые вместе с тем могли бы быть и учителями пения в церквах и школах109

4) С.-Петербургское братство Пресвятыя Богородицы устроило (в летнее время) курсы пения для учителей церковно-приходских школ и, кроме того, слушателям курсов были преподаны другие полезные для сельского начального учителя знания, а именно: церковный устав, церковно-славянское чтение и приемы преподавания разных предметов в начальных школах.

5) Тульское братство Иоанна Предтечи устроило: а) обязательные классы пения для всех псаломщиков г. Тулы (раз в неделю) и б) школу пения для ставленников.

6) Ярославское братство святителя Димитрия устроило в г. Ярославле церковно-певческую школу и летние курсы церковного пения.

В уставах некоторых братств (в особенности тех, которые действуют на наших западных окраинах) мы встречаем заботы о собирании и охранении памятников древнего православия. Иные братства успели уже образовать настоящие музеи, получившие названия «древлехранилища».

1) Владимирское Александро-Невское братство устроило церковно-историческое древлехранилище; в настоящее время в состав его входят: а) рукописи; б) старопечатные книги, в) памятники церковной архитектуры; г) памятники христианской иконографии и вообще древне-христианского искусства, д) древняя церковная утварь, священные облачения и проч., е) древние монеты; всего, в древлехранилище находится 1.482 предмета (много рукописей относящихся к XV – XVII векам).

2) При Вологодском братстве Всемилостивого Спаса древлехранилище учреждено при архиерейском доме; в состав древлехранилища должны войти древние церковные предметы, находящиеся в храмах Вологодской епархии, а также и не церковные предметы, если они служат к уяснению быта и истории местного края и вообще русской истории.

3) Волынское Крестовоздвиженское братство в г. Луцке положило основание древлехранилища, в котором собираются древнейшие памятники старины, наглядно указующие, что Волынь искони была православною и русскою.

4) Волынское братство св. Владимирское учредило древлехранилище, помещающееся в бывшей ризнице Мстиславова храма. В состав входят: 1) древние принадлежности православных храмов, как-то: остатки иконостасов, святые иконы, сосуды и разного рода церковная утварь, 2) старопечатные и рукописные церковно-богослужебные книги, помянники и другие сохранившиеся в церквах рукописи и книги (сохраняется рукописное Евангелие, пожертвованное 13 января 1363 года маршалом польского короля Петром Богдановичем Загоровским). 3) фотографические снимки, гравюры и описания древних храмов Волыни и их принадлежностей. Кроме того, братство старается собрать, по возможности полные сведения о всех древних церковных памятниках, святых иконах, сосудах, разной утвари и книгах, хранящихся в разных монастырях и церквах Волыни. Братство поставило себе, между прочим, целью заботиться об обновлении древнего Мстиславова храма в г. Владимире-Волынском и о сохранении развалин древней церкви святого Феодора на берегу реки Луча, близ Владимира-Волынского, развалины которой известны в народе под именем «Старой кафедры».

5) Казанское братство св. Гурия устроило древлехранилище в миссионерском приюте, состоящем в ведении братства.

6) Смоленское братство преп. Авраамия учредило музей церковных древностей, находящийся при библиотеке братства.

7) Холмское братство Свято-Богородицкое учредило церковно-археологический музей, помещающийся, в братском доме.

8) При Нижегородском братстве святого Креста устроено также древлехранилище110.

Нашим церковным братствам, несомненно, предстоит великая будущность в деле просвещения русского народа и поднятия его нравственного уровня. Залогом дальнейшего развития братского дела служит с одной стороны – славное и поучительное прошлое братских учреждений, а с другой – те успехи, которые достигнуты нынешними братствами и то возрастающее сочувствие и поддержка, которые им оказывают многие лица из разных слоев нашего православного общества.

Будущий историк, коснувшись обстоятельств возникновения, развития и процветания, за последнюю четверть настоящего столетия, православных братств в России, конечно, с признательностью остановится на многих именах наших высокочтимых Архипастырей, которые не только явились главными учредителями многих духовно-просветительных братских союзов, но, приняв их под свое особое покровительство и руководительство, не оставляют братских деятелей своими высоко-авторитетными указаниями и назиданиями. С чувством той же признательности упомянет этот историк, столь известные всем нашим братствам, имена лиц, стоящих ныне во главе высшего светского Синодального управления и принимающих, в качестве почетнейших членов множества братств, живейшее участие в братских делах, а также оказывающих многотрудным братским начинаниям свою существенную поддержку и покровительство.

Замечаемое ныне сочувствие православного общества к братской форме общения для дел духовной милости и просвещения будет, без сомнения, все более и более возрастать, по мере большого ознакомления его с высокими христианскими целями братской деятельности, и с теми немаловажными результатами, которые уже теперь достигнуты нашими братствами на поприще просвещения и благотворения. Такому благоприятному расположению со стороны русского общества к братскому делу немало послужит и подробное знакомство его с поучительной историей наших древних западных братств. Эти исторические справки докажут, что нынешняя форма братского общения «выношена» историческими событиями нашего далекого прошлого, – что она является вполне «испытанной» в деле защиты веры и Церкви православной, и что она возникла и развилась – не вдали от Церкви по каким либо мистическим, сектантским основаниям и побуждениям, – а прямо на церковной почве, под стягом православного храма, для его нужд – духовных и материальных и в этой тесной связи братства с Церковью заключается вся жизненность, вся крепость, вся устойчивость братских учреждений и деятельности.

Древние братства останутся для нас еще надолго высоким образцом для подражания во многом, ибо побуждения, которыми руководствовались православные люди тогдашнего времени, при учреждении своих братств, истекали из чистого, вечного источника – любви к ближнему и преданности своей вере и Церкви. Богобоязненные предки наши выражались, что «пробудившись от долговременного нерадения и лености и мрачной суеты мирской и восхотев прозреть к свету благоразумия», они ощутили в себе потребность искать дружелюбного между собой общения для служения совокупными силами страждущему и непросвещенному человечеству, для защиты веры православной и Церкви «до последней капли крови, до последнего издыхания». Вступая в такое братское согласие «одним сердцем и одними устами, при одном желании блага духовного и материального ближнему», – отдавая в своих братских сношениях «предпочтение один другому», – занимаясь братскими делами так, «как бы око Божие на себя обращенное всегда видели» – древние братчики, во многих братствах, сумели придать своим братским собраниям такую полноту формы (начиная с назидания друг друга в делах веры и взаимной поддержки в эпоху гонений и бедствий и кончая наблюдением за порядком внутренней жизни христиан, а также братским судом над провинившимся собратом), которая благотворно отразилась не только в деде устройства замечательных братских богоугодных и просветительных учреждений, но и в деле геройской защиты православия на нашем западе. Таким образом, древние братства, основывая свой авторитет исключительно на примере собственной, безукоризненной жизни и вызывая этим людей на подвиги, оставили нам богатое наследие форм и обычаев, и указали, на каком фундаменте надлежит строить и в будущем дело христианской милости и просвещения.

Говоря выше о сочувствии, проявляемом многими истинно православными людьми к братским делам, и выражая уверенность, что это сочувствие будет все более и более крепнуть, мы основываем, главным образом, эту уверенность на замечаемой ныне повсеместно потребности укрепления братолюбивых связей в нашем православном обществе, в виду множества злых сил, колеблющих правильный общественный строй, согласие и нравственность. В настоящее время многими лучшими людьми нашего общества все сильнее и сильнее чувствуется и сознается необходимость в более тесном, отрешенном от всяких светских условностей, истинно-братском общении друг с другом – для служения, по мере сил и возможности, на пользу ближнего. Возникая из чисто нравственных побуждений, в виду высоких христианских целей, . это внутреннее общение – «по душе» – единственно в силе окрылить человека, дать ему опору и энергию в горести и бедах, очистить его дух от обычной сдержанности, скрытности, взаимного недоверия и. лицемерия, – переродить его нравственно и умственно. Житейский опыт (не говоря уже об уроках истории) нас постоянно учит, что принуждением и насилием никого и ничего не исправишь и что единственная сила на земле, против которой ничто не устоит, это – сила «братской любви», согретой чувством христианского всепрощения. Громкие слова «свобода, равенство, братство», – если в них не вложено христианского смысла, если они произносятся и проводятся в жизнь без чувства смирения и самоотвержения, – остаются только громкими и напыщенными словами, выработанными холодным рассудком, – на подобие математических фор-; мул – и под покровом этих слов свободно живут и действуют: обычная гордость, обычный эгоизм, имеющие своим девизом – «очисти мне твое место, дабы я его мог занять». Существенной поддержкой для вступления в братское общение должна служить вера в прирожденную доброту- людей. Этой добротой богаты мы все, но, к сожалению, она у многих, если можно так выразиться, в скрытом состоянии. Можно достучаться в каждое человеческое сердце, но только при одном условии: чтобы тот, к кому обращаются за помощью, твердо знал, что к нему в сердце стучит «добрая рука». У большинства же людей жизнь так сложилась, обставлена такими общественными перегородками, загромождена такими светскими условностями, что прирожденная доброта не находит себе никакого общественного, практического применения, а если и находит, то в отдельных, отрывочных случаях. К тому же надо добавить, мы все в достаточной мере изверились в искренности мотивов лиц, приглашающих нас к благотворению. Показная, шумная благотворительность, не создавая никакой внутренней, нравственной связи между дающим и получающим, мало кого может удовлетворить; каждый в тайнике души своей сознает, что деньгами нельзя откупиться от величайшей обязанности возложенной на человека: «нести бремена и тяготы друг друга», что от вступающих в действительное братское общение потребна вся его душа, все его сердце, что они должны служить и помогать всем чем могут: опытный – опытностью, ученый – знаниями, искусный – искусством, сильный – силою, достаточный – достатком. Только при таком «душевном» общении, направленном к высоким целям служения людям, требующим помощи – «это бремя и иго» действительно легки, потому что единственно этим способом приобретается высшее благо на земле «покой души», т. е. такое равновесие всех сил душевных, при котором и возможно бесконечное творчество и совершенство, как личное, так и общественное.

При таком настроении мыслей и чувств каждый невольно остановится с любовью и интересом на «братской» деятельности, которая, продолжаясь у нас на Руси уже много лет, постепенно расширяется и укрепляется, открывая все новые и новые стороны для своего нравственного и умственного воздействия на русский народ.

Давая в руки народа ежегодно миллионы экземпляров книг, брошюр и листков религиозно-нравственного содержания, озабочиваясь, посредством устройства книжных складов и библиотек, правильным и. целесообразным распределением своих богатых запасов печатного слова, руководя и побуждая пастырей – братчиков будить народную совесть и питать народный ум здоровой умственной пищей, вступая с успехом в мирную борьбу с расколом и сектантством, учреждая и поддерживая многие тысячи церковных и иных народных школ, созидая и устраивая храмы и разного рода богоугодные заведения по разным уголкам России, – наши церковные братства возложили на себя такой великий труд, в котором должен принять посильное участие каждый истинно-русский, православный человек.

Основываясь на примечательном прошлом наших братств, на той возрастающей потребности братского общения, о которой было только что упомянуто, на прочности и устойчивости братских учреждений, их способности, благодаря тем началам, которые в них, вложены, к бесконечному развитию и совершенству – невольно думается, что «братские союзы», разрастаясь и укрепляясь, входя между собой в тесное общение и единение, будут когда-нибудь настолько сильны, что сплотят понемногу всех лучших добрых людей, помогут провести в самую жизнь высочайшие христианские заветы и что даже теперь мы можем уже предвидеть зарю новой церковной жизни, когда человеку будет легче, лучше и теплее жить на свете, когда он не будет чувствовать себя таким одиноким и подчас таким беспомощным!

С точки зрения государственной, развитие и учреждение таких братских союзов, по самым глухим уголкам России представляется также особенно желательным. Такие союзы, где люди служат «чести ради», где отдельные личности, проникнувшись чувством христианского долга, лучше всего дисциплинируются, – являются самыми надежными, незаменимыми, уже в достаточной степени организованными общественными единицами, на которых всего вернее и всего удобнее может государство опереться во времена народных бедствий, народной печали и скорби.

Заканчивая наш краткий очерк горячим пожеланием, чтобы братства обратили на себя должное внимание всех истинно-просвещенных русских людей, и чтобы нынешняя братская деятельность подверглась подробной оценке, всестороннему исследованию и широкой гласности, – мы не можем, вместе с тем пе пожелать нашим братствам более тесных и живых сношений друг с другом, постоянного обмена мыслей и взаимной поддержки. Если наши церковные братства, стоящие и действующие ныне в одиночку, почти без всякого сношения друг с другом, приносят видимую пользу народному просвещению и благотворению, то несомненно, при совместной и дружной их деятельности, значение и влияние их возрастут в высшей мере. Даже беглый обзор нынешней братской деятельности указывает, как с каждым годом нарождается необходимость более живых и деятельных сношений между братствами: новоучрежденные братства присматриваются к деятельности старейших и более опытных, от которых они весьма естественно ждут помощи и совета, назревают общие вопросы (как напр., в отношении методов и приемов воздействия на многочисленных еще и по ныне раскольников и упорствующих и вредных для народа сектантов), удовлетворительное разрешение которых возможно лишь при предварительном обсуждении их представителями братств из разных местностей России; быть может на общих совещаниях откроются новые братские задачи. Эти мысли приводят нас к заключению, что дальнейшее развитие и процветание братской деятельности и умножение количества самих братств зависит во многом от устройства «братских съездов».

С благословения местного архипастыря и по почину старейшего и более организованного братства в епархии, все существующие в ней братства могут выбрать из среды своей доверенных лиц и послать их в качестве депутатов на «епархиальный братский съезд». Несложная организация такого съезда уже предначертана примером, поданным наиболее благоустроенным церковным братством – Владимирским Александро-Невским (отчасти также и Одесским Свято-Андреевским), которое сочло благовременным и полезным созвать в 1890 году представителей отделений этого братства на общий съезд для разрешения общих вопросов по расколу и для принятия единообразных мер для более успешной борьбы с ним. Подробности, касающиеся этого удавшегося во всех отношениях съезда приведены были выше, именно в главе III-й.

С благословения Святейшего Синода и по соглашению архипастырей, имеющих свои кафедры на наших окраинах, могли бы быть созываемы «поместные или окружные» съезды для разрешения общих вопросов, касающихся деятельности наших порубежных братств, учрежденных в Прибалтийском, Привислянском, а также в Северо-западном и Юго-западном крае. Нет надобности говорить о громадном значении в церковном и государственном отношении таких съездов на наших западных окраинах в видах более действительного и успешного поддержания Православия и русской народности в сих местностях, а также и об оживлении, благодаря таким съездам, в деятельности тех многочисленных остатков древних братств, которые рассеяны по всему западному краю и теперь только прозябают; будучи же своевременно поддержаны, они могут сильно способствовать укреплению законных русских интересов в искони православном западном крае.

Наконец могут быть организованы, таким же путем, в наших центрах (в Москве, Петербурге, Киеве, Вильно)«общие съезды» тех братств, которые, действуя в разных концах русской земли, связаны однако между собой общностью главнейших интересов и целей ими преследуемых; например весьма плодотворным мог бы оказаться съезд в г. Киеве представителей наших юго-западных братств, для принятия неотложных и решительных мер против распространения на нашем юге «штунды», требующей для противодействия напряжения всех здоровых русских православных сил.

Не подлежит сомнению, что широкое общение братств между собой, частый обмен мыслей по всем важным вопросам их многосложной и многосторонней деятельности, принятие в некоторых случаях общих единообразных мер – оживит братское дело в России, внесет в состав братства приток новых, свежих сил и расширит задачи, возложенные на себя нашими церковными братствами, которые будут в состоянии оказать еще большую помощь, нежели теперь, народному просвещению и благоустройству и вместе с тем сослужат великую службу Церкви и Государству.

* * *

106

15 мелких братств Минской епархии поставили себе исключительной целью поддержку и украшение своего приходского храма. Одно из этих братств, именно Литвянское, издержало в 1890 г. на украшение своего храма 156 р. Даревское Св. Троицкое – 10 руб.

107

Главным образом на устройство братского храма в г. Луцке

108

Из них 482 р. священникам инородческих приходов

109

В 1891 году из этих классов вышли вполне подготовленными к отправлению псаломщических обязанностей 37 человек.

110

Братства обращают свое внимание на все стороны церковной жизни; так некоторые заботятся о поддержании кладбищ (см. отчет Тамбовского Крестовоздвиженского, Костромского Александровского, Орловского святого Кукши и друг.), о развитии крестных ходов в епархии и об учреждении, по примеру Москвы, общества хоругвеносцев, (см. устав Волынского Владимиро- Васильевского братства § 4, п. ж).


Источник: Церковные братства : Краткий статистический очерк о положении церковных братств к началу 1893 года / А.А. Папков. - Санкт-Петербург : Синод. тип., 1893. - 146 с.

Комментарии для сайта Cackle