Источник

Глава V. Обрядовая сторона оглашения. Историческое обозрение чина принятия в оглашенные

Отсутствие в данном случае свидетельств по II в. Принятие в оглашенные в III в. Чин принятия в оглашенные по свидетельствам IV-го и V вв. Тот же чин в Х-XI в. Появление в X в. чина принятия евреев и условия вызвавшие его. Происхождение чина присоединения магометан. Чин принятия в оглашенные в позднейшей практике греческой и русской Церкви. Чин принятия в настоящее время и отношение его к древнейшему Общий взгляд на историческое развитие этого чина.

В настоящее время в состав чина принятия в оглашенные входят следующие действия: руковозложение, крестное знамение и молитва. В каком же виде совершалось это принятие в древней церкви? Апостольское время ничего не говорит нам об этих действиях. Из апостольских писаний мы узнаем только, что для вступления в число верующих от каждого, изъявившего желание креститься, требовались вера и покаяние, и более ничего. Были ли какие-нибудь особенные действия, при объявлении известным лицом своего желания принять крещение, нам не известно, да и нельзя предполагать, имея в виду ту простоту и ту несложность, которые составляют характерное отличие богослужения апостольского времени. Следующая за апостольским временем эпоха мужей апостольских, мало отличная в богослужебном отношении от предыдущей, а за тем и весь второй век, так мало оставивший нам свидетельств о христианском богослужении своего времени, также не дают ни каких положительных сведений по намеченному нами вопросу. Более или менее положительные данные о принятии в разряд оглашенных мы находим только в памятниках церковной литературы III века, которые говорят о рассматриваемом предмете, если не полно и не подробно, то по крайней мере достаточно.

На основании исторических данных этого времени рассматриваемый нами чин, как существовал он в III веке можно представить приблизительно, в таком виде. Изъявившего желание быть последователем И. Христа епископ или пресвитер испытывал относительно тех побуждений по которым он желает вступить в церковь. На основании его ответов, а равно и посторонних свидетельств об его жизни, собирать, которые были обязаны диаконы, составлялось решение об его принятии или непринятии в лоно Церкви294. Самое принятие совершалось молитвою, соединенного с возложением рук и крестным знамением. Об употреблении возложения рук при настоящем случае мы узнаем из повествования Сульпиция Севера о св. Мартине. Этот святитель, говорить он, проходя однажды мимо одного селения, встретился с толпою язычников, проповедовал им об И. Христе и сотворил некоторые чудеса. Когда все уверовали и потребовали от него, чтобы он их сделал христианами, то он немедленно возложил на них руки, как был, среди поля, и сделал их христианами; причем обращаясь к своим сказал, что «вполне рационально сделаться оглашенным на поле, где обыкновенно освящаются мученики»295.

Что касается до употребления крестного знамения в данном случае, то мы узнаем это из актов мученика епископа св. Квирина. который, при обращении стража Mapцелла, прежде всего осенил его крестным знамением. Тоже самое видно и из других мученических актов296.

Появление в рассматриваемом акте крестного назнаменования, чтения молитвы и возложения рук, нужно заметить, было фактом вполне естественным, не требующим какого-либо объяснения. Что же касается до испытания принимаемого относительно побуждений, которыми мотивировалось его обращение в христианство, то оно мало того, что было естественно, но даже было необходимым делом в данное время; Только при такой предосторожности церковь могла обезопасить себя в то тяжелое для нее время от вредных и лицемерных членов, нередко искавших поступления в христианское общество или с злым умыслом или по своекорыстным побуждениям. Нельзя также отрицать того, что таким испытанием церковь стремилась указать обращавшемуся, что она принимает в свое лоно только лиц свободно стремящихся быть соучастниками царства Божия.

Таким образом, составными элементами чинопоследования принятия в оглашаемые в III в. были: крестное назнаменование, молитва и возложение рук. Было ли что-либо подобное во II веке, мы не можем сказать положительно. Тем не менее, можно думать, что обряд принятия в оглашенные в общих чертах, в элементарном виде, существовал и в то время, если обратить внимание на древность и значение руковозложения, какое оно имело в христианстве, и если припомнить свидетельство Тертуллиана о всеобщем употреблении и приложении крестного знамения древними христианами его времени297.

В каком виде совершалось в данном случае руковозложение, нам не сохранилось сведений, – равным образом, в какой форме совершалось крестное знамение, также неизвестно. Но если согласиться с Martigny, то нужно думать, что последнее совершалось в это время одним из пальцев правой руки298. Неизвестно также, в каком виде произносилась имевшая здесь место молитва, скорее всего допустить, что какой-либо общей для всех церквей, строго формулированной молитвы не было. За это вполне ручается тот факт, что более важные словесные действия, как напр., исповедание веры, как мы увидим ниже, за это время не были изложены в форме общей для всех церквей, если не с внутренней стороны, то, по крайней мере с внешней.

В IV веке сведения о принятии в разряд оглашенных отличаются, большего ясностью и подробностью. В 7-м правиле II-го вселенского собора мы читаем: «Евномиан... монтанистов, которые из них желают быть, присоединены к православию, присоединяем, яко же язычников. В первый день делаем их христианами, во второй оглашенными, потом в третий заклинаем их, с троекратным дуновением в лице и уши, и так оглашаем и заставляем пребывати в церкви и слушати писания и тогда уже крещаем их»299. Таким образом отсюда очевидно, что сопричисление к христианскому обществу существовало и здесь. Самый акт совершался в это время приблизительно таким же образом, как и в предыдущее время. Желающий просветиться крещением приходил к епископу или пресвитеру и заявлял ему о своем желании.

Этот последний, после, испытаний пришедшего, осенял его крестным знамением, которым обращающийся уже отделялся от общества неверных, получал название христианина, хотя и ее в собственном смысле; затем возлагал на него руку, произнося при этом молитву. Такими .именно чертами рассматриваемый акт описывается в произведении «О церковной иерархии». «Желающий огласиться словом благочестия, говорится здесь, приходить к иерарху, который, с радостью приняв его, как овча на рамо, сначала, мысленным благодарением и видимым телесным поклонением воздает честь и хвалу единому благодеющему Началу, от Которого зависит призывание призываемого и спасение спасаемого. Потом, собрав в священное собрание весь освященный чин для содействия себе и для сопразднования спасению человека, а вместе и для возблагодарения божественной благодати, он сначала священно-словит вместе, со всем церковным собранием какую-нибудь песнь300, находящуюся в слове Божием, а потом облобызав священную трапезу, идет к пришедшему мужу и спрашивает у него, чего желая, пришел он? Когда этот муж боголюбезно осудит безбожие, неведение истинного добра, отчуждение от божественной жизни и станет просить чрез священное посредство его (иерарха) о приближении к Богу и вещам божественным, тогда иерарх внушает ему, что обращение его должно быть всесовершенное... Потом, рассказывая ему богоугодный порядок жизни и спросив его, будет ли он так жить, после обета (со стороны. вопрошаемого) возлагает на главу его руку и запечатлевши крестным знамением повелевает иереям записать имя этого мужа301. Из этого подробного свидетельства не трудно заметить, что рассматриваемый нами акт за IV в., сравнительно с совершением его в III в., даже, до чинопоследованию, представленному у Martene, получил гораздо большее развитие. Нет сомнения, что такому развитию очень, много содействовала радикальная перемена в истории церкви к лучшему.

В частности относительно осенения принимаемого в число оглашенных крестным знамением весьма ясно говорит некто Марк в жизнеописании своего учителя Порфирия, еп. Газы, жившего в IV веке. Упоминая о некоторых новообращенных (Порфирием) в христианство, он между прочим говорить, о них, «Они припали к ногам епископа (Порфирия), прося знамения Христова. Блаженный, напечатлев на них крестное знамение и сделав их оглашенными, отпустил с миром, заповедав им пребывать в св. церкви. Потом чрез несколько времени, наставив их в начальных истинах христианской веры, крестил302. Относительно второго действия в частности свидетельствует Евсевий. В жизнеописании Константина Великого он говорит, что последний принял возложение рук с торжественными молитвами в храме Елеонопольском, т. е. в том, в котором он сделан оглашенным303. Под этим возложением рук, как справедливо замечает Бингам, здесь нельзя разуметь того возложения, которое употребляется при крещении, так как из истории известно, что Константин принял крещение в Никомидии, когда уже оставил Елеонополь304. Еще яснее в данном, случае; свидетельствует такое постановление Арелатского собора, бывшего в 314г: «Относительно тех, которые в болезни пожелают веровать, позволительно, чтобы на них возложили руки305». Что касается до молитвы, то и за это время она остается для нас неизвестною. По всей вероятности, в этом веке, когда христианское богослужение особенно стало стремиться к внутренней организации, – рассматриваемая молитва существовала уже в точно формулированном виде.

В пятом веке составными элементами чина причисления к христианскому обществу были те же самые. Августин прямо говорит: «я думаю, что оглашенные по своему освящаются знамением крестным, молитвою и возложением рук»306. Желающий огласиться должен был сам заявить об этом и заявить пред епископом, как требует 39-ое правило собора Ельвирского307. Осенение крестным знамением считалось в это время первым и необходимым символом принятая кого-либо в число оглашенных. Поэтому то об употреблении его в отношении к оглашенным Августин часто упоминает во многих местах своих произведений. «Вы, оглашенные, не возрождены св. крещением, напр. говорит он, но уже приняты в недра св. матери-церкви чрез знамение крестное»308; или: «вы должны напечатлеть на себе знамение крестное, как знаменуются все христиане»309. При этом Августин даже объясняет причину, почему именно употреблялось это знамение при принятии язычника в лоно церкви. Чрез эту печать, по его объяснению, новообращенный уже отделялся от общества язычников (gentiles), получал название христианина и как он выражается, «зачинался во чреве, св. матери церкви»310.

Возложение рук совершалось уже тогда, когда епископ предлагал обращающемуся главные истины веры и нравственности, и получал утвердительный ответ на вопрос: «хочешь ли: принять и веровать в это учение»311? Молитва произносилась вместе с возложением руки, Этой молитве вместе с крестным знамением бл. Августин приписывает силу, сообщающую освящение оглашенному. Нет сомнения, что в это время весь чин более или менее вполне сформировался.

Что касается до принятая в число оглашенных в VI – VII в., то мы не имеем в данном случае свидетельств восточной церкви. Однако нельзя сомневаться, что те же самые действия, какие мы видели в этом акте в предыдущий период, входили в него и в это время. Свидетель времени, переходного между VI и VII в., – Григорий Великий, по крайней мере, по отношению к практике западной церкви вполне подтверждает это. Трактуя о принятии в оглашенные язычников в свое время, он исчисляет и все те действия, которые входили тогда в этот акт, а именно: предъявление обращающимися своего желания – быть :членом христианского общества, осенение крестным знамением и возложение руки, соединенное с молитвою. Кроме, того, к указанным актам он присоединяет ещё – дуновение и вкушение освященной соли312.

Все первые действия, нет сомнения, в надлежащих случаях существовали и в Греческой церкви. Но что касается до последних двух действий, то относительно их едва ли можно сделать последнее предположение. Правда, как видно из целого ряда «Ordo ad catechumenum faciendum», приводимых у Martene, эти два действия еще издревле составляли достояние западной церковной практики при принятии оглашенных. Но в ряду свидетельств Восточной церкви мы не видим ни одного, которое подтверждало бы тоже самое и относительно ее. Поэтому и дуновение и вкушение соли, как необходимые элементы в акте принятия оглашенных, нужно думать, не существовали в практике Восточной Церкви VI и VII вв.

Чин принятия в оглашенные в том виде, как он совершался в Восточной Церкви около X XI в., как нельзя яснее подтверждает наше мнение. В изданном у Гоара, криптоферратском манускрипте (Cryptofer. Bessar.) приблизительно этого времени, он под названием: « εύχή είς το ποιῆσαι εθνικόν κατηχουμένον» – представлен в таком виде: «(священнослужитель) повелевает ему (обращающемуся). преклонить колена пред дверями храма, трижды знаменует крестом, и говорит?»; «Благословен еси Господи Боже наш – от всех язык избираяй себе люди» и проч.313. Потом снова знаменует его крестом, и затем вписывает его имя между оглашенными. После этого полагается еще, молитва: «Ты, Владыко, Боже Отче, спасение послал еси мирови – святое Твое слово» и проч.314.

Бросая общий взгляд на это чинопоследование по изданию Гоара, не трудно заключить, что около Х – ХI в. чин принятия в оглашенные получил большую или меньшую устойчивость. Мы говорим так, потому, что две молитвы, который приводятся здесь, в таком же виде и для того же назначения существуют и в настоящее время. Неизвестно, впрочем, не только из письменных источников, но даже и из предания, когда явились эти молитвы и кто их составил. Однако не сомневаясь, можно отнести их более раннему времени, чем к какому относят, появление самого манускрипта. Характер обеих молитв и особенно первой315 относит происхождение их – самое меньшее – к VI веку.

Сравнивая же это чинопоследование с чином принятия, в оглашенные, как он нам известен в общих чертах за предыдущее века, очевидно, что оно довольно резко отличается от последнего. В одном случае оно представляется сложнее, чем было прежде. Так напр., вместо одной молитвы, мы находим здесь две; равным образом и знаменованием крестом в этом чине также повторяется. Кроме того, здесь есть и совершенно новый обряд, – это преклонение колен. С другой стороны, здесь многого и не достает, сравнительно с прежним чином, так здесь не; говорится об испытании вновь обращающегося и не упоминается о возложении рук. Это молчание, впрочем, не дает права заключать, что последних действий не существовало в чине принятия в оглашенные в VIII-IX вв. Если, напр., возложение рук существовало в этом чине до X в, и после него, – как увидим ниже, – то нет сомнения, что оно существовало в нем и в X веке, как элемент самый существенный в целом акте приняла в оглашенные. По всей вероятности, находящееся у нас под руками чинопоследование X-XI века не есть изложение чинопоследования в полном и цельном его виде. За это. говорит тот факт, что в том виде, как оно издано Гоаром, оно носить на себе явные следы отрывка.

Как можно заключить из выше сказанного нами, изданный Гоаром чин принятия в разряд оглашенных с течением времени вошел в употребление в Восточной Церкви. Однако, начиная с этого времени, (т. е. с X в.), если только не ранее, он стал разнообразиться, стал существовать не в одном только рассматриваемом нами виде. Такое разнообразие было вызвано переменою воззрения церкви на религиозное миросозерцание язычников до принятия ими христианства. В древности – в III, IV и V веках, распространяясь по всем странам, христианство, как совершенно новое учение, столкнулось с последователями самых разнообразных культов языческого мира, и потому, естественно, ко всем последним христиане относились совершенно безразлично. Каждый член человеческого общества, как еще не принявший христианства, был в глазах предстоятелей церкви язычником вообще. Но в VIII-X веках, когда христианство заняло огромную территорию, и уже совершенно вытеснило собою многие дохристианские языческие культы, – при своем внешнем распространении, ему пришлось иметь дело с не многими нехристианскими культами и главнейшим образом с двумя – еврейским и магометанским. Такое обстоятельство, по нашему мнению, заставило уже не индифферентно и безразлично относиться к языческим культам, как это было прежде, а различать их, в отношении к культу, прежде ими признаваемому. В силу этого, Церковь нашла нужным установить особый порядок для принятия в свое общество евреев и особый порядок – для принятия магометан. Поэтому-то наряду с чином принятия язычников вообще, около рассматриваемой нами эпохи, т. е. около X-XII века мы встречаем еще чин принятия магометан, и чин принятия евреев, – чины, впрочем, более различающееся по названию, чем по сущности дела. Собственно около X-ХI в. мы находим только чин присоединения евреев, – изданный Гоаром с криптоферратского (Bessarions) списка, относящегося приблизительно к этому времени. Чинопоследование это в общих чертах таково.

Обращающийся к православной вере еврей прежде всего должен сознаться в ложности иудейского учения, затем должен объяснить, что он обращается к новой вере от чистого сердца и по своей доброй воле и без всяких корыстных целей.

После этого он должен отречься от всех заблуждений и суеверий иудейства. Это отречение произносилось священнослужителем, – а обращающейся обязан был повторять его вслед за священником. Последнее впрочем мог делать и восприемник обращающегося, если только этот не мог свободно объясняться или еще малютка316. При сравнении этого чинопоследования, с чином принятия евреев, изданным св. Синодом в 1829 г., мы находим следующие отличия. В древнем чинопоследовании не упоминается ни проодну молитву. Отречение у Гоара представляется далеко полнее и особенно в положительной части, но за то оно произносилось тогда более просто, без перерыва вопросами, как это необходимо в настоящее время. Вообще же: чинопоследование настоящего времени далеко сложнее и торжественнее. Вместе с отличием от чина принятия в настоящее время, это чинопоследование, очевидно отличается и от рассмотренного нами выше чинопоследования принятия язычников вообще. Главное отличие в последнем случае – это употребление при принятии евреев особенного отреченья от прежних заблуждений317.

Когда собственно составилось это чинопоследование, сказать положительно нельзя. Однако можно предполагать, что оно явилось ранее X века, если принять во внимание тот факт, что на евреев при их вступлении в христианское общество, далеко раньше X в.318, обращали особенное внимание.

Что касается дальнейшей истории этого чинопоследования, то в XII века мы находим его буквально в том же самом виде, как оно было и в X веке319. Тоже самое надо сказать в данном случае и относительно XIII века, как видно из списка Алляциева, изданного Гоаром за исключением только того, что теперь к рассматриваемому чинопоследованию присоединилась еще молитва «Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живаго» и пр.320 На основании этих последних сведений можно думать, что и в промежуток между X-ХIII вв. чинопоследование принятия евреев существовало по всей вероятности без всякого изменения.

Неизвестно, когда именно, но только или в конце XI и в начала XII века чин принятия в оглашенные осложнился появлением еще новой его разновидности, известной теперь под названием «чина присоединения мухаммедан».

Что он появился именно в данное время, за это достаточно ручается тот факт, что уже в последней четверти ХII в., по свидетельству византийского историка Никиты Хониата, этот чин, изданный во многих рукописях был уже общеизвестным321. Кроме этого, для такого заключения есть и другие более или менее веские основания322. Но в каком именно виде он явился, нам неизвестно, потому что, как самый древний, под нашими руками имеется только чин присоединения магометан уже XV-ХVI вв. Излагается он таким образом: «Прежде убо, приходяй к православной вере постится седмици две и поучавается еже во святых евангелиях преданную нам от И. Христа молитву и священное веры воображение, еже есть: «Верую во единого»... Таже, обложився священник одеждою священническою в крестильнице сущим с ним и иным верным, елици хотят... призывает того, еже хощет христианин быти и станет пред святою купелью, откровенну имуще главу. Глаголет священник. Рцы по сему, он сии иже от срацин днесь приходя к вере христианской, не от пекося нужды или беды, или не от лести или лицемерием, но от всея души и сердцем чистым неблазненным Христа любящи и того веру, отрицаюся всея срацинские мудрости, и проклинаю Магомеда, еже и мухумед его же срачини чтят, яко апостола божия и пророка, и тому служившуся и глаголющу тыя же глаголы, или собою или толмачем аще сам не знает языка того, или восприемником своим, аще отроча есть. Таж священник приводит последовательна и тако бывает отвещание потомуж образу, и проклинанию всему исполнившуся глаголет диакон: Господу помолимся, людие. Господи помилуй и прочая, по аминь еже знаменая того бывает, и прочее причитается оглашенным»323.

Конечно нельзя признать, что до XV – XVI вв. рассматриваемый нами чин не мог измениться, и, таким образом, нельзя положительно утверждать тождество представленной нами его редакции с первоначальною его редакцией. Однако, отрицать в данном случае близкое сходство тоже нельзя, так как занимавшиеся специально историей этого чина приходят к тому заключению, что изменения в нем, сравнительно с первоначальным его видом, и при том изменения еще только в словах, а не в общем виде, явились уже в XVI веке324. А между тем тот памятник, из которого мы представили список рассматриваемого чина – самое большее – можно назвать памятником эпохи переходной между XV и XVI в., так как он написан в 1505 г.

Наряду с чином присоединения магометан и чином присоединения евреев, как предназначенными для лиц только известного религиозного миросозерцания, все-таки существовал и вообще чин принятия язычников и притом до самого XVI в., как в практике греческой церкви, так и в практике Русской церкви, существовал в том же самом виде, в каком мы видели его существующим в X веке. Таким, по крайней мере, мы находим его в рукописных славяно-русских требниках XV-XVI вв. и в древних греческих евхологиях325.

В XVII веке, в практике Русской Церкви, согласно с предписаниями требника, Могилы, при принятии, нового члена, прежде всего должно разузнать, действительно ли обращающийся с чистым намерением желает вступить в христианское общество326. Самый чин в общих чертах таков. Желающий принять христианскую веру приходить с своими восприемниками к священнослужителю и принимает от него благословение; затем является к дверям храма. Священнослужитель, воздавши хвалу Богу пред трапезою, является к царским дверям при пении клиром 33-го псалма: «Благословлю Господа на всякое время». Здесь он спрашивает обращающегося «кто он таков»? «и чего желает»? И когда тот отвечает, что желает веры, то дает ему еще вопрос: «вера что подаст тебе»? После ответа обращающегося: «живот вечный». – священнослужитель в коротких чертах излагает пред ним сущность христианской веры, и затем спрашивает: «желает ли он принять веру эту от чистого сердца»? По получении утвердительного ответа, «он повелевает обращающемуся преклонить колена и в таком положении трижды знаменует его десницею во имя Отца и Сына и Святого Духа», – потом произносит молитву «в ней же и имя ему нарицает». т е. читает молитву: «Благословен еси Господи Боже наш» и проч, Затем повторяет крестное знаменование главы его трижды и читает другую молитву: «Ты Владыко Боже Отче».

Таков в общих чертах чин принятия иноверцев вообще. После этого акта обращающийся уже становился оглашенным в продолжение 40 дней. Но если обращающейся магометанин или еврей, то в таком случае прежде обряда самого оглашения за неделю он должен дать подробное отречение от своей веры, – в форме ответов на вопросы катехизатора, а на другой день, после, этого дается ему общее испытание в изучении истин христианской веры. Последний акт, впрочем, обязателен для всех иноверцев.

Чин этот оставался действующим в Русской практике в ХVIII веке327 и остается действующим в настоящее время328.

Если сравнить теперь настоящее чинопоследование с представленными нами древними свидетельствами, то можно сделать такой вывод. Современный чин, в общем своем совершении, представляя акт более стройный, есть вместе с тем довольно точный снимок с акта принятия в оглашенные в древности. О благодарении Бога священно-служителем при принятии оглашенного и пении при этом 33 псалма, как мы видели, упоминается в древнем творении, приписываемом Дионисию Ареопагиту; вопросы, которые даются на первых порах обращающемуся, имеют для себя ясное указание в том же самом древнем памятнике, двойное знаменование крестным знамением и две молитвы, употребляющаяся при этом, представляют собою сущность древнего чиноноследования по спискам Гоара и т. дал. Вообще, в общих чертах современный чин принятия в оглашенные во многом весьма напоминает собой описание его в творении «Dе Hierarchia Ecclesiae». Таким образом в данном случае мы видим полное соответствие Восточной церкви в ее современной практике с древнею церковного практикою. Это с одной стороны. С другой, – всматриваясь в историческое развитие этого чина, не трудно заметить, что полное развитие он получил не в IV веке, если только не в III-м. Уже в эту эпоху мы находим в нем все те элементы, которые составляли существенное достояние этого чина в его совершении во все последующие времена. Но развившись весьма рано не только во внешнем отношении, но даже и во внутреннему он не оставался в одном и том же состоянии во все время; по требование обстоятельств он допускал в себе изменения и таким образом продолжал развиваться, как со внешней стороны – количественной, так и с внутренней – качественной. Примером первого может служить факт привнесения в этот чин особенного, подробного отречения от прежних заблуждений – евреев и магометан, при их принятии в лоно церкви. Примером второго служит тот факт, что это самое отречение в древней практики, сливавшееся в один неразрывный акт с самым чином принятия в оглашенные329, в современной практике отделяется от него довольно значительным промежутком времени330.

* * *

294

Constitut. Apostol. Lib. VIII, cap. XXXII. Здесь же перечисляются и те лица, которые не могут быть допускаемы к оглашению. Curs. Compl. Patrolog. Ser. Graec. Tom. I, col. 1128–1133. «Апост, Пост.» в русск. перв., стр. 290–292.

295

Sulpic. Sever. Dialog. II. «De vil. Martin». Cap. IV. Curs. Compl Patrolog. Ser. Lat. Tom. XX, col. 204... multitude omnis in, coelom clamare sublato, Chrislum Deum fateri: postremo cuncti cater vatim ad geaua beati viri ruere coeperunt. fideliter postulantes it eos. facerit christitinos; nec cunctalus, in medio ut erant; campo, cunctos imposila nniversis manu catechumenos fecit, cum quidem ad.nos con versus diceret, non irrationabiliter in campo calechumenos fieri, ubi solerent martyres consecrari. Приводя это свидетельство, мы считаем нужным заметить следующее. В словах Севера стоит выражение: «сделал их христианами». («eоs faceret christiаnоs»). На языке современной церковной практики это выражение нужно бы понимать так, что св. Мартин крестил язычников. Но Бингам кажется, довольио справедливо замечает; «сделать оглашенными и сделать христианами одно и тоже, потому что то и другое совершается посредством возложения рук и молитвы. Bingham, Antiquit. Eccles»; Vol. IV, Lib. V. Ed. Magdeb. 1755, pag 3. Тому же самому следует Martene, когда не полагает никакого различия между чино-последованиями «принятия в оглашенные» и «принятия в христиане» («ordo ad christianum faciendum» и «ordo ad catechuraenum faciendum») Martene. «De antiquis ritib» Pars. 1. Cap. 1. Art. VIII Rotomag. 1700. pag, 37–43). Правда, некоторые на том основании, что 7 правило II Вселенск. собор, говорит: «всех, которые из них (еретиков) желают присоединены быть к православию, приемлем, якоже язычников. В первый день творим их христианами, во второй оглашенными» и т. д., – утверждают, что выражение, сделать христианином и сделать оглашенным на языке древних не были, тождественными (Долоцкий. «Оглашение в древней христиан. церкви», Хр. чт. 1849; т. 1: стр. 439–440). Но во всяком случае вернее будет согласиться с Бингамом и Martene... Выражанием приведенного правила «творим оглашенным», не указывается на какой-либо особый обряд, а просто указывается на преподавание обращающимся первоначальных истин веры и допущение их к слушанию дальнейших наставлений. Что же касается до выражения «творим их христианами», которое говорить о сопричислении к хрстианскому обществу, то оно согласно с названиями этого причисления в чинопослндованиях у Martene, несомненно указывает на чин принятия в оглашенные.

296

Martene. (De untiquis ritib» pars. I. cap. 1. art. VI. § V, pag. 30–31. Multun autem hortutus eum (Marcellum) beatus episcopus (Quirinus) et consignavil eum in nomine Domini Jesu Christi.

297

Тертуллиан. «De coron. milit». cap. III. Curs. Compl. Patrol. Ser. Lat. Tom. II, col. 80. «Ad omnem progressum atque promotuut, ab omnem adytum et exitum, ad calciatum, ad lavaera, ad ???, ad lumina, ad cubilin ad sedilia, quaeccumque nos conversation exereet, frontem crueis signaculo terimos».

298

Martigng. «Dictionuaire des antiquites Chretienns» Ed, 2. col. 225. Фрикен. «Римские катакомбы», ч. II. М. 1872. стр. 134.

299

II Всел. соб. прав. 7 « Εύνομιανούς... Μοντανιστάς... καί Σαβελλιανούς... καί τάς λλας πάσας αίρεσεις... πάντας τούς ύπ αύτων θέλοντας προστίθεσθαι τόρθοδοξία, ώς Ελληνας δέχόμεθα. Καί τήν πρώτην ήμεραν ποιοῦμεν αύτούς χριστινούς, τήν δε δευτέραν κατηχουμενους, εῖτα ττριτέξορκοξομεν αύτούς μετά τοῦ έμφυσν τρίτον είς τό προσωπον καί είς τά ώτα καί οτως κατηχοῦμεν αύτούς, καί ποιοῦμεν χρονίξειν είς τήν έκκλησιαν, καί άκροσθαι τῶν Γραφῶν, καί τότε αύτούς βαπτίξμεν». Книга правил св. Апостол, св. соборов и св. отец. М. 1862 г., стр. 65–66.

300

Препод. Максим. Испов, в своих примеч. к творению «О церковной иерархии» замечает, что под словом «какую-нибудь песнь» нужно разуметь или песнь Mapиам «Поим Господеви» или XXXII псалом или часть его «придите к нему и просветитеся». Curs. Compl. Patrol Ser. Graec. Tom. IV, col. 124; в рус. перев. «Пис. Отц. и учит. Церкв. относящ. к истолк, богосл», Том. 1, стр. 46.

301

«De Eccles Hierarch». Cap. II, n. 3–5. Curs. Compl. Patrol. Ser. Graec. Tom. III, col. 393–395, по рус. перев. Ibid., стр. 33–34.

302

Bingham. Anliquit. Eccles. Tom. IV, lib. X., cap., 1. § 3 Ed; Halae Magdeb. 1755, pag. 6.

303

Евсевий. «De vita Constant.» Lib IV. cap. LXI. Curs. Compl. Patrol. Ser. Graec. Tom. XX, col. 1213... « νθα (т. е. в храме Елеонопольском) δή καί πρῶτον τῶν διά χειροθεσίας εύχῶν ήξιοῦτυ». Соч. Eвсевия Памфила в рус. пер. СПб. 1858 г. т. II, стр. 274.

304

Bingham. «Antiquil. Eccles». Tom. IV, Lib. X, cap. 1. Magdeb. 1755 pag. 5.

305

«Concil. Arelatensis» can. VI. «De his, qui in infirmitate eredere volunt, decuit, plcbere iis manum imponi». Curs. Compl. Patrolog. Ser. Lat, Tom. LXXXIV, col. 239.

306

Августин. De peccator. merib. Lib. II, cap. XXVI, n. 42. Curs. Compl. Patrol, ser. Lat. Tom. XXVI, col. 176. Catechumenos secundum quemdam modum suum per signum Christi et orationem manus impositiohe puto sanctificari.

307

Concil Eliberitan, can. XXXIX. Bruns. Canoues Apostol. et Concil, Pars. II. Berol. 1839 г., pag. 7. Правило это, вероятно, потому ограничивает принятие желающих огласиться одними епископами, что они были лица более компетентные, а частью и потому, что множество еретиков, расплодившихся в это время, заставляло с строгостью принимать лиц ищущих оглашения.

308

Августин. «De symbol, ad catechumenos». Lib. II. cap. I, n. 1. Curs. Compl. Patrolog. Ser. Lat. Tom. XL, col, 637. «Nondum quidem adhuc per sacrum baptismum renati estis, sed per crucis signum in utero sanctae matris Ecclesiae jam concepti estis».

309

Августин. «De catechizaridis rudibusp.» Cap. XX, n. 34. Curs. Compl, Patrol. Ser. Lat. Tom. XL, col. 335; «Cujus (Chrisli) passionis et crueis signo in fronte hodie lanquam in poste siguandus es, omnesque christiaui signantur».

310

Августин. «De symbol, ad catechumenos». Lib. II. cap, 1. n. I. «Agat itaque (т. e. signal. crucem) haec mater congruis alimentis prius pascere quos portal, ut post partum laetetur se Laies suscepisse, quos spiritualiter nutria». См. об цит. 3.

311

Августин. «Catechizandis rudibus», Cap. XXVI, n, 50. Curs. Compl. Patrol, ser. Lat. Tom, XL, col. 344. «His dictis, inlerrogandus est an haec credat atque observare desiderel. Quod cum responderit, solemuiter utique signandus est et Ecclesiae more tractandns». Ср. в русск. пер. Xp Чт. 1844 г. ч. III, стр. 69.

312

Григорий В. Sacrament». Curs. Cornpl. Palrol ser. Lat. Tom. LXXVIII, col. 367–8.

313

Срав. «Чин. принят, инов.» изд. 1829 г.. л. 5.

314

Ср. Id., л, 5 об. и Goar. « Ευχολογ». Edit. 1730, pag. 283.

315

Где указывается на существовании оглашенных, как организованного класса, и совершение Крещения в определенное время.

316

Goar. "Ευχολογ« «Ordo et catechizmus Proselyto ex Hebraeis ad Christ, fidem recipiendo f'aciendus. Edit. 1730, pag. 282–3.

317

Но если этот факт составляет отличие, как нoвое привнесение в чин, то с другой стороны – мы здесь видим «отсутствие элемента, который считался необходимым в чине принятия; язычников в древней церковной практике; мы разумеем здесь отсутствие рукоположение. Однако его присутствие и здесь отрицать никак нельза, судя по уместности такого действия при принятии нового члена в христианское общество.

318

Особенно часто это можно встретить в постановлениях западных соборов V-VI вв.

319

Goar. "Ευχολογ» Ed. 1730, pag. 282–3.

320

Ευχολογ. Ркп. М. Синод. библ. «443 (см. дмитриевск. «Богослуж. в Русск. церкви в XVI в. ч.I. (Прилож. VI). Ср. Ευχολογ. Goar. pag. 282–3.

321

Яблоков. «О происхожд. чин. присоед. мужам.» Кав. 1881 стр. 19.

322

См. Ibid.

323

Требник, митр. Макария, ркп. (1505 г.) Солов. библ. № 1085, л. 194-об.

324

Яблоков. «О происхожд. чин. присоед. мухам.» Кав. 1881 стр. 20.

325

Требник, ркп. Солов, библ. № 1085, л. 1.13 об, и л. 187 об.; №1099, л. 41 об.; № 1090, л. 220 об. В таком же виде он, имеется и в требниках Моск. Синод, библиот. № 371, л. 192 (Опис. 10, 1, 148); №373, л. 26, (XV в.); №374, л. 1920 (Опис. III, 1, 151, 172); №377 (Опис. III, 1, 218). Ср. « Ευχολογ». ркп. Моск. Синод. библ. №280, л. 115.

326

Могила. «Требн.», 1646 г. стр. 76.

327

«Чинопоследование присоединяемых из иноверных к павославной церкви» в Kиeво-Печерской Лавре 1759 г. было буквально перепечатано в отдельной книге из требника Могилы. См. «Рук. для сел. пост.». 1860 г. III, 459.

328

Сравн. «Чин принятия иноверных», изд. Синод. 1829 г, с требником Могилы, л. 77–144.

329

См. Goar. » Ευχολογ« Ed. col. 1730, pag. 283.

330

Говоря о чине принятия в оглашенные, мы рассматривали его только в отношении к принятию язычников евреев и мухаммедан. Между тем этот чин из глубокой древности имеет приложение еще к принятию в лоно православной церкви и еретиков или не православных христиан. Не касаясь его в последнем отношении, мы сделали так потому, что имели в виду только те чины оглашения, которые всегда заканчиваются крещением. Что же касается до чина принятия в оглашенные еретиков, то это скорее относится к области другого специального исследования, имеющего задачею рассмотреть чин принятия еретиков в его целом виде. К тому же, с одной стороны, рассматриваемый нами чин и по отношению к язычникам, и по отношению к еретикам, как в позднейшей практике, так и в практике более раннего времени, почти не имеет различий; а с другой, – чин принятия еретиков.имеет для себя уже специальное историческое исследование свящ. А. Серафимова, под заглавием: «Правила и практика церкви относительно присоединения к православию неправославных христиан». (Исторнко-канонич. иссл.). Кострома, 1881 г. (Не мало сведений об этом можно найти еще в сочинении А. Дмитриевского. «Богослужение в Русской Церкви в XVI в.» ч. I. Kав. 1881 г, стр. 316–322 и именно, в приложениях к этому сочинению).


Источник: История чинопоследований крещения и миропомазания : Исслед. Александра Алмазова. - Казань : тип. Имп. ун-та, 1884. - [784] с.

Комментарии для сайта Cackle