143
Давиду, к Голиафу.
Пс.143:1. Благословен Господь Бог мой.
Начало показывает чрезвычайную радость.
Научаяй руце мои на ополчение.
«Руками» называет дела, совершаемые по богочестию, которыми побораем сатану.
Пс.143:4. Человек суете уподобися.
Каждый из людей уподобился миру сему.
Пс.143:6. Блесни молнию, и разжене́ши я.
Молниею называет евангельскую проповедь.
Пс.143:7. Посли руку Твою с высоты: изми мя и избави мя от вод многих, из руки сынов чуждих:
Пс.143:8. ихже уста глаголаша[v] суету.
Избавь от помыслов, окруживших нас по злоумышлению демонов. Или, водами называет народ иудейский, окруживший Апостолов, чтобы их задержать и погубить. Эти-то иудеи и были сыны чуждые и глаголющие суетное. В чем же состояло это суетное? не в том ли, чтобы сказать Христу: как Ты, «человек сый, твориши Себе Бога» (Ин. 10, 33)?
Пс.143:9. Боже, песнь нову воспою Тебе,
очевидно, песнь евангельскую. Слово же это от лица самого Давида.
Во псалтири десятоструннем пою Тебе.
«Псалтирь десятиструнная» есть тело, как имеющее пять чувств и пять душевных деятельностей, потому что каждым чувством обнаруживается особенная деятельность.
Пс.143:10. Дающему спасение царем нашим
– святым Апостолам, которых Христос поставил их князьями.
Избавляющему Давида раба Своего от меча люта.
Пс.143:11. Избави мя и изми мя из руки сынов чуждих.
Ради заветов с ними покажи всю о нас попечительность. «Мечем лютым» пророк назвал неистовство и зверство нападающих. Их же самих, как нечестивых, именует чуждыми.
Пс.143:12. Ихже сынове их яко новосаждения водруженая в юности своей.
Сыны народа плотского, говорит Псалмопевец, процветают; а сыны народа духовного унижены. И это те, которые говорят: «аще и внешний наш человек тлеет, оба́че внутренний обновляется» (2Кор. 4, 16).
Дщери их удо́брены, преукра́шены яко подобие храма.
Приукрашены земным убранством, потому и стали не храмом Божиим, как святые души уверовавших, но подобием храма. Показывали вид, что упражняются в житии по Закону; но имели в себе не Слово, а лукавого духа.
Пс.143:13. Хранилища их исполнена, отрыгающая от сего в сие.
Собирали они богатство не небесное, но земное.
Овцы их многоплодны, множащияся во исходищах своих.
Скоты их тучны и многоприплодны.
Пс.143:14. Несть падения оплоту, ниже прохода.
Наслаждались они великим благоденствием, но оно не продолжится у них до конца. Ибо это показал и в Другом псалме, сказав: «низложил еси я, внегда разгордешася» (Пс. 72, 18).
Пс.143:15. Ублажиша люди, имже сия суть: блажени людие, имже Господь Бог их.
Кто судит неправо и столько важным представляет себе плотское, тот почитает блаженным наслаждаться этим много. Но блаженно не этим наслаждаться, а призывать Господа Бога своего.