105
Аллилуия.
В этом псалме перечисляет грехи народа первого, показывая, за что отвержены израильтяне. Грехи же их суть следующие:
во-первых: «преогорчиша Бога восходяще в Чермное море» (Пс.105:7), сказав: «за еже не быти гробо́м во Египте, извел нас здесь погубить» (Исх. 14, 11);
во-вторых: «искусиша Бога в пустыни» (Пс.105:14);
в-третьих: «прогневаша Моисея в стану» (Пс.105:16);
в-четвертых: «сотвориша тельца в Хориве» (Пс.105:19);
в-пятых: «уничижиша землю желанную» (Пс.105:24);
в-шестых: «причастишася Веелфегору» (Пс.105:28);
в-седьмых: «прогневаша Его на воде пререкания» (Пс.105:32);
в-восьмых: «не потребиша языки, яже рече Господь им» (Пс.105:34), но даже стали покланяться идолам и детей своих приносить в жертву.
Пс.105:1. Исповедайтеся Господеви, яко благ...
Пс.105:3. Блажени хранящии суд, и проч.
Ибо те одни достойны «глаголать силы Господни» , которые исполняют, что определено Богом в Писаниях, поступая во всем с рассуждением и по разуму, имея всегда пред очами суд Божий. Таковые естественным образом суть творцы правды, на самом деле исполняющие, что справедливо.
Пс.105:4. Помяни нас, Господи, в благоволении людей Твоих.
Здесь вводится уже лицо иудеев, которые молятся, чтобы им причаститься спасения, дарованного язычникам.
Пс.105:11. Покры[f] вода стужающыя им,
именно стужающие; ибо кто вышел из моря, вмешавшись в ряды израильтян, тот был уже из числа не стужающих, но уверовавших.
Пс.105:12. И ве́роваша словеси Его, и воспе́ша хвалу Его.
Ибо когда, по благости Божией, волны в море совокупились, немедленно уверовав, воспели Богу песнь, написанную в книге «Исход», потом все это предали забвению.
И воспе́ша хвалу Его», когда вышли ликующие с Маpиамою, говоря: «поим Господеви, славно бо прославися» (Исх. 15, 21).
Пс.105:14. И искусиша Бога в безводней.
Сказано: «и искусиша Бога в безводней», потому что прогневали Его вскоре по переходе через Чермное море.
Пс.105:20. И измениша славу Его в подобие тельца, ядущаго траву.
Их слава был Бог, Его-то оставив, поклонились тельцу.
Пс.105:23. Аще не бы Моисей избра́нный... стал в сокрушении,
когда сказал: «аще убо оставиши им грех.., остави, аще же ни, изглади мя из книги Твоея, в нюже вписал еси» (Исх. 32, 32).
Пс.105:24. И уничижиша землю желанную.
Это пятая вина после Чермного моря, пустыни, оскорбления Моисею, и тельца в Хориве, потому что соглядатаи, по возвращении своем, кроме Иисуса Навина и Халева, сына Иефонии, худо говорили о земле, а тем совращали и других.
Пс.105:25. И поропташа в селениих своих,
когда возвратившиеся соглядатаи развращали умы людей.
Пс.105:28. И причастишася Веелфегору.
Это идол аммонитский, у эллинов называемый Кроном.
Пс.105:30. И ста Финеес и умилостиви,
когда умертвил мадианитянку вместе с блудником. Слово же это научает нас, сколько может пред Богом благочестие одного мужа.
Пс.105:39. И соблудиша в начинаниих своих.
Это показывают нам книги Судей и Царств, а именно, что израильтяне в разные времена для вразумлены их были предаваемы во власть разных иноплеменных народов: моавитян, аммонитян, амаликитян, мадианитян.
Пс.105:41. И обладаша ими ненавидящии их.
Вавилоняне и ассириане овладели израильтянами за их беззакония.
Пс.105:43. Множицею избави я: тии же преогорчиша Его советом своим.
Бог по человеколюбию был снисходителен к ним, но они вынуждали Его являться строгим. Бог снова спасал народ, как Спаситель, но они гибли, сами себя губя делами погибельными. Сказанное же «множицею» подобно изреченному Господом: «колькраты восхотех собрати чада Твоя» (Лк. 13, 34); также слова «и смиришася в беззакониих своих» подобны следующим: «и не восхотесте» (Лк.13:34). Бог, наказывая их для вразумления, давал опять место и человеколюбию, но они воздавали Ему поступками враждебными.
Пс.105:46. И даде я в щедроты пред всеми пленившими я.
Говорит это, разумея Кира, который освободил их из плена, также Дария и Артаксеркса, которые дали денег на построение храма.