Глава 3

Иоил.3:1–3. Яко се, аз во дни тыя и во время оно, егда возвращу пленники Иудины и Иерусалимли, и соберу вся языки, и сведу я на юдоль Иосафатову, и разсуждуся с ними ту о людех моих и о наследии моем Исраиле, иже разсеяшася во языцех: и землю мою разделиша, и на люди моя вергоша жребия, и даша отрочища блудницам, и отроковицы продаяху на вине и пияху.

И после того как десять колен отторглись от царства Ровоама и отделились от него, и весь Израиль распался на Ефрема и Иуду, появлялись блаженные пророки. Они говорили о том, что относилось к обоим, так как все пророческое служение у них продолжалось до времен плена. После же их возвращения из него в Иерусалим и последовавшего тогда их прибытия, на Израиля пророчествовали Аггей, и Захария, и Малахия. Кажется и Ездра предвозвестил немногое нечто о тогдашних событиях, и о совершившихся в его век. Итак, изъясняемое пророческое слово упоминает не о событии, совершившемся во времена древних пророков, но о том, что едва Кир отпустил Израиля, они возвратились в Иудею. А чем это событие достойно внимания и что такое случилось тогда, об этом мы скажем, насколько возможно, приводя в пояснение повествование Ездры.

Итак, лишь только Израильтяне возвратились в Иудею и отдохнули от угнетения и бедствий рабства, они опять обратились к прежнему легкомыслию и не оказались верными исполнителями и стражами установлений Моисея. Между тем как закон всем воспрещал соитие с дочерьми иноплеменников, они, пренебрегши от Бога данным им постановлением, вступали в соитие с иноплеменными женщинами. Сильно огорченный этим Ездра раздирал свою одежду, оплакивал Израильтян и увещевал, чтобы они разобщились от иноплеменных женщин. И они, убоявшись может быть божественного гнева, решились исполнить это и опять прежде бывшего ставили учителем того, что может быть с ними, если бы они не захотели почитать закон. Когда же изгнано и удалено было из Иерусалима множество иноземных женщин, то соседние народы естественно должны были приходить в негодование, как чрезвычайно оскорбленные этим. И сверх того они может быть рассуждали в себе следующим образом. Поскольку они (Иудеи) укрепляли стенами Иерусалим и ревностно восстанавливали божественный храм, то враги их были воспламеняемы ко гневу стрелами зависти и старались препятствовать этому, вероятно помышляя о том, что если Израиль опять достигнет прежнего могущества и будет иметь укрепленные города, чему будет вспомоществовать Бог всяческих, так как Ему будет совершаться служение по древним обычаям в храме, то он опять достигнет владычества, будет невыносим для всех, наложит подати на некоторых соседей и тех, которые впоследствии решились бы только оказать ему сопротивление, совершенно покорить себе, опустошивши их земли. По этой причине они подговаривали некоторых мешать им в производстве работ над самым храмом и над стенами. Когда же это старание их оказалось бесплодным, потому что Бог споспешествовал Израильтянам в их работах, то они наконец вооружились и решились идти войной против них. Но были побеждены и пали, потому что Бог помогал им (Израильтянам). А собрание тех, которые решились на это, было в долине Иосафатовой. Местность эта находилась на расстоянии немногих стадий от Иерусалима, на восточной стороне. Говорят, что это – открытая местность и удобная для действий конницы. А что некоторые из могущественнейших язычников недоброжелательно относились к Израильтянам, строившим храм, и однако же нисколько не успевали в своих замыслах, об этом скажет блаженный Ездра, говоря: «во временех Артаксеркса царя Персскаго, восписаша ему на обитающих во Иудеи и Иерусалиме: Вилемос, и Мифридат, и Тавеллий, и Рафим, и Веелтефм, и Самеллий писец, и прочии соучиненнии, обитающии в Самарии и во иных местех» (2Ездр.2:16). Содержание этого письма состояло в том, будто Иерусалим есть город, обладающий неодолимым могуществом, никогда не покоряется царям других стран, напротив, сильно сопротивляется им, так что если достигнет прежнего могущества, то доставит впоследствии немало забот и самим начальникам Вавилонским. Но написавшие такое письмо не имели никакого успеха. Некоторые же из жителей Самарии и переселившиеся из Вавилона предлагали Иудеям работать и строить храм вместе. Но последние не захотели сего и по этой причине подверглись немалым неприятностям, противодействуя злоумышлениям тех. В книге Ездры также написано (о сем) следующее: «и услышаша врази Иудины и Вениамини, яко сынове преселения созидают церковь Господу Богу Исраилеву, и приступиша к Зоровавелю, и к князем отечеств, и рекоша им: созиждем с вами, понеже, якоже и вы, ищем Бога вашего, и ему мы жрем жертву от дний Асарадана царя Ассурска, приведшаго ны семо». Находившиеся же при Зоровавеле сказали: «несть нам и вам создати дом Богу нашему, понеже мы сами особно созиждем Господу Богу нашему, якоже повеле нам Кир царь Персский. И быша людие земли тоя ослабляюще руки людей Иудейских, и препинаху им в созидании, и наимаху на них советников, да разорят совет их» (1Ездр. 4, 1–5). Но хотя они злоумышляли, однако же, злоумышление их оказалось напрасным. А что после того как напоследок тайные замыслы оказались бесплодными: все соседние народы пошли (против Иудеев) открытой войной, но были побеждены и побиты, – об этом ты узнаешь оттуда же. Во второй книге Ездра пишет так: «Бысть же егда услыша Санаваллат, и Товиа, и Аравляне, и Амманиты, яко взыде отрасль стен Иерусалимских, зане начаша разселины заграждати, и зло им явися зело. И собрашася вси вкупе, да приидут и ополчатся на Иерусалим.... И ко Господу Богу нашему, говорит, молихомся и поставихом стражы на стене противу их день и нощь от лица их. Рече же Иуда: истомлена есть сила враг и народ мног (Неем.4:7–10). В сих словах нет упоминаний о долине: но об этом говорит нам предание. Пророчество же вполне достоверно и сообщает нам название местности сражения. Поэтому тот, кто говорит, что соберет все народы в долину Иосафатову, разумел, думаем, это именно событие. Очевидно, соберет не против воли, но только не будет препятствовать желающим придти. Будет же судиться с ними об Израиле, и своем наследии, которое они разделили, похищая может быть оставшихся от Вавилонян, нападая на них во время бедствия и отдавая блудницам мальчиков, а отроковиц предлагая для ужасного разврата и как бы продавая их распутству других, и этим приобретая деньги для роскоши и пьянства.

Размыслив же об искуплении чрез Христа, мы говорим, что и с нами было нечто подобное. Нас, пленных и находившихся в рабстве у жестокого тирана, говорю о сатане, он освободил и возвел как бы во святую землю – в жизнь евангельскую, в состояние всеми удободостижимое, в город укрепленный – духовный Иерусалим, который есть церковь Бога жива, сделав нас подобно драгоценным камням, способным к созиданию, в святой храм, «в жилище Божие Духом» (Еф.2:22; ср.:1Пет.2:5). Но нечестивое множество демонов воспламенилось скорбями зависти, и сверх того многие противники догматам истины сделали нападения на святых; но не нанесли им никакого вреда, потому что Бог защищал их и Христос подкреплял их, и говорил: «в мире скорбни будете: но дерзайте, яко аз победих мир» (Ин.16:33). У Иудеев есть пустая и бабья басня, будто некогда в долине Иосафатовой Бог будет судить всех, после воскресения мертвых; они думают, что все живущие во вселенной понесут наказание за учиненное против них, Иудеев. Но эта достойная осмеяния мысль их никогда не исполнится, потому что богодухновенное Писание говорит, что пророчество уже исполнилось и соседние народы подверглись праведному наказанию от Бога, когда произошло сражение в долине Иосафатовой. Они, как я сказал, напали на останки Израиля, подвергшегося весьма великому бедствию, потому что преданы были Вавилонянам.

Иоил.3:4–6. И что... мне и вам 37, Тире и Сидоне и вся Галилеа иноплеменников? еда воздаяние вы воздаете мне? или памятозлобствуете вы...? 38 Остро и быстро воздам воздаяние ваше на главы ваша. Понеже сребро мое и злато мое взясте, и избранныя моя и добрая внесосте в требища ваша: и сыны Иудины и сыны Иерусалимли продасте сыном Еллинским, яко да ижденете я от предел их.

И так против Израиля собрались все народы, Моавитяне, Идумеи, Иевусеи, Аммонитяне и прочие. А руководителями в этом замысле и предприятиях, думаю, были жители Дамаска и Тиряне, и так называемые Филистимляне, до самого Гефа, который называется и иноплеменническим. Посему Бог всяческих говорит им: «что мне и вам, Тире и Сидоне и вся Галилеа иноплеменников?» Какие, говорит, основания имея к жестокости, вы бедствующего и претерпевшего тяжкие страдания от Вавилонян Израиля нечестиво угнетаете, злобно нападая на него и как бы посмеиваясь надо Мною, спасающим и защищающим их, и дерзая не только говорить, но и поступать враждебно против Меня? Поэтому в непродолжительном времени вы получите воздаяние; оно придет на вашу голову. Вы получите от Меня отмщение, когда я буду судиться с вами в долине Иосафатовой. Обвиняет их в том, что они расхитили сокровища храма, разграбили золотые сосуды и посвятили их в честь своих богов; а это преступление тяжкое, обидное и вполне способное оскорбить Бога; ибо Он сказал: «славы моея иному не дам, ниже добродетелей моих истуканным» (Ис.42:8). И подлинно: украшать храмы идолов предметами, посвященными Богу, что иное означает, будто Богу всяческих принадлежит второстепенное значение, а те имеют превосходство пред Ним и могут спасать своих поклонников? И не довольно, говорю, для вашего нечестия того, что вы лишили Мой храм посвященных Мне предметов; но и сынов Иуды и сынов Иерусалима вы отдали сынам Еллинов. Вероятно, это делалось так, что некоторые из Израильтян уводимы были в страны язычников, продававших их, может быть Тирян, или каких других народов, у которых занятием была торговля, а ремеслом – корыстолюбие.

Это слово, как кажется мне, применимо и к представителям нечестивых ересей, которые, как бы расхищая сынов церкви, продают их еллинской мудрости, дабы они, исполнившись запутанных мыслей, сделались несчастными искателями истины, вернее же непокорными, преступными извратителями правды, тогда как следовало бы проводить жизнь сообразно простому учению и хранить неподдельное слово истины. Итак, они достигают того, что вводимые ими в заблуждение оказываются вне собственных пределов. Пределами же и как бы страной чад церкви служит познание истины и расположение ко всему, что точно исследовано до несомненности. По справедливости, золотыми и серебряными сосудами и избранными сокровищами Божьими могут быть названы истинно блистающие верой, позлащенные доброю славой дел и сияющие красотой благочестия. Но если бы случилось, что кто-либо из столь блистающих добродетелями уловлен был сетями обмана, то изобретатели заблуждения конечно услышат: «сребро мое и злато мое взясте, и избранная моя и добрая внесосте в требища ваша». Преступление это ужасно и не избежит наказания; ибо согрешающие против братьев наших, за которых Христос умер, наносят оскорбление самому Христу, Которому всенепременно они отдадут отчет за преступления против Него.

Иоил.3:7–8. И се, аз возставлю я от места, в неже продасте я тамо, и воздам воздаяние ваше на главы ваша: и отдам сыны ваша и дщери ваша в руце сынов Иудиных, и продадят я в плен в страну далече сущу, яко Господь глагола.

Весьма ясно говорит, что козни и суровые замыслы Тирян против Израильтян останутся бездейственными, и что напротив, беда постигнет обидчиков их и они подвергнутся таким же бедствиям, потому что наказание падает на головы совершивших беззаконие в полном соответствии с их виной. Как они брали детей Иудейских и отдавали их торговцам рабами, повелевая уводить их в далекую страну, так, говорит, и их дети будут продаваемы рукою Иуды. А что это непременно сбудется, – в этом он удостоверяет, говоря: «яко Господь глагола»; а что Бог говорит, то никогда не останется тщетным. Поэтому и Христос сказал: «словеса моя не мимо идут» (Мф.24:35). Таков исторический смысл изъясняемых слов.

Если же кто решится вникнуть в духовный смысл и насытиться сокровенными мыслями, тот пусть подумает о том, что и чада еллинские, надмеваемые мнимой мудростью, и еретики, воображающие, что они хитросплетенными изобретениями лжи достигают для себя чего-либо, некоторых из простодушнейших удаляют от правой и беспорочной веры, которую они имели в Бога, и как бы накрывая их сетями обмана и подвергая их участи военнопленных, уводят их весьма далеко от пределов истины. Но Господь всяческих делает бесплодным их злоухищрение и освобождает введенных в обман, и детей тех, которые ввели в заблуждение чрез науку, приводит к Иудеям. Под сими можно разуметь самих божественных учеников, и тех, которые говорят о таинстве Христа. Освобождая от заблуждения тех, они возвращают их в прекрасное и вожделенное рабство, то есть, рабство Христу, и их как бы пленников похищают, переселяя их в свое собственное настроение чувствований и мыслей, которое весьма далеко отстоит от настроения тех. Поистине великое расстояние оказывается между расположением святых и расположением тех. Также и о Христе говорится, что обращенных от еллинского заблуждения к познанию истинного Бога Он уводит как бы пленниками; ибо Давид сказал: «возшел еси на высоту, пленил еси плен: приял еси даяния в человецех» (Пс.67:19).

Иоил.3:9–12. Проповедите сия во языцех, освятите рать, возставите сечцы, приведите и восходите, вси мужи воинстии. Разсецыте рала ваша на мечи и серпы ваша на копия: немощный да глаголет: яко могу аз. Совокупляйтеся и входите вси язы́цы окрест, и соберитеся ту: кроткий да будет храбр: да востанут и взыдут вси язы́цы на юдоль Иосафатову, яко тамо сяду разсудити вся языки яже окрест.

Пригрозив языческим народам заслуженными ими бедствиями и возмездием за нечестивые их дела, Он обращает речь уже к собственным Своим поклонникам, которым отнюдь не позволяет быть боязливыми и робкими, напротив, повелевает быть смелыми, и как бы раздавать властные приказания, и собирать народы на битву, и стараться возбуждать их к этому, хотя бы они быть может и предпочитали спокойствие и были расположены к невоинственной жизни. А это было делом Того, Кто являет людей смелыми и внушает им упование на Него в том, что они при Его защите победят врагов. Итак, «сия, – говорит, – проповедите во языцех и освятите рать». Выражение »освятите" опять означает: некоторым образом Мне посвятите: ибо Я буду воителем и совершаемое послужит во славу Мою: умрут воздававшие Мою славу деревам и камням. Все же то, о чем употребляется слово «освящение», всегда приносится во славу Божию. Посему-то говорит: «освятите рать, возставите сечцы»; а также присоединяет и говорит: «приведите... вси мужи воинстии». Пусть земледелец оставит самые дорогие для него заботы и занятия: пусть он раскует плуг в меч, а серп – в копья; ибо теперь время не земледелием заниматься, но воздать отмщение за бесчестье, оказанное Богу. А если кто бессилен, говорит, то и он пусть не отговаривается под предлогом своего бессилия; если угодно, пусть он даже скажет неправду и говорит, что он силен, но да не удаляется от оружия. Итак, говорит, собирайтесь все находящиеся окрест Иудеи, кроткий пусть будет воинственным, то есть, если бы кто и был из негневливых, пусть и такой будет воинственным. И так как никто не оставлен без защиты, то пусть говорит подобное всякий, хотя бы он был земледельцем, хотя бы он был робким и малодушным (ибо это и означает слово «немощный»), хотя бы он был кротким и невойнолюбивым; пусть каждый возбуждает себя к битве: ибо ни от кого не отвращусь; буду судить всех в долине Иосафатовой. Выражение «разсужду» означает, что Я буду могущественным судьей, подвергающим наказаниям и возмездию расхитивших землю Мою и по жребию разделивших Израиля, блудницам отдававших отроков и покупавших отроковиц и как вино пивших. То же самое опять скажет Господь врагам церкви, которые восстают против святых, вооружаясь против них всем множеством и всеми силами. Все они падут, потому что Он защищает их, а тех ниспровергает, своих же поклонников ограждает верой, надеждой и любовью, и дарами своей благости.

Иоил.3:13–16. Испустите серпы, яко предстоит объимание винограда: внидите, топчите, яко исполн точило, изливаются подточилия, яко умножишася злобы их. Гласи прогласишася на поли судебнем, яко близ день Господень на юдоли судебней. Солнце и луна померкнут, и звезды скрыют свет свой. Господь же от Сиона воззовет и от Иерусалима даст глас свой: и потрясется небо и земля.

Повелел как бы при помощи трубы собрать на долину Иосафатову соседние с иудейской землей народы, говорю, Арабов и Тирян, Хеттеев и Филистимлян, и Моавитян, и Идумеев, Аммонитян и Гергесеев, как бы тотчас имеющих умереть и подвергнуться строгой ответственности пред судьею. Теперь же возбуждает Израильтян к некоторой неодолимой стремительности и непоколебимому мужеству и как бы поощряет напасть на собранных; и говорит, что это должны сделать и те, которые боятся ужасов войны и совсем не ходят на сражение, напротив, придают большое значение изнеженной жизни, и поставляют ее в веселье, и радуются подобно тем, которые делают обильный сбор винограда. Посему-то и говорит: «испустите серпы, яко предстоит объимание винограда» («испустите» употребил вместо «протяните», как это обыкновенно делают собирающие виноград); ибо они будут вполне готовы к истреблению и посечению; пусть, говорит, будет срезан враг, как кисть винограда; пусть он, находясь во множестве под ногами, будет попираем в точилах; «внидите», говорит, «топчите, яко исполн точило», то есть, множество народов собрано для истребления и нет никакого препятствия – быть им под твоими ногами. «Изливаются подточилия» – это служит указанием на множество собранных для истребления народов; ибо вследствие изобилия винограда вино часто выливается из самых точил. Итак, словами: «изливаются подточилия» указывает, на множество лежащих под ногами. «Гласи прогласишася на поли судебнем». Что это такое? Обыкновенно святые пророки предвозвещают будущее и созерцают самые имеющие некогда совершиться события, так что кажется, что они уже видят события и слышат голоса. Поскольку Навуходоносор, вступивший в битву, имел произвести истребление, и Иеремия как бы перенесен был духом к созерцанию ужасного зрелища войны и видел бесчисленное множество мертвых, то он говорил: «горе мне, яко исчезает душа моя над убиенными» (Иер.4:31). Нечто подобное, как я думаю, испытал и Иоиль и, может быть, слухом своим воспринимал бывающий на войне шум; посему и говорит: «гласи прогласишася на поли судебнем». Полем судебным называет место сражения, потому что народы были собраны на нем ни для чего иного, как для того, чтобы получить жестокое наказание. Говорит, что слышатся голоса и слышатся здесь вопли падающих; ибо во время сражения бывает, что побеждаемые издают стоны, а победители издают крики торжества над побежденными и весьма много величаются над ними. «Солнце и луна, – говорит, – померкнут" и самые звезды лишатся блеска, не потому что тогда стихии подвергнутся этому самому, но потому, что как бы война произведет тьму и как бы наведет мрак на очи побежденных; ибо страх смерти всегда вызывает тьму, и тяжесть неожиданного бедствия ослабляет ум и помрачает душу как бы солнце в тех, которые подвергаются безмерным страданиям. Говорит, что воззовет Господь, как бы тут присутствующий и вместе с ними сражающийся, и наподобие военачальника возбуждающий Израильтян к нападению на врагов. Но в особенности прилично сказать, что во время всеобщего воскресения Господь как бы от Сиона воззовет, потому что, как говорит Павел, «сам Господь в повелении, во гласе архангелове и в трубе Божии снидет с небесе, и мертвии о Христе» восстанут нетленными (1Сол.4:16). Это предызображал и закон Моисеев, ибо он повелевал Израильтянам трубить в новомесячие; а в новомесячии можно видеть образ, и весьма ясный, века грядущего и нового, следующего за первым. Труба же есть знак всепроникающего звука трубы архангела и трубы, посланной от Бога, которая возбуждает всех лежащих в земле и звучит необычайно громко. Надобно знать, что и Сам Господь, совершая чудо над Лазарем, вошел в гроб и, как повествует Евангелист, «гласом великим воззва: Лазаре, гряди вон» (Ин.11:43), хотя Он чрез пророка говорит: не воспротивится, «не возопиет,... ниже услышится вне глас его» (Ис.42:2). Итак, то, что Спаситель громким голосом воскресил из мертвых Лазаря, служит, говорю, знамением повсюду слышной трубы и звука от нее, достигающего до пределов земли и исходящего с неба.

Иоил.3:16–17. Господь же пощадит люди своя, и услышит сыны Исраилевы. И увесте, яко Аз Господь Бог ваш, вселяяся в Сионе в горе святей моей, и будет Иерусалим свят, и иноплеменницы не пройдут сквозе его ктому.

Когда Израильтяне виновны были в преступлениях измены Богу и покланялись золотым телицам, и нечестиво говорили: «сии бози твои Исраилю, иже изведоша тя из земли Египетския» (Исх.32:4); тогда они были весьма слабы и удобопобеждаемы и представляли весьма легкую добычу для врагов. Посему и были отводимы в плен. Но после того как они помилованы были и поселились в своей земле, потому что Бог прекратил Свой гнев на них, они сделались непобедимыми и неодолимыми для врагов, без труда побеждали их, хотя все народы собирались для сражения против них. Итак, говорит, из того, что они побеждали врагов своих, они должны познать, что Он среди них и наконец поселяется в Сионе, как святом городе. Посему говорит, что пощадит люди своя и сделает их весьма сильными, – а они убедятся, что Он с ними. Говорит, что «Иерусалим будет свят» и совершенно отвергнет древнее безбожие, потому что среди него уже не будет лжепророчества и волшебства, напротив, будет господствовать жизнь, сообразная с законом, и будут пользоваться расположением у них самые лучшие занятия. Когда же он (Сион) будет находиться в таком состоянии и вести такой образ жизни, тогда, говорит, никто из врагов не пройдет сквозь него; он ни для кого не будет доступен и не будет подвергаться расхищению со стороны проходящих чрез него, как это было прежде, напротив, он будет совершенно безопасен и будет весьма крепко огражден как стеною, Моею силою и помощью.

Справедливо будет разуметь это и самой церкви Христа; ибо Он печется о своих поклонниках и делает их победителями врагов, крепкими и сильными, исполненными духовной крепости, знающими и верующими, что Бог в них пребывает чрез Духа: Он вселяется верой в сердца наши (Еф.3:17); и Евангелист Иоанн говорит: «о сем разумеем,... яко той в нас,... от Духа, его же дал есть нам» (1Ин.4:13) 39. Поистине свят духовный Иерусалим, то есть церковь, чины святых; он не служит проходом иноплеменников, потому что «иже Христови суть, плоть распяша» (Гал.5:24). Вспоминаю и слова одного мудреца, который говорит: «аще дух владеющаго взыдет на тя, места твоего не остави: яко изцеление утолит грехи велики» (Еккл.10:4). Они имеют сердце непоколебимое, недоступное ни пешим, ни конным нападениям нечистых духов, напротив, твердое и прочно огражденное догматами истины.

Иоил.3:18. И будет в той день, искаплют горы сладость, и холми источат млеко, и вси источницы Иудины источат воды: и источник от дому Господня изыдет, и напоит водотечь сития.

Когда будет восстановлен святой Иерусалим и станет недоступным для иноплеменников вследствие того, что в нем поселился Господь всяческих, умилосердился над Своим народом, укрепил его и сделал его победителем противников; тогда «горы искаплют сладость, и холми источат млеко, и источницы Иудины» дадут свою собственную воду. Источниками, думаю, называются истоки потоков или разумеются другим каким-либо способом устроенные водопроводы. Под горами же могут быть подразумеваемы те, которые достигли высоты добродетели и славой добродетельной жизни превзошли других, всем известны и славны, каковы были ученики и, преимущественно пред другими, Креститель, о котором Спаситель говорит: «не воста... болий Иоанна» (Мф.11:11). И так сии великие и весьма славные мужи источают сладость и как бы медом услаждают слово о Спасителе, так что всякий услышавший его, от чрезмерной радости воскликнет: «коль сладка гортани моему словеса твоя» (Пс.118:103) и далее; ибо слово святых всегда сладко для тех, которые любят благоугождать Богу. Итак, по всей справедливости под горами можно разуметь этих именно людей. Под холмами же разумеем тех, которые не много уступают превосходству первых и стоят много выше других людей. Такие душам только что уверовавших изливают «словесное и нелестное млеко» (1Пет.2:2), доставляя им пищу, свойственную новорожденным младенцам; ибо «совершенных есть твердая пища», молоко же более всего прилично младенцам (Евр.5:12–14). Но мы этим не говорим того, что только в способности их сообщать младенцам молоко заключается мера силы их; ибо они обладают в достаточной степени силами, так что если бы захотели, то могли бы более крепким по внутреннему расположению сообщать более твердую пищу, руководствуясь словами: «разумне разумевай души стада твоего» (Притч.27:23). Посему-то божественные ученики, несмотря на то, что Христос даровал нам неисчислимое множество заповедей, предусмотрительно повелевают уверовавшим из язычников воздерживаться от блуда, удавленины и крови: «изволися бо, – говорит, – Святому Духу и нам, ничтоже множае возложити вам тяготы» (Деян.15:28). Не слышишь ли, как эта заповедь соответствует младенческому возрасту, и как сообщаемое более слабым по внутренним свойствам как бы подобно молоку? А что духовная вода изобильна у «насажденных в дому Господни», дабы орошаемые божественными струями и напоеваемые вышним и небесным учением «во дворех Бога» процвели (Пс.91:14); на это указывает, говоря: вси «источницы Иудины источат воды»; ибо и божественные ученики исповедовали, что они призваны от Бога. Но самыми первыми источниками духовных вод были, конечно, подаяния благ святым от Бога чрез Духа. А как бы вторыми источниками вод оказались их слова к нам, исполняющие нас духовными дарованиями. Источником же, вытекающим из дому Господня, кто другой может быть, кроме Христа? Так наименовал Его и Псалмопевец, говоря небесному Отцу и Богу: «потоком сладости твоея напоиши я: яко у тебе источник живота» (Пс.35:9–10). Итак, Христос есть поток и источник жизни. Пророк упоминает о потоке ситников, о каком-то потоке, при котором выросли многие ситники. Говорят, что это тот самый поток кедрский, при котором, как говорит Евангелист, насильственно взят был Господь, когда искал Его ученик-предатель вместе с отрядом воинов (Ин.18). Не будет ничего неприличного, если мы потоку ситников уподобим Церковь, в которую втекает как река мира Господь наш, которую Он как бы обтекает всегда, напаивая вечно зеленые ситники, то есть души святых; ибо ситник есть растение, всегда любящее воду и всегда зеленое. А если бы он и оказался порезанным, то и при этом он будет находиться в хорошем состоянии. Так и добродетель святых не бывает всецело свободна от страданий, ибо хотя они и весьма кроткие приверженцы добродетели, но вместе с тем они и воинственны.

Иоил.3:19–21. Египет в погибель будет, и Идумеа в поле погибели будет за озлобление сынов Иудиных, понеже пролияша кровь праведную на земли своей: Иудеа же во веки населится, и Иерусалим в роды родов. И взыщу крови их и не обезвиню: и Господь вселится в Сионе.

Что касается исторического смысла этих слов, то Египет действительно подвергся наказанию; ибо он лишился царства, когда Камбиз, сын Кира, разрушил его, а Идумея подверглась опустошению, как об этом свидетельствует само положение дел.      Впрочем в этих словах пророческая речь, кажется, указывает нам на сокровенное исповедание, которое привел в исполнение Единородный, когда соделался человеком. Священное Писание обыкновенно уподобляет закоренелым идолопоклонникам и весьма сильно наклонным к идолослужению полчища демонов и всегдашних противников святых. Итак, погибнет, говорит, все враждебное, подобно Египтянам и Идумеянам; ибо непоколебимо обетование Христа, Который говорит о церкви, что «врата адовы не одолеют ей» (Мф.16:18). А что лукавые силы имеют подвергнуться наказанию за свои преступления против людей и все, которые осмеливаются на подобные тем дела, или отвлекая кого-либо по еллинскому заблуждению, или вовлекая «в неискусен ум» (Рим.1:28) учением предаваться всяким извращениям, – на это ясно указывает, говоря, что вследствие этого погибнут воевавшие против Сиона, «понеже пролияша кровь праведную», причиняли невыносимые обиды сынам Иуды, то есть, святым, чадам исповедания; ибо Иуда означает исповедание. И богодухновенный Давид негде говорит о неправедно убиенных: «яко взыскаяй крови их помяну» (Пс.9:13). А к сатане, изображаемому в виде Ассура, говорит: «якоже риза в крови намочена не будет чиста, такожде и ты не будеши чист: зане землю мою погубил еси и люди моя избил еси: не пребудеши в вечное время» (Ис.14:20). Итак, враги Сиона, говорит, подвергнутся гибели, «Иудеа же населится во век», и Иерусалим в роды родов, не тот, который был опустошен и сожжен (ибо Господь и Бог, будучи истиной, не может говорить неправды), но духовный, небесный, вышний Иерусалим, и божественный Сион, славный и прекрасный город, которого художник и зиждитель, и строитель – Бог, и в который войти да будет возможно и нам чрез Христа.

* * *

37

Слав.: «что вы мне…»

38

Слав.: «памятозлобствуете вы на мя остро?»

39

Слав.: «яко от Духа Своего дал есть нам.»

Комментарии для сайта Cackle