Источник

106

Аллилуия.

Пс.106:1. Исповедайтеся Господеви, яко благ.

По отвержении народа иудейского весьма кстати изображает призвание язычников Апостолами. Поэтому и повелевает восхвалять Бога и исповедаться Ему за великую Его милость.

Пс.106:3. От восток, и запад, и севера, и моря.

Кто же эти собранные от четырех стран вселенной, как не все народы, древле чуждые богочестия и не причащавшиеся Божественной влаги, но пребывавшие в великой жажде?

Пс.106:4. Пути града обительнаго не обретоша,

потому что не было у них доброго жития, но пребывали они в великом обольщении.

Пс.106:5. Алчуще и жаждуще, душа их в них исчезе,

потому что не имели у себя хлеба, укрепляющего сердце человеку, ни воды живой, о которой сказано: «иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки» (Ин. 4, 14).

Пс.106:7. И настави я на путь прав,

т. е. привел к вере в Него. Ибо сам Он сказал: «Аз есмь путь» (Ин. 14, 6).

Внити во град обительный.

Разумеет Церковь или небесный Иерусалим.

Пс.106:8. Да исповедятся Господеви милости Его.

Пс.106:9. Яко насытил есть душу тщу.

Какая же это душа? Не душа ли тех, о которых сказано: «алчуще и жаждуще, душа их в них изчезе? И душу алчущу исполни благ» (Пс.106:5), т. е. мысленного хлеба.

Пс.106:10. Седящыя во тме и сени смертней.

Не погрешим, сенью смертною назвав идолослужение и дела совершаемые в безбожии. Ибо они отлучают нас от истинной жизни. Этим-то делам предавались мы прежде, потому что «преогорчили Бога и раздражили... совет Вышняго» (Пс.106:11). «От величества бо и красоты созданий» надлежало «Рододелателя всяческих познавать» (Прем. 13, 5), и присносущную силу Его и Божество от создания мира уразумевать. Но мы, как слепые, которые живем во «тьме и сени смертней», у которых окованы и омрачены разумные силы души, «изменили славу нетленного Бога в подобие образа тленна человека и птиц и четвероногих» (Рим. 1, 23).

Окованныя нищетою и железом.

«Пленицами своих грехов кийждо затязается» (Прит. 5, 22), обнищав от всего доброго и прекрасного.

Пс.106:11. Яко преогорчиша словеса Божия,

нимало не приемля Божественного закона, но предаваясь мудрецам века сего.

И совет Вышняго раздражиша.

Какой же был совет Вышнего? Не тот ли, по которому «всем человеком хощет спастися и в разум истины пpиити» (1Тим. 2, 4)?

Пс.106:12. Изнемогоша, и не бе помогаяй,

потому что никто не был в силах истребить грех.

Пс.106:13. И от нужд их спасе́ я.

Какая же нужда больше этой – в неведении Бога, в душевной нищете, в греховном убожестве, быть порабощенными лукавым духам?

Пс.106:14. И узы их растерза.

Словом «растерза» показывает мгновенное истребление греха.

Пс.106:15. Да исповедятся Господеви милости Его.

В другой раз повторил то же о благодеяниях Его.

Пс.106:16 Яко сокруши врата медная,

имеет в виду сошествие Спасителя даже до ада, в которое отверз Он врата адовы, издревле для всех заключенные неразрешимыми узами, потому что невозможно было возвратиться оттуда желавшим выйти. Но Он сказал «сущим во узах: изыдите; и сущим во тме: открыйтеся» (Ис. 49, 9).

Пс.106:18. Всякого брашна возгнушася[f] душа их,

потому что не было слова, которое бы могло напитать их. «Врата же смертная» суть грехи, ведущие к смерти.

Пс.106:22. И да пожрут Ему жертву хвалы.

Обращает речь к святым Апостолам, потому что они преподали нам таинства Нового Завета.

Пс.106:33. Положил есть реки в пустыню.

Разумеет необузданный и отверженный род иудейский, ибо томимых прежде голодом и нуждающихся в духовной пище иудеев поселил при оных реках.

Пс.106:34. Землю плодоносную в сланость.

Разумеет иудейскую синагогу, потому что демоны были гражданами этого земного градоправления, а плодопринесло его нечестие. Но иссушили его солью учения Апостолы, о которых сказано: «вы есте́ соль земли» (Мф. 5, 13).

Пс.106:35. Положил есть пустыню во езера водная,

подразумевает народ из язычников. Ибо пророчество здесь слито и вводит лицо двух народов, говорит об отвержении одного, и о введении другого народа.

Пс.106:36. И составиша грады обительны,

т. е. благое и небесное жительство.

Пс.106:37. И насе́яша се́ла, и насади́ша винограды.

Что разуметь под селами, учить Сказавший: «изыде сеяй сеяти семене своего» (Лк. 8, 5). А винограды суть Церкви, по сказанному: «винограды созре́ша, даша воню́» (Песн. 2, 13).

Пс.106:38. И скоты́ их не ума́ли.

Скотами называет неразумных в Церкви, по сказанному: «ско́тен бых у тебе» (Пс. 72, 22); и: «человеки и скоты спасеши Господи» (Пс. 35, 7).

Пс.106:39. И ума́лишася,

т. е. принадлежащие к народу древнему.

Пс.106:40. Излияся уничижение на князи их.

Разумеет книжников и фарисеев.

И заблуждати сотвори я по непроходней, а не по пути.

Ибо блуждают они, не познав Рекшего: «Аз есмь путь» (Ин. 14, 6).

Пс.106:41. И помо́же убогу от нищеты.

Кто же убогий? Не тот ли, о ком сказано: «блажени нищии духом» (Мф. 5, 3)?

И положи яко овцы отечествия.

Своими собственными признал, говорит пророк, из всех отечествий собранные паствы.

Пс.106:42. Узрят правии и возвеселятся.

Кто эти правые? не те ли, о ком сказано: «ваша же блаженна очеса, яко видят» (Мф. 13, 16)?

И всякое беззаконие заградит уста своя.

«Бог оправдаяй. Кто осуждаяй?» (Рим. 8, 33)


Источник: Толкование на псалмы / святитель Афанасий Великий. - Москва : Благовест, 2011. - 527 с. ISBN 978-5-9968-0115-2.

Комментарии для сайта Cackle