священник Иоанн Якимов

Источник

Поучение в 5-ю неделю св. и Великого поста

Постящеся телесне, постимся и духовне.

Ныне у нас пятая неделя св. Великого поста. Для нынешнего дня о св. посте я хочу повести с вами, братие, и мою речь. Святая Церковь повелевает нам поститься. Постящеся телесне, говорит она всем нам, постимся и духовне.

Но постимся ли мы? Так ли мы постимся, как заповедала нам поститься св. Церковь? Конечно, на это некоторые, пожалуй, так могут сказать: «как же нам не исполнять постов? Мы люди крещеные, называемся христианами, в Бога веруем и молимся Ему, Церковь свою почитаем. Установила Церковь, чтобы христиане во время постов не ели скоромной пищи: мы так и делаем – едим пищу постную». А иные, пожалуй, и так скажут: «да нашему крестьянствующему люду и в скоромные дни приходится часто поститься, а настанет великий пост, только и еды, что редька, хлеб да вода». Но слышите ли, как научает нас поститься Св. Церковь? Она говорит нам: Постящеся телесне, постимся и духовне. С одного телесного поста мало выходит толку, а нужно поститься так, чтобы вместе с телом постилась и наша душа. «Да и душою постился мы, возразит кто-нибудь. Вот, например, установила Церковь, чтобы христиане во время постов говели: мы так и делаем. Вот многие из нас уже поговели, ходили в Церковь, молились, клали поклоны, ставили пред иконами свечи, были на исповеди, причащались Христовых Таин. А на следующих днях, Бог даст, и мы поговеем, свалим с плеч свои грехи». Все это хорошо, други мои. Так и должно поступать всякому христианину. Но выслушайте теперь меня, я сейчас хочу сказать вам. Постится ли душою тот, кто имеет в душе своей ненависть, вражду и злобу на ближнего, кто сквернословит, клевещет на брата, злословит и осуждает его? Постится ли тот, кто ради Великого поста, и даже во время говения и покаяния не хочет примириться с братом, не хочет проститъ ему обиды и оскорбления? Можно скоромной пищи не есть, можно и в церковь ходить, молиться и класть поклоны, но можно и обидеть человека, обмануть и обокрасть его. Можно и редьку есть, и хлеб с водою, но можно напиться пьяным, уподобиться скотам несмысленным и быть великим беззаконником. Нет, други мои, кто худых дел не оставляет, тот душою своею не постится, по-прежнему остается беззаконным.

Не так ли и многие из нас проводят посты? Вот одни из нас, точно, уже поговели, исповедались и Христовых Таин причастились. А что они делают теперь? Как постятся? Свалили ли с плеч свои грехи? Одни из исповедавшихся и причастившихся не один раз были уже пьяными, другие успели побраниться и даже подраться со своими соседями, поссориться со своими женами и детьми, даже со своими отцами и матерями. Иные не один раз обманули, обмерили и обсчитали своего брата, а иные, пожалуй, не постыдились и обокрасть его. Плохой это пост, худое говенье, и все это противно Богу.

Не такого поста и говенья требует от нас Господь и св. Церковь. Нужно не только не есть скоромной пищи, нужно отгонять от себя все худые и недобрые помыслы, удалиться от всякого беззаконного дела и приучать себя ко всему доброму. Только такой пост угоден Богу и приносит пользу нашим душам. Хотите ли знать, как постятся истинные и угодные Богу постники? Я укажу вам на это пример. Вы слышали когда-либо житие преподобной Марии Египетской? Что за дивная была она постница? Нынешний день св. Церковь в честь ее даже и службу совершает, чтобы нас грешных научить истинному посту и покаянию. Потому-то и я, други мои, вспомнив про Марию Египетскую, повел ныне с вами речь о посте. Уже прошла большая половина поста, не много остается времени до праздника св. Пасхи, а мы плохо постимся, или, вернее сказать, не постимся. Так вот послушайте про Марию Египетскую. Что за дивная, говорю, была она постница! Сначала она занималась худыми делами и была великая грешница. Но потом познала свои грехи, свое ока- янство и удалилась от людей в непроходимую пустыню. Там она удаляла от себя все худые помыслы и желания, боролась с ними, словно со зверями, и победила их; худые дела она оставила навсегда. Там она непрестанно постилась и молилась и всю душу свою изливала пред Богом. От поста и молитвы все тело ее иссохло, и своею молитвою и постом такую приобрела от Бога благодать, что могла ходить по водам реки Иордана. А когда она молилась, то поднималась от земли на несколько локтей. Когда же она умерла в своей пустыне, то зверь выкопал ей могилу, а великий подвижник, преподобный Зосима, водимый промыслом Божиим, предал земле честное ее тело. Вот какие дивные чудеса совершает св. пост!

Указывая вам на великую подвижницу Марию Египетскую, я не к тому говорю, что и всем нам нужно разойтись по пустыням. Нет, никто от нас этого не требует. Но я говорю к тому, как должны мы поститься и каяться во грехах. И живя в мире можно и должно поститься так, как и пустынники постятся в своих пустынях. Живя, христианин, в мире, делай свои дела по Божьему, не позволяй никаким худым помыслам входить в твою голову, не предавайся худым делам, во дни и нощи помни Бога и в душе своей имей всегда Божий страх, всякий день и час кайся в своих грехах, со своими домашними и со всяким человеком живи мирно, по закону Христову, и ты будешь истинный постник. И вот, живя в мире, ты угодишь Богу также, как Мария Египетская и другие подвижники угодили Богу в пустыне. И так, братие, для угождения Богу и спасения своих душ постимся телесне, постимся и духовне. Аминь.


Источник: Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи / [Соч.] свящ. Кур. епархии Белгор. уезда, слободы Тамаровки, Николаев. церкви Иоанна Якимова. – 4-е, доп. изд. ред. еженед. духовного журн. «Пастырский собеседник». - Москва : Тип. И.Н. Шарапова, 1901. - VIII, 520 с.

Комментарии для сайта Cackle