Поучение в неделю 30-ю по Пятидесятнице
Мир Божий да водворится в сердцах ваших (Колос. 3:15).
Вот какого блага желает нам св. апостол Павел! Он желает, чтобы в душе каждого из нас пребывал Божий мир.
Какой же это Божий мир? Это не тот мир, когда человек живет покойно и весело, в достатке земном, радуется со своими друзьями, и земное горе не тревожит его. Нет, это не Божий мир, а земной; а земной мир ненадежный, и не приносит нам истинной радости. Тот неизреченный мир, который подается нам от Бога, состоит в том, когда человек, будучи богат св. верою в Бога и добрыми делами, имеет в душе своей чистую совесть, когда совесть его не укоряет его ни в каком худом деле ни пред Богом, ни пред людьми, и он обращается к Богу, как добрый сын к своему отцу, имеет в душе своей христианскую любовь к друзьям и недругам, желает и делает им одно добро. Об этом мире мы часто слышим и в Божией церкви: «миром Господу помолимся; мир всем“. Этого-то мира и желает нам св. апостол Павел.
Сколько добра и радостей приносит нам этот Божий мир! Где мир и согласие, там любовь братская, а любовь братская есть источник благ земных. Препод. Варлаам, Новгородский чудотворец, передавая монастырь свой другому игумену, сказал: «пока будет любовь между братиями, дотоле ни в чем из земных вещей не будете чувствовать нужды, – все вам Господь будет посылать» (Чет.-Мин. 6 ноября). Где пребывает Божий мир, там и добрые дела и любовь Божия к людям; там нет ни врагов, ни воров, ни обманщиков, ни завистников, ни клеветников, ни ябедников и никаких обидчиков. Там брат любит брата, отцы и матери пекутся о детях, дети почитают отцов и матерей, муж с женою живут в согласии. Там соседи живут между собою, как добрые братья, и все общество человеческое состоит из одних друзей: там благословение Божие, похвала от добрых людей, там, благополучие, радость и веселие, там земное блаженство. В богодухновенном псалтире царя Давида написано: се, что добро, или что красно, но еже братии жити вкупе, яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века (Псал. 132:1–3).
Но как часто лишаем мы себя этих высоких радостей и бесценного благословения Господня! Вот ближний наш сосед, знакомый, сказал нам обидное слово, и куда девался наш мир и наша братская любовь? Между нами, как от искры пожар, возгорается вражда, ссора и брань. И вместо того, чтобы тотчас примириться, оставить ссору и вражду, мы нередко так и думаем в своей душе, как отомстить своему обидчику каким-нибудь не хорошим словом или делом. Вот между соседями о какой-либо маловажной вещи зашел спор, ни тот, ни другой один одному не уступает, – и началась между ними тяжба, непримиримая ненависть и вражда. А где ненависть и вражда, там нет и благословения Господня; а без благословения Господня какая может быть радость, какое довольство? Где обладает ненависть, происходит вражда между братьями, несогласие между детьми и родителями, ревность между мужем и женою, там какая клятва от Бога? какое осуждение от людей? какое смятение? какая мука? Святой апостол Иаков говорит: идеже зависть и рвение, там нестроение и всяка зла вещь (Иак. 3:16).
Что делать нам, братие, чтобы изгнать от себя вражду и злобу и поселить мир и согласие в наших семьях и обществах человеческих? Для этого никто из нас не должен никого оскорблять ни обидным словом, ни делом, и никому не должны мы завидовать, а напротив, каждый из нас должен иметь в сердце своем любовь к ближним, всем делать добро и быть довольным тем, что Господь посылает нам за наши труды. Ни про кого не должно также говорить худо и самых враждующихся стараться примирять. Тогда мы и врага – диавола отгоним от себя, и милость Господню приобретем; мы будем достойны называться сынами Божиими, как и Господь сказал в Своем Евангелии: блажени миротворцы, яко тии сыновe Божии нарекутся (Матф. 5:9). А как дорого для Бога и души христианской примирение враждующих, об этом я расскажу следующий пример из жития святых. Один пустынник пришел на некоторое время в скит. И как он не находил для себя особливой келии, то один из скитских старцев, имея у себя лишнюю келью, предложил ему занять ее, доколе он не найдет себе другой. К пришельцу стали приходить для беседы. Это не понравилось старцу, который дал ему свою келью. Он начал роптать и даже злословить его. «Я столько лет провел здесь в великом посте», сказал он ученику своему, «и никто не приходит ко мне; а этот пришелец только несколько дней живет здесь, – и все идут к нему. Поди и скажи ему, чтобы он оставил нашу келью“. Как же поступил ученик? Пришедши к пустыннику он сказал ему: «Отец мой желает знать, здоров ли ты?“ Пустынник отвечал: «Скажи отцу своему, чтобы он помолился обо мне; я немного болен». Ученик, пришедши к старцу своему, сказал, что пустынник нашел себе келью, и скоро отсюда выйдет. Спустя несколько дней, старец опять посылает ученика своего сказать гостю, что если он скоро не выйдет, то он выгонит его. Но ученик, пришедши к пустыннику, сказал: «Отец мой слышал, что ты болен, и послал меня навестить тебя“. Пустынник отвечал: «Скажи отцу своему, что я, по молитвам его, теперь здоров». Возвратившись ученик сказал старцу, что гость на этой неделе выйдет. Когда прошла неделя, а пустынник не уходил, то старец взял свой посох и пошел выгонять его. Но ученик и здесь нашелся, что сделать. «Подожди, отче, сказал он старцу, я пойду вперед и посмотрю, нет ли там кого из посторонних, чтобы не сделать соблазна». И пришедши к пустыннику, сказал ему: «Отец мой идет звать тебя на ужин». Услышавши это, гость поспешил навстречу к старцу и, кланяясь ему издали, сказал: «Не трудись, отче; я прииду к тебе». И чем же кончилось дело? Умиленный такою кротостью и добросердием пустынника, старец обнял и целовал его, как будто бы ничего не было между ними, и ввел его в свою келью. Угостивши и проводивши гостя, спросил ученика своего: «Ты не говорил ему, что я тебе приказывал?» «Нет», отвечал ученик. Обрадовавшись и познавши в своей вражде к пришельцу действие вражеской зависти, старец упал к ногам ученика своего и сказал ему: «Отныне ты отец мой, а я ученик твой, потому что чрез твое мудрое и благое действие спасены души обоих нас» (Пример. Благоч. стр. 77, 78, 79). Вот как поступают добрые люди! Они и сами со всеми живут мирно и враждующих примиряют. А мы, други мои, часто совсем не так поступаем. Услышим, напр., что сосед наш говорит про другого соседа нехорошие речи, и мы уже спешим передать эти речи тому, про кого они сказаны, и чрез эти речи сами поселяем между людьми вражду и злобу. А то, пожалуй, к чужим речам добавим и своих худых речей, чтобы скорее возмутить сердца человеческие и поселить между ними еще большую вражду.
Нет, други мои, своим немиролюбием и враждою кроме худа мы ничего себе не приобретем; мы и Бога прогневим и заградим себе путь в небесное царство. Лучше будем стараться жить с людьми так, как живут и поступают добрые люди. Будем стараться друг друга ничем не оскорблять, ни словом, ни делом, жить со всеми в мире и единомыслии, и Бог любви и мира всегда пребудет с нами (2Кор. 13:11). Аминь.