Наслаждение

Литература по теме

Наслажде́ние – высокая степень удовольствия. Наслаждения могут быть телесными, душевными и духовными. Наслаждения плоти греховны не сами по себе, их опасность состоит в том, что они являются приманкой греха (они изнеживают человека, через расслабление тела приводят к вялости и бессилию в жизни духовной).

Цитаты о наслаждении

«Наслаждения питаются долгим сном, вкусной пищей, красивой одеждой, мягкой постелью и вообще всем тем, что доставляет покой нашему телу. Ты спросишь: разве грех – спокойно спать, хорошо есть и пить, ходить на празднества и увеселения? Это, может, и не грех, но этим ты подготавливаешься к нему».
преподобный Никодим Святогорец

«Всякая человеческая испорченность, именуемая также пороком, состоит в том, чтобы желать пользоваться тем, чем должно наслаждаться, и желать наслаждаться тем, чем должно пользоваться. Напротив, всякая упорядоченность, также называемая добродетелью, состоит в том, чтобы наслаждаться тем, чем должно наслаждаться и пользоваться тем, чем должно пользоваться».
блаженный Августин

«Время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие... и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего» (1Кор.7:29–31), то есть живи в мире и подчиняйся его обстоятельствам, но столько, сколько можно позволить временному страннику, который озабочен путешествием к горнему отечеству. Имеешь ты жену – живи с ней в любви и согласии, но не привязывайся к ней всею душою своей до забвения Бога и той жизни, в которой ни женятся, ни посягают; не делай ее целью твоей жизни и преимущественным предметом твоих забот: имеющие жен должны быть, как не имеющие. Ты, купец, покупай и продавай, но не делай своей торговли целью твоей жизни, не привязывайся слишком к деньгам: покупающие (да будут), как не приобретающие». Хочешь жить в мире и наслаждаться его удовольствиями? Вкуси их, если хочешь, но не пресыщайся ими (разумею позволенные удовольствия). Не живи только для них: пользующиеся миром сим, как не пользующиеся».
праведный Иоанн Кронштадтский

«Наслаждение доходит до греха, когда оно вопреки закону природы. Оно же двояко, душевное или телесное: душевное – стремление к славе, а телесное – еда, питие, отдых тела, сон, соитие с женщиной. Все это естественно и хорошо, когда происходит согласно естественному порядку и закону Создателя, и дурно – когда вопреки закону Создателя и естественному порядку и употреблению. <…>
Телесное наслаждение, еда, питие и прочее, принимаемое согласно естественному употреблению и закону Создателя, есть добро, а когда это происходит против закона Божия по нашей воле и злоупотреблению, зло: например, еда и питие, поскольку они служат для жизни и поддержания тела, – добро, подобно и сон, и общение с женщиной – добро знать собственный сосуд, а пользоваться едой и питьем и женщинами без разбора для неразумных наслаждений, подобно бессловесным животным, – зло».
прп. Иоанн Дамаскин

«Само по себе наслаждение – вовсе не грех. Это проявление воли Творца. Только нельзя им злоупотреблять. Ибо кто может наслаждаться без Него (Еккл.2:25). Бог, а не дьявол, создал в мозгу человека центр наслаждения».
священник Даниил Сысоев

«Царствие Божие, говорит апостол Павел, есть правда, и мир, и радость о Дусе Святе (Рим.14:17). А так как и природа есть Царство Божие, и христиане суть народ Божий, то вместе с дарами духовными и все, что есть лучшего, чистого, благородного в мире земном – свободою христианскою открыто нам для наслаждения, но под условием, чтобы наслаждения наши не нарушали нашей внутренней правоты пред Богом и пред совестью, и не делали нашего сердца недостойным и неспособным к утешениям благодати Божией».
архиепископ Амвросий (Ключарев)

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka