Источник

Наслаждение

Презирай насыщение чрева и не будешь объят и связан узами страстей. Претерпевай голод и жажду плотских наслаждений и от тяжести душевной освободишься и насытишься Божественной пищей. Ибо не претерпевающий малого голода претерпит от страстей большие бедствования. Сравни сладость тленную с тщетою, угождение плоти с тяжестью, временное утешение с душевной горестью, – знай, что более этим прельщаться не захочешь, ибо сладость тленная – это не сладость, но горесть души; угождение плоти – это не угождение, но раздражение и тягота; утешение временное – это не утешение, но скорбь и печаль, и не Царствие Небесное, но его лишение. "Ибо, – говорит апостол, – Царствие Божие, не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). Не прилагай сердца твоего к земным сладостям, ибо они временны и тленны. Не в питии и яствах земных утешение свое полагай, но небесных, лучших, в Боге ищи. Однако, если бы и всеми яствами, и питиями ныне изобильно ты насладился бы и пил бы, не подобает тебе к ним прилагать сердца, ибо там они не пребудут с тобой вовеки, потому что все земное временно, а одно только небесное вечно и непреложно. Пробеги умом жизнь свою от юного возраста и вспомни, что ты с давних пор ел и пил: не один раз ты ел и довольно пил, однако все это прошло, как будто никогда и не было, и нет ныне о том никакого воспоминания и никакой от того пользы. Ибо как тогда, так и теперь, хотя и всеми яствами, и питиями насладишься, ничего более не получишь, как только вред, и за каждым случаем наслаждения – тяжесть душе и обновление страстей. Поэтому не здесь всем этим желай себе иметь воздаяние, но в небесном все свое упование полагай. Пренебрегай временной сладостью тленного, дабы не отлучиться от вечного наслаждения и не погубить жизнь вечную. Ибо угождение плотской сласти есть не что иное, как только душевная тягота и великое томление совести: не столько в том утешения, сколько скорби; не столько сладости, сколько после того тяжести. Суетно то утешение, которому тотчас последует горесть и печаль (3).

Не принимай в сладость временную сладость, ибо всякая временная сладость, не пребывающая вечно, суетна, всякое плотское утешение исчезновенно, всякое временное наслаждение – это явное прельщение и тяжесть душе. Похоть плотская – это смерть душе, а Божественное желание и любовь – это жизнь и присносущная радость (3).

Всякое плотское наслаждение – это душевная тяжесть, духовное же в Господе Божественное наслаждение – мир души, спокойствие совести, свобода духа, радость, беспечалие и ко всем любовь нелицемерная; наслаждение же временное и похоть плотская не что иное есть, как только тяжесть и смущение. Ибо каков может быть покой от объедения и пьянства? Каков покой от похоти плотской и блудного рвения? Углуби только в это ум, свяжи себя плотской любовью, – что примешь? Что спасительное приобретешь? Ничего, но только мрак, тьму, бессловесный союз, недоумение, скорбь и печаль, и безвестие спасения (3).


Источник: Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского / [ред.-сост. Т.Н. Терещенко]. - Москва : ДАРЪ, 2008. - 601, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle