Легкомы́слие —
1) несерьёзность по отношению к собственным мыслям, желаниям, словам, поступкам, поведению;
2) несерьёзность в отношении оценок мыслей, желаний, поступков, действий, поведения других людей;
3) несерьёзное отношения к жизни вообще;
4) безответственность.
Почему легкомыслие опасно в отношении спасения?
Не нужно объяснять, что даже и в условиях повседневной, обыденной земной жизни легкомыслие бывает причиной неприятностей, бед.
Так, легкомыслие изнывавшего от голода Исава, проявившееся в продаже им своего первородства Иакову (в обмен на похлёбку, (Быт.25:29-34)), в дальнейшем дало тому повод исхитить благословение отца, которое в действительности предназначалось не ему, но старшему брату (как первенцу). Благословение было получено обманным путем, однако, отец, Исаак, узнав об обмане, решения не изменил: благословение перешло к младшему брату.
Легкомыслие царя Езекии, необдуманно показавшего послам из Вавилона всё, что хранилось в сокровищницах, впоследствии послужило одной из причин вражеского нашествия и разграбления всех его богатств (Ис.39:1-8).
Куда более пагубно легкомыслие отражается на духовной жизни. Уже во времена Ветхого Завета такого рода расположение души рассматривалось в пророческой проповеди как весьма нежелательное и опасное с точки зрения веры и нравственности.
Так, вещая от имени Вседержителя и обличая своих соплеменников в злостных нарушениях Божьего закона, Иеремия указывал им именно на легкомыслие: «Ибо от малого до большого, каждый из них предан корысти, и от пророка до священника — все действуют лживо; врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: “мир!”, “мир!”, а мира нет» (Иер.6:13-14).
Во времена Нового Завета апостол Павел ставил легкомыслие в один ряд с делами плоти и нетвердостью в слове (2Кор.1:17).
О пагубности легкомыслия в сфере духовного делания много написано в святоотеческой аскетической литературе. Внешним образом оно может проявляться различно, например, в несерьёзном, безответственном отношении к молитвенному деланию, монашескому послушанию, храмовому богослужению, чтению назидательной литературы, слушанию сомнительных учений.
Внутренне легкомыслие обнаруживается в недостаточном самоконтроле в деле борьбы с греховными помыслами, желаниями и страстями, в духовной борьбе.
Особой формой легкомыслия является извращенное отношение к Божественному Промыслу, когда под предлогом возвышенного упования на Бога человек фактически снимает с себя ответственность за решение тех или иных насущных вопросов, уповает не на Бога, а на случай, на пресловутое «авось». К легкомыслию можно отнести и чрезмерное, неоправданное упование на Божественное милосердие (мол, зачем надрываться подвигами веры?, Бог и так всех спасет).
История знает множество случаев, когда легкомыслие, вкупе с другими факторами, доводило верующих до отпадения от Церкви, от Христа.
Цитаты о легкомыслии
«Кто скоро доверяет, тот легкомыслен, и согрешающий грешит против души своей».
Сир.19:4
Литература по теме
- Легкомыслие свт. Игнатий (Брянчанинов)
- Легкомыслие как нравственный выбор свящ. Домусчи Стефан
Комментировать