Воцерковление должно носить системный, поэтапный характер, очевидность этого тезиса в наше время уже мало у кого вызывает возражение. Несомненно, встреча человека и Бога носит неповторимый, таинственный, личностный характер и не поддаётся схематизации. Также не вызывает сомнений, что люди имеют различную силу воли, интеллект, душевные особенности. Тем не менее, есть исторический и современный опыт, показывающий, что без системной катехизации большинство «семян» оказываются посеянными «в тернии». Длительная трёхэтапная система воцерковления золотого века катехизации наглядно показала свою эффективность, и мы не должны терпеливо ждать чудесных превращений «савлов» в «павлов», в уповании на Божественную благодать, пренебрегая собственными усилиями.
В любой области человеческой деятельности присутствует поэтапность, постепенность усвоения знаний, опыта. Никто не поступает в старшие классы, минуя начальную школу, никто не начинает изучать иностранный язык с грамматики, не выучив хотя бы нескольких простых слов. В религиозных вопросах, тем не менее, большинство людей считают себя знающими, так как и сама вера представляется им набором несложных обрядов. Проблема состоит в том, что ответы на вопросы из области догматики, сотериологии, экклезиологии не могут быть адекватно поняты без знания основ христианского вероучения, задачи для 8-го класса не решаются без того, чему учат в первом. Люди, практически ничего не знающие о Спасителе, задают вопрос: «Что такое Причастие?», тогда как во время расцвета катехизации (IV век) смысл происходящего на Евхаристии открывали только новокрещённым.
Поэтому отрывочные, фрагментарные сведения не приносят плодов, не приближают людей ко Христу, а создают лишь иллюзию понимания некоторых вопросов. Эта иллюзия парализует человека в стремлении к духовному росту. Даже многие воцерковлённые люди успокоены тем, что они бывают в воскресный день на Литургии, читают молитвенное правило, соблюдают посты. В итоге получается религия закона и уверенности в том, что духовная жизнь идёт по правильному пути.
Исходя из этого, поэтапная катехизация должна стать не причудой отдельных пастырей, а общецерковной задачей, необходимой составляющей жизни каждой общины.
Необходимо выделить и рассмотреть составляющие системного воцерковления. Можно назвать их триаду:
- благодать Божия,
- катехизация,
- христианская община.
В постсоветский период огромное количество людей осознало свою религиозную идентичность в христианстве и пожелало креститься. Крестили практически всех желающих, без подготовки. Вся надежда была на благодать Божию. После того, как более 70% россиян крестились, обнаружилось, что в Церкви остались лишь несколько процентов новокрещённых. Это привело к пониманию порочности Крещения без просвещения. Слово катехизация перестало восприниматься как древний пережиток и увлечение узкого круга священнослужителей. Была принята «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви», на общецерковном уровне готовится «Образовательная концепция Русской Православной Церкви», в храмах решено ввести штатную должность катехизатора, а в некоторых епархиях уже запрещено Крещение без предварительного оглашения.
Говорить об итогах второго этапа пока рано, но уже смело можно прогнозировать, что и после его реализации количество воцерковившихся новокрещённых не будет велико. Причина в том, что человек, даже получив определённую степень знаний, не должен остаться один, он должен (желательно ещё в процессе катехизации) влиться в церковную общину соответствующего храма.
Реализация третьего этапа – это вопрос времени, далеко не все приходы пока представляют собой христианскую общину. Одна из задач оглашения состоит в разрушении у катехуменов индивидуалистического представления о церковной жизни, спасении. В идеале Крещение должно являться принятием новых членов в Евхаристическую общину. Катехумены, объединённые в группу, учатся жизни в ином, братском, пространстве, которое после Крещения должно органично претвориться в жизнь приходской общины. Помощь в воцерковлении новых членов является задачей и каждого члена прихода. Соблюдая Великий Пост (изначально предназначенный для оглашаемых), верные со-переживают с ними таинство вхождения в церковную общину, молитвенно поддерживают их.
Приходилось слышать, что средний период формирования приходской общины в наше время составляет семь лет, но, несомненно, это в первую очередь зависит от возможностей клириков прихода, желания его настоятеля и состава прихожан.
В качестве примера большой и дружной церковной общины хотелось бы привести приход Иоанновского ставропигиального женского монастыря Санкт-Петербурга, состоящий из нескольких сотен прихожан и духовно окормляемый старшим священником монастыря, протоиереем Николаем Беляевым.
«Для более эффективной помощи и взаимопомощи членов прихода друг другу прихожане объединены в группы по профессиональным интересам.
Эти группы получили название общин. Для удобства им даны краткие названия, отражающие профессиональную деятельность их членов. («Гиппократ» − врачебная, «Закон» с юридическая, «Педагог» − педагогическая и т.д.). Каждая община имеет двух-трех взаимозаменяемых руководителей. Общины регулярно собираются для обсуждения своей деятельности. В настоящее время в приходе существуют тридцать четыре различных по численности (от 2 до 150 человек) общины.
Большие общины разделены на подгруппы по 10 человек. Это позволяет эффективно и быстро доводить до каждого члена общины общеприходскую и внутриобщинную информацию (о паломнических поездках, совместных трудовых начинаниях, встречах, просьбах о помощи, о приходских праздниках и крупных мероприятиях, которые готовятся совместными усилиями всех общин)»[1].
Катехизация в идеале должна являться плодом миссии. Большинство взрослых людей в нашей стране уже крещены, поэтому основными группами катехуменов должны стать:
– невоцерковленные родители при Крещении младенцев;
– невоцерковленные восприемники (по определению они должны быть не просто воцерковлены, но и иметь значительный опыт духовной жизни, однако на практике у родителей не всегда есть подходящие кандидатуры на роль крестных);
– собирающиеся венчаться;
– осознавшие необходимость катехизации через проповедь, священническое наставление после исповеди или перед первой исповедью, с помощью православных СМИ и т.п.
Даже далёкие от Церкви люди периодически приходят в храм: помянуть своих близких, освятить автомобиль, куличи, взять святой воды для болящих. Этих людей мы должны стараться заинтересовать, правильно сориентировать в духовной жизни.
В качестве резюме к этой главе привожу слова протоиерея Геннадия Фаста, уже несколько десятков лет занимающегося предкрещальной катехизацией: «Вопрос в том, куда мы приведем новообращенного. Если в храме благоговейно совершается богослужение, есть дружная община, сплоченная вокруг Божественной литургии и таинств, объединенная совместными делами, в том числе делами милосердия и благотворительности, то есть если человек сможет увидеть церковную жизнь во всей ее полноте, он с гораздо большей долей вероятности останется в этом храме. Если нет — его ничто не задержит в Церкви, даже если он прослушал цикл прекрасных лекций»[2].
Кирилл Борисов, магистр богословия
Примечания
[1] Приход Иоанновского ставропигиального женского монастыря Санкт-Петербурга. / – [Электрон. ресурс] (1 файл). – URL:
http://pravprihod.ru/pages/main/right_menu/prihod/index.shtml (03.12.2012).
[2] Газета «Кифа». С чего нужно начинать катехизацию. – [Электрон.ресурс] (1 файл). – URL: http://gazetakifa.ru/content/view/3946/ (03.12.2012).
Комментировать