Сын церковный <br><span class=bg_bpub_book_author>протоиерей Иоанн Шевелев-Наседка</span>

Сын церковный
протоиерей Иоанн Шевелев-Наседка


Сын церковный

Сиречь сказание нужнейших обычаев науки православной христианской веры, новопросветившемуся потребных.

Сказание о сыне церковном, как рожден верующим во Христа.

1. Раб новый, чадо, сын церковный. От Церкви мы все купелью Святого Крещения рождаемся. В ней и ты захотел креститься Святым Крещением, во имя Отца и Сына и Святого Духа.

О том, как не неволею вводят в Крещение Православной Веры.

2. Помни всегда то, что не муками, или неволею, или угрозами тебя принуждали. Но ты сам, видев нашу чистую и непорочную во Христа Бога Веру Православную, креститься захотел и с нами, православными христианами, равным быть.

О времени твоего крещения.

3. И крестился ты не во младенчестве, а в совершенном юношестве. Но сколько бы ни было тебе лет. Духом ты все еще младенец.

Об отречении сатаны.

4. И ради твоего малого возраста о том всегда помни, как сатаны отрицался, и всех ангелов его, и всех дел его.

Об отречении еретиков и их ересей.

5. А от дел сатанинских отрицаясь, отрицался ты злых еретиков, которые Православную Веру извратили и от Церкви отпали. Ереси же эти суть: латинство («католицизм»), протестанство, лютеранство, англиканство, баптизм, жидовство, духоборчество, (ереси «белых братьев», Ивашки Береславского — «богородичники», злоподобного Муна — доп. Ред.) и иные древние и новые. Всех же, учению и делам их последователей отрицался и проклинал.

О злых и непотребных делах сатанинских.

6. Помни же ныне и никогда не забывай, что есть дела сатанинские, которых ты отрицался. Это суть: гордость, высокоумие, клеветание, ложь, клятва неправая, клятвопреступление, еретичество, волхование (астрология, колдовство, магия, йога и подобное — доп. Ред.), лукавство, зависть, скверность, блуд, воровство, разбойничество, и всякая злоба, нечистота и подобное.

О забвении ересей и иных злых учений.

7. Ересей же, неверия и злых учений, которых отрицался во Святом Крещений, не вспоминай, и их учению после отречения не внимай и вновь мысли свои к ним не возвращай. Но эти учения всегда оплевывай и проклинай. Если же забудешься ты, и придет тебе на память прежняя, неверная жизнь твоя, что жил в неверии и эловерии, или вспомнишь злоучения еретиков и богохульников, тогда думай о них, что враги Божии и человекоубийцы суть. Таково есть отречение от злоучителей и их ересей.

Об обещании Христу во Святом Крещении.

8. И помнить тебе потребно — как ты обещался Христу. Обещался Того всегда любить, дела Его творить, и заповеди и повеления Его всегда слушать и исполнять. Слушать, что сам Господь Иисус Христос Евангелием говорил нам, и как святым своим ученикам и апостолам учить повелел, как семью соборам и святых отцов вселенную утвердил и правила Свои Божественные установил. Все же эти правила ты слушать и выполнять и тем во Христа веровать обещался.

Похвала крестившемуся

9. Знай о том, что воистину доброе дело сделал, и праведно ныне родился, и светом Христа Бога нашего просветился. Омыл тело свое и очистил душу свою. Оставил родившего тебя, но познал Создавшего тебя. Отбежал от тьмы и свет приял. От дьявола удалился и к Богу приблизился.

О приближении к Богу

10. Внимай себе приятно и разумей внятно, чем приблизился к Богу. Тем, что крестился во имя Отца и Сына и Святого Духа и тем, что обещался Христу. Ныне Святым Крещением стал ты рабом Божиим и товарищем Христу. Так не удаляйся от Него, но исполняй то, в чем обещался Ему, и тогда Бог приблизится к тебе, и будешь Божий.

От чего добрым именованием будешь именоваться и все доброе наследовать.

11. И если хочешь быть Божий, имей Его всегда в сердце своем, и твори правду во всяком деле. Не бесись, не кради, не лги, будь ко всем смирен и любовен, господину своему послушен и верен, будь добр, а не лукав, не ленив и не зол. И этим все доброе обретешь и все благое унаследуешь.

О мудрости.

12. Если хочешь себе мудрость снискать и разум добрый иметь, и нравом своим украситься, то учись книгам церковным и прочитай слова Божии и учения святых Его. И тем увидишь, что душа человеческая честнее богатств всего мира, ибо богатство смертно, душа же безсмертна.

О душе безсмертной.

13. И когда поймешь, что безсмертна душа твоя, тогда уразумеешь истинную Православную Веру, ее же ради пророки веселятся, апостолы хвалятся, святители украшаются, мученики венчаются и все верные величаются.

О Вере Православной.

14. О ней же и мы ныне тебе слово сказываем. Такова есть Вера Право- славная, что ею и на Земле живущие люди, и по отшествии душ своих к Богу непрестанно с небесными ангелами беседуют и Бога славословят. Этой Верой великие чудеса творятся: слепые просвещаются, хромые и расслабленные исцеляются, больные поправляются и всякие болезни и недуги врачуются.

О святых Божиих угодниках.

15. Таковые были, святители: Великий Василий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Климент папа Римский, Петр Александрийский, Николай Мирликийский, Афанасий и Кирилл Александрийские, Лев Катаньский, Поликарп Смирнский, Петр, Алексий, Макарий, Иона, Филипп, Иов, Ермоген, Иннокентий и Тихон Московские, и преподобные Богоносные отцы наши: Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский. Варлаам Хутынский, Сергий и Герман Валаамские, Зосима, Савватий и Герман Соловецкие, Александр Свирский, Серафим Саровский и Алексий человек Божий и много иных таковых, им же всем число и имена лишь Бог ведает.

О трапезе святых.

16. Ты же не дивись и не думай, что неправду о них говорили, как они слепому молитвою очи подавали, и великие недуги и болезни исцеляли. Да и жизнь их была непохожей на человеческую: терпели словно безплотные, и пища была им хлеб и вода, и вкушение редко и помалу.Иные вкушали через день, а иные через два, иные — через неделю, а иные — через две недели, иные и сорок дней ничего не вкушали, а иные и вообще хлеба не ели, лишь траву и коренья.

Об одежде святых.

17. Так и об одежде своей не радели, но терпели нагим и босым телом зной солнечный и мороз зимний, всякое по земле скитание и на деревьях и камнях житие.

О молитве святых.

18. Так и молитва их к Богу день и ночь обращена, и даже когда уснут — молитва их, словно столп непоколебимый, не колеблется и не умолкает. Так было прежде, и сейчас так есть. Такова вера и любовь святых к Богу.

О молитве всякого человеку в миру живущего.

19. Нам же, в миру живущим, такого труда понести невозможно. И того радите же святые отцы нам на всякий день правила церковные и домашние установили и так повелели молиться. А без правила церковного и моления домашнего православному христианину никоим образом жить не подобает.

О правиле церковном.

Знай и о том, что такое правило церковное. Это вечерня с повечерием, полунощница с утреней и часы с обеднею.

О том, что и о какое время в церкви поется и чего ради так установлено.

20. Знай, что и чего ради установлено святыми отцами к пению в церкви: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы, обедня и молебен.

О вечерне.

Вечерню поем от того, что сподобил нас Господь Бог от утра до вечера день перейти здравыми. И вечер такой же возвещает Он нам и уготовляет.

О повечерии

Повечерие поем, то есть молим Бога, да сподобит Господь нас без страха уснуть и полунощные молитвы верно совершить.

О полунощнице.

21. Полунощница того ради поется, что в полночь Бог придет судить живых и мертвых, праведных и грешных, и воздать каждому по делам его.

Об утрени.

Утреню ранним утром повелели петь святые отцы потому, что ранним утром Христос Бог наш воскрес из мертвых и всем верным жизнь вечную и радость даровал.

О часах.

22. Первый час поем, дабы прославить Светодавца, сотворившего день и осветившего нас светом дневным по великой Своей милости. Третий час поем потому, что в третий час на святых Своих учеников и апостолов Господь от Отца Дух Святой послал и тогда стали апостолы разными языками говорить и проповедывать. Шестой час поем оттого, что в шестой час Адам первый создан был и в тот же час Адам второй Господь наш Иисус Христос за грехи наши и Адамовы вольно пречистой плотью Своей распялся. Девятый же час поем потому, что в девятый час Христос, Отцу Дух предал, и всегда сущий Божеством, на Кресте плотью страсть принял. И ради умерших до ада снизошел, и царство адово разрушил, и воскрес в третий день, с Собою всех верных воскресив.

Об обедне, то есть о литургии.

23. Святая и Божественная литургия совершается, и это есть тайна великая и несказанная. Тогда со священником невидимо Ангелы служат, тогда Господь наш Иисус Христос — непорочный Агнец за нас заклается и в пищу верным, на избавление грехов и в жизнь вечную, подается. Многое же об этом сказать можно, но все на своих местах в свое время найдешь, а ныне и сего достаточно.

О молебнах.

24. Молебны же поются, когда кто захочет, рано и поздно, днем и ночью, утром и вечером. Не подобает смотреть время, когда Бога молишь, ведь где встретил Царя, там и молишь его. Сказал я тебе слово о церковном правиле, ты же помни услышанное, и навыкай добрых обычаев истинногоблаговерия, и поучайся нравом своим, словами и делами добрыми, и слушай людей добрых, а не злых.

О Церкви.

25. Слушай и о Святой Божией Церкви: как ее понимать, как к ней приходить и как в ней стоять. Называли Церковь Божию святые отцы Земным Небом, Невестой Христовой и Домом Божиим, потому что Бог в Ней пребывает, и к Нему все верные прибегают, и от Него милости и оставления грехов просят. Если же не сомневаясь, с верою просят, то получают просимое.

О церквях (храмах).

И еще прилежно слушай о церкви. Не думай, что святая церковь просто здание, потому что она Кровью Христовой окроплена и Духом Святым освящена. Этого ради ничто скверное в ней да не пребывает: ни зверь, ни скотина, ни иноверец, и ничто нечистое в нее да не входит.

О том, что если нечистое в церковь войдет,

26. Если же когда и войдет что-то нечистое послучайности какой-то или небрежению нашему, тогда священник молитвою очищает и Святою водою окропляет, и поэтому чиста и свята она всегда пребывает.

О верах прочих.

27. Но есть на свете вера еретическая, вера поганая — масульманская, есть вера жидовская, и зловерие сатанинское — многобожие и идолослужение различное, индийское, китайское, японское и иных народов в язычестве пребывающих, и даже вера бесовская — сатанизм. Но не правы и не истинны веры эти, не добры и неполезны, ибо измышлены они человекоубийцей дьяволом.

О домах и капищах их.

28. Ты же знай о храмах еретических, что не украшены они, но обнажены, и не храмы суть, но простые дома. Что «храмы» эти не освящены, как повелели святые апостолы и Божественные отцы, и несовершенны, но всю их красоту злые еретики ограбили и обнажили, и всю их честь отняли. Еретики свои «храмы» не освящают, кресты на них не поднимают, снятые иконы не вносят и тем церкви не украшают, книги Слова Божьего в них соборно не читают и тем не поучаются. И чистыми церкви свои не соблюдают, и можно просто сказать: церковного устава и украшения не имеют, а без украшение словно голые. И нет в церквях их гласа, который словом возвещал бы путь истинный, стихиры там не воспеваются, кондаки и икосы каждодневно не обновляются, светильны, Богородичны и Крестобогородичны не возглашаются, святые же священнословия никогда в храме еретическом не бывают. Есть же в капищах сатанинских — языческих и иноверческих лишь мерзость, поганые обычаи и богохульство.

О церкви Христовой.

29. У нас же, в Православном Христианстве, есть Святая и Непорочная и Апостольская церковь, которая Божественными и Священноноснымисловами освящена и вся по преданию святых отцов украшена и совершенна. И того ради слушай, как тебе к церкви приходить и в нее входить.

О приходе к церкви.

30. Ты же будь внимателен и то всегда храни, что когда придешь к церкви, не спеши в нее войти, но стань возле нее и испытывай совесть свою. И если что случилось с тобой скверное во сне или наяву, от бесовского смущения и мечтания, или, когда шел к церкви, помыслил нечто блудное, то не входи в церковь, но стань тогда перед дверьми церковными, словно Адам перед вратами Райскими и помышляй, чти врач человеческий отлучает тебя от нее. И если враждуешь с кем-то или гнев имеешь на кого-то, также не входи в нее, покуда враждовать не перестанешь и пока не умирится совесть твоя.

Еще о приходе к церкви.

31. Если же от скверны мечтания бесовского чистым ты сохранился, и тогда не спеши входить в церковь. Но поклонись перед церковью трижды, смотря на образ Спаса, и молись к первому поклону. «Боже, милостив буди мне, грешному». И ко второму поклону: «Боже, очисти грехи моя и помилуй мя. Созвавыймя Господи, помилуй мя». К третьему же поклону молись: «Без числа согрешил, Господи, прости, мя». И потом, обращаясь на все четыре стороны — восток, юг, запад и север, людям, там стоящим, поклоняясь говори: «Простите мя, отцы и братия». И после этого в церковь входи.

О входе а церковь.

32. Когда-же входишь в церковь, тогда со страхом и трепетом, грешным себя помышляй и недостойным входа церковного, ибо входишь в Земное Небо. И когда станешь в церкви, молись Творцу своему и Богу и помни, что на Небесах стоишь и не помышляй ничего земного, но только воздыхай и молись о греках своих.

О стоянии в церкви.

33. Стань на одном месте, тихо и смирно, и возле тебя стоящего не толкай и не тесни, разве лишь по великой необходимости. Но став, сотвори так же три поклона, как мы тебе прежде сказали. И с ними молись: «Боже, милостив…», и далее.

О поклонах.

34. Если день — ни праздник, ни суббота, ни неделя (воскресенье), тогда клади земные поклоны. Если же праздник, или суббота, иди неделя (воскресение), тогда поклоняйся до пояса. И после трех поклонов входных произноси молитву «Достойно есть»и здесь клади поклон земной во всякий день. Потом: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь», и «Господи, помилуй», трижды и «Господи, благослови». И после — три поклона по первому обычаю.

О поклонах людям.

35. И потом поклонись на четыре стороны, людям, около тебя стоящим , и говори им также, как и прежде: «Простите мя отцы и братия». Поклоняйся же им не в землю, а только в пояс.

О поклонах властям.

36. Если где и власти будут, мирские и духовные, ты всегда прежде поклонись до земли и скажи: «Прости мя отче святый, и благослови мя, и помолися за мягрешного». Но говори это не вслух, а только про себя, тайно. Такое начало всегда твори, когда по Святую Церковь входишь.

И еще о входе в церковь.

37. Во святую церковь вошел, словно ковчег Ноев нашел и потопа греховного убежал. Внимателен будь, и не стань невнимателен, ибо в самом Небе стоишь и с вышними силами соединяешься.

Еще о стоянии во святой церкви.

38. Стой в церкви кротко и со всяким смирением, обрати лицо свое ко образу Спасову, и ум свой возведи к Первообразному Его существу, и молитву к Нему непрестанно во уме и во устах держи.

О молитве к Богу.

39. Молитву к Богу такую твори: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мягрешного». Говори же ее не вслух, перед людьми, я про себя, в тайне.

О молитве Животворящему Кресту Господню.

40. Когда увидишь Животворящего Креста Христова образ, тогда твори.молитву такую: «Кресту Твоему поклоняемся Владыко и Святое Воскресение Твое славим». И после этого поклонись Честному Кресту.

О молитве Пречистой Богородице.

41. Когда же посмотришь на образ Пречистой Богородицы, тогда обрати ум свой к первообразному Ее существу, к Самой нашей Владычице, и молись ей так: «Пресвятая Госпоже Богородице, помилуй и спаси мя и помолись о мне Сыну Своему и Истинному Богу нашему, да спасет и помилует мя грешного», или просто: «Пресвятая Богородица, спаси нас».

О молитве Иоанну Предтече

42. Когда же посмотришь на образ Предтечи Иоанна, также ум свой к нему утверди и твори молитву: «Святый Великий Иоанне, Пророче и Предтече, Крестителю Господень, помолисяко Спасу Христу Богу нашему да спасет и помилует мя грешного», или «Святый Великий Иоанне, Предтече Господень, моли Бога о нас».

О молитве ко святым пророкам, аnoстолам, мученикам, светителям, преподобным и всем святым.

43. Когда на образ какого-либо святого посмотришь, пророка или апостола, мученика или святителя, или преподобного, то к тому ум свой и возведи и молитву же этому святому такую твори: «Святый Божий пророче (имя), или святый апостоле Христов (имя), или святыйстрастотерпче (имя), или святителю Христову (имя), или преподобне отче (имя), помолися ко Спасу Христу, Истинному Богy Нашему, да спасет и помилует мя грешного». Если же образ всех святых, тогда обрати ум свой ко всему сонму святых и всему воинству Небесному и молись, «Всисвятии, молите Бога о наc».

О молитве святых к Богу.

44. Все святые о нас всегда Бога молят. Он же Один всех милует и спасет, а святым Своим всегда снисходителен на просьбы о грешных бывает.

О молитве там, где и святых образов нет.

45. Помни и о том, что если какого святого особо чтишь или если какой святой на память тебе пришел, даже когда и образа его не придется видеть, все равно призывай святым его именем на умоление к Богу и тебе на помощь. И если веру теплую иметь к нему будешь, то скоро к тебе, сущему в бедах, болезнях и скорбях, на помощь поспешит. Но если нетвердую веру имеешь, то лишь погрешишь этим призыванием. Также и Матерь Божию Пречистую на умоление Сына ее и Бога нашего призывай везде, даже если и образа ее где не увидишь. Также и к Самому Господу нашему Иисусу Христу молитву всегда и везде твори, не только в церкви, но и в пути, и на постели, как тебе прежде было сказано и написано.

Еще о стоянии во святой церкви

46. Когда же уже стал в церкви на месте своем, не озирайся туда и сюда, не переходи с места на место, помни на каком месте стоишь, и не переходи на иное, а переходи лишь от необходимости великой или от тесноты, или для почтения какого-то человека, но потом сразу стань на месте своем, ноги не расставляй но вместе держи и о стену или о колонну не опирайся. А если какого человека увидишь, безчиние делающего, такого не осуждай, ибо не наказан еще он. И веди себя исправно, не превозносись, ибо ищет Бог смирения, а не превозношения. Если же плоть твоя тебя к отдыху зовет, не поддавайся ей. О суетных и тленных мира сего не задумывайся. Только лишь пение слушай и чтению внимай, а если какое слово будет непонятно, то лишь после пения или чтения вопрошай о нем сведующего человека.

О чине поклонов.

47. Помни же всегда о том, что прежде написал к тебе, что сеть церковь, и чего ради к ней приходят, и как тебе в ней стоять. Ныне слушай и о поклонах слово. Поклоны трех видов бывают. Из них первый называется обычный поклон, то есть до груди или до пупа. Второй же поклон средний, то есть в пояс. Третий называется поклоном великим, то есть в землю. Когда же случится класть тебе земные поклоны, тогда не бей головою своею в землю и не стукай ее об пол церковный или домашний, но колени к земле преклоняй и главу свою низко допускай, но к земле не примыкай, а руки вместе поведи и на землю вежливо клади и локтей своих не растопыривай. А когда кланяешься или встаешь ногами своими не волочи и не стукай. Смотри же и перенимай это от искусных и умелых людей, а не от безчинных. Всякий же поклон так твори: сначала перекрестись и лишь потом поклон клади. Но об этом тебе после напишу, а здесь и того довольно.

О земных поклонах

48. Помни же, что когда бывает.вечерня праздничная, или в пятницу на субботу вечерня, или на воскресение в субботу, земные поклоны отлагаются, и больше чем в пояс не бывают, разве что на отпусте после «…сущую Богородицу Тя величием», всегда бывает земной поклон. Так же и на повечерии, после «Достойно есть»— земной поклон, прочие же — в пояс.

О прощении перед иереем в церкви и на отпусте.

49. Когда прощение бывает, возглашает иерей: «Христос Истинный Бог наш…», ты же про себя говори: «Аминь». После же этого иерей поклоняется предстоящему народу, ты же также иерею поклонись до земли с прощением [1]. И встав иерей возглашает: «Помолимся о благочестивом царе…» [2], и прочее до конца. И после этого творит иерей три поклонаких перед царскими дверьми. Тогда и ты поклонись трижды до земли. И молись на каждом поклоне по обычаю, как тебе прежде сказано: «Боже милостив…», прочее. Когда же после этого иерей говорит. «Благословите отцы святые и братия, и простите мя грешного, яко согрешил словом, и делом, и помышлением и всеми моими чувствами», ты поклонись ему, а восстав говори: «Бог да простит ти, отче святый». И потом поклонись до земли и говори ему:«Простимя отче святый…», все до конца. Иерей же отвечает: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех вас». Так же твори на полунощнице, на отпусте. Третий же раз на часах перед обеднею. Таким же образом всегда во святой церкви прощение получай.

Сказание о прошениях.

50. Это трикратное прошение положено к исполнению всякому православному христианину во исповедание грехов своих. И ты об этом помни всегда и непреложно исполняй.

О поклонах на литургии.

51. Когда литургию слушать станешь, о начале молитв прежде указано тебе, ныне же скажу как и где поклоняться. Сотвори начало обычное, как сказано было тебе и после этого стой со страхом, словно перед Самим Небесным Царем Христом Богом нашим, и слушай святое пение. И когда войдет священник с Евангелием в Алтарь, ты поклонись с молитвою: «Господи Иисусе Христу Сыне Божий, помилуй мя, грешного». И когда запоют: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе»и начнет иерей читать Евангелие, ты также поклонись. А когда прочтет Евангелие и станут вновь петь: «Слава Тебе, Господи…», ты вновь поклонись с молитвою. Когда же по Евангелию возглашает диакон (или священник) сугубуюектинию: «Рцемвси, от всея души…»и на клиросе множество раз поют: «Господи помилуй», тогда велено положить по три поклона на всякой статье, за Царя, да Царицу и за их чада, и за их воинство, и за Патриарха, и за весь причет церковный, и за все православное христианство. А все эти поклоны клади в пояс, а когда праздника нет, то разрешены и земные поклоны. И когда приносит иерей Священные Дары и возглашает; «Да помянет Господь Бог…», тогда положи три поклона, в праздники, в субботу или в воскресение — поясные, а в иные дни — один земной поклон, два же — в пояс. И когда начнут петь: «Верую во Единого Бога Отца..», тогда перекрестись и стой без поклона, слушай Исповедание Православной Веры. Когда же священник возглашает: «Изрядно о Пресвятей и Пречистей..», тогда всегда поклон земной, даже если праздник, или суббота, или неделя (воскресение). Также и после «Достойно есть,,.». И после «Отче наш…» — поклон в пояс, если праздник. И когда священник поднимет потир с Телом и Кровью Христовой и возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите», тогда поклонись в праздники поясно, в будни же земно. И если ты причастился Святых Даров, то до конца дня отложи поклоны земные и храни себя от всякой скверны, да не оскорбишь Господа. И когда возгласит иерей: «Всегда, ныне и присно…», п понесет на жертвенник Тело и Кровь Христову, тогда тоже поклонись. Когда же поют, перед псалмом: «Буди имя Господне…» — три поклона, и после «Достойно…» всегда земной поклон, даже в праздник. И потом поют: «Слава, и ныне. Господи помилуй (трижды). Благослови». Тогда три поклона по прежнему уставу, как сказано было тебе. И после отпуста, в праздники, в субботы и недели (воскресения) отлагаются все поклоны земные и лишь поясные творятся. На вечерне, повечерии, полунощнице, утрени, часах, на славах во псалтири и на ектиньях и когда читают: «Святый Боже…», «Отче наш…» или «Приидите поклонимся…», поклоны — по рассуждению. Ты же внимай разуму своему и на искусных людей смотри и ученых, я не на таких невежд, как я.

О стоянии перед святыми иконами.

52. Стой же перед образами Господада нашего Иисуса Христа, и Пречистыя Его Матери, и святых Его со всяким смирением и уничижением. И молись молитвою теплою, и держи веру несумненную.

О Святых иконах.

И если кто из правоверных стоит перед образом Христа Бога нашего, или Богородицы, или святых Божиих со смирением и верою теплою, то получит что просит. Ибо где образ, там и Благодать Первообразная.

О том, что образ знаменует.

Ведаем такого человека в преданиях, который смотрел на образ Пречистой Богородицы, и увиделось ему человеческое лицо, но неизреченно сияющее. Если и человеческим можно назвать, но свет лица того, блистающий, выше человеческого разума.

О чудесах, бываемых от святых икон.

53. Также много в писаниях пишется, как голос от образа Христа Бога нашего бывает, также и от Богородична: иногда слезы, иногда же миро благоуханное от сухого образа истекает. И таких чудес великое множество. Верою молящиеся слепые прозрели, хромые ходить начали, расслабленные здоровыми стали, бесноватые уцелоумились и всякими болезнями страждующиеисцелилися. Внимай справедливо: не говорю я того, что образ это творит, но самообразный, его же есть образ, тот сам и есть в своем образе, и все это делает ради веры молящегося. Ты же это знай и помни всегда.

Омолебном пении.

54. Когда молебные пения совершаешь в церкви или в дому, тогда усердно стараться надлежит и со всяким сокрушением сердца стоять, и милости у Господа просить. Потому что это моление прошением и благодарением именуется, того ради и прежде говорил тебе о том, что оно во всякое время поется, рано или поздно. И всяком пении бывает три поклона. И ты себе внимай стоя. Когда же священник глаголет:«Избави от бед…»или «Спаси от бед…», или «Призри благосердием…», или «Моли Бога о нас…», тогда ты поклонись со иереем по уставу дня, как прежде указано было тебе. И когда читается Евангелие, также перед ним и после него поклонись.

О слушании Евангелия.

55. Слушай же Евангелие прилежно и будь внимателен, ибо это есть слово Пречистых Уст Христовых, Им же все сотворено было. Ему же и мы живем и к Нему умираем, то есть отходим.

О том, как приложиться к Евангелию.

56. Когда хочешь приложиться Евангелию, тогда всегда душевно совестью испытуй себя, чтобы был достоин, чтобы не было на тебе никакой скверны, ни во плоти твоей, ни во одеждах твоих. Также от злых и лукавых помыслов упразднись и разумей, чего ради прикладываешься. Потому что, когда Моисей от Бога закон израильским людям возвещал, они же, послушавшие, отвечали: «Все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны». (Быт. 24,3). Так же и ты здесь познаешь славу Божию, покоряешься и творить обещаешься как в Евангелии писано. Приложись же к Распятию, что посреди Евангелия, и Евангелиста целуй, что вниз по правой стороне Распятия. И возвратись на свое место, и поклонись священнику читавшему Евангелие, говоря (втайне): «Верую Господи во Святое Евангелие Твое, Христе Боже, помози мы и спаси душу мою»или молитву Иисусову.

О «Достойно…» на молебне.

57. Когда на молебне поют: «Достойно…»или «Владычице приими молитвы…», как пропоют это, тогда поклонись всегда до земли. И сокруши смирением сердеце свое. Хорошо тогда и слезы иметь, и слезно во грехах каяться, и к Пречистой Богородице припадая молиться. И когда ектинию возглашают, то есть священник молится, и ты также тогда молись, как и прежде по статьям сказал тебе: за Царя, и за Патриарха и за все Православное христианство.

О фимиаме.

58. Когда с фимиамом кадило приносится от иерея или от диакона, тогда преклони главу свою, словно Дух Жизни принимая, и говори молитву Иисусову. Это знаменует каждение Богу делами благими, и таким образом молитва наша к Богу восходит. О том Давид во псалме написал: «Да исправится молитва моя, яка кадило пред Тобою (то есть: да направится молитва моя, как фимиам пред лице Твое)»(Пс. 140.2). И на отпусте так поклоняйся, как у иных правил.

О том, как ко Кресту приложиться.

59. И после отпуста, когда ко Кресту идешь, также совесть свою испытывай, чтобы был достоин. И когда иерей осенит тебя Животворящим Крестом Христовым, тогда подножие Его целуй, то есть священническую руку, держащую Крест. И отойдя на место свое, также поклонись иерею. Кресту же молись: «Верую Господи, и поклоняюсь Честному и Животворящему Кресту Твоему, яко на Нем соделалеси спасение посреде Земли». И так, дождавшись конца службы Божией, иди в дом свой и радуйся с миром.

О начале и конце церковнаго правила.

60. И о том всегда помни, чтобы тебе прежде конца службы Божией и отпуста пению от Церкви не изойти, разве лишь от великой нужды, или когда господин тебя куда-нибудь пошлет. Так же и начало пения церковного соблюдай.

Об иерее и отце духовном.

61. Священника везде и всегда почитай, особенно же отца духовного. Если же нет у тебя отца духовного, найди себе и призови его, и не будь без него. Пишется у нас в христианском законе: «Если кто в мире живет, а отца духовного не имеет, тот не есть христианин. И большое горе человеку тому, если умрет без отца духовного — лучше бы ему было не рождаться».

О чине священническом.

62. Велик воистину чин священнический, то бо есть апостольское наследствие, и того ради дана им (священникам) от Бога власть над душами человеческими, ибо сказал о них Господь: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе». (Мф. 18, 18). И того ради имена священнику разные даны были: чистителем именуется и ходатаем к Богу, светом миру и солью земли, наставником заблуждающихся и учителем неразумных, стражем и пастырем Христова стада, домом тайным и жрецом приношения, трубой духовной, источником живой воды и устами Божиими, что дают миру мир, кормчим и оком церковным, вратарем и ключарем породы древней и многие иные славные имена. Ты же это услышав, без священника и отца духовного не живи.

О разрешении грехов.

63. Если чем пред Богом согрешил, то к священнику приходя — исповедайся, и будет он тебе ходатаем к Богу, и развяжет тебя от греховных уз. Без него же никто разрешить тебя не может. И если какое доброе дело хочешь сотворить, то у него благословись, и словно грамоту и печать от царского управителя приняв, дело свое исполнишь.

О благословении священническом.

64. Благословение же его в честь радостно прими себе. Благословляет он тебя рукою своею, крестообразно осеняя главу твою, также грудь и по том правое плечо и левое. Ты же, приняв это, целуй руку его. Если же руки своей не даст целовать, проси и моли его о том, чтобы дал. Не говорил ли я тебе, как велик есть он? Велика же есть и Животворящего Креста сила, Его же и ты сам на себе воображаешь.

О Кресте, Им же рукою своею ограждаемся.

65. Слушай же и о Кресте, Им же сам себя своею рукою ограждаешь. Не просто это, но великого таинства исполнено. Когда сложишь большой палец и два следующих после него, то знаменует образ пребезначального существа Неразделимой Троицы, Отца, и Сына, и Святого Духа. И сложив, преклони два пальца последних — то знаменует два естества во едином составе: Божество и человечество, во Христе сущие [3]. И когда полагаешь знамение это на лоб и сводишь до живота (до пупа), то знаменует же, как Бог Слово предвечно родившийся с небес на землю сошел и воплотился от Пречистой Девы Марии, и с человеком на земле пожил, и страсть нас ради и нашего ради спасения плотию вольно претерпел, и на небеса вознесся и сел одесную Отца. Положением же руки на правое плечо знаменуешь и указуешь, как сидит Он одесную Отца и еще вторым пришествием придет на Землю судить живых и мертвых, и воздать каждому по делам его; пребывающим же тогда справа от Него, указывает и дает Царствие Небесное. А когда переведешь руку на левое плечо, указуешь, как грешники слева от Него встанут и отсылаемы будут в муку вечную. И совершив так крестное знамение, опусти руку свою и расслабь ее, и после поклонись.

Сказание о несовершенном Кресте.

66. Потому будь внимателен, что бы правильно все это изображать, первое о Троице, также и о двух естествах Христовых. Если не такое имеешь изображение, то не исповедуешь Неразделимую Троицу. И двух естествво единый состав снисхождение не исповедуешь. Так же и на лбу положение, и до пупа снизведение. Тело есть образ Божий, а пуп есть подножие Креста Господня, голова Адамова. И если кто этого не знаменует истово, тот не исповедует Бога Слова [4] воплощение. Так же если кто и на плечо правое и левое лености ради и небрежения не доносит руки своей, тот не исповедует Судию судящего живых и мертвых. Помни об этом всегда и не ленись доносить руку свою на правое плечо и на левое. И еще об этом скажу тебе. Помни же и то о Кресте, чтобы ты не одежду свою на себе крестил, но тело свое. И этого ради когда Крестом осеняешься, прилагай внятно руку свою, чтобы тебе на теле своем слышно было, а не на одежде только.

О том, как боятся совершенного Креста бесы.

67. Если кто полный Крест по завещанию святых апостолов и святых отцов вообразит на себе, весьма того бесы боятся и трепещут, и далеко бегут от него. А если же кто без усердия, поспешая вообразит Его, тому бесы радоваться будут и всякою прелестью прельщать его. Таково есть знамение Живоносного Креста Господня.

Чего ради поклонение творим.

68. Знай же и о поклонении. Когда поклонишься, то знаменуешь этим Адамово преступление и грехопадение. Когда же восстанешь, то знаменуешь покаянием исправление и к первому нетлению возведение. Человек же человеку поклоняется ради образа Божия в нем, и ради того, что сотворен человек по образу Божьему.

Сказание о кресте, его же на груди носим.

69. Знай же еще о кресте, который на груди своей носишь. Помни всегда завет свой, между тобою и самим Христом, когда от купели крещения изошел ты, тогда рабом Христовым быть обещался и поклонился Распятию Его, то есть кресту Христову, и принял от руки священнической крест Христов, его же и положил на плечи и грудь свою, и принял ты тем Завет Христов и этим Заветом последовать по Евангелию Христу обещался. Ибо говорится в Евангелии: «кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня». (Матф. 10.38). Ты же Крест взял и Христу последовать обещался. Помни же всегда о том, что носишь на теле своем образ Креста Христова, на нем же Он волею нашего ради спасения пострадал. То тебе есть Завет Божий, то тебе есть знамение Царя Христа, то тебе есть стяг небесных воинств, тем же тебя всегда знать будут как раба Христова. И если кто спросит тебя: «Что это такое?», отвечай ему как написано: «Язвы Господи Иисуса на теле своем ношу». А спросит: «Когда и где об этом написано, и кто повелел тебе так делать?», ты отвечай ему: «Как Господь нес его (крест), когда на страсть вольную шел, так и нам (веровавшим Ему) завещал нести Крест». Божественный Евангелист Лука говорит об этом: «Захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него Крест, чтобы нес за Иисусом». (Лк.23.26). Тогда и благоразумный разбойник Крестом вошел в Рай. И если же о Кресте вопрошающий тебя начнет ругать и поносить тебя и Крест Христов и еще вопрошать о Том, то отбеги от него как можно скорее, ибо неверен он и зловерен, потому что когда человек без веры много испытывает о Божественных вещах, имеет сердце немое и глухое, и Бог того отдаляет, он же во Ад нисходит потому, что великим себя и мудрым мыслит, а преданную ему Веру не хранит.

О приношениях во Святую Церковь.

70. Знай же и о том, когда какое приношение в Церковь Божию принести от себя. Свечу или просфору, или что от имения своего молебного ради служения. И на канон кутию или иное приношение, во служение же Божественных Тани — вино от винограда. Или на провозглашение во Святой Церкви книгу священную. Или на украшение церкви Божией святую икону, или иное что от таковых. И то великое есть добро.

О том, чтобы было свое, а не чужое.

71. И подобает тебе храниться, что бы какое ни есть приношение было прямое, от своего труда добытое, а не похищенное, ни отнятое, ни украденное, ни обманом приобретенное, ни каким иным лукавством добытое.

О том, чтобы в церкви ничего не брать, потому, что все церковное посвящено Богу.

72. Знай и о том, чтобы тебе из церкви в дом ради потребы своей ничего не брать: ни сосуда какого церковного, ни что-нибудь от риз священнических, ни свечи в церкви возжигаемой. Не приемли в дом и иное что от таковых, освященно и посвященно все суть Богу, которое принесено в церковь.

О том, как приступать ко причастию Святых Тайн Христовых.

73. Не достоин я писать тебе об этом. Поэтому испытывая себя, как прежде писано тебе было, со страхом Божиим и сокрушением сердечным припади к отцу своему духовному и вопрошай его о том. И как укажет тебе, так и сотвори.

О просфоре потребляемой, от священника принимаемой.

74. По Божественной службе просфору приняв, помни как тебе ее потребить со всяким вниманием, стоя, а не сидя. Постели чистый плат и над ним потреби просфору, или над столом, или над чем-то чистым, чтобы твоим небрежением крохи не падали и потоптаны не были, ибо есть просфора хлеб святой, небесный. И когда все правило церковное в этот день вы слушал, вечерню с повечерницею, полунощницу с утреней и часы с обеднею, соблюдая себя от всякой пищи и скверны греховной, лишь тогда просфору приняв, потребляй со всяким страхом Бежим и смирением.

О праздниках Господних и святых Его.

75. Знай же и о праздниках Владычних и святых Его, чтобы праздновать тебе их чистою душою и неоскверненною совестью, правдою и любовью к Богу и людям, а не злобою и лукавством, не глупостью скверною, не в пьянстве или объедении.

Конец сказанию церковного правила.

Вот вкратце слово о Церкви показал тебе, нужное и потребное в мире живущему. Всякому человеку достойно его разуметь. И ты помни его, а если всего этого научишься, тогда сам еще больше этого познаешь. По тому что малое нечто, словно ново рожденному младенцу, явил тебе, но есть оно корень великого.

Начало слова о домашнем правиле.

76. Знай же и о домашней молитве, как тебе встать рано от постели своей, молиться.

О восстании от сна своего.

Когда встанешь от сна своего, перекрестись трижды с молитвою Иисусовой и так встав, сотвори по обычаю, и водою омойся.

О молитве утренней домашней.

77. Стань перед образом Господа нашего Иисуса Христа и молись, представ прежде всего так, поклоняясь до земли: «Боже, милостив буди мне, грешному. Боже, очисти грехи моя и помилуй мя. Создавыймя Господи, помилуй мя. Без числа согреших, Господи, прости мя». И после этого начни перед образом: «Слаба Тебе, Боже наш, слава Тебе. Источниче жизни нашея, слава Тебе. Тебе слава подобает, во веки. Аминь». И потом: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь». И далее: «Царю Небесный…», весь до конца, и трисвятое — трижды, с поклонами. Потом: «Слава, и ныне. Пресвятая Троице… Господи, помилуй (трижды). Отче наш… Господи, помилуй (двенадцать раз). Слава, и ныне». И если кто знает, то читает молитву: «От сна восстав, благодарю Тя…»Ты же пропусти ее из-за незнания (потом, когда научишься, будешь ее читать) и читай: «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему». Потом читай пятидесятый псалом: «Помилуй мя, Боже…», весь до конца, и по том Символ Веры: «Верую во Единого Бога Отца…», и далее сто молитв Иисусовых, и двенадцать поклонов с той же молитвою. Потом «Достойно есть… Слава, и ныне. Господи помилуй (трижды). Господи благослови. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради ПречистыяТвоея Матери, преподобных и Богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас, аминь». И потом с молитвою поклонись за Царя, и за своего господина и госпожу, и потом за кого хочешь. Знай же, что это твое на всякий день, от сна восстав, утреннее правило.

О молитве перед обедом.

78. Теперь второе правило. Когда хочешь ко обеду пищу вкусить, не делай это просто и молча, словно неверный, безбожный и неблагодарный. Но по закону христианского обычая прежде должное сделай, то есть помолись. Когда придет тебе время пищу вкушать читай: «Отче наш…»весь до конца. Потом: «Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Господи, благослови». И твори молитву Иисусову, потом:«Аминь», и перекрестись. И теперь вкушай хлеб и иную пищу, чем Бог питает тебя.

О том, как спокойно за столом сидеть и есть.

79. Знай о том, что когда есть начнешь, ешь с благодарением поставленное тебе и что ешь — не укоряй. Ни с кем и ни чем во время обеда не играй и не смейся, дабы какая-то крупица в горле твоем не стала и не удавила бы тебя. Так же, сидя за едою, не помышляй злого деяния, лукавства или скверны , потому что если со вкушением входит злой и лукавый помысел, то бывает такое дело душе и телу в погибель. Помни об этом образе иудиной погибели, как написано в Евангелии: «И после сего куска (хлеба) вошел в него сатана, и предал он Господа иудеям на распятие (Ин. 13,27).

О молитве после обеда.

80. Когда же от трапезы восстанешь, воздай славу Питающему тебя. И молись так: «Достойно есть… Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Господи, благослови». И после этого читай молитву Иисусову и «Аминь». И поклонись с молитвою за Царя и за господина, питающего и одевающего тебя, и пекущегося о тебе. И потом господину и госпоже поклонись, и скажи по обычаю «Спаси Бог», так же и прочим кланяйся и говори

О питье всяком.

81. Также если что пить начнешь не торопись скоро вливать в уста. Но смотри в сосуд, да не будет там какого праха или волоса, да не лишит тебя здоровья, да не изнурит тебя болезнь неожиданная. И даже когда увидишь что питье твое чисто есть, тогда не спеши пить, но посмотри на образ Христов, перекрестись, сотвори молитву Иисусову и скажи: «Благослови». И лишь тогда пей, что хочешь пить.

Об ужине.

82. Знай же о том, как вечером за стол ужинать садиться. Тогда так же ешь с молитвою и благодарением. Н прежде молись так: «Ядят нищие и насытятся, и восхвалят Господи взыскающие Его, жива будут сердца их в век века. Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Господи, благослови». И после этого молитву Иисусову и «Аминь». И ешь, как и прежде говорил тебе, со смирением и благодарением. И от трапезы восстав, читай молитву: «Возвеселил мяеси, Господи, в твари твоей…»или «Благодарим тя, Христе Боже наш…», потом «Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Господи, благослови».

О молитве ко сну идущему.

83. Когда приблизится ночь, и ты, спать захочешь, проговори себе такое же правило, как и утром. В это вечернее время духовные люди много молятся: одни читают повечерие с многими канонами, другие — псалтирь с поклонами, третьи же — многие молитвы. Нам же с тобою и того довольно, что в утреннем правиле написал я к тебе. Бога ради это сохраняй и не преступай. А когда к этому навык будет, тогда и больше разуметь сможешь.

О возлежании на постели своей.

84. Когда же по молитве возляжешь на постель свою, то не забудь возлежащи перекреститься трижды по лености, а в бодрость — множество раз с молитвою Иисусовой. И вспомни место гробное и помышляй будто во гробе лежишь и на воскресение будующее, архангельской трубой, к ответу перед Судьей всех восстанешь и по делам своим, благим или злым, получишь. Помышляй всегда, чадо, что постель твоя — гроб твой, а сон — сень смертная.

О сне, о пробуждении и о молитве.

85. Когда от сна пробудишься, или выспавшись, или от какого-то шума, или испугавшись сонного мечтания, или от чего иного, тогда лежа перекрестись сколько сможешь и сотвори молитву Иисусову. Потому что часто бывает человек из-за страха, во сне пришедшего, в помрачении ума. Молитвою же и Животворящим Крестом скоро уцеломудрится ум твой.

О восстании от сна.

86. Так же и от сна восстав, перекрестись: как ложась делал, так и вставая делай. И молись, как тебе прежде было написано. Сказал же я тебе слово о молитве домашней и о молитве Иисусовой, ее же надлежит на всяком месте творить. Ты же не отступай от этого правила, и твори когда положено молитвы не обходимые, а в иное время молитву Иисусову.

О устрашении ужаса.

87. Если же когда спишь, или сидишь, или ходишь, и вдруг придет на тебя некий страх и ужас, или помышление лукавое, чтобы вместо правды неправду творить, или скверная, или иная мысль злая, то знай, что в это время дьявол к тебе приблизился с диктует тебе волю свою, и хочет тебя от Бога и правды Божией удалить, то не твори, как бес желает, но противься ему. А если придет тебе некое доброе помышление или желание усердствовать, словно святой муж и благоверный человек, о спасении своем, или желание всегда правду творить и доброе дело сделать, или чистоту сохранить, или иное доброе помышление, то знай, что Ангел Божий приблизился к тебе и хранит тебя от злых сетей дьявольских, и хочет тебя добродетелями твоими приблизить и присвоить Богу нашему Иисусу Христу. Ему же ты обещался. Если же ты телесными своими глазами причины этого невидимого веселия или страха не видишь, то душа твоя невидимых видит, и этого ради или радуется, или ужасается. Ты же это помни и поэтому всегда молитву Иисусову твори и Живоносным Крестом ограждайся. Потому, что когда перекрестишься и молитву Иисусову сотворишь, тогда дьявол бежит от тебя и злые, и лукавые, и суеверные помышления от тебя удаляются. Ангел же Господень хранит тебя, приближается к тебе и все полезное в сердце твоем изображает. Помни же всегда об этом.

О входе в какой-либо дом или комнату.

88. Когда входишь в какой-либо дом или комнату, то не входи молча но сотвори молитву Иисусову и говори: «Аминь». И поклонись иконе, находящейся там.

О том, как начать всякое дело с благоговением.

89. Знай же о всяких делах, когда что начинаешь делать, молиться, вставать от сна, ложиться спать, есть, пить, что-то взять или что-то положить, что-то выливать, наливать, резать, рубить, ломать, разделять, открывать, или иное какое дело делать собираешься — говори перед делом всегда: «Господи, благослови», и перекрестись, и сотвори молитву Иисусову, и скажи: «Аминь». И так творя, если пищу или питье растворяешь — много тем сладости и питательности прибавляешь. Это же услышав, помни всегда и не забывай.

О рабском наименовании.

90. Знай же и о том, почему рабом именуешься: потому, что работать призвался, дабы именоваться Господним. Помни же всегда, кто есть господин, коему ты работаешь, и что сотворил он тебе. Был ты под мечем смерти, был заключен в темнице неверия, был ты в голоде и жажде духовной, был в наготе и скорби греховной, был во всяком лишении и не надеялся на жизнь добрую, а лишь смерти ожидал. Представляю — как в то время говорил ты: «Почему я родился, если родился? Почему я не умер, а подрос? Зачем из дома отца своего, на беду себе, ушел?»Бог же — Человеколюбец, всего добра Делатель — по неисследимым своим судьбам от меча избавил тебя, из темницы освободил тебя, пищей и питьем напоил тебя, наготе одеяние и скорби утешение послал тебе и вместо смерти жизнь даровал тебе, и вместо кровопийцы дьявола — господина благоверного. Господин же этот — духовный отец твой и священник Божий. Он же христианского, православного звания сподобил тебя. Святым Крещением освятив, ему же и рабом ты прозвался, и того ради господином он тебе стал. И теперь служишь господину своему, а он, служитель Божий, служить Богу будет, и о тебе перед Богом молиться.

Рассуждение о том, где ты пребываешь.

91. Знай же, что не от лучших в худшее пришел, но от худших в лучшее: не в тьму от света, но от тьмы в свет; не осквернился, но очистился; не помрачился, но просветился; не кровопивцу работаешь, но кровопивца ненавидящему отцу духовному.

Побуждение к разуму.

92. Поэтому помни всегда, как ему предстоять и как благорассудно ему жительствовать. Вот наука добронравия: правду ему на устах своих носи, веру ему в сердце своем сохрани, любовь к нему всегда имей, соблюдай прилежно данное тебе от него, больше же данною им тебе не ищи. И когда о малом указе верен ему будешь, то и великому его указу не рабом, но господином станешь. От сиюминутной слабости воздержись, и тем вечную сладость обретешь. Не будь лукав, когда на вопрос господина твоего ответ даешь — увидит он лукавство слова Своего и дела твои лукавые познает. Прежде в человеке от сердца его помышления исходят и помышления слово рождают, и словом весь человек познается, правдив он или лукав. И этого ради будь всегда духовному отцу твоему прост, а не лукав во всех словах и делах. И этим не только господину своему и добрым людям будешь честен, но и Богу возлюбленным явишься. Если же лукав духовному будешь, то везде и всем зол явишься и мерзок Богу, и вечно злопогибнешь, не только телом, но и душою.

О прельщении через друзей.

93. Помни же всегда о том, чтобы тебя друг или товарищ на какое злое и лукавое дело или слово не прельстил. Потому что мало добро любящих и к нему наставляющих, больше же тех, что на зло влекут и от добра отвращают. И много тех, что добро ненавидят, а все его боятся и все о нем удивляются, а сами правды творить не желают, но в отчаяньи от безумия своею погибают. Ты же о них помни, много будут тебе говорить: «Солги». Ты же против этого их слова крепко вооружись умом и не лги, потому, что ложь от дьявола, он — отец лжи. Скажут тебе: «Это зло сделай». Ты же помни всегда, что делающие зло — погибают, и не делай зло. А если кто скажет тебе: «Я краду, и ты кради», тогда ты беги от него и не кради. По тому что кто крадет, тот пропадет. Так же и на всякое непотребное дело прельщающих тебя остерегайся и от бегай от них. И всегда об этом помни и помышляй. Меня же, писавшего тебе, помышляй рабом, таким же, как и ты.

О христианстве.

94. И этого ради ныне закон братолюбия показал тебе, и все от части христианских обычаев писаньицем сказал тебе. Надлежит же тебе, словно малому ребенку мелкую пищу усердно принимать и ей прилежно навыкать, и малейшие эти слова исполнив, послушанием великий плод благочестия получишь, и совершенным блаженством Божественного сияния светлости умудришься, и молитвою украсишься, и во всем со вершенным христианином будешь именоваться.

О посте и днях постных.

95. Знай же, что не просто так установили нам Божественные апостолы и святые отцы поститься, но чтобы великое благочестие и к Богу приближение тем нам постигнуть.

О Великом посте.

96. Потому и Великий пост, то есть Четыредесятница, первым установлен нам от святых апостолов и святых отец, что Господь наш Иисус Христос Сам сорок дней постился и терпел голод. И прилагается к этим дням еще одна неделя — седмица Пресвятых и Пречистых Страстей Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. И того радивсякий христианин должен в эти дни многим и великим страхом и сокрушением сердца поститься, что в те дни Владыка наш Иисус Христос осуждение принял, поругание, уничижение и досаждение претерпел. Того ради в такие дни не должно православному христианину едой и питьем преизобиловать, и веселиться прохлаждением не должно, но повелено поститься, молиться и трудиться.

О Петровом посте.

97. Также пост, тот, что от недели всех святых, называется постом Божественных апостолов. Он называется так оттого, что святые Божественные апостолы праздновали и веселились Светлого ради Воскресенья Христова до Вознесенья Его сорок дней и после Вознесенья Его до сошествия Святого Духа, что называется Днем Пятидесятным, десять дней, и в третий час Господь послал к ним дар Святого Духа, и того ради праздновали и веселились восьмую седмицу. И так потом Божественные апостолы установили, что праведно есть повеселиться о Божьем Даре и по отдохновении поститься вновь. Итак, повеселившись, после же постом и молитвами, из Иерусалима в народы на проповедь разошлись. Им же верные как истинным учителям и душ наших просветителям подражают и постятся этим постом сколько кто может. Святые же и Божественные отцы, святых семи соборов, положили поста того разрешением — день святых первоверховных апостолов Петра и Павла. И этого ради называем его Петровым постом.

О Богородичном посте.

98. Так же пост Пречистой Богородицы, что от первого дня августа (по ст. стилю), даже до дня Честного Успения Пречистой Богородицы. Им постимся, потому что когда Богородица приняла известие от Сына своего и Бога нашего Иисуса Христа о времени честного своего преставления от земли на небо, тогда те дни ничего не вкушала от пищи, всегда пребывавшая в посте. И тогда к отшествию своему пуще всего готовилась. Потому святые и Божественные апостолы всем верным завещали поститься две седмицы, и этого ради Богородичным или Успенским он называется.

О посте Рождества Христова, что называется Филиппов.

99. От дня святого апостола Филиппа сорок дней святые отцы семью вселенскими соборами установили непременно поститься. Чтобы чистой жизнью, постом и молитвой, и иными добрыми делами приготовляли мы себя праздновать Рождество Господа нашего Иисуса Христа. И так по труде, отдых и утешение принять предали нам от дня Рождества Христова до дня Богоявления (Крещения Господня), ни поститься не повелели, ни приклонять колена.

О днях среды и пятницы.

Так же знай, что во дни эти постимся, потому, что в среду злой совет составили беззаконные иудеи, совещаясь убить Господа, а в пятницу те же беззаконные иудеи на Кресте Его распяли. И этого радиБожественные апостолы и святые отцы те два дня, среду и пятницу, предали нам поститься. Потому нам, верным, не должно в те дни веселиться и в многоядении безумствовать, но печалиться должно и поститься. Пост же истинный, как Божественные писания говорят нам, не от еды только удаление, но от всех злых и неподобных дел и мыслей таких воздержание, и хранение себя. Пить и есть, прохлаждаться и услаждения желать, это — телесное. Поститься же и воздерживаться, от всех злых дел и мыслей удаляться, это — душевное. Добро бы человеку чтобы множились ему душевные дела, а не телесные. Потому что душевные дела к высоте возводят, и к Богу приближают, и вечно пребывают, а телесные же дела вниз тянут, и от Бога удаляют, и вечному растлению предаются. Ты же о всем этом помни и не забывай.

Конец слова.

100. Это же слышав, помни чтение, и разумей писание, и учись закону Божьему, и в нем всякое благодеяние приимешь, и тем всему доброму последуешь. Этому же моему малому письмецу будь внимателен, и великому смыслу его навыкай, и Богу Всемогущему славу воздавай. Аминь.

Примечания

[1] В Современной Русской Православной Церкви этот чин, к большому сожалению, бывает лишь в Прощенное Воскресение перед Великим Постом и на Великих Повечернях.

[2] Ныне же начинает с прошении: «Помолимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе…».

[3] Здесь описано троеперстие, ныне же Православная Церковь наравне с ним признает и двоеперстный обряд.

[4] Бога Сына (см. Евангелие от Иоанна. 1 глава).

Комментировать

1 Комментарий

  • Владимир, 17.09.2016

    В п. 65 похоже на подлог, в тексте должно быть: «…когда сложишь большой перст, называемый палец, с двумя меньшими, с последним и предпоследним, [то] это знаменует образ таинства и пребезначального существа нераздельной Троицы: Отца, и Сына, и Святого Духа. А когда сложишь, наклонив, средний перст с указательным, то означает два естества во едином составе, Божество и Человечество…»»
    Сын церковный написан в самом начале 17 века, во времена смуты, т.ч. о троеперстии речи тогда и не было;) будьте бдительны

    Ответить »