С чего нужно начинать катехизацию

С чего нужно начинать катехизацию


На вопросы отвечают священники и катехизаторы

С чего, на Ваш взгляд, нужно начинать катехизацию? Что при этом важно не упустить?

Прот. Евгений Горячев, Санкт-Петербургская епархия: Мне кажется, что в первую очередь катехизатор обязан выяснить, что за люди вошли в его огласительную группу; кто они такие, почему пришли, что думают о вере, о крещении, о церкви, почему остались на катехизацию, а не пошли в храм, где крестят «и так». Исходя из этого предварительного общения и нужно, на мой взгляд, строить все дальнейшие огласительные встречи.

Священник Тигрий Хачатрян, руководитель Миссионерского отдела Курской епархии: С вопроса, который предшествует любой катехизации: зачем Вы пришли? Без этого вопроса мы рискуем начать поголовное добровольно-принудительное «обращение». Это уже было, и лучше к этому не возвращаться! Человек должен сам хотеть спасения! Важно не упустить «момент истины»: распознать, а готов ли человек после всей работы Церкви к тому, чтобы его крестили.

Игум. Арсений (Соколов), Лиссабон: С личной встречи с человеком. Предваряющая огласительный цикл беседа необходима, чтобы познакомиться с людьми, решившими принять крещение или крестить своего ребенка. К сожалению, в большинстве случаев их мотивация совсем не церковна. На вопрос, почему вы решили покрестить своего ребенка, нередко услышишь ответ: «плохо спит», «сосочку выплевывает», «едем в отпуск, не лететь же на самолете с некрещеным» и т.п. За такими ответами стоит, конечно же, неправильное, искаженное представление о Боге. Многие люди, особенно никогда не читавшие Евангелие, думают, что Бог – такой же злой и жестокий, как они сами, в их представлении образ Бога сфабрикован по человеческому «образу и подобию», является далеким от христианства. Те, кому не знаком евангельский образ Бога, представленный нам человеческой жизнью Христа и Его учением, не знают, что Бог любит некрещеных детей точно так же, как и крещеных, что когда у крещеных режутся зубы, они плачут точно так же, как некрещеные, что отношение младенца к соске никак не зависит от того, крещен он или нет.

Часто бывает так, что люди впервые переступают церковный порог лишь тогда, когда у них рождается ребенок. В первой беседе очень важно постараться поменять мотивацию родителей, заинтересовать их Священным Писанием, богослужением, церковной жизнью. Убедить, что главное для них – не крещение их ребенка, а их собственное пробуждение от духовного летаргического сна, их собственное воцерковление. Большинство нецерковных родителей стремится покрестить свое чадо поскорей, и катехизация для них – горькая пилюля, которую приходится выпить, чтобы добиться-таки своего – крещения ребенка. Дело катехизатора – увлечь оглашаемых, перевести их внимание с крещения на церковную жизнь вообще, опровергнуть магическое представление о таинстве. Если катехизатор этого не делает и потакает бытовым суевериям, то чем он в таком случае отличается от шамана? Итак, задача катехизатора – не ребенка покрестить, а родителей его воцерковить.

Алексей Наумов, катехизатор, Москва: Я думаю, что здесь важны две вещи. Во-первых, готовность человека оглашаться. Это выражается в наличии веры (или хотя бы в начатках веры) и в желании изменять свою жизнь по вере. Во-вторых, важна готовность катехизатора, которая состоит прежде всего в его церковности и просто в уровне его подготовки, связанной с образованием и т.д.

Вряд ли возможно требовать от оглашаемых, чтобы они прочитали всю Библию. А что можно и нужно требовать? Без каких книг Ветхого и Нового завета (и в какой последовательности) невозможно представить катехизацию?

О. Евгений Горячев: Требовать всегда опасно, особенно в самом начале (как пришли к нам, так и уйдут, а мы угасим «лен курящийся» и доломаем «надломленную трость»), но можно заинтересовать, объяснить, почему именно эта Книга является для христиан священной. Затем можно зачитать вслух несколько ярких библейских сюжетов и дать им необходимую, лучше семантически разноуровневую, интерпретацию. Такая методика, во-первых, «притянет» слушающих к Божьему Слову и, в то же время, даст им понять, что Библия намного глубже, чем может показаться на первый взгляд.

Педагогический материал, отбираемый катехизатором, может быть самым разным (например: творение и назначение человека, грехопадение, избрание Авраама, Декалог, религиозные взлеты и падения Давида, некоторые псалмы и пророчества, Благовещение, искушение Иисуса в пустыне, фрагменты Нагорной проповеди, отдельные Евангельские притчи и чудеса и т.д.; даже родословие Христа, при известном навыке, может быть преподано как существенный огласительный текст). Главное, чтобы человек этим материалом владел и владел творчески.

О. Тигрий Хачатрян: Я бы поставил вопрос по-другому: какие изменения должны произойти в душе после прочтения Евангелия, а то ведь можно по сотне раз все Евангелия проштудировать, и будет хуже, чем было…

О. Арсений (Соколов): Оглашаемый должен понять: в Библии содержится слово Божие и оно для него актуально и спасительно. Если читать Писание вдумчиво, молитвенно, усердно – это слово Божие прозвучит для тебя сегодня, ты услышишь его сквозь шум повседневности. Оглашенный учится читать Библию вместе с церковью. Задача катехизатора – помочь оглашенному расслышать слово Божие, звучащее в Писании, и когда оно оглашенным услышано – убедить принять его.

Всюду, конечно, по-разному, а у меня с сибирских времен – 7 узловых тем, изучаемых с оглашаемыми с Библией в руках: 1) Происхождение мира и человека. Грехопадение. 2) 10 заповедей (1-я скрижаль). 3) 10 заповедей (2-я скрижаль). 4) Христос-Спаситель. 5) Церковь. 6) Крещение и другие таинства Церкви. 7) Символ веры. В зависимости от аудитории темы могут варьироваться. Кроме того, каждому оглашаемому предлагается прочесть самостоятельно одно из синоптических Евангелий, по личному выбору каждого. Возникающие вопросы обсуждаем отдельно, при личной встрече или по электронной почте.

В древности, особенно в Александрийской Церкви, катехуменам предлагался для изучения довольно широкий набор библейских книг, прежде всего учительных книг Ветхого Завета. Это правильно, когда человек знакомится не с «Законом Божиим», не со «Священной историей» и не с «Детской Библией», а с самими текстами Писания, ведь именно в Писании, а не в школьных пособиях по нему содержится слово Божие.

Имеется в Португалии и Испании своя специфика: не все люди могут регулярно посещать огласительные занятия. Некоторые живут за сотни километров от тех мест, где собираются церковные общины. Другие живут на далёких островах, расположенных за тысячи километров от континента. Для оглашения таковых приходится частично переходить на заочную форму катехизации, через переписку по e-mail. Но и в этом случае важны очные беседы, хотя бы несколько личных встреч. Наши священники стараются навещать оторванных от церковных центров катехуменов и проводить беседы с ними там, где они живут.

Алексей Наумов: На оглашении нужно читать параллельно и Новый, и Ветхий заветы. Но принципиально важна последовательность чтения, которая определяется тем, что вера, молитва и жизнь у всякого верующего должны быть взаимосвязаны. Поэтому по мере вхождения в опыт личной и церковной молитвы, по мере изменения жизни человек может адекватно воспринимать те библейские книги, которые трудно понять, не имея соответствующего опыта.

Последовательность чтения может быть следующая. Сначала катехумен читает книги Премудрости и синоптические (первые три) Евангелия, затем книги Закона, потом пророков и далее (после крещения) Евангелие от Иоанна, книгу Деяний, апостольские послания.

Какова норма участия оглашаемых в богослужении? Что Вы требуете от готовящихся к крещению: как часто (два раза в неделю, раз в неделю, реже)? В каком объеме (полностью всю службу, обязательно на чтении Писания и проповеди, сколько сможет и что сможет)?

О. Евгений Горячев: В ситуации с краткосрочной катехизацией (а в моем приходе она, к сожалению, пока что именно такая) о богослужении, точнее, о его сути, можно только рассказывать. Я делаю это в разделе бесед, посвященных молитве. Но если оглашение длительное, то я думаю, что задолго до самого крещения будущие члены Церкви, конечно же, должны хоть как-то ознакомиться и с убранством храма, и с общественной молитвой.

О. Тигрий Хачатрян: В условиях жизни большинства епархий как минимум нужно требовать примирения с Богом. Т.е. если это крестные – чтобы осознанно исповедовались и причастились. Если не крещенные, то это должна быть целостная подготовка к Новой жизни во Христе, и она должна идти по всем параметрам: богослужение, Евангелие, молитва дома и в храме. И вряд ли можно навязать даже всем членам одной и той же группы одни и те же правила. Главное – результат!

О. Арсений (Соколов): Оглашаемые обязаны участвовать в воскресном богослужении, в литургии Слова, другое название которой – литургия оглашенных. Апостол и Евангелие у нас на богослужении звучат по-русски, а не по-церковнославянски и читаются лицом к людям. После чтений произносится проповедь для объяснения прочитанного. Это все очень важно для оглашаемых. Так же как и ектенья об оглашенных, в которой произносятся их имена, в которой оглашаемые активно участвуют: они и только они говорят на этой ектенье «Господи, помилуй», «Тебе, Господи», склоняют головы.

Современные «слушающие». Одна из огласительных встреч, проводившихся в мае 2010 г. совместно с участниками конференции «Традиция святоотеческой катехизации»

Кстати, чин оглашения у нас разделен с крещением и совершается за месяц-полтора до крещения, воскресным утром, перед литургией, с участием всех верных. Вся община участвует потом и в крещении, поскольку у нас оно происходит на воскресной литургии, которая в таком случае является крещальной (используем чинопоследование, изданное Свято-Тихоновским институтом).

Алексей Наумов: Здесь опять же важна последовательность. Есть церковные, канонические нормы, к которым человек должен прийти. Но начинать можно с малого. В начале оглашения можно хотя бы присутствовать на «фоне» богослужения. Но постепенно нужно все больше входить в дух и смысл православного богослужения. Тем более что в самом богослужении есть вещи, которые сугубо помогают оглашаемым. Это и молитва о них, и, конечно, проповедь.

Известно, что «вычитывание» какого бы то ни было правила может и не быть молитвой. Можно ли от оглашаемых требовать личного «правила молитвы»? Если да, то какого?

О. Евгений Горячев: Опять-таки: не требовать, а убеждать оглашаемых в том, что неумеющий или нежелающий молиться человек в каком-то смысле безбожник. Бог, конечно, есть, но не для него; ведь у него нет с Ним никакой связи… Нужно «заразить» оглашаемых желанием молиться, приводя примеры глубоких и красивых молитв, существующих в христианской традиции. Даже преподанные только как учебный материал, эти молитвы не могут не потрясать: «Господи, дай мне с душевным спокойствием…», «Господи, имя Тебе Любовь – не отвергни меня заблуждающегося…», «Я Свет, – а вы не видите Меня…», «Господи, соделай нас орудиями мира Твоего…» и т.д.

О. Тигрий Хачатрян: Может быть, для начала достаточно «Отче наш» и индивидуального обращения к Богу своими словами, а дальше можно нагружать, но по мере потребности души оглашаемого, а то если перегрузить, то можно и вполне приличного церковного фарисея подготовить.

О. Арсений (Соколов): Никакое «вычитывание» молитве не научит. Митрополит Антоний Сурожский в своем учении о молитве настаивает, что каждое слово молитвы, независимо от того, книжная ли она или импровизированная, должно полностью захватывать ум и сердце молящегося, только тогда эти слова будут действительно молитвой, обращением человека к Богу. В книжной молитве это особенно трудно, ведь надо сделать слова другого человека, жившего много веков, а то и тысячелетий тому назад, твоими собственными, произносить их как выражение не его, а твоих собственных чувств и желаний, всего твоего существа.

Лучший учебник молитвы – это, конечно, Псалтирь, главный «молитвенник» Церкви. Нет такого настроения и состояния, которым нельзя было бы отыскать соответствия в псалмах. Молясь псалмами, мы молимся вместе с Церковью, и что еще важнее – со Христом. Псалтирь – молитвенник Христа, это видно из Евангелия. Кроме того, многовековой христианский опыт молитвы псалмами учит нас, что «Христос – истинный молящийся псалмов» (блаж. Августин). Поэтому, как однажды сказал мой друг, итальянский монах Лучано Маникарди, «насколько мы можем сделать слова псалмов своими молитвами, настолько мы возрастаем во Христе».

Не все могут читать псалмы в древнееврейском оригинале, но, к счастью, существует более десятка переводов Псалтири на современный русский язык, и любой человек может выбрать для себя такой перевод, который ему более понятен и приятен. И хотя катехумену, да и новоначальному верному трудно начать пользоваться псалмами как своей молитвой, нужно с усердием вникать, пытаться входить в этот мир, употреблять усилие. Постепенно тот, кто молится псалмами, начинает понимать: псалмы – не только сборник древних молитв, но и школа молитвы. Да и школа жизни, в общем-то. В них – зеркало человеческого существования, вся жизнь человека пред Богом. Важно читать с оглашаемыми избранные псалмы, предлагать им самим дома начать молиться псалмами. И не забывать о правиле прп. Евагрия Понтийского: «Совершенство молитвы – не в количестве, а в качестве».

Другая сторона молитвы – это готовность слушать, что тебе скажет Тот, к Кому ты обращаешь молитву. Вот почему важны не только слова молитвы, но и периоды внутреннего молчания. Именно молчание позволяет настроить внутренний слух на слышание слов Господних, выражает готовность слушать Бога и слушаться Его. «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой» (1 Цар.3:10) – как часто мы молимся такой молитвой? Не чаще ли у нас бывает наоборот: «Послушай, Господи, что сейчас скажет Тебе раб Твой»? Псалмы диалогичны, в них звучит не только молитва человека Богу, но присутствует и божественный ответ.

Алексей Наумов: Молитва должна быть живой. Поэтому необходимо, особенно в начале оглашения, учиться молиться своими словами. Не должно быть формы без духа и смысла. Важно, чтобы «вычитывания» не стали такой пустой формой.

Бывает, что человек, приходя в церковь, надевает «униформу» (например, особые платок и юбку), меняет режим питания, а больше ничего в жизни не изменяет. Что нужно изменить оглашаемому в первую очередь? Что Вы сами требуете от готовящихся к крещению?

О. Евгений Горячев: При краткой катехизации поговорить на эти темы стоит после покаянной беседы, которая должна непосредственно предшествовать крещению. А дальше просто наблюдать за воцерковлением, удерживая неофита от возможных в церковной среде «аскетических» крайностей. Если же оглашение длительное, то можно что-то подсказывать и по ходу самой подготовки к Таинству, исходя из того, что этих людей катехизатор уже немного знает. Ну, и наконец: каков учитель, таковы и ученики. Даже если человек, «рождающий» новых членов для Церкви и не говорит: «подражайте мне, как я Христу», то все равно люди, проводящие с ним так много времени, осознанно или неосознанно подражают именно ему. Так что не только к будущим клирикам, но и к катехизаторам из мирян вполне относятся слова Апостола: «образ будь верным: словом, житием, любовью…»

О. Тигрий Хачатрян: «Униформа» изменится, когда человек «облечется» во Христа, а на первых порах самое главное – помочь человеку понять, почему его жизнь без Христа – пусть даже правильная/праведная – Богу не угодна.

О. Арсений (Соколов): Только тот, кто изменил направление своей жизни, может быть готов дать крещальные обеты. Для нас в Западной Европе сейчас актуальна проблема так называемых «гражданских браков», а попросту сказать, блудного сожительства. Люди сходятся, живут нерасписанными, называют друг друга мужем и женой, а государство внушает им, что это и есть брак. Естественно, исправить свою жизнь в этом отношении в соответствии с Евангелием и учением Церкви – задача катехуменов, иначе они не могут быть допущены до крещения, которое, как говорит апостол Петр – «обещание Богу доброй совести» (1 Пет.3:21). Неготовность вступить в законный брак («расписаться») говорит о боязни брать на себя ответственность, обязательства. Тому, кто собирается стать христианином, такая боязнь не к лицу.

Оглашаемые должны покаяться. И дело здесь не в перечислении грехов и не в разрешительной молитве (ее, понятно, для них еще нет), а – в решительном исправлении своего поведения. «Покайтесь, и да крестится каждый из вас» (Деян.2:38). И покаяние – это ведь не просто перечисление грехов. Бог о наших грехах лучше нас знает, ничего нового мы Ему не можем открыть. Еврейское слово «тшува» означает «возвращение», а греческое «метанойя» – «изменение ума». Подлинное покаяние сопряжено с решимостью вернуться к Богу, изменить жизнь, оно есть обращение. Если с кем-то из ближних пребываешь во вражде и не делаешь шагов к примирению, как Богу примириться с тобой? Ведь твоего ближнего Он любит не меньше, чем тебя. От этого зависит готовность или неготовность вступить в Церковь, ведь крещение (как и покаяние после отпадения от Церкви) – это таинство вступления в Церковь.

Об «униформе». Мне непонятна эта борьба с женскими штанами в России. Штаны – не мужская одежда, на иконах мы нигде не видим святых мужей в штанах. Запрещать женщинам носить брюки и разрешать носить их мужчинам – непоследовательно. Мужчины в таком случае должны носить кафтаны. Ну, а женщины? Даже в таких традиционных обществах, как таджикское и афганское, женщины ходят в шароварах. Или и с тех надо шаровары стащить?

Алексей Наумов: Прежде всего требуется покаяние в своем прямом значении слова – как изменение жизни в соответствии с верой, в соответствии с волей Божьей, которая открывается и в заповедях.

Известно, что в святоотеческой традиции люди, начинавшие оглашение, в течение 2–3 лет назывались «слушающими», а потом переходили в разряд «просвещаемых». Как Вам кажется, что может соответствовать этому в современной практике катехизации?

О. Евгений Горячев: Я уже много раз говорил, что достойное будущее нашей Церкви возможно только в связи с длительной, и притом общеобязательной, катехизацией. Если таковая начнет осуществляться практически, то тогда, в зависимости от региона, человеческой составляющей (духовного и образовательного уровня как оглашаемых, так и оглашающих) можно будет варьировать отдельные методики, в том числе, использовать и такую, как эта – «святоотеческая».

О. Тигрий Хачатрян: Не знаю.

О. Арсений (Соколов): На самом деле, не важно, сколько месяцев или лет человек готовится ко крещению и как его при этом называть. Можно ведь и 30 лет готовиться и не быть готовым (кстати, в древней Церкви так часто и бывало: многие всю жизнь ходили в «оглашенных»). А можно, как об этом свидетельствует книга Деяний Апостольских, и после чтения одной-единственной пророческой книги да участия в одной-единственной огласительной беседе «уверовать от всего сердца» во Христа (Деян.8:37). Катехизатор должен уметь определить, уверовал ли катехумен от всего сердца, а также церковна ли его вера.

В древности была замечательная практика: всех прошедших оглашение кандидатов ко крещению экзаменовал местный епископ. Хочется надеяться, что когда-нибудь эта практика будет возрождена.

Позвольте напоследок привести слова сибирского протоиерея Геннадия Фаста, с 70-х гг. XX века занимающегося предкрещальной катехизацией, из недавнего интервью с ним: «Вопрос в том, куда мы приведем новообращенного. Если в храме благоговейно совершается богослужение, есть дружная община, сплоченная вокруг Божественной литургии и таинств, объединенная совместными делами, в том числе делами милосердия и благотворительности, то есть если человек сможет увидеть церковную жизнь во всей ее полноте, он с гораздо большей долей вероятности останется в этом храме. Если нет – его ничто не задержит в Церкви, даже если он прослушал цикл прекрасных лекций».

Вопросы задавали Александра Колымагина, Максим Дементьев, Анастасия Наконечная

Комментировать

1 Комментарий

  • Вика, 23.05.2016
    Хороший материал, но жаль что он только расположен в интернете, а не в печатных брошюрах для прихода. Ответить »