Он + она = одно целое. Таинство Брака
Да утвердит Господь!..
Человек, как известно, предполагает, а Бог располагает. Самые искренние намерения рассыпаются в прах, когда они не совпадают с намерениями Божиими или же когда даже очень хорошее, правильное, доброе делается без Божиего благословения. Наше желание создать семью и твердое намерение сохранить верность избраннику до конца дней еще не означают, что так и будет.
В Первой книге Царств рассказывается, как бездетная женщина Анна дала слово, что, если Господь услышит ее молитвы и пошлет ей дитя, она отдаст его на служение Богу. Когда Анна родила ребенка, она призналась мужу, что пообещала отдать сына в дом Божий, да останется там навсегда (1 Цар.1:22). Муж не стал спорить, а сказал: Делай, что тебе угодно… только да утвердит Господь слово, [вышедшее из уст твоих] (1 Цар.1:23).
Да утвердит Господь слово, [вышедшее из уст твоих]. Это же можно пожелать каждому, кто принимает какое-то важное решение и дает обещание исполнить его. Тем более когда двое решают соединиться в одну семью и обещают друг другу любовь и верность. Да утвердит Господь! И для того, чтобы это утверждение совершилось, приходят они в храм.
Впрочем, так бывает не всегда. Венчание в церкви – очень красивый и торжественный обряд. И порой некоторым хочется ко всем свадебным украшениям добавить еще и это, даже если у приходящих нет ни веры, ни желания видеть свой брак христианским. Знаю случаи, когда даже некрещеные приходили и требовали их обвенчать, и никакие убеждения долго не помогали. «Зачем вам это?» – «Хотим как у всех!»
Нет, не для красоты установлено Таинство Брака. И не стремление быть верным традиции должно вести молодых из ЗАГСа в храм. В чем же истинная цель Таинства Брака, которое совершается в храме, когда двое соединяются вместе и рождается новый союз? Постараемся объяснить это, рассмотрев, как происходит обручение и венчание, ведь составители чинопоследования сделали всё, чтобы не оставить этот вопрос без ответа.
Обручение
Венчанию предшествует обручение. Раньше обручение и венчание могли совершаться в разное время. Юноша и девушка принимали решение создать семью и свидетельствовали об этом перед Богом и людьми, обмениваясь обручальными кольцами. Став женихом и невестой, они могли еще в течение некоторого времени испытать свои чувства, утвердиться в своем намерении. В наше время принято венчаться сразу же по обручении.
Обручение совершается у самого притвора, при входе в храм. Жених и невеста еще не стали единым целым, но намерены стать и готовятся к этому.
Отверзаются Царские врата, и из алтаря выходит священник, облаченный в белые ризы. Подойдя к «новоневестным», трижды осеняет их крестным знамением, вручает зажженные свечи и кадит их.
Не каждому известно, что из всех возможных почестей, которые можно воздать человеку, каждение – высшая. На самом деле такая честь подобает только Богу, но человек – образ Его. Каждый раз, когда в храме, покадив иконы, священник или диакон кадит нас, будем вспоминать, что мы – образ Божий, что наша жизненная задача – уподобиться своему Творцу. Жених и невеста должны стремиться всю жизнь приближаться друг к другу так, чтобы их единство все более и более уподоблялось единству Лиц Святой Троицы. Перед тем как идти на муки и смерть, Иисус Христос такими словами молился об учениках: Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин.17:21). Это сказано о Церкви, обо всех учениках, но именно в семье, в малой Церкви, получает человек возможность начать учиться этому единству. Сначала этому учатся двое, а потом они учат и тех чад, которых пошлет им Господь.
Зажженные свечи – символ многозначный. Свеча изготовляется для того, чтобы гореть и светить. Человек сотворен, чтобы любить. Пока свеча не загорелась, то как бы и не живет, – она «оживает», загоревшись. Человек же по-настоящему живет в той мере, в какой любит. Любовь к Богу и любовь к ближнему – вот чего ждет от нас Создатель и устами апостола Иоанна Богослова говорит, что не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин.4:20). Любовью к ближнему проверяется и подтверждается подлинность любви к Богу. В браке в нашу жизнь входит ближний. Конечно, это не означает, что нет других ближних. Но супруг – ближайший из ближних. Любить ближнего труднее, чем дальнего, потому что вблизи виднее все несовершенства и немощи человека, которые порой раздражают и даже ранят нас. Влюбленность, которая привела двух человек навстречу друг другу, неизбежно пройдет, и на смену ей может прийти или разочарование, отвращение, ненависть, или же подлинная любовь. Вот об этом, последнем, и молимся мы сначала в чине обручения, а затем и венчания: «О еже низпослатися им любви совершенней, мирней, и помощи, Господу помолимся».
И еще, вручая обручающимся зажженные свечи, мне всегда хочется напомнить им слова Спасителя: Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф.5:14–16). Призвание христианина – светить этому погруженному во тьму миру светом Христовым. Это – высшее, и не очень многим удалось. Но великое начинается с малого. Беря в руки венчальную свечу, ты начинаешь учиться светить своей жене, своим детям. И если семья не состоится, если жена отвернется от тебя или ты обнаружишь в ней что-то такое, что сделает продолжение брака невозможным, виноват будешь прежде всего ты. Значит, плохо светил!
С древних времен перстень был больше, чем украшение: он указывал на статус человека. Надевание на палец перстня означало важную перемену в жизни. В молитве, которую читает священник, обручив молодых, особенно вспоминается Иосиф Прекрасный, который был в Египте рабом и узником. Как же круто изменилась его жизнь, когда разгадал он значение вещих снов фараона! И сказал фараон Иосифу: вот, я поставляю тебя над всею землею Египетскою. И снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа (Быт.41:41–42). Раб в одно мгновение сделался владыкой, и знаком этой перемены стало надевание перстня.
И еще в этой молитве упоминается «блудный сын», покинувший родной дом, вычеркнувший себя из жизни семьи и промотавший «на стране далече» полагавшуюся ему долю наследства. Обнищав и опустившись, возвращается он домой, понимая, что уже не вправе называться сыном, а может быть принят отцом только как наёмник. Но не так думает отец, для которого его сын всегда останется сыном, что бы с ним не случилось. Увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться (Лк.15:20–24).
Вот такие перемены. Один, надев перстень, из раба и узника становится правителем огромной и богатой страны, другой из бездомного и нищего свинопаса превращается в возлюбленного сына когда-то преданного им отца. И теперь, во время обручения, надевание перстней означает важнейшую перемену в жизни готовящихся вступить в брак.
Но перстень означает не только честь, но и ответственность. Ветхозаветный Иосиф понимал, что если не оправдает доверие фараона, то с него снимут не перстень, а голову. И обрученные должны понимать: если придется им когда-нибудь снять надетые только что перстни, это будет самая горькая жизненная неудача, самый постыдный провал…
Обручение завершено. Священник ведет жениха и невесту в центр храма. Здесь, перед аналоем, на котором лежат Евангелие и святой крест, произойдет самое главное. Движение от притвора к центру храма – начало того пути, который предстоит пройти им вместе. Вся наша жизнь – непрестанное движение, все мы идем, но всегда ли хорошо понимаем – куда? Главным указателем жизненного пути христианина должны быть слова Христа: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин.14:6).
И ведя молодых в центр храма, священник поет стихи 127-го псалма: Блажени вси боящиися Господа… (Пс.127:1). Страх Божий – радостное чувство, не имеющее ничего общего с обычным страхом, в котором, разумеется, нет ничего радостного. Благоговение перед Господом – залог семейного счастья. Все доброе, чего ждет человек от супружества, пошлет Бог боящемуся Господа. Будет и любовь, и главное украшение любой семьи – дети. Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе! Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей: так благословится человек, боящийся Господа! Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей; увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля! (Пс.127:2–6).
На аналое – крест и Евангелие. Евангелие символизирует присутствие здесь Христа. Иисус Христос пообещал Своим ученикам: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18:20).
Двое или трое… Пока их еще двое. Будет и третий, и четвертый, и, может быть, гораздо больше. Только бы во имя Христово! Потому что никакое соединение не прочно, если не «Христос посреди нас». Мы молимся, чтобы венчающиеся стали свидетелями и участниками чуда, когда благодаря рождающемуся союзу в мир будут приходить новые люди.
Рядом с Евангелием на аналое лежит святой крест. Крест – знак любви Христовой. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин.15:13). Знамением такой любви к нам Христа является крест. Любовь супругов – отражение, а точнее преломление Божественной любви. На самом деле далеко не все, что происходит между мужем и женой в браке, – обязательно любовь. И само слово «любовь» далеко не всегда используется по назначению. Влечение друг ко другу может быть и страстью, питаемой эгоизмом и сластолюбием. Мы просим Божией помощи, чтобы отношения между супругами-христианами действительно были достойны называться этим самым прекрасным на свете словом – любовь. Ведь это не просто слово, это одно из имен Божиих. Именно такой любви, готовой положить душу свою за любимого, должны мы научиться в семье и научить своих детей.
Свободный выбор
Теперь, когда уже Таинство вот-вот совершится, священник задает жениху и невесте самые последние вопросы: «Имаши (имеешь – прим. ред.) ли, имярек, произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти (взять – прим. ред.) себе в жену сию, имярек, юже зде (ее же здесь – прим. ред.) пред тобою видиши?» Этот вопрос напоминает нам о важнейшей христианской ценности – свободе. Каждое слово в этом вопросе веско.
«Произволение благое…», то есть доброе, не продиктованное никаким низким расчетом. «Произволение непринужденное…», то есть совершенно свободное, никем не навязанное, продиктованное только твоим сердцем и разумом. Очень, очень важно, чтобы это было именно так. К сожалению, бывает, люди вступают в брак, идя как бы против себя, уступая обстоятельствам, чьему-то давлению и т.д. Задавая этот вопрос сначала мужчине, затем женщине, Церковь предостерегает их от такого шага. Только доброе и никем не навязанное взаимное решение двоих может стать основой гармоничной семьи.
Звучит второй вопрос: «Не обещался ли еси иной невесте (или мужу, когда обращаемся к женщине)?» Всё должно быть по-честному. Всю совместную жизнь супругам нужно всеми силами избегать обмана, и тем более недопустим он в самом начале пути.
После того как священник получил утвердительные ответы на оба вопроса, наступает время приступить к главному. Священник возглашает: «Благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков». Каждый православный должен знать, что вообще-то этим возгласом начинается самое главное наше богослужение – Божественная Литургия. Почему же и венчание начинается так же? Во-первых, в древности венчание органично входило в Литургию и лишь позже стало совершаться отдельно. Но не только об этой древней связи напоминает нам возглас, но и о том стремлении, о той высшей цели, ради которой должен жить каждый настоящий христианин, той, о которой Господь сказал так: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его (Мф.6:33). Жизнь имеет смысл, только если она – дорога в Царство. Теперь этот путь супруги будут совершать вдвоем. И когда звучит это возглас, стоит вспомнить: «Мы должны вместе войти в Царство Божие. Или вместе войдем, или вместе не войдем. Порознь – не получится. Первый вопрос, который мне зададут, если я один предстану перед Господом: “А где жена твоя?”» И любые попытки оправдать отсутствие ее рядом будут звучать не лучше Каинова: не знаю; разве я сторож брату моему? (Быт.4:9).
Звучит мирная ектенья, в которой Церковь просит у Бога для новобрачных спасения, «о еже податися им целомудрию, и плоду чрева на пользу, о еже возвеселитися им видением сынов и дщерей…»
Священник произносит три молитвы, в которых испрашивает для молодых всех возможных житейских и духовных благ, вспоминая те супружеские пары, о которых рассказывает нам Священное Писание и которые могут служить примером любви и верности: Авраама и Сарру, Исаака и Ревекку, Иакова и Рахиль, Захарию и Елисавету и др. И затем приносятся венцы.
Венчается раб Божий…
Священник надевает венец на главу жениха со словами: «Венчается раб Божий, имярек, рабе Божией, имярек, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь».
Затем с этими же словами венчает главу невесты.
Как и многое другое в богослужебной символике Церкви, увенчание новобрачных имеет несколько смыслов, каждый из которых не противоречит другим, а дополняет их. В Русской Православной Церкви принято венчать венцами, внешне напоминающими царские короны. И это понятно в свете сказанного выше о брачном союзе как о единстве восходящих в Царство Божие.
Но время теперь вспомнить и о другом венце, терновом, который надели на Спасителя Его мучители, чтобы поиздеваться над Ним и усугубить Его страдания. Брачный союз не предполагает непрерывного счастья. Порой будет и трудно, и больно, и мучительно. Не все, к сожалению, оказываются способны выдержать искушения, неизбежно сопровождающие семейную жизнь. Ощущая на своих головах тяжесть венцов, жених и невеста пусть молятся, чтобы те терновые венцы, которые им не раз предстоит надеть, они пронесли достойно. И тогда, говоря словами апостола Иакова, блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его (Иак.1:12).
Как-то мне пришлось откровенно беседовать с одной пожилой супружеской четой. «Мы, – сказал мне муж, – за пятьдесят лет совместной жизни ни разу не поссорились, ни разу друг друга не обидели». Кто не позавидует «светлой завистью», то есть не порадуется, что такое бывает? Чаще бывает иначе. Редкая семья не переживает кризисов. Кажется, ничего хорошего уже не будет. Но, как известно, любое искушение или ломает нас, если поддадимся, или делает лучше и сильнее. «Что придает и умножает в нас духовную силу? – спрашивает священник Александр Ельчанинов и отвечает: – Преодоление искушений». Это совершенно верно и по отношению к крепости и силе брачного союза. Не в том достоинство, чтобы избежать искушений, а в том, чтобы их преодолеть. И венцы, которые мы надеваем во время венчания, – образ тех, которыми будут увенчаны сумевшие сохранить любовь и преодолеть все искушения. «Если сохраните любовь и верность, – можно сказать новобрачным, – то, как писал апостол Петр, когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы (1 Пет.5:4)».
Надевая на головы молодых венцы, мне хочется пожелать каждому из них в конце земной жизни иметь право сказать то, что сказал о себе апостол Павел: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его (2 Тим.4:7–8).
Славою и честью венчай их
Возложив на головы будущих супругов брачные венцы, священник произносит слова, после которых они уже перестанут быть будущими, а станут настоящими супругами: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я (их – прим. ред.)».
Трижды произносятся эти слова, и трижды священник благословляет супружескую чету.
Свершилось! Дело человеческое стало делом Божиим. Слава и честь, которых мы просим для супругов у Бога, – это совсем иного рода слава и честь, чем те, которых ищут люди у людей. Суетна, преходяща и непрочна всякая человеческая слава. «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение…» – неоднократно повторяет Церковь во время богослужений. Только Слава Божия – подлинная Слава. А человек прославляется в той мере, в какой прославляет он Бога. Священномученик Ириней Лионский сказал: «Слава Божия – человек, живущий полной жизнью». Вот к этой полноте жизни, полноте любви и правды призваны супруги, и тогда их совместная жизнь действительно увенчается славою и честью.
Муж да любит… Жена да боится…
Теперь, когда Таинство совершилось, Церковь предлагает супругам услышать отрывки из Священного Писания, в которых говорится о смысле происходящего сейчас и того, что ждет их в дальнейшем. Сначала читается отрывок из послания апостола Павла к Ефесянам. Приведем его по-русски почти целиком:
22 Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,
23 потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.
24 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
28 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.
29 Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь,
30 потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.
31 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.
32 Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.
33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа (Еф.5:22–33).
Апостол сравнивает семью с Церковью. Семья – малая Церковь. И отношения между мужем и женою должны быть образом отношений между Христом и Церковью. Христос возлюбил Свою Церковь даже до смерти крестной (Флп.2:8). Подобной любовью да любит жену свою, а затем и детей, муж.
А жена да боится своего мужа. Сколько едких и саркастических высказываний звучало по поводу этого стиха из уст тех, кто пытался доказать, что христианство якобы унижает женщину! Но если правильно понять слова апостола, то здесь нет ничего унизительного. Ведь если семья – малая Церковь, а муж – образ Христа, то страх перед мужем – образ страха Божия, который совсем иного рода, чем любой другой страх. Мы уже говорили выше, что страх Божий – чувство радостное и светлое. Подобен ему и страх перед мужем. Страшно причинить боль любимому, обидеть его… И еще: бояться мужа – значит всегда помнить, что он – главный, что его слово – решающее. В той семье, где ни дети, ни жена этого не понимают, едва ли возможно обрести мир и гармонию.
Доброе вино
Вслед за Апостолом читается Евангелие, рассказывающее о самом первом чуде, которое совершил Иисус Христос:
1 Был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там.
2 Был также зван Иисус и ученики Его на брак.
3 И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.
4 Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Же€но? еще не пришел час Мой.
5 Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.
6 Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры.
7 Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха.
8 И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.
9 Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, – а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, – тогда распорядитель зовет жениха
10 и говорит ему: всякий человек подает сперва доброе вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе.
11 Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его (Ин.2:1–11).
Знаменательно, что самое первое Свое чудо Господь совершил во время брачного пира. Одно это достаточно ясно говорит о том, как высок брак в глазах Божиих. На том браке, который благословил в Кане Галилейской Христос, вода превратилась в вино. Да не просто в вино, а в «доброе», то есть самое лучшее, что вызвало такое удивление у распорядителя пира. Обычно, говорит он, доброе вино подают только в начале пира. Если понимать вино как образ любви и радости (а именно так и следует понимать, по мнению святых отцов!), то действительно, так часто только в самом начале семейной жизни бывает «доброе вино», а потом, когда «напьются» первыми восторгами супружества, оно становится все хуже и хуже, если и совсем не превращается в воду. Уже не любовь связывает супругов, а привычка и взаимные обязанности перед детьми, общность имущества и пр. Какое уж тут «доброе вино», какая уж тут радость… Но не так должно быть тогда, когда брачные узы благословляет Христос. На этом браке «вино» будет лучше и лучше из года в год, любовь полнее и глубже…
Затем произносится сугубая ектенья, молитва и просительная ектенья, которая завершается общенародным пением молитвы «Отче наш». Это молитвенное обращение к Небесному Отцу, столь частое в устах и сердцах верующих, сейчас, в устах новобрачных, имеет особый смысл. Любящие друг друга супруги предстоят перед общим Отцом, для Которого они – любимые дети.
Затем приносится и благословляется чаша с вином – одна на двоих. Раньше, когда венчание органично входило в Литургию, это была Евхаристическая чаша. Супруги вместе причащались Святых Тела и Крови Христовых, а мы знаем, что нет в мире более тесного единения со Христом и друг с другом, чем то, к которому приобщаются причащающиеся «со страхом Божиим и верою». Теперь, когда венчание совершается отдельно от Литургии, пусть это вино еще раз напомнит о чуде в Кане Галилейской, а общая чаша станет образом общей жизни. Все теперь общее – и радости, и печали. Мы просим у Бога любви. В настоящей любви осуществляется призыв апостола Павла: Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими (Рим.12:15). Образом такой любви и является «общая чаша».
Под пение тропарей священник трижды обводит супругов вокруг аналоя, на котором лежит Евангелие. Впереди себя священник несет крест. Во время этого крестного хода уместно вспомнить слова Спасителя: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк.8:34). Без самоотверженности невозможно следование за Христом, а семья – лучшая школа самоотверженности. Шествие проходит вокруг аналоя с Евангелием в знак того, что Евангелие должно будет находиться в центре всей семейной жизни. Круг – знак бесконечности. Тот совместный путь, который начали супруги, не должен завершиться никогда. Любовь до гроба – не христианское выражение. Гробовая доска – не преграда для любви, а дверь, за которой она станет еще полнее и совершеннее.
Завершается венчание снятием венцов и заключительными благословениями. Теперь нужно стремиться к достижению иных венцов, нетленных. Церковь благословляет мужа иконой Спасителя. Икона эта вручается ему, чтобы напоминать: семья – малая Церковь, здесь невидимо присутствует Христос; видимым же Его образом для жены должен быть муж, а для детей – отец.
А жене вручается икона Богородицы, чтобы она подражала Ее чистоте, смирению, кротости и любви, светила этими добродетелями мужу, являла пример детям.
Христианская семья, повторим еще раз, – малая Церковь. Она сможет ею оставаться только в том случае, если будет органично соединена с «Большой Церковью». Совместное участие мужа и жены, а затем и детей, в церковных богослужениях, и особенно в Литургии, регулярная исповедь, причастие Святых Христовых Таин – всё это необходимо, чтобы благодатные дары, полученные супругами в Таинстве, не были утеряны, а принесли плоды.
Об авторе
Протоиерей Игорь Гагарин родился в 1959 г. в Харькове. В 1981 г. окончил факультет русского языка и литературы Орехово-Зуевского педагогического института, а в 1985 г. – заочно факультет английского языка МОПИ им. Крупской. С 1981 по 1991 работал учителем русского языка и литературы в средней школе, из них последние два года был завучем.
В 1991 г. принял священный сан и был назначен настоятелем храма св. Иоанна Предтечи с. Ивановское Ногинского района Московской области. В 2002 году заочно окончил Коломенскую духовную семинарию.
В настоящее время, являясь настоятелем храма, преподает закон Божий и историю Церкви в Православной гимназии имени священномученика Константина Богородского, а также ведет занятия на курсах для учителей – преподавателей основ православной культуры, организованных при Богоявленском соборе г. Ногинска.
Женат, воспитывает двух дочерей.
Комментировать