Евангельский кружок: опыт одной общины <br><span class=bg_bpub_book_author>диакон Алексий Сорокин</span>

Евангельский кружок: опыт одной общины
диакон Алексий Сорокин


Предлагаем Вам рассказ диакона Алексия Сорокина, клирика храма святителя Николая у Соломенной сторожки, о том, как он проводит Евангельский кружок на своем приходе. Будем рады, если кому-то этот опыт станет интересен и полезен.

Кружки по изучению Священного Писания, или Евангельские кружки — давно известный формат не только молодежных встреч, но и, вообще, внебогослужебных встреч прихожан или членов церковных общин. Но сейчас он все чаще предлагается именно для работы с молодежью на приходах. Таким встречам, способам их проведения, различным их вариантам посвящен ряд статей, пособий, методичек, и мне, с моим совсем небольшим опытом в этой области, наверное, и не стоило бы и начинать писать на эту тему, если бы не горячее желание поделиться с другими своими мыслями, наблюдениями и этим самым небольшим опытом.

Мне кажется, конкретный опыт конкретных людей с их удачами и неудачами в данном случае может многим помочь. В теоретических работах или в учебниках часто не хватает именно таких реальных историй из жизни.

В любом случае, прошу рассматривать мой рассказ о нашем кружке, как об одном из вариантов в конкретном месте в конкретное время. Буду рад, если кому-то он поможет в деле создания групп по изучению Писания. И буду еще более рад, если мой рассказ побудит и других, более опытных в этом вопросе, людей поделиться с нами своим «багажом».

Как все начиналось

Начиналось все довольно неожиданно для меня, как и вся моя «молодежная деятельность», которой на тот момент было не больше года. Кто-то из тех, кто бывал на подобных встречах в других местах, поделился своим опытом, кто-то просто хотел изучать Писание и основы веры. Как ни банально это звучит, необходимость таких встреч просто назрела. Группа жила прогулками, кино, совместным отдыхом, играми, а «духовная» составляющая была «слабоватой». Так сложилось, что группу составляют прихожане разных храмов, есть люди мало воцерковленные, есть и вовсе некрещеные. Сделать, например, регулярные молебны было сложно даже технически. Во-первых, я не священник, во-вторых, надо храм оставлять открытым допоздна, в-третьих, я не был уверен, что молебны смогут заинтересовать людей новых в храме и в группе. Вся эта проблема меня сильно заботила, но я не мог никак придумать, как нащупать то, что нужно именно нам.

Эту нехватку ощущал не только я. Идея собираться по «духовным» поводам просто витала в воздухе на встречах. И как-то раз она была высказана и поддержана. Но все было не так просто. Мало кто, а особенно я, представлял, как это сделать, какой должен быть формат. Шли долгие и затянутые обсуждения в группе. Было ясно, что надо решаться, выбирать день и проводить встречу. И, как специально, первую встречу ребята назначили на день, когда я никак не мог прийти. Конечно, никакого злого умысла в этом не было. Но как же я тогда переживал! Мне казалось, что теперь уж точно после этой встречи группа уклонится в раскол или превратится в секту. Ох, и попортил я нервов себе и окружающим! Даже странно, что после всего этого вторая встреча все-таки прошла с моим участием.

А после первой встречи народ был очень вдохновлен. Всем встреча понравилась, все говорили о своих впечатлениях, как было интересно, живо и полезно, как многие почувствовали интерес к Писанию. Это меня еще больше насторожило и обидело. Я старался в обсуждениях максимально охладить этот пыл, боясь разных «прелестей» и «ересей». Но после второй встречи я сам оказался в таком же радостно-окрыленном состоянии. Все мои попытки найти и пресечь «ереси» и «прелести» на второй встрече оказались безуспешными. Ничего подобного там просто не было. А было живое, серьезное и вдумчивое изучение избранного отрывка и его толкований. И тогда по собственному состоянию и по горящим глазам молодежи я понял, что мы просто обязаны продолжать.

И продолжили. За это время у нас были самые разные отрывки самые разные варианты встреч. Менялось и число участников и состав. Проводили мы встречу и у наших друзей в клубе «Пролог» при Николо-Угрешском монастыре. Были у нас и гости – священнослужители, профессора, в таких случаях формат был несколько иной. Впрочем, каждая встреча всегда не похожа на другие. Каждая – определенный урок. Всегда после кружка вижу кучу минусов и недочетов, которые стараюсь не допустить в дальнейшем. Но на каждой встрече всегда есть хоть один человек, который искренне, от сердца благодарит организаторов и участников. И это дорогого стоит.

О названии

Как поется в одном из мультфильмов, «как вы яхту назовете, так она и поплывет». В обсуждениях и внутренних разговорах мы всегда называли эти встречи «Евангельский кружок» или ЕК. Просто и понятно. Но некоторые услышали в этом что-то от евангелистов – евангельских христиан. Название сразу настораживало. Поэтому решили называться – Кружок по изучению Священного Писания.

А после нескольких встреч по инициативе самих участников было решено посвятить наши встречи памяти священномученика Владимира (Амбарцумова), который не только служил в нашем храме в 30е гг. прошлого века, но и был активистом молодежного движения, а также организовывал подобные кружки. Настоятель благословил это начинание. Для меня было чудом, что инициатива шла «снизу». Верю, что священномученик Владимир не оставляет наш кружок своими молитвами. Не просто верю, а вижу. Какие бывали трудности и как эти трудности улетучивались. Разве не чудо?

Как мы проводим встречи

За основу мы взяли известную методичку Владимира Стрелова «Евангельские чтения, как форма работы со студенческой молодежью». Правда, я сам ее прочитал уже после того, как мы провели несколько встреч. Возможно, это даже сыграло положительную роль, так как я не боялся пробовать, что-то менять в зависимости от ситуации. Но, разумеется, прочитать такого рода рекомендации было очень полезно. Желающий узнает из этой брошюры все необходимое для создания кружка. Я здесь расскажу лишь об отдельных нюансах и особенностях именно наших встреч при нашем храме.

Как это ни странно, начинаем встречу мы обычно с чаепития, на котором все свободно общаются. В какой-то момент было замечено, что начинать сразу читать Писание не получается, нет должного настроя. Кружок проходит по вечерам, многие едут с работы или учебы, иногда опаздывают. Перекусить в данном случае просто необходимо. «Пустое брюхо к ученью глухо». Кроме того, если не дать молодежи пообщаться, они будут пытаться это сделать во время чтения Евангелия. Однако больше получаса на чай мы стараемся не отводить. Иначе переключиться с веселого общения на серьезный лад бывает сложновато. Обычно ведущий напоминает участникам о том, что чай близится к концу и просит всех постепенно утихать и внутренне настраиваться.

Затем мы либо пересаживаемся за другой стол, либо убираем всю еду. Всегда кто-то норовит что-то съесть не вовремя. Затем мы молимся перед чтением Писания и к обычным молитвам мы добавляем тропарь и величание священномученику Владимиру Московскому (Амбарцумову). Были порывы молиться больше, но пока они не нашли отклик у большинства участников. Уверен, что это станет возможным, когда все «созреют».

После этого ведущий обязательно говорит некое вводное слово, в котором должны так или иначе прозвучать правила встречи. Если правила не озвучить, то придется по ходу встречи то и дело к ним возвращаться. Даже при постоянном составе участников стоит о них напоминать. Тут очень важно не «переборщить» со словом «не». Замечено, что когда ведущий высказывает множество «не», участники сидят и боятся сказать лишнее слово.

Отрывок у нас выбирается заранее – по желанию участников или в соответствии с ближайшим праздником. Читается отрывок обычно по стихам. После каждого стиха – обсуждение. Опытные люди советуют брать не больше 10 стихов. Но у нас были и большие отрывки. Но читали их уже не по стихам, а по частям. Иногда мы берем параллельные отрывки из разных Евангелий. Тогда читаем одно по стихам, а остальные целиком. В любом случае, встреча не должна быть затянутой, нужна некая динамика.

Удобно распечатывать читаемые отрывки на листочках и раздавать. На них тогда каждый может делать себе пометки. К слову, свои такие пометки я сохраняю. Минус – нельзя посмотреть параллельные места или контекст отрывка. Поэтому томики Писания у нас всегда на столе в достаточном числе экземпляров.

О правилах

Правила были сформулированы не сразу. Но совсем без правил вести кружок было не возможно. В итоге попробовали общими усилиями их записать. Получился солидный текст, который выложили в сети на страничке группы. Но, как выяснилось, никто эти правила там не читает. Потому и приходится о них периодически напоминать. Желательно это делать творчески, а не просто зачитывать.

Я не буду приводить здесь все правила. Напишу лишь самое актуальное на мой взгляд.

Высказывания должны быть краткими. Это учит людей выражаться более точно и внимательно слушать других. Навыков последнего, к сожалению, многие из нас лишены. И кружок – хорошая школа умения слушать.

Еще очень важно не дискутировать и не навязывать свою точку зрения, не оценивать высказывания другого, не перебивать, не поправлять и не подсказывать. Да, бывает, человеку трудно сформулировать мысль, но ему легче помочь не подсказкой, а вниманием к его словам. Бывает, что человек новоначальный может ошибиться или сказать что-то богословски неверное. Тут важно иметь такт очень мягко его поправить.

Важно никого не принуждать к высказываниям. Каждый вправе пропустить свое слово. Бывало, что кто-либо из активных участников на какой-либо встрече сидел практически молча, но потом делился тем, что получил от этой встречи гораздо больше, чем от других.

Иногда возникают столь интересные вопросы, что хочется углубляться в них до бесконечности. И здесь надо не дать уйти встрече в отвлеченные «дебри». Мне очень помогает формулировка: давайте отложим это «на чай». Обычно к чаю этот вопрос либо отпадает, либо за чаем после встречи бывает не пустая, а содержательная беседа.

Что делает ведущий?

На каждой встрече есть ведущий. И ведущий не всегда я. Иногда может вести и кто-то еще, но желательно имеющий опыт участия во встречах. Ведущим, скажу честно, быть непросто. Вместо внимательного вчитывания в текст приходится внимательно следить за ходом встречи. Приходится «обкрадывать себя». Но без ведения встреча развалится.

Надо сказать, что ведущему нередко приходится проявлять твердость и принципиальность. Некоторые негативные моменты стоит вежливо, но твердо и убедительно пресекать. Злостным нарушителям правил – смеющимся, перебивающим, спорящим, не дающим договорить – приходится делать внушения. Тут на ведущем лежит особая ответственность – сделать это с христианской любовью. Возможно, придется пожертвовать собственным спокойствием ради ближних.

Помимо ведущего, на наших встречах сначала был еще и «книжник», т.е. человек, который готовился по святоотеческим толкованиям этого отрывка. Чаще всего им был я. По моим ощущениям, одновременно быть ведущим и «книжником» сложно. Но, к счастью, постоянные участники встреч со временем вдохновились и теперь готовят толкования сами. «Книжников» в нашем ряду прибыло.

Интересно, когда есть возможность кому-то подобрать исторические факты, связанные с отрывком. Но наш опыт показывает, что перебор научно-богословской информации идет не на пользу встрече.

Иногда на встречах хватает и толкований, и исторических данных, но отрывок остается нераскрытым в нравственном или аскетическом смысле. Я обычно прошу подыскать хорошие проповеди хороших проповедников на этот эпизод. Это делает встречу не только научно-познавательной, но и душеполезной.

Теперь о самом обсуждении. Обычно именно эта часть вызывает некоторое подозрение у людей осторожных. Стих читает кто-то вслух, а потом каждый желающий либо задает вопросы, которые у него возникли, либо говорит, как он этот стих понял. Затем мы ищем ответы на вопросы у толкователей, а мнения людей сверяем с мнениями Отцов. Иногда, когда никто не решается что-либо сказать, можно просто попросить кого-либо пересказать стих своими словами. И вот тут часто очень заметно, что у нас почти нет навыков говорить о Писании. Вроде мы понимаем, о чем речь в отрывке, а рассказать не можем.

Заканчивается встреча обычно так. Ведущий по кругу предлагает высказаться каждому желающему по всему отрывку и по впечатлениям от встречи. Скажу честно, мне очень памятны эти «финальные круги». Именно здесь мы на каждой встрече слышим: «а я и не думал, что этот отрывок столь глубокий!» «а я и не знал, что так интересно читать Евангелие!» «я сто раз читал этот отрывок, а сегодня посмотрел на него совсем иначе!».

Если ведущий — священнослужитель

Если есть священнослужитель, который участвует во встречах – это замечательно. Но я столкнулся с тем, что кроме уважения к сану есть у молодежи некоторая настороженность или боязнь. Боязнь ошибиться в словах, боязнь высказать свое мнение, боязнь получить суровое внушение. Мне «повезло», что я оказался близок по возрасту большинству участников. Но и меня подмывало то и дело встать в позу учителя и наставника. Но именно благодаря этим встречам я понял, как много я еще не знаю и как мало я знаю. Первые же вопросы по Писанию, богословию, церковной истории спустили меня «с небес на землю». И я понял, как небрежно я учился и как много мне предстоит еще освоить. Но, поверьте, останавливаться в таких случаях не стоит. Иногда честный ответ священнослужителя «простите, я не знаю» располагает больше, чем поучения. В итоге мы сошлись на том, что вопросы, на которые у нас нет ответа, оставлять в качестве «домашнего задания».

Если же во встрече участвует человек подкованный – профессор, богослов, историк, то тут вопросов без ответа почти не остается. Но формат меняется сильно. На встрече есть очевидный центр, которого слушают и хотят слышать все. Думаю, такие встречи очень полезны, но вместе с ними стоит проводить встречи и без «эксперта», возникшие вопросы на которых просто можно записывать.

Самое опасное

Самое опасное, по-моему, когда участники забывают, куда и зачем они пришли. И вот тогда потихоньку начинаются прорастать семена раздражительности, обиды, осуждения, гнева. Бывало, что и такое появлялось. Но, с Божией помощью, прошло. В тот период я попытался сформулировать, что мне помогает избегать всего этого. Надеюсь, мои мысли помогли еще кому-то. Вот они.

1. Ответьте себе честно на вопрос: «зачем я иду на встречу кружка, что я хочу получить на этой встрече?».

2. Главная цель кружка, если формулировать просто – это глубже понять отрывок из Священного Писания и через это стать хоть на немножко ближе к Богу.

3. Для каждого из нас польза от кружка напрямую зависит от нашего желания получить эту пользу. Поэтому во время встречи лучше сосредоточиться на том, что лично я вынесу из встречи, из этого отрывка.

4. Постарайтесь воспринимать других участников кружка, как ваших братьев и сестер – разных и непохожих друг на друга, со своими немощами и недостатками, но близких нам в желании понять Писание, близких нам во Христе.

5. Если возникают негативные чувства, если понимаете, что «нет нужного настроя», и вас раздражают, возмущают или оскорбляют чьи-то слова или поступки – постарайтесь внутренне помолиться.

6. Помните, что у нас не интеллектуальный и не дискуссионный клуб. Мы ВМЕСТЕ и с Божьей помощью пытаемся глубже проникнуть в смысл Евангельского отрывка.

Будем продолжать

Эти встречи стали частью моей жизни. Как ни печально это звучит, но я не знаю, стал бы я читать все эти толкования, если бы не кружок. Не правда ли страшновато слышать такое от самого себя? Священнослужитель, молодой, с образованием. Но я, и правда, не много читал толкований до этого кружка. Службы, послушания, домашние заботы… Вот и получается, что эти встречи нужны, в первую очередь, мне. Ну, а если нужны, то как не продолжать?

Источник: Интернет-издание «Татьянин день»

Комментировать

2 комментария

  • Алексей, 10.04.2016
    спасибо, что поделились опытом, это всегда ценно Ответить »
  • 89631194308, 26.03.2022
    Да, это замечательно, что строятся отношения через изучение Св. Писания! Как бы я тоже хотела быть в таком кружке. Это есть в Сергиевом Посаде, не доя молодежи, а за 50, или таких не существует? Ответить »