Как часто причащаться

kak chasto prichashhatsja 2 – Как часто причащаться

Что говорят о частоте Св. Причащения церковные каноны?

В Таинстве Святого Причащения христианин соединяется с Богом, со Святой Троицей, исполняя заповедь Спасителя (Ин.6:51-58).

Канонические рамки частоты Причащения – не чаще раза в сутки, не реже раза в 3 седмицы.
Подробнее см: Канонические правила Православной Церкви, касающиеся практики причащения.

Естественно для христианина причащаться на каждой воскресной Литургии, по Великим праздникам и на именины.

Как возможно соблюсти все правила подготовки, если причащаться каждую седмицу?

Препятствием к регулярному причащению зачастую являются излишне строгие требования к подготовке к нему со стороны некоторых священнослужителей. В мере строгости подготовки следует разделять отпавших от Церкви и верных христиан. Например, дополнительный 3-дневный пост неуместен для тех, кто уже, в свою меру, соблюдает церковные посты. Таким образом, чем реже человек приступает к Чаше, тем строже и продолжительнее должен быть период подготовки.

Как не причаститься недостойно?

Кто из людей может быть достоин Тела и Крови Спасителя? Как раз понимание своего недостоинства и является целью подготовки ко Причастию.
Кто же действительно недостоин Причащения?
1. Тот, кто не Крещён.
2. Тот, кто не исповедует православную веру в соответствии с Символом веры.
3. Тот, кто отрицает, что верующие причащаются истинных Тела и Крови Христовых или относится к Святым Дарам без рассуждения, как к обычной пище.
4. Тот, кто имеет на совести смертные неисповеданные грехи.
5. Тот, кто не желает простить обидчика или примириться, если сам обидел человека.

Подробнее: Что значит причаститься недостойно.

Почему мы не видим, когда и как причащаются священнослужители?

Они причащаются в алтаре.
Священник не может служить литургию и не причаститься. Это предписывает 8-е Апостольское правило: «Если епископ или пресвитер, или диакон, или кто из священного списка при совершении приношения не причастится – да представит причину, и если она уважительна, да будет извинен. Если же не представит – да будет отлучен от общения церковного, как сделавшийся виною вреда народу, и на совершавшего приношение наведший подозрение, якобы неправильно совершал». То есть, если присутствующий на литургии (в правиле не говорится именно о сослужении, поэтому мы можем подразумевать всех клириков, находящихся в храме во время литургии) клирик не причастится без уважительной на то причины, – да будет отлучен от Церкви.

Как причащаться на Пасху и Светлую седмицу?

На Светлой седмице рекомендуется причащаться ежедневно. 66-е правило Трулльского собора (691 год) предписывает, чтобы христиане «наслаждались Святыми Тайнами» в течение всей Светлой седмицы, несмотря на то, что она является сплошной.
Подробнее: О Причащении на Пасху и Светлую седмицу.

Можно ли, как прп. Мария Египетская, причаститься два раза и стать святой?

Вполне! Но уж если повторять, то повторять всё: придётся и 47 лет провести в пустыне, явив плоды истинного покаяния.
См. Исключительный случай как универсальный аргумент, или Богословские метаморфозы.

Цитаты о причащении

«Мы должны помнить, что самое главное, что мы совершаем как Церковь – это Святейшее Таинство Евхаристии. Вот почему важно, чтобы верующие люди чаще причащались Святых Христовы Таин. В древности, когда кто-то из крещеных, находясь на Литургии, не причащался, то должен был дать публично объяснение епископу, по какой причине он уклоняется от принятия Святых Христовых Таин».
патриарх Кирилл

«Причащайтесь чаще и не говорите, что недостойны. Если ты так будешь говорить, то никогда не будешь причащаться, потому что никогда не будешь достоин. Вы думаете, что на земле есть хотя бы один человек, достойный причащения Святых Таин? Никто этого не достоин, а если мы все-таки причащаемся, то лишь по особому милосердию Божию. Не мы созданы для причастия, а причастие для нас. Именно мы, грешные, недостойные, слабые, более чем кто-либо нуждаемся в этом спасительном источнике… Я вас причащаю часто, я исхожу из того, чтобы вас приобщить ко Господу, чтобы вы почувствовали, как это хорошо – пребывать со Христом».
cвятой праведный Алексий Мёчев

«Каждое воскресенье и каждый праздник неопустительно приобщаясь Святых Таин, преподобный Серафим Саровский на вопрос, как часто следует приступать к Причащению, ответил: “Чем чаще, тем лучше”. Священнику Дивеевской общины Василию Садовскому он говорил: “Благодать, даруемая нам Приобщением, так велика, что как бы ни недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей приступал ко Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, и будет очищаться благодатию Христовою, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется”.
Много нас теребят по поводу частого Причащения. Не смущайтесь. Присмотрятся – перестанут. Всем следовало бы так делать, но не вошло это у нас в обычай».
свт. Феофан Затворник

«Нельзя часто причащаться, говорят, а то привыкаешь. Пропадает благоговение.
Да, наверное, звучит правильно.
Поэтому рассуждающим так надо быть последовательными.
Нельзя часто молиться – привыкаешь. Пропадает благоговение.
Нельзя часто ходить в храм – привыкаешь. Пропадает страх Божий.
Да и вообще. Часто видеться с женой нельзя – привыкаешь. Пропадает любовь.
Родителей не надо баловать вниманием – привыкаешь, перестаёшь относиться с уважением.
Детей надо менять или встречаться с ними четыре раза в год и в день ангела, а то привыкаешь…
Так, может, это совсем не так плохо, привыкнуть, прильнуть к хорошему с чистой совестью? А если совесть нечиста, это повод не только для очередной исповеди».
игумен Силуан

Строгая подготовка вошла в практику нашей Церкви лишь потому, что под конец XVIII века порочная практика редкого причащения прочно вошла в норму. А когда человек подходит к Чаше Христовой лишь раз в год, то вполне естественным видится заставить его максимально напрячь духовные и телесные силы для должной подготовки. В наше время, слава Богу, столь редкое причащение остаётся уделом немногочисленных захожан, стремящихся причаститься скорее в силу традиции, нежели по насущной потребности. Однако, как это часто бывает, реалии, сформировавшие практику, ушли в небытие, а сама практика осталась. Выход из данной ситуации каждый отдельный духовник и каждый отдельный прихожанин находит самостоятельно. Однако, если попытаться подвести основу под предполагаемый общий подход, то стоит помнить, что не причащение ради подготовки, а подготовка ради причащения.
прот. Владимир Пучков

***

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka