Гостеприи́мство –
1) расположенность к частым приёмам гостей;
2) благосклонное отношение к гостям;
3) радушный, хлебосольный приём;
4) то же, что странноприимство.
Чем гостеприимство угодно Господу, и всякое ли гостеприимство богоугодно?
В Книгах Писания Ветхого и Нового Заветов гостеприимство часто рассматривается как проявление добродетельности.
Одним из наиболее ярких иллюстраций богоугодного гостеприимства служит пример с посещением Авраама тремя странниками, в котором Церковь усматривает явление Бога-Троицы. Встретив странников, Авраам попросил их остаться, принять угощение, сам стал обслуживать их, чем явил не только благорасположение, но и кротость, и смирение (Быт.18:1-8).
Гостеприимство Лота, проявленное в отношении двух Ангелов, обнаружилось не только в предоставлении им крова, но и в жертвенности (Быт.19:1-8).
Многострадальный Иов также отличался гостеприимством (Иов.31:31-32).
Писание Нового Завета тоже изобилует примерами гостеприимства, в том числе оказываемого Искупителю и Его апостолам. Высоко оценивая значимость богоугодного гостеприимства (основанного на любви, сострадании, милосердии), Спаситель подчеркивал, что пренебрегающий алчущими, жаждущими, страждущими может подпасть под осуждение на Страшном Суде (Мф.25:41-46).
Однако не всякое гостеприимство приятно Богу. Одно дело, когда человек принимает ближних исходя из высших нравственных побуждений; совсем другое – когда действует в видах грубой корысти, например, предоставляя трапезу и кров лишь почётным гостям, ради причастности к их земной славе или же ради прямой непосредственной выгоды.
Ярким примером подобного рода гостеприимства служит фреска храма Успения на Волотовом поле (XIV в.) – трехчастная композиция. На первом фрагменте изображения представлен босой Странник в рубище, с посохом и сумой, обращающийся к монаху-привратнику с просьбой о приюте. На втором – игумен, пирующий со знатными господами; одной рукой он отставляет привратника, пришедшего сообщить об ожидающем милости Нищем, а другой указывает на почётных гостей (как бы упрекая его, мол, у меня здесь такие знатные персоны, а ты досаждаешь нам с каким-то там странником). На третьем фрагменте – тот же игумен, но уже весьма обескураженный, кающийся; он устремлен вслед за проигнорированным им Нищим, Которым оказался Христос (судя по фреске Спаситель принял его покаяние и простил).
Не является богоугодной и та форма гостеприимства, что связана с любовью к пиршествам, попойкам и оргиям: «ни блудники, ...ни пьяницы... Царства Божия не наследуют» (1Кор.6:9-10).
Цитаты о гостеприимстве
«Когда идешь в гости к кому-либо из родных или знакомых, иди не для того, чтобы у них хорошо поесть и попить, а для того, чтобы разделить с ними дружескую беседу, чтобы беседою любви и искренней дружбы оживить свою душу от житейской суеты, чтобы соутешиться верою общею. «Не ищу вашего, – говорит Апостол, – но вас" (2Кор.12:14)».
праведный Иоанн Кронштадтский
«Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам».
Евр.13:2
Литература по теме
- Гостеприимство Сокровищница духовной мудрости
- Гостеприимство Библейский словарь
- Гостеприимство Библейская энциклопедия
- Гостеприимство проф. А.И. Сидоров
- О гостеприимстве преп. Антиох Палестинский
- Гостеприимство преп. Оптинские старцы
- О паломничестве и странничестве иером. Серафим (Параманов)
- Гостеприимство и пост архим. Епифаний (Феодоропулос)
- О гостеприимстве свящ. Георгий Максимов
Комментировать