Глоссолалия (дар языков)

Литература по теме

Глоссола́лия – термин, принятый для обозначения одного из даров Святого Духа – «говорения языками».

glossolalija - Глоссолалия (дар языков)

Появление в Церкви дара говорения на языках связано с событиями Пятидесятницы — Сошествием Святого Духа на апостолов. Апостол Петр указал на это Сошествие Св. Духа как на исполнение ветхозаветного пророчества Иоиля (Деян.2:16-21; Иоил.2:28-32). Согласно Евангелию от Марка, этот дар был обещан воскресшим Господом Иисусом Христом еще прежде Вознесения в качестве знамения тем, кто уверуют в Него (Мк.16:17). В Деяниях святых апостолов рассказывается о проявлении этого дара в Иерусалиме (Деян.2:1-11), в Кесарии Палестинской (Деян.10:44-48) и в Эфесе (Деян.19:1-6) в связи с проповедью Евангелия и совершением Таинства Крещения. Апостол Павел, обращаясь к коринфским христианам, свидетельствовал об этом даре как об одном из специфических даров Святого Духа (1Кор.12:10; 13:1; 14:2,6,39). О проявлении этого дара, согласно тому же апостолу, пророчествовал Исаия (Ис.28:11; 1Кор.14:21). По собственному признанию св. Павла, он и сам обладал этим даром, причем, в большей степени, нежели другие верующие (1Кор.14:18).

Согласно наставлениям апостола Павла, хотя имеющий дар говорения языками общается с Богом и получает для себя духовную пользу, главным назначением любого дара должно быть назидание Церкви (1Кор.14:2-5,12-19). По этой причине он настойчиво рекомендует иметь в церковной общине толкователя языков (1Кор.12:10; 14:5, 13:27). При этом о даре истолкования может молиться и сам говорящий языками. Одновременно на языках могут говорить двое или трое (1Кор.14:27), но, если нет толкователя, апостол требует молчать: «Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу» (1Кор.14:28). Во всяком случае, женщина в церкви должна молчать (1Кор14:34), т.е. не может ни проповедовать, ни пророчествовать, ни говорить на языках.

Апостол Павел называет глоссолалию даром «разных языков» (1Кор.12:10,28) или способностью «говорить языками» (1Кор.12:30; 13:1; 14:5). Такое же выражение используется в книге Деяний (Деян.2:4; 10:46; 19:6) и у евангелиста Марка (Мк.16:17). При этом евангелист Марк обозначает способность, связанную с приобретением этого дара, как способность говорить новыми языками.

Был ли этот дар распространен повсеместно и когда он стал исчезать из церковной жизни, точно неизвестно. Последним говорил о существовании этого дара в Церкви св. Ириней Лионский (конец II в.). Отцы Церкви IV–V веков (св. Августин, св. Иоанн Златоуст) однозначно относят его к давно исчезнувшим явлениям.

Видимое исчезновение этого дара в Церкви сопровождалось появлением подобных практик в сектантской среде. Бессмысленные слова, которые напоминают этот феномен, встречаются также в гностических трактатах.

Существуют свидетельства, что при необходимости некоторым святым отцам подавался дар понимания иностранных языков ради проповеди или назидания. Например, из жития свт. Василия Великого известно, что когда к нему пришел прп. Ефрем Сирин, то им было неудобно вести беседу через переводчика. По молитве свт. Василия Господь дал прп. Ефрему возможность понимать греческий язык и говорить на нем.

В чем заключался дар говорения на языках?

Согласно обычному церковному толкованию (например, так учат св. Ириней Лионский, свт. Иоанн Златоуст, блж. Феодорит Кирский, свт. Феофан Затворник), это чудесная способность говорить на иностранных языках, не изучая их предварительно. Собравшиеся в Иерусалиме на праздник Пятидесятницы иудеи и прозелиты из разных стран слышали, как апостолы, на которых сошел Святой Дух, говорят на разных наречиях (Деян.2:6,8). Благодаря такой чудесной способности апостолы получили возможность проповедовать разным народам мира.

Само это событие в церковном понимании противопоставляется событию, связанному со строительством Вавилонской башни и смешением языков, (Быт.11:1-9). Такое противопоставление встречаем, в частности, в кондаке праздника Пятидесятницы: «Егда́ снизше́д язы́ки слия́,/ разделя́ше язы́ки Вы́шний,/ егда́ же о́гненныя язы́ки раздая́ше,/ в соедине́ние вся́ призва́,// и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха» (Перевод: Когда Всевышний, сойдя, смешал языки, – разделил между собою народы; когда же раздал огненные языки, – к единению всех призвал; и мы единодушно славим Всесвятого Духа).

Существуют следующие ошибочные теории глоссолалии, противоречащие традиционному церковному пониманию:

— это ангельская речь;

— это архаичные слова, которые использовались в практике богослужения для прославления Бога;

— это экстатическая нечленораздельная речь;

— это вид восхищенной молитвы.

Как можно объяснить «говорения языками» в различных сектах?

Начиная с XVIII века стали появляться свидетельства о феномене, сходном с говорением языками, в среде некоторых протестантских деноминаций и у русских сектантов (хлыстов, малеванцев и др.).

В начале XX в. возникло так называемое пятидесятничество с практикой произнесения бессвязных звуков, подобных детскому лепету. Этим звукам пятидесятники усваивают значение говорения на языках (отсюда и самоназвание), только не на настоящих иностранных, а на ангельских, потому что ап. Павел говорит: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими» (1Кор.13:1). Однако ангелы — это чистые умы, не имеющие тела и передающие свою мысль Богу и другим ангелом непосредственно, без использования речевого аппарата и звуков. Ап. Павел пророчествует об исчезновении говорения на языках в будущем (1Кор.13:8), что невозможно при общении ангелов.

Дар языков — это лишь один из даров Святого Духа, причем в 1Кор.12:8–10, 28–30 всякий раз этот дар стоит почти в конце и вместе с даром истолкования. Однако пятидесятники не заботятся об истолкователях или о количестве не более в 2 или 3 говорящих одновременно (1Кор.14:27), а просто говорят, сколько им хочется — и мужчины, и женщины, вопреки запретам апостола (1Кор14:28, 34).

И в день Пятидесятницы, и впоследствии (например, при обращении сотника Корнилия в Деян.10:44–47 и при крещении эфесских христиан в Деян.19:5–6) говорение на языках было чистым даром Божиим, который не зависел от человеческих усилий и даже не был ожидаем. Однако пятидесятники дают неофитам советы, как им заговорить на языках, советуют подражать уже говорящим.

В апостольскую эпоху, как уже было сказано, это был лишь один из даров Святого Духа, который подавался не всем (1Кор.12:30). Пятидесятники же считают свое «говорение» необходимым для всех «крещением Святого Духа», ложно заменяя таким образом церковное таинство миропомазания.

Вопреки церковной истории, пятидесятники силятся доказать, будто в апостольскую эпоху было две разных глоссолалии: как в день Пятидесятницы (т.е. на настоящих иностранных языках) и как у них самих, т.е. подобно детскому лепету. Однако подобные «говорения» сохранились во многих нехристианских религиозных традициях. Говорят на «языках» и пятидесятники-единственники, отрицающие Троицу, что не мешает им считать свое «говорение» даром Святого Духа, в Личность Которого они не верят.

Интересна научная лингвистическая оценка пятидесятнической глоссолалии. Известный лингвист У. Дж. Самарин дал ей такое определение: «Лишенное логики, полумладенческое бормотание, имеющее искусственное фонетическое сходство с языком. Глоссолалия бессмысленная, но фонетически структурированная человеческая речь, являющаяся с точки зрения самого говорящего настоящим языком. Систематического сходства с нормальным языком, живым или мертвым, нет». Другой лингвист, Ф.Д. Гудман, сравнила звучание англо-, испано- и майя-говорящих пятидесятнических общин в США и Мексике с магнитофонными записями нехристианских ритуалов в Африке, Борнео, Индонезии и Японии. Она пришла к такому выводу: «Если принять во внимание все черты глоссолалии, т. е. сегментальную структуру (звуки, слоги, фразы), и их супрасегментальные элементы (а именно: ритм, ударения и в особенности общую интонацию), они надлингвистически и надкультурно идентичны». Рассматривая вопрос о причинах говорения на «языках», Гудман отвергла гипотезу о гипнотическом состоянии. По ее мнению, глоссолалия – это результат «нейропсихологических изменений, в просторечии именуемых трансом…». Иными словами, это «огласованная схема, речевой автоматизм, который появляется как субстат транса и прямо отражает в сегментальных и супрасегментальных структурах нейропсихологические процессы, свойственные сознанию в этом измененном состоянии (т. е. трансе)». Она отрицает, что это спонтанное звукоизвлечение, но считает глоссолалию приобретенным поведением — ненамеренным или осознанным.

Цитаты о глоссолалии

«Посему и Апостол говорит: “мы говорим премудрость между совершенными” (1Кор.2:6), называя совершенными тех, которые получили Духа Божия и чрез Духа Божия говорят всеми языками, как и Он говорил. Подобным образом и мы слышали многих братьев в Церкви, которые имели пророческие дарования и чрез Духа говорили разными языками, и для общей пользы выводили наружу сокровенные (тайны) людей и изъясняли таинства Божии».
св. Ириней Лионский

«Здесь он [ап. Павел] сравнивает дарования, и поставляет ниже других дар языков, доказывая, что он и не совсем бесполезен, и не очень полезен сам по себе. Коринфяне много превозносились им и считали его великим дарованием, – считали великим потому, что апостолы получили его прежде всего и с такой торжественностью. Но это не делало его превосходнее других. Почему апостолы получили его прежде всего? Потому что должны были ходить повсюду. Как во время столпотворения один язык разделился на многие, так тогда многие языки часто принадлежали одному человеку, и один и тот же говорил на персидском, на римском, на индийском и на многих других языках, по внушению Духа. Такое дарование называлось даром языков, потому что (владевший им) мог говорить вместе на многих языках. Смотри же, как (апостол) и уничижает его и возвышает; словами: “ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его”, уничижает, показывая, что это дарование не очень полезно; а далее словами: “он тайны говорит духом”, опять возвышает, чтобы оно не показалось излишним, бесполезным и напрасно данным. “А кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение”. Видишь ли, с какой стороны он доказывает превосходство этого дарования? Со стороны его общеполезности. И везде он предпочитает то, что приносит пользу многим. А те, скажи мне, разве не людям говорили? Но не с таким назиданием, увещанием и утешением».
свт. Иоанн Златоуст

«Апостол производит вместе то и другое. Коринфян обвиняет в любочестии и дает видеть потребность дарования. Оно дано проповедникам по причине разных языков у людей, чтобы, пришедши к индам, предлагали Божественную проповедь, говоря их языком, а также, беседуя с персами, скифами, римлянами и египтянами, проповедали им евангельское учение на языке каждого из сих народов. Посему беседующим в Коринфе излишним делом было говорить на языках скифском, или персидском, или египетском, которых не могли коринфяне понимать. Поэтому-то божественный Апостол и сказал, что “глаголяй языки, не человеком глаголет, но Богу”, ибо присовокупил следующее: “никтоже бо слышит”. А чтобы не почли дарования бесполезным, прибавил еще: “духом же глаголет тайны”».
блж. Феодорит Кирский

«Как-то я провожала к святому старцу одну немку, врача, которая после моих рассказов о святости нашего Батюшки пожелала сама его посетить. Немка не знала греческого. Но через некоторое время между ними начался диалог, который сначала я посчитала естественным. Но по прошествии времени я заметила, что они хорошо понимали друг друга без переводчика. Они обсуждали даже врачебные вопросы.
Немка-врач с радостью вышла из кельи. Тогда я в изумлении спросила Батюшку: «Старче, вы знаете немецкий? Дитя мое, говорит он, улыбаясь, откуда я знаю немецкий? Разве ты не слышала, что я разговаривал с ней по-гречески, а она по-немецки. Но мы оба понимали все на своем языке! Не спрашивай. Это все творит Святой Дух!»
Я слышала, что в другой раз происходило то же самое чудо дар толкования языков — с француженкой, с ирландцем, с сербом, с румыном».
монахиня Екатерина, «Старец Порфирий. Любящее сердце»

Известно, что Старец Паисий не знал ни одного иностранного языка. Он знал только греческий. Однако Старец владел языком Святой Пятидесятницы и поэтому, если было необходимо, мог разговаривать и понимать людей, говорящих на других языках. «Однажды, – рассказывает отец Е. К., – я сидел во дворе каливы Старца Паисия. Со мной было еще три посетителя и среди них француз, не знавший ни слова по-гречески. Когда пришла его очередь говорить со Старцем, они отошли в сторонку, сели на пеньки и около пятнадцати минут, сидя на пеньках, о чем-то оживленно беседовали. Мы видели, что они разговаривали с живым интересом. Как они понимали друг друга, не имея для беседы общего языка? Ушел француз очень радостным и удовлетворенным».

«Однажды около полудня я пришел в келью Старца. Перед закрытой калиткой на земле лежал юноша. Он был американцем греческого происхождения, но по-гречески не говорил, знал только английский. “Как же ты будешь разговаривать со Старцем?” – спросил я его. “Бог пошлет переводчика, – ответил он и добавил: – Вот хотя бы тебя”. Когда они стали беседовать со Старцем, я пытался им переводить, хотя плохо знал английский, да можно сказать, что к тому времени совсем его забыл. Однако с величайшим изумлением я заметил, что Старец Паисий понимал все, что говорил ему юноша. Старец понимал его лучше, чем я. Отвечал он ему, конечно, по-гречески, а я переводил ответы на английский. Старец отвечал ему с помощью простых и мудрых примеров.»
насельник монастыря святого Григория отец Василий

«Однажды в «Панагуде» я встретил иностранца, ожидавшего своей очереди, к Старцу. Я предложил ему помощь, как переводчик. Вначале Старец слушал его вопросы в моем переводе, но потом начал отвечать на них еще до того, как я их переводил!».
отец П. Л. (Иеромонах Исаак. Житие старца Паисия Святогорца)

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka