В Знаменском скиту: Часть 2
Село Хрипуново
Село Хрипуново Ардатовского района расположено на южной возвышенности лесостепного правобережья Нижегородской области.
Письменные источники и предания, бытующие среди жителей села, свидетельствуют о том, что село возникло в период царствования Ивана IV Грозного. Во время третьего похода на Казань в 1552 г. Иван Грозный со своим войском прошел Муром и вторгся в мордовские земли.
Надо отметить, что мордва охотно помогала русскому воинству. Народ этот также страдал от опустошительных набегов казанских татар: немало мордовских поселений было разорено татарами, немало людей взято в полон. Арзамасский историк Щегольков указывает, что сохранившиеся устные предания и проведенные исследования подтверждают, что мордва помогала Ивану Грозному, вела его войска через труднопроходимые, заболоченные дремучие лесные массивы, принимала участие в военном походе и взятии Казани. В знак благодарности за помощь царь Иван Грозный пожаловал нескольким мордвинам — Ардатке, Автодею, Хрипуну и другим — земли, на которых потом возникли населенные пункты.
Согласно устному преданию, приблизительно в 1581 г. в Троицын день недалеко от устья р. Иржи, там, где кончается лес и начинается степное пространство, появились первые поселенцы мордвина Хрипуна, которые и основали деревню, получившую название Хрипуны. В исторических записках Георгия Шторма отмечалось, что в здешних местах жила арзамасская мордва—пашенные крестьяне, звероловы, пасечники, бортники, которые платили ясак (дань) белому царю Алексею Михайловичу. В записках повествуется: «Ломают в бортях мед, промышляют зверя, на ровном и на угорье, под стоячим деревом и под лежачей кладью добывают лося и медведя, и куницу, и лисицу, и всякого зверя добра...». И там же: «Некогда в мордовских полях хлеба было, что звезд на небе».
Устные предания и ряд письменных источников говорят о том, что после покорения Казанского ханства и взятия Казани на новые земли кинулся московский служилый человек, зажиточный люди простолюдье. В дальнейшем пошло постепенное смешение русских Православной веры с мордвой, которая также принимала Православие.
Взято с: http://glubinkann.ru/xripunovskaya-admin-ciya/selo-xripunovo.html
Зимнее утро в скиту
Эта подборка фотографий от 5 декабря 2011 года, только что присланная моим новым другом, обретенным в тех местах, Amplia27, дает прекрасное представление о месте действия. Едва ли пейзаж этот был существенно иным сто и даже двести лет назад, когда, в начале 19-го века, начинал строиться Знаменский храм, о котором речь пойдет ниже.
Знаменский храм
Знаменский храм, как величественный корабль, плывет под Покровом Пресвятой Богородицы. (Такую подпись дает к своему снимку от 15 июля 2006 года Елизавета Басова. Сегодня купол реставрируется, и храм выглядит иначе. Вы увидите это ниже, на моих снимках.)
Между 1610 и 1653 годами в поместной деревне Хрипунове была построена однопрестольная деревянная церковь в честь образа Пресвятой Богородицы «Знамение». В 1653 году село Хрипуново приобрел представитель старинной дворянской фамилии Иван Артемьевич Чаадаев, знаменитый многосторонний деятель второй половины XVII века, справедливый воевода и искусный дипломат.
В то время Хрипуново уже было селом с церковью, центром прихода. В 1746 году Петр Васильевич Чаадаев, внук Ивана Артемьевича, заменил обветшавшую деревянную церковь на новую, также деревянную, однопрестольную. В 1790-е годы Яковом Петровичем Чаадаевым было начато строительство пятипрестольного каменного храма также в честь Пресвятой Богородицы «Знамение». В связи со скоропостижной кончиной Якова Петровича (+20 апреля /3 мая 1795 года) строительство было продолжено его супругой Натальей Михайловной, урожденной княгиней Щербатовой. Через два года (+8/21 марта 1797 года) скончалась и она, оставив двух малолетних сыновей – Петра (будущего философа) и Михаила – круглыми сиротами. Завершение строительства храма связано с именем их опекуна князя Дмитрия Михайловича Щербатова. В 1817 году строительство храма было завершено. В 1819 году освящается главный Знаменский престол в холодном храме и собирались освятить еще два в теплой трапезной части. В это же время к храму была пристроена каменная колокольня.
В 1822 году в Хрипуново из Москвы возвращается на жительство молодой барин Михаил Яковлевич Чаадаев. Он перебрался в Хрипуново с намерением перестроить как свою жизнь, так и жизнь крестьян. При нем ведется дальнейшее строительство храма: освящен левый престол в холодном храме в честь святых равноапостольных Константина и Елены.
С правой стороны холодной церкви им был устроен придел во имя святого апостола Иакова, брата Господня, небесного покровителя его усопшего отца, а в теплой трапезе с южной стороны – престол во имя Архистратига Божия Михаила, его небесного покровителя. Стараниями Михаила Яковлевича ставится резной позолоченный иконостас, сделанный руками местных мастеров по дереву из деревни Вилейки, строится звонница, удваивается число священнослужителей и клириков. Предположительно эти престолы были освящены до 1843 года.
Барин Михаил Яковлевич беспрепятственно давал вольную и отпускал в монастыри крестьян, желавших посвятить свою жизнь служению Богу. Согласно архивным документам, в 1828 году в Дивеевской общине числились семь крестьянских девиц, отпущенниц господина Чаадаева. Из них: Ксения Ильинична Потехина и Ксения Павловна; крестьянские девицы деревни Вилейки вошли в число первых семи сестер Мельничной девичьей общины, устроенной преподобным Серафимом. К 1876 году в Дивеевском монастыре подвизались более тридцати крестьянских девиц Хрипуновской волости.
Храм в Хрипунове красотой росписи и богатством был знаменит по всей округе, особенно поражал иконостас летнего храма, резной из дерева, позолоченный – он весь светился. Снаружи храм был побелен, на куполе был деревянный крест, обитый железом. Вокруг храма стояла ограда на метровом каменном фундаменте из деревянного штакетника, покрашенного в розово-красный цвет. Все стены и своды внутри храма были расписаны.
Жители Хрипунова отличались благочестием (которое они пронесли через все долгие десятилетия безбожной власти; я с радостью наблюдала это, присутствуя на Рождественских службах. – Л.Н.), всякое дело старались начинать с молитвы, молебна или благословения священника. К Таинству Причащения относились со страхом и благоговением. К Причастию ходили в строго определенной одежде, которую, придя из храма, снимали и надевали только на следующее Причастие. Замужние женщины причащались в подвенечной одежде и хранили её всю жизнь. Детей причащали каждые шесть недель неопустительно. Перед севом, жатвой, сенокосом, сбором урожая служили молебны. Во время служб храм, вмещавший 1000 человек, оказывался переполненным.
С 1866 года, после кончины Михаила Яковлевича, забота о храме и поддержании заведенных порядков легла на его супругу боярыню Ольгу Захаровну и местного священника Александра Вилкова. Их попечением между 1869 и 1871 годами был освящен пятый престол в церкви, в трапезной её части с северной стороны в честь небесной покровительницы Ольги Захаровны – святой равноапостольной Великой княгини Ольги (храмовый праздник 11/24 июля). Этим освящением завершилось устроение престолов в Хрипуновском храме, с которыми он и просуществовал до самого закрытия в 1937 году.
(Далее дается история чудотворной иконы иконы «Знамение», которое я опускаю, поскольку привела его в предыдущей записи.)
Все верующие села хранили надежду, что придет время, храм откроют, церковные службы возобновятся. В 1992 году жители села Хрипуново узнали, что по стране начали открывать церкви, написали письмо Патриарху Алексию II с просьбой разрешить ремонт храма в Хрипунове. Через год пришел положительный ответ. Жители выбрали старшей Марию Яковлевну Умнову и обратились за помощью о восстановлении храма к игумении Дивеевского монастыря – матушке Сергии. Она в просьбе не отказала. В сентябре 1993 года разрушенный храм был передан Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому монастырю. В настоящее время восстановлен и отреставрирован зимний храм с двумя престолами. Митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем 24 декабря 1994 года вновь освящен придел в честь святой равноапостольной великой княгини Ольги, а 2 января 1996 года – придел в честь преподобного Серафима Саровского чудотворца.
Основной храмовый праздник в честь иконы Божией Матери «Знамение» отмечается 27 ноября / 10 декабря – в день празднования Новгородской и Серафимо-Понетаевской икон «Знамение». К этому дню в скиту с особой любовью и тщательностью убирается и украшается храм, приглашаются гости, приготавливается праздничная трапеза. По традиции в этот день приезжает матушка игумения Сергия. Перед Литургией служится водосвятный молебен перед чтимой иконой Божией Матери «Знамение». После торжественной Литургии совершается крестный ход вокруг храма и с чином Панагии все идут на праздничную трапезу.
Сейчас в скиту проживают 30 насельниц. Сестры и прихожане храма с нетерпением ждут окончания ремонтных работ в летнем храме и освящения главного, Знаменского, престола.
Взято с: http://diveevoskit.profond.ru/skit.html
Знаменский храм хмурым утром 5 января.
...
Сестры обители в трапезной готовят подарки и елочные украшения к детскому Рождественскому празднику, который состоится 8 января.
Если не ошибаюсь, но, по-моему, это все-таки было сказано о ней, эта прекрасная мозаичная икона слева – с Афона.
...
Сочельник. Солнце озаряет предзакатным светом оба придела зимнего храма: левый придел освящен во имя св. преп. Серафима Саровского, правый – во имя св. равноап. Княгини Ольги, о чем говорят и две большие иконы в рост (к сожалению, не вполне видимые, с чем, впрочем, можно справиться опять-таки двойным щелчком мышки).
Если пройти в глубь храма, за икону «Знамение», нам откроется еще один внушительный храм, трехпрестольный. Это летний храм. В центре – Знаменский престол, или, как сказала мне послушница, «престол Божьей Матери», слева – придел свв. равноапп. Константина и Елены, справа – придел Св. Апостола Иакова, брата Господня. В одном из интернет-материалов я видела лишь остовы, оставшиеся от иконостасов в известные годы, сегодня же изготовлены новые иконостасы; после окончания ремонтных работ в самом храме их установят.
Отойти назад из-за плотной пленки, которой пока отгорожен этот храм, некуда, поэтому уж сняла, как могла (у меня нет «фишай», как у о. Константина). Этот снимок я даю, чтобы показать мощные своды.
Так выглядят село Хрипуново и Знаменский храм летом.
Надеюсь когда-нибудь увидеть эти пруды (о существовании которых сейчас, зимой,
я и не подозревала) воочию...
Село Хрипуново
Село Хрипуново Ардатовского района расположено на южной возвышенности лесостепного правобережья Нижегородской области.
Письменные источники и предания, бытующие среди жителей села, свидетельствуют о том, что село возникло в период царствования Ивана IV Грозного. Во время третьего похода на Казань в 1552 г. Иван Грозный со своим войском прошел Муром и вторгся в мордовские земли.
Надо отметить, что мордва охотно помогала русскому воинству. Народ этот также страдал от опустошительных набегов казанских татар: немало мордовских поселений было разорено татарами, немало людей взято в полон. Арзамасский историк Щегольков указывает, что сохранившиеся устные предания и проведенные исследования подтверждают, что мордва помогала Ивану Грозному, вела его войска через труднопроходимые, заболоченные дремучие лесные массивы, принимала участие в военном походе и взятии Казани. В знак благодарности за помощь царь Иван Грозный пожаловал нескольким мордвинам — Ардатке, Автодею, Хрипуну и другим — земли, на которых потом возникли населенные пункты.
Согласно устному преданию, приблизительно в 1581 г. в Троицын день недалеко от устья р. Иржи, там, где кончается лес и начинается степное пространство, появились первые поселенцы мордвина Хрипуна, которые и основали деревню, получившую название Хрипуны. В исторических записках Георгия Шторма отмечалось, что в здешних местах жила арзамасская мордва—пашенные крестьяне, звероловы, пасечники, бортники, которые платили ясак (дань) белому царю Алексею Михайловичу. В записках повествуется: «Ломают в бортях мед, промышляют зверя, на ровном и на угорье, под стоячим деревом и под лежачей кладью добывают лося и медведя, и куницу, и лисицу, и всякого зверя добра...». И там же: «Некогда в мордовских полях хлеба было, что звезд на небе».
Устные предания и ряд письменных источников говорят о том, что после покорения Казанского ханства и взятия Казани на новые земли кинулся московский служилый человек, зажиточный люди простолюдье. В дальнейшем пошло постепенное смешение русских Православной веры с мордвой, которая также принимала Православие.
Взято с: http://glubinkann.ru/xripunovskaya-admin-ciya/selo-xripunovo.html
Зимнее утро в скиту
Эта подборка фотографий от 5 декабря 2011 года, только что присланная моим новым другом, обретенным в тех местах, Amplia27, дает прекрасное представление о месте действия. Едва ли пейзаж этот был существенно иным сто и даже двести лет назад, когда, в начале 19-го века, начинал строиться Знаменский храм, о котором речь пойдет ниже.
Знаменский храм
Знаменский храм, как величественный корабль, плывет под Покровом Пресвятой Богородицы. (Такую подпись дает к своему снимку от 15 июля 2006 года Елизавета Басова. Сегодня купол реставрируется, и храм выглядит иначе. Вы увидите это ниже, на моих снимках.)
Между 1610 и 1653 годами в поместной деревне Хрипунове была построена однопрестольная деревянная церковь в честь образа Пресвятой Богородицы «Знамение». В 1653 году село Хрипуново приобрел представитель старинной дворянской фамилии Иван Артемьевич Чаадаев, знаменитый многосторонний деятель второй половины XVII века, справедливый воевода и искусный дипломат.
В то время Хрипуново уже было селом с церковью, центром прихода. В 1746 году Петр Васильевич Чаадаев, внук Ивана Артемьевича, заменил обветшавшую деревянную церковь на новую, также деревянную, однопрестольную. В 1790-е годы Яковом Петровичем Чаадаевым было начато строительство пятипрестольного каменного храма также в честь Пресвятой Богородицы «Знамение». В связи со скоропостижной кончиной Якова Петровича (+20 апреля /3 мая 1795 года) строительство было продолжено его супругой Натальей Михайловной, урожденной княгиней Щербатовой. Через два года (+8/21 марта 1797 года) скончалась и она, оставив двух малолетних сыновей – Петра (будущего философа) и Михаила – круглыми сиротами. Завершение строительства храма связано с именем их опекуна князя Дмитрия Михайловича Щербатова. В 1817 году строительство храма было завершено. В 1819 году освящается главный Знаменский престол в холодном храме и собирались освятить еще два в теплой трапезной части. В это же время к храму была пристроена каменная колокольня.
В 1822 году в Хрипуново из Москвы возвращается на жительство молодой барин Михаил Яковлевич Чаадаев. Он перебрался в Хрипуново с намерением перестроить как свою жизнь, так и жизнь крестьян. При нем ведется дальнейшее строительство храма: освящен левый престол в холодном храме в честь святых равноапостольных Константина и Елены.
С правой стороны холодной церкви им был устроен придел во имя святого апостола Иакова, брата Господня, небесного покровителя его усопшего отца, а в теплой трапезе с южной стороны – престол во имя Архистратига Божия Михаила, его небесного покровителя. Стараниями Михаила Яковлевича ставится резной позолоченный иконостас, сделанный руками местных мастеров по дереву из деревни Вилейки, строится звонница, удваивается число священнослужителей и клириков. Предположительно эти престолы были освящены до 1843 года.
Барин Михаил Яковлевич беспрепятственно давал вольную и отпускал в монастыри крестьян, желавших посвятить свою жизнь служению Богу. Согласно архивным документам, в 1828 году в Дивеевской общине числились семь крестьянских девиц, отпущенниц господина Чаадаева. Из них: Ксения Ильинична Потехина и Ксения Павловна; крестьянские девицы деревни Вилейки вошли в число первых семи сестер Мельничной девичьей общины, устроенной преподобным Серафимом. К 1876 году в Дивеевском монастыре подвизались более тридцати крестьянских девиц Хрипуновской волости.
Храм в Хрипунове красотой росписи и богатством был знаменит по всей округе, особенно поражал иконостас летнего храма, резной из дерева, позолоченный – он весь светился. Снаружи храм был побелен, на куполе был деревянный крест, обитый железом. Вокруг храма стояла ограда на метровом каменном фундаменте из деревянного штакетника, покрашенного в розово-красный цвет. Все стены и своды внутри храма были расписаны.
Жители Хрипунова отличались благочестием (которое они пронесли через все долгие десятилетия безбожной власти; я с радостью наблюдала это, присутствуя на Рождественских службах. – Л.Н.), всякое дело старались начинать с молитвы, молебна или благословения священника. К Таинству Причащения относились со страхом и благоговением. К Причастию ходили в строго определенной одежде, которую, придя из храма, снимали и надевали только на следующее Причастие. Замужние женщины причащались в подвенечной одежде и хранили её всю жизнь. Детей причащали каждые шесть недель неопустительно. Перед севом, жатвой, сенокосом, сбором урожая служили молебны. Во время служб храм, вмещавший 1000 человек, оказывался переполненным.
С 1866 года, после кончины Михаила Яковлевича, забота о храме и поддержании заведенных порядков легла на его супругу боярыню Ольгу Захаровну и местного священника Александра Вилкова. Их попечением между 1869 и 1871 годами был освящен пятый престол в церкви, в трапезной её части с северной стороны в честь небесной покровительницы Ольги Захаровны – святой равноапостольной Великой княгини Ольги (храмовый праздник 11/24 июля). Этим освящением завершилось устроение престолов в Хрипуновском храме, с которыми он и просуществовал до самого закрытия в 1937 году.
(Далее дается история чудотворной иконы иконы «Знамение», которое я опускаю, поскольку привела его в предыдущей записи.)
Все верующие села хранили надежду, что придет время, храм откроют, церковные службы возобновятся. В 1992 году жители села Хрипуново узнали, что по стране начали открывать церкви, написали письмо Патриарху Алексию II с просьбой разрешить ремонт храма в Хрипунове. Через год пришел положительный ответ. Жители выбрали старшей Марию Яковлевну Умнову и обратились за помощью о восстановлении храма к игумении Дивеевского монастыря – матушке Сергии. Она в просьбе не отказала. В сентябре 1993 года разрушенный храм был передан Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому монастырю. В настоящее время восстановлен и отреставрирован зимний храм с двумя престолами. Митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем 24 декабря 1994 года вновь освящен придел в честь святой равноапостольной великой княгини Ольги, а 2 января 1996 года – придел в честь преподобного Серафима Саровского чудотворца.
Основной храмовый праздник в честь иконы Божией Матери «Знамение» отмечается 27 ноября / 10 декабря – в день празднования Новгородской и Серафимо-Понетаевской икон «Знамение». К этому дню в скиту с особой любовью и тщательностью убирается и украшается храм, приглашаются гости, приготавливается праздничная трапеза. По традиции в этот день приезжает матушка игумения Сергия. Перед Литургией служится водосвятный молебен перед чтимой иконой Божией Матери «Знамение». После торжественной Литургии совершается крестный ход вокруг храма и с чином Панагии все идут на праздничную трапезу.
Сейчас в скиту проживают 30 насельниц. Сестры и прихожане храма с нетерпением ждут окончания ремонтных работ в летнем храме и освящения главного, Знаменского, престола.
Взято с: http://diveevoskit.profond.ru/skit.html
Знаменский храм хмурым утром 5 января.
...
Сестры обители в трапезной готовят подарки и елочные украшения к детскому Рождественскому празднику, который состоится 8 января.
Если не ошибаюсь, но, по-моему, это все-таки было сказано о ней, эта прекрасная мозаичная икона слева – с Афона.
...
Сочельник. Солнце озаряет предзакатным светом оба придела зимнего храма: левый придел освящен во имя св. преп. Серафима Саровского, правый – во имя св. равноап. Княгини Ольги, о чем говорят и две большие иконы в рост (к сожалению, не вполне видимые, с чем, впрочем, можно справиться опять-таки двойным щелчком мышки).
Если пройти в глубь храма, за икону «Знамение», нам откроется еще один внушительный храм, трехпрестольный. Это летний храм. В центре – Знаменский престол, или, как сказала мне послушница, «престол Божьей Матери», слева – придел свв. равноапп. Константина и Елены, справа – придел Св. Апостола Иакова, брата Господня. В одном из интернет-материалов я видела лишь остовы, оставшиеся от иконостасов в известные годы, сегодня же изготовлены новые иконостасы; после окончания ремонтных работ в самом храме их установят.
Отойти назад из-за плотной пленки, которой пока отгорожен этот храм, некуда, поэтому уж сняла, как могла (у меня нет «фишай», как у о. Константина). Этот снимок я даю, чтобы показать мощные своды.
Так выглядят село Хрипуново и Знаменский храм летом.
Надеюсь когда-нибудь увидеть эти пруды (о существовании которых сейчас, зимой,
я и не подозревала) воочию...