Судьбы архиереев-новомучеников XX века - 21 сентября.

С праздником Рождества Богородицы!

Все трое поминаемых в этот день епископов расстреляны в 37-м. И все трое оказались связаны с Моршанским викариатством Тамбовской епархии - двое в разное время им управляли, а третий был другом ещё одного Моршанского епископа. К сожалению, сведения об их дореволюционном служении или вообще отсутствуют, или не очень надёжны.

Священномученик архиепископ Воронежский и Задонский Захария (Лобов)
Житие на сайте не очень подробно и в некоторых местах неточно. Приведу здесь некоторые уточнения, а также ссылки на более подробные источники.

Отец святителя был не просто мелким чиновником, а имел самый низший чин 14 класса, коллежского регистратора (о его низкой значимости мы помним по повести Пушкина "Станционный смотритель").
Возможно в связи с перемещением отца по службе, Захару Лобову пришлось менять учебные заведения: начинал учёбу он в Павловском духовном училище, но заканчивать пришлось Тамбовское; первые четыре курса учился в Тамбовской духовной семинарии, а последние два - в Новочеркасской.

В брак он вступил сразу после окончания семинарии, в 1888 году. В семье у него было не четверо, а семеро детей (ПЭ Древо):
- Гавриил (1890 г.р.), окончил Донскую духовную семинарию и Московскую духовную академию в 1914 году [6], преподавал в Черниговской духовной семинарии, служил инспектором Черниговского епархиального женского училища, после революции преподавал в Донском университете;
- Прокопий (1892 г.р.), окончив Московский Коммерческий институт и получив степень кандидата экономических наук, жил в Москве и служил в Московской Конторе Государственного Банка;
- Алексей (1894 - 1942), окончив Новочеркасское духовное училище, затем Донскую духовную семинарию в 1915 г. по первому разряду, обучался в Киевской духовной академии, принял постриг с именем Антоний и стал архимандритом Киево-Печерской Лавры, умер в Устьлаге;
- Симеон (1895 г.р.), окончив Новочеркасское духовное училище и Донскую духовную семинарию, Черниговское военное училище, стал офицером и находился на военной службе;
- Вера (1896 г.р.), окончила Епархиальную женскую гимназию (Донское епархиальное женское училище в 1913 году), затем была слушательницей Бестужевских курсов в Петрограде, вышла замуж за Михаила Анохина – секретаря краевого прокурора;
- Арсений (1899 г.р.), выпускник Новочеркасского духовного училища (1913) и Донской духовной семинарии, военнослужащий;
- Ольга (1900 г.р.), закончила Донское епархиальное женское училище.
Овдовел отец Захария в 1917 году.

Служить ему довелось в Архангельском храме слободы Нагольно-Голодаевки, храме Рождества Пресвятой Богородицы в хуторе Ажинов, но более всего - в храме святых апостолов Петра и Павла г.д Александровск-Грушевский (ныне г. Шахты Ростовской обл.)
Сайт Карагандинской епархии:
"В Александровск-Грушевском св. Захария прожил 10 лет. Это был весьма важный период в его жизни. Помимо своего священнического служения в Петропавловском соборе, св. Захария уделял большое внимание педагогической и общественной деятельности. Он был законоучителем в нескольких учебных заведениях города: одноклассной мужской школы (1890–1894), одноклассной женской школы (1894–1900), двухклассной школы (1894–1900), школе грамотности Азовской компании (1896–1900).

Будучи пастырем добрым и ревностным, «полагающим душу свою за овцы», св. Захария усердно трудился среди горняков с проповедью Слова Божия. Он убеждал их не поддаваться революционной пропаганде, хранить веру Православную и верность Государю – Помазаннику Божию.

16 мая 1900 года, согласно, поданного прошения, иерей Захария Лобов был переведен в Новочеркасск. Перевод в Новочеркасск, был испрошен св. Захарием, ради лучшего образования детей.
В Новочеркасске иерея Захарию назначили штатным клириком Михайловского храма. В Михайловском храме он служил недолго, до декабря 1900 года, когда был переведен штатным клириком Свято-Троицкого храма г. Новочеркасска. В 1903 году иерей Захария был переведен в Вознесенский Войсковой кафедральный собор и назначен ключарем собора.

Наряду со священническим служением св. Захария в Новочеркасске продолжил и активизировал свою педагогическую деятельность. В 1906 году он стал членом Донского епархиального училищного совета. Нес послушание законоучителя частного коммерческого училища Абраменкова (1909–1919), военно-фельдшерской школы (1910–1919). Кроме того он был назначен казначеем Аксайско-Богородичного братства (1910–1919) и членом совета Донского епархиального женского училища. В 1915 году, по инициативе протоиерея Захарии Лобова, при кафедральном соборе был создан миссионерский кружок ревнителей веры и благочестия. Он же стал бессменным руководителем этого кружка.

По роду своего служения, будучи ключарем Войскового кафедрального собора в г. Новочеркасске – столице Всевеликого Войска Донского и помощником правящих донских архипастырей, он часто общался с руководством Всевеликого Войска Донского – Войсковыми атаманами, генералами Калединым, Назаровым, Красновым и Богаевским Он говорил обличительные проповеди в отношении большевиков и служил молебны о победе казаков и добровольцев над большевиками.

После завершения Гражданской войны и окончательного установления советской власти на Дону, св. Захария продолжал оставаться верным Православию и стал одним из активнейших борцов с обновленчеством на Дону. В марте 1921 года протоиерея Захарию перевели из кафедрального собора к церкви Новочеркасского монастырского подворья. Активность борьбы с обновленчеством, которую вел отец Захария, обратило внимание ГПУ. В обвинительном заключении ГПУ содержались такие слова: «На съезде Донской епархии он один из всего духовенства оставался тихоновцем». По мнению того же ГПУ, протоиерей Захария Лобов был правой рукой митрополита Митрофана (Симашкевича). В 1922 году, протоиерей Захария Лобов был впервые подвергнут аресту. Это произошло в г. Новочеркасске. Ему было предъявлено обвинение по следующим статьям УК РСФСР: ст. 72, 73, 83. Основное обвинение: «халатное хранение церковного имущества». Однако приговор суда был оправдательным, и протоиерея Захарию освободили из-под стражи в здании суда.

После ареста митрополита Митрофана (Симашкевича) в начале 1923 года, церковный совет и прихожане Свято-Троицкого храма г. Новочеркасска обратились к Святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея России, с прошением о епископской хиротонии протоиерея Захарии Лобова, свидетельствуя о своем желании остаться верными Святителю Тихону, в то время, как на Дону все сильнее и сильнее становился обновленческий раскол. Святитель Тихон положительно рассмотрел это прошение."
(Впрочем, надо отметить, что некоторые сведения из этого материала явно неточны и желательно проверить их по другим источникам.)

После принятия монашества с сохранением прежнего имени, но в честь иного святого - праведного Захарии, родителя Иоанна Предтечи, 5 октября 1923 года был хиротонисан во епископа Нижне-Чирского, викария Донской епархии. Чин хиротонии в Троицком храме Новочеркасска совершали митрополит Донской Митрофан (Симашкевич) и епископ Черноморский Иннокентий (Летяев), присланный специально для этого патриархом Тихоном из Москвы.
14 октября того же года, в связи с арестом епископа Митрофана (Гринёва), назначен епископом Аксайским. По некоторым данным, продолжал одновременно числиться и управляющим Нижнечирским викариатством.

В отсутствие правящего архиерея временно управлял Донской и Новочеркасской епархией, достиг большого успеха в борьбе с обновленческим расколом. К началу 1924 года практически все приходы Новочеркасска и значительная часть приходов епархии вернулись в Патриаршую Церковь. Служение в Донской епархии епископа Захарии как православного иерарха Патриаршего поставления было нелегальным. Вместе с нелегально действовавшим митрополитом Донским и Новочеркасским Митрофаном (Симашкевичем), официально уволенным на покой, владыка Захария организовал сопротивление обновленцам.

С октября 1923 года состоял под следствием по обвинению в «дискредитации советской власти» и «использовании религиозных предрассудков масс с целью возбуждения сопротивления законам и постановлениям». Находился под подпиской о невыезде. На допросах отрицал предъявленные обвинения, подтвердил, что признает главой Церкви Патриарха Тихона, а обновленческий «поместный собор» считает неканоничным. Дело прекращено в связи с отсутствием состава преступления.

28 февраля 1924 года был вызван повесткой в полномочное представительство ОГПУ в Ростове-на-Дону и арестован по доносу обновленческого архиепископа Мелхиседека (Николева). Содержался в ростовской тюрьме. 27 марта 1924 года ему предъявили обвинение:
- в хранении с целью распространения воззваний контрреволюционного характера;
- в измышлении и распространении ложных сведений о гонении советской власти на Церковь, поддержке «Живой Церкви»;
- в возбуждении национальной вражды и розни;
- «в присвоении себе функций юридического лица, выразившихся в назначении на должность благочинных и вообще священников, в то время как эта власть принадлежит епархиальному управлению» (по статьям 72, 73 и 83 уголовного кодекса).
В 1924 году был этапирован в Бутырскую тюрьму в Москве.

Епископ характеризовался как «опасный для существования советской власти на Дону элемент», поэтому его необходимо было заключить в концентрационный лагерь. В связи с тем, что в основе всего материала против Лобова лежали агентурные донесения, дело не было передано в суд, а направлено в комиссию по административным высылкам при НКВД. В этом деле ОГПУ проявило свою типичную циничность и нечистоплотность: ранее почти в том же самом материале, собранном на Лобова, органы не нашли состава преступления, когда же им пребывание епископа на Дону стало неудобным, они с лёгкостью приняли обратное решение. 26 сентября 1924 года особым совещанием при Коллегии ОГПУ еп. Захария был приговорен к 2 годам концлагеря. Деятельность епископа Захарии, хотя она была чисто церковной, квалифицировалась органами ГПУ как "участие в контрреволюционной тихоновской группировке" В материалах ГПУ имеется характеристика: "Лобов - злейший враг Советской власти".

Отбывал заключение на Соловках, где тогда находилось большое число архиереев. В заключении владыка Захария в числе двадцати четырех православных иерархов 7 июня 1926 года подписал известную «Памятную записку Соловецких епископов, представленную на усмотрение правительства». Запомнился соузникам как строгий постник и молитвенник. В то же время "в общении с людьми был прост и любил изредка пошутить" (еп. Мануил).

3 сентября 1926 года особым совещанием при Коллегии ОГПУ приговорён к высылке после отбытия срока заключения на Соловках в г. Краснококшайск (ныне Йошкар-Ола) Марийской автономной области на 3 года. Находясь в ссылке, поддержал «Декларацию митрополита Сергия». Резко осудил от имени отбывавших с ним ссылку архиереев и священнослужителей прекращение церковного общения с митрополитом Сергием Глазовского епископа Виктора (Островидова); когда тот обратился к нему с письмом - пытался убедить покаяться в грехе отступления.

27 января 1928 года был досрочно освобожден. В конце февраля отбыл в Тверь, был назначен епископом Новоторжским, викарием Тверской епархии и настоятелем Новоторжского Борисоглебского монастыря.
7 мая 1929 года возведен в сан архиепископа и назначен управляющим Воронежской и Задонской епархией. В Воронеж прибыл в пасхальные дни того года.

Служение на Воронежской кафедре принесло владыке немало скорбей: массовое закрытие церквей, гонение на церковнослужителей и т. д. Архиепископ, как мог, противостоял этим явлениям. Он боролся с закрытием храмов и сумел отстоять несколько действующих церквей. "В его епархии также массово проводили аресты священнослужителей, репрессии по отношению к членам семей духовенства, монашеству и мирянам, ликвидации приходов, разрушение и осквернение храмов. Владыка Захария, как мог, противился всему этому. Благодаря его молитвам, настойчивости и твердости, власти не закрыли все храмы в Воронеже. К владыке стекались люди со всей епархии, услышать из его уст слова утешения и руководства."

По соловецкому заключению был знаком со многими прославленными иерархами Православной Церкви. В 1933 году у него неделю жил освобожденный из ссылки епископ Тамбовский Вассиан (Пятницкий), в 1934 году в Воронеже два месяца провел архиепископ Курский Онуфрий (Гагалюк). В 1935 году у владыки Захарии останавливались приезжавшие в город епископ Моршанский Павел (Введенский) и епископ Елецкий Серафим (Протопопов).

23 мая 1935 года был арестован и помещён в воронежскую тюрьму, в его квартире произведен обыск. 19 июля было предъявлено обвинение в контрреволюционной агитации «с использованием религиозных предрассудков масс» и в распускании провокационных слухов. Обвинение строилось на показаниях причта Успенской Адмиралтейской церкви — священника И.С. Котова, псаломщиков П.И. Долгополова и И.Л. Назарченко, церковного старосты И.Н. Скрипицына.
Архиепископу вменялось в вину, что он, якобы враждебно относясь к советской власти, публично высказывался о бедственном положении крестьян, в связи с созданием колхозов, о нищенской заработной плате рабочих, о том, что государство проводит политику по искоренению религии, закрывает храмы и репрессирует священнослужителей и что в проповеди в канун Пасхи 1935 года он сравнивал современную Россию и первые века христианства в плане гонения на верующих и пастырей. В одном из доносов утверждалось, что Владыка "в проповеди говорил: «Над русским православием поднят меч»". Виновным себя не признал.

10 сентября 1935 года спецколлегией Воронежского областного суда приговорён к 5 годам лагерей. 12 ноября 1935 года был вновь направлен в Соловецкий лагерь особого назначения. Вскоре, в 1936 году был этапирован через Мичуринскую тюрьму в Казахстан. 8 февраля 1936 года прибыл в Чурубай-Нуринское отделение Карагандинского лагеря (Карлага). Владыка Захария был дневальным по бараку. В личном деле имеется следующая характеристика: "Вежлив с администрацией и заключенными, дисциплинирован, проводит читку газет и обучает неграмотных заключенных".
От невыносимых тягот и лишений во время пребывания в лагере тяжело заболел, ослеп. Медкомиссией поставлен диагноз: старческая дряхлость, паховая грыжа, установлена инвалидность.

14 сентября 1937 года ему было предъявлено обвинение в "контрреволюционной террористической агитации среди заключенных, направленной против решений партии и правительства, дискредитации вождей партии и правительства, в нелегальной переписке с духовенством Воронежской обл.", а также групповом Пасхальном богослужении.
Из протокола допроса:
"...Переписку с 4 архиереями и духовенством и 1500 рублей прислали ему на личный счет. Никого никак не называл, зная возможных последствиях, и в политику не вмешивался. "Это дело не мое". Встречал Пасху сам, без облачения пел "Христос Воскресе". Виновным себя признал лишь "в получении денег и церковной контрреволюционной агитации, которой я доказывал, что существует Бог"."

21 сентября 1937 года Особой тройкой УНКВД по Карагандинской области был приговорен к расстрелу. Расстрелян в день приговора вместе со священником Иосифом Архаровым, погребен в безвестной могиле.


Епископ Кунгурский Иоанн (Георгиевский)
Георгиевский Иван Иванович родился в 1869 году в селе Волок Боровичского уезда Новгородской губернии в семье священника. По сведениям БД ПСТБИ его младший брат Сергей (1873–1956) также стал священником, подвергался репрессиям.

Окончил Новгородскую духовную семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию.
24 января 1894 года рукоположен во иерея, до 1923 года священствовал на разных приходах.

19 августа 1923 года, по принятии монашеского пострига с сохранением имени, хиротонисан во епископа Моршанского, викария Тамбовской епархии.
В Моршанске боролся с обновленчеством. Вернул православным Моршанский Троицкий собор, сделал его кафедральным. В скором времени собор вновь наполнился верующими, службы совершались более торжественно. Произносил проповеди, которые пользовались успехом у прихожан. Объезжал окрестные приходы, окормлял общину моршанского Прошина женского монастыря в честь Казанской иконы Божией Матери.

За противодействие обновленчеству был арестован и сослан в Уральскую область.
В 1926 году назначен временно управляющим Оханским викариатством Пермской епархии.
23 января 1929 года переведен в Кунгур (Пермская область) епископом Кунгурским, викарием той же епархии.
Нелегально пребывал на юге Северного края (в Котласском, Вельском и других районах, а также в Вологодском округе). Участвовал в организации тайных церковных общин. Придерживался тихоновской ориентации.

30 июня 1930 года был вновь арестован за "антисоветскую агитацию" и выдворен за пределы Северного края (по другим данным, уволен на покой).
Вернулся в Моршанск. Находясь на покое, иногда в праздники ходил сослужить или просто помолиться в Никольскую Базевскую церковь Моршанска, где часто служил викарный епископ Павел (Введенский). При епископе Серапионе (Шевалеевском) Никольская церковь стала кафедральной церковью Моршанской епархии, т.к. Троицкий кафедральный собор захватили обновленцы. В 1930-е годы Базевский Никольский храм стал сосредоточием монашества из разоренных обителей, переехавшего в город из сел не служащего священства и их семей.

4 сентября 1937 года был арестован Моршанским районным отделением УНКВД по Воронежской обл. по обвинению: "к/р агитация, участник к/р организации духовенства и церковников".
14 сентября 1937 года приговорен к расстрелу Особой тройкой при УНКВД по Воронежской обл.
Расстрелян 21 сентября 1937 года в Воронеже. Похоронен в безвестной могиле.


Епископ Моршанский Аполлос (Ржаницын)
Аполлос Никанорович Ржаницын родился в 1872 году в селе Слободчиковское (ныне Ленский район Архангельской области) в семье священника.
Окончил Устюжское духовное училище и Вологодскую духовную семинарию. 23 января 1894 года рукоположен во диакона. 16 января 1896 года возведён в сан иерея и назначен в приход Троицкой церкви села Подлесного Вологодской епархии.

Овдовел. Был пострижен в монашество; 19 декабря 1927 года хиротонисан во епископа Тотемского, викария Вологодской епархии.
29 ноября 1929 назначен епископом Няндомским, викарием Вологодской епархии. Однако скорее всего, к новому месту служения гражданскими властями он допущен не был. В 1930-1931 годы проживал в Вологде в семье сына.

Резухин А. Церковная Вологда 1930-1940-х годов:
"В 1930 году в Вологде служили три архиерея: управляющий епархией архиепископ Амвросий (Смирнов) и два викария - епископ Николай (Караулов) и епископ Аполлос (Ржаницын).
Владыка Аполлос - архиерей из вдовых священников, вологжанин. Он до архиерейства был настоятелем сельской церкви св. Троицы, находившейся недалеко от Вологды, и состоял благочинным одного из округов Вологодской епархии. Образование у него было среднее. Он окончил Вологодскую духовную семинарию. Хиротония его состоялась в 1927 году в Москве в храме св. мученицы Ирины. Принимал участие в посвящении архиепископ Вологодский Сильвестр (Братановский), умерший в 1932 году архиепископом Калужским.

Епископ Аполлос был скромный, выдержанный человек, немного усталый, апатичный. Проповедей он не говорил, служил ровно, без напряжения, обладал хорошим музыкальным голосом (басом) и прекрасной дикцией. Епископ был выше среднего роста, плотный, но не полный, в возрасте около шестидесяти лет. Волосы у него были редкие, борода полная с большой проседью. Жил он в Вологде с семьей сына. За богослужением его поминали Тотемским, как викария.

После ухода епархиального архиерея архиепископа Амвросия я точно не помню, как он именовался, но предполагаю - Вологодским. В конце 1931 года или начале 1932 года епископ Аполлос был арестован. В 1936 году он вернулся в Вологду, но не служил, а пел на правом клиросе. Через некоторое время епископ Аполлос был назначен архиереем в Воронеж (по некоторым данным - в Тулу) и в 1937 году был там арестован.

Церковь того периода времени не ограждена была от всевозможных хулиганских выпадов. Это особенно ощущалось в день Святой Пасхи. К заутрене, которая "всегда начинается в 12 часов ночи, собиралось огромное количество людей. Вся площадь перед храмом, сам храм и около него со всех сторон - все это было переполнено людьми. Ночь темная. На улице раздавались крики, свист. Было трудно священнослужителям пройти с крестным ходом, особенно войти в храм после него. Толкучка, беспорядок, давка, крики - удел этого священнодействия тридцатых годов. В настоящее время следит на улице за порядком во время крестного хода милиция, гарантирующая возможность спокойно исполнять положенную по уставу Церкви службу. Тогда этого не было. То тут, то там появлялись молодые люди и противодействовали церковному обряду: тушили свечи у верующих, толкали. Теперь бы это назвали хулиганством и призвали бы их к ответственности.

Был поразительный случай. В Пасху, вероятно в 1931 году, после заутрени совершали литургию. Наступил момент чтения Святого Евангелия. Архиерей, епископ Аполлос, стоял в алтаре на горнем месте. Все окна в храме и в алтаре были открыты. Вдруг влетел большой камень в одно из окон алтаря и ударился о святой престол. Все находившиеся в алтаре от неожиданности вздрогнули, но сохранили спокойствие и продолжали службу. Камень ведь мог попасть в архиерея, или в священника, или в кого-то, стоящего в алтаре. Мог, но Бог не допустил этого."

11 августа 1931 года назначен епископом Архангельским и Холмогорским.
17 января 1933 года был арестован в Архангельске по обвинению в том, что "оказывал помощь высланному в Северный край духовенству".
Из жизнеописания епископа Виктора (Островидова): "Епископ Виктор был арестован 13 декабря 1932 года. На следствии из показаний хозяев, у которых были поселены ссыльные, выяснилось, что те получали помощь продуктами, деньгами и вещами из Архангельска, откуда некоторые из них были родом. Стало известно, что помощь ссыльным оказывал епископ Архангельский Аполлос (Ржаницын), и власти посему арестовали и его; вместе с ним были арестованы благочестивые женщины, возившие продукты и вещи из Архангельска в Усть-Цильму."
В том же году приговорен к трем годам ссылки.

После окончания ссылки в 1936 году поселился в Вологде.
Со 2 февраля 1937 года - епископ Моршанский, викарий Тамбовской епархии.
Прибыв в город, сразу стал вызывать поочередно к себе на квартиру всех священников, знакомиться с ними и проводить беседы. Он не поддавался пораженческому настроению, внешне был тверд и спокоен, искал способы работы во благо церкви, надеялся на лучшее. Его оптимизм невольно воодушевлял пастырей. На службы в Базево он ездил на конной бричке с откидным верхом. Будучи простым и добрым человеком, не чурался подвезти кого-нибудь из священников или их малолетних детишек, которых очень любил.

7 августа 1937 года был арестован в городе Моршанске Воронежской губернии за "контрреволюционную деятельность". Виновным себя не признал. 14 сентября того же года тройкой при УНКВД по Воронежской области приговорен к высшей мере наказания - расстрелу. Расстрелян 21 сентября 1937 года вместе с группой моршанского духовенства.

БД ПСТБИ также приводит сведения о сестре епископа, Градиславе Никаноровне (по мужу - Канорская):
"С 1921г. жила на Поповом острове (Карелия) с тремя дочерями и сыном.
Являлась председателем Церковного совета общины верующих (на Поповом острове располагался Кемский пересыльный пункт — печально знаменитый "Кемперпункт", через который проходила большая часть заключенных Соловков).
С 1923 г. квартира Г.Н.Канорской стала пристанищем для всех освобождающихся с Соловков священников, местом встреч и обсуждений насущных вопросов. Она поддерживала отношения с содержавшимися на Соловках священниками, занималась посредничеством в переписке между находящимися на воле и в заключении, через нее шли посылки, переводы.
На ее квартире часто бывал сосланный в Кемь епископ Афанасий (Сахаров), протоиерей Иоанн Шастов, священники Александр Кремышанский, Поликарп Золотых и др. По заданию ссыльных Г.Н.Канорская ездила в разные города с информацией о жизни духовенства в концлагере, привозя сведения о жизни и настроении духовенства на воле.
Так, в 1927г. она отвезла пакет от заключенного духовенства Соловков и вручила его лично помощнику заместителя Патриаршего Престола архиепископу Серафиму.
В 1928г., вместе с дочерями, под видом обычной поездки, ездила к освобожденному с Соловков архимандриту Иоасафу, настоятелю монастыря Железный Борок Костромской епархии, затем в Кинешму, Кострому, Вологду и везде информировала о положении духовенства в лагере.
В 1929г. Градислава Никаноровна ездила в Ленинград, где взяла открытое письмо митрополита Кирилла, находившегося в административной ссылке и воззвание архиепископа Серафима. Эти письма были размножены и распространены среди заключенного духовенства."

Арестована 7 июня 1929 года. 13 февраля 1930 года по обвинению в "к/р деятельности" приговорена к 3 годам концлагерей. Дальнейшая судьба неизвестна.
  • Like
Реакции: Елена 1972

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху