Священномученик Заха́рия (Лобов), архиепископ Воронежский
Дни памяти
9 февраля (переходящая) - Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
17 сентября - Собор Воронежских святых
23 сентября - Собор Липецких святых
Житие
Архиепископ Захария (Лобов Захар Петрович) родился 23 марта 1865 года в селе Петровка Павловского уезда Воронежской губернии в семье мелкого чиновника, не принадлежавшего к дворянскому сословию. Избрав духовную стезю, он окончил духовное училище в Павловске и духовную семинарию в Новочеркасске (1888).
С сентября 1888 года отец Захария служил в Новочеркасском кафедральном соборе, стал протоиереем и ключарем храма. В его семье было четверо детей: Ольга, Вера, Гавриил и Алексей. Последний принял монашеский постриг под именем Антония и в 1930-е годы, будучи архимандритом, находился в ссылке под Архангельском. Правнук Захарии, Олег Николаевич Лобов, в начале 1990-х годов жил в Новочеркасске.
5 октября 1923 года овдовевший З.П. Лобов, после принятия монашеского чина с сохранением прежнего имени, хиротонисан епископами Аксайским Митрофаном (Гриневым; † после 1917) и Иннокентием во епископа Нижнечирского, викария Донской епархии (его предшественник, владыка Николай (Орлов; †1922) скончался в царицынской тюрьме). В 1924 году Захария арестован и приговорен ростовскими чекистами к двухлетней ссылке на Соловки. После него Нижнечирская кафедра больше никем не занималась. На Соловках в тот момент находилось больше епископов, чем на свободе. На лагерных фотографиях рядом с Захарией запечатлены митрополит Евгений (Зернов; †1937), позднее митрополит Горьковский (с 1934 года), архиепископы Митрофан (Гринев), архиепископ Верейский Иларион (Троицкий; †1929), Серафим (Мещеряков), епископы Моршанский Павел (Введенский; †1937), Богородский Платон (Руднев; †1936), Винницкий Амвросий (Полянский; †1931).
На Соловках в числе двадцати четырех иерархов Захария подписал 7 июня 1926 года “Памятную записку Соловецких Епископов, представленную на усмотрение Правительства”, в которой предполагалось, что Церковь и государство будут неуклонно соблюдать принцип невмешательства в дела друг друга. Епископы отказывались от участия в политической жизни общества, но при этом хотели провести Поместный Собор, избрать Патриарха и свободно осуществлять богослужения. Правительство эту записку ответом не удостоило.
В 1926–1929 годах епископ Захария был викарием Тверской епархии, жил в Торжке и Бежецке.
24 апреля 1929 года Захария возведен в сан архиепископа и назначен главой Воронежской епархии (носил титул архиепископа Воронежского и Задонского). В Воронеж он прибыл в Пасхальные дни 1929 года. В приветственном слове к пастве он сказал: “Усерднейше прошу принять меня как архипастыря и отца и обращаться ко мне всем сердцем и всей душою. Да будем едины, ибо в единении спасение наше и небесное, и земное”.
Первые полтора года архиепископ Захария жил в сторожке при Успенской церкви, затем снимал квартиры по адресам: улица Щемиловская, 21 (ныне улица Короленко), переулок Комарова, 47. До марта 1932 года совершал богослужения в Троицком Смоленском кафедральном соборе, затем, в связи с его закрытием, перенес кафедру в Успенскую церковь. И сюда к нему по-прежнему тянулись жители города и окрестных деревень, лишившиеся храмов и пастырей за пастырским словом, советом, наставлением.
Митрополит Мануил (Лемешевский) привел такую характеристику Захарии: “Соблюдал строго среду и пятницу, ел один раз в день пшенный суп постный и то только после всенощного бдения. В Великий Пост в первую, четвертую, седьмую недели ел только один раз тоже только после всенощного бдения. В частной жизни был прост, любил изредка и пошутить”.
В тяжкие годы воинствующего атеизма архиепископ Захария с Божией помощью сохранял и укреплял православную веру среди своей паствы.
В 1931 году архиепископ Захария участвовал в заседании Временного патриаршего Священного собора. 19 апреля 1932 года он был награжден правом ношения креста на клобуке. Он изначально стал на позицию митрополита Сергия (Страгородского), Заместителя Местоблюстителя патриаршего престола, и поддерживал его во всех деяниях.
По Соловкам и по служебным делам Захария был знаком со многими иерархами церкви. В 1933 году у него неделю жил освобожденный из ссылки епископ Тамбовский Вассиан (Пятницкий), в 1934 году два месяца провел архиепископ Курский Онуфрий (Гагалюк; †1938). В 1935 году у Захарии останавливались приезжавшие в Воронеж по делам епископ Моршанский Павел (Введенский) и епископ Елецкий Серафим (Протопопов).
23 мая 1935 года архиепископ Захария (Лобов) был арестован, в его квартире произведен обыск. Были изъяты предметы архипастырского облачения и церковные деньги.
19 июля 1935 года владыке было предъявлено обвинение в контрреволюционной агитации “с использованием религиозных предрассудков масс”, в распускании провокационных слухов. Обвинение строилось на показаниях причта Успенской церкви – священника И.С. Котова, псаломщиков П.И. Долгополова и И.Л. Назарченко, церковного старосты И.Н. Скрипицына, занявших негативную позицию по отношению к своему владыке.
По показаниям священников Успенской церкви упор делался на враждебное отношение Лобова к Советской власти, на якобы (или в действительности имевшие место) высказывания о бедственном положении крестьян в связи с созданием колхозов, о нищенской заработной плате рабочих, о том, что государство проводит политику по искоренению религии, закрывает церкви, репрессирует священников. Единственный конкретный случай, который приводили они – проповедь Захарии в канун Пасхи 1935 года, где он будто бы сравнивал первые века христианства и современную Россию в плане гонения на верующих и их пастырей.
Показания других свидетелей – ктитора церкви села Манино Калачеевского района Ф. Анипкина, бывшего псаломщика М. Меркулова, владельца дома, где квартировал Захария, М. Гурова, отрицавших факты контрреволюционной пропаганды, во внимание следствием приняты не были.
В августе 1935 года было утверждено обвинительное заключение и дело передано в спецколлегию Воронежского областного суда. 10 сентября 1935 года Захарию (Лобову) был вынесен обвинительный приговор – пять лет лагерей. 12 ноября 1935 года архиепископ Захария отправлен в лагерь. В последние годы ослеп, началась водянка, от которой он и скончался в 1937 году. Реабилитирован 30 июня 1992 года.
На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13–16 августа 2000 года архиепископ Захария (Лобов) причислен к лику российских новомученников и исповедников.
Источники и литература
- ГАВО. Ф. Р-2565. Оп. 1. Д. 5, 9, 13, 17, 20.
- ЦДНИ ВО. Ф. 9353. Оп. 2. Д. 6014.
- Сергий (Петров), архиепископ. История Воронежской епархии от ее учреждения до наших дней (в четырех частях). Ч. IV. Воронеж–Минск–Одесса, 1961–1969. С. 748.
- Акиньшин А. Святая правда архиепископа Захарии (Лобова) // Воронежский курьер. 1993. 7 авг.
- Захария (Лобов) // России Черноземный край. Воронеж, 2000. С. 822.
- Иванов С., Супрун В. Православие на волгоградской земле: епархии и епископы. Волгоград, 2002. С. 54–59.
- Мануил (Лемешевский), митрополит. Русские православные архиереи периода с 1893 по 1965 годы. Куйбышев, 1966. Ч. 3. С. 167.
- Польский М. Новые мученики Российские. Первое собрание материалов. Ч. 1. Джорданвилль, 1949. Репринтное издание: М., 1993. С. 168
- Регельсон Лев. Трагедия русской церкви. 1917–1946 / Послесл. прот. Иоанна Мейенорфа. Париж, 1977. С. 448, 543.
- Резникова И. Православие на Соловках. СПб., 1994. С. 143.
- Русские православные иерархи. Исповедники и мученики: Фотоальбом. Париж, 1986. С. 35.
- Сапелкин Н. Воронежские святители в ХХ веке // Воронеж православный. 1997. № 6.
Источник: vob.ru
Богослужения
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь, глас 5
Па́мяти Госпо́дней до́брый храни́телю,/ и́стинный ева́нгелия служи́телю/ священному́чениче Заха́рие пресла́вне,/ ду́шу свою́ за И́стину положи́в,/ не преста́й за ны, о́тче, моли́ти Влады́ку Христа́:/ дарова́ти нам кре́пость духо́вную// мир и ве́лию ми́лость.
Перевод: Памяти Господа прекрасный хранитель, истинный служитель благовестия, священномученик Захария прославляемый, жизнь свою за Истину положив, не переставай о нас, отче, молить Владыку Христа даровать нам силу духовную, мир и великую милость.
Кондак, глас 2
Предте́чева роди́теля соиме́нника,/ и ре́вности о́наго о Бо́зе подража́теля,/ священному́ченика пречу́днаго Заха́рию восхва́лим ве́рнии,/ сей бо попече́ния о па́стве Христо́вой не оста́ви в го́рьких рабо́тах/ и по кончи́не те́пле мо́лит Христа́ Бо́га,/ во е́же изба́вити ны от пре́лести лука́ваго// и ве́рность Це́ркви сохрани́ти.
Перевод: Одноименного с отцом Предтечи, и ревности его о Боге подражателя, священномученика удивительного Захарию прославим, верующие, ибо он не оставил заботы о пастве Христовой в скорбных трудах и после успения горячо молит Христа Бога об избавлении нашем от обольщения диавола и о сохранении верности Церкви.
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
И веровать только во Христа Спасителя есть оправдание, исповедать же Его устами — совершенное спасение.
Все жития
3:11