Судьбы архиереев XX века - 13 октября.

Сегодня рассказ будет о двух епископах практически одного региона, одного времени и даже фамилии их по некоему совпадению почти созвучны.

Архиепископ Выборгский Александр (Карпин)
Александр Петрович Карпин родился в 1883 году в городе Суоярви Великого княжества Финляндского (ныне Карелия) в семье православного священника. По отцовской и по материнской линии происходил из русского духовенства, которое как минимум в течение века служило в приходах Санкт-Петербургской и Олонецкой епархий.

Много сведений о нём есть в статье епископа Петергофского Силуана (Никитина) Епископ Александр (Карпин) – первый православный епископ Хельсинки.
"В Финляндии его имя широко известно и пользуется заслуженным уважением, в России же мало кто знает об этом церковном деятеле. Его архипастырские труды были связаны со становлением Финляндской Православной Церкви, когда имели место многие проблемы как внутренней, так и внешней церковной жизни. Епископ Александр, обладая административной мудростью, был серьезным духовным мыслителем – «мистиком» в лучше смысле этого слова. Некоторые называли его «епископ-старец».

У владыки Александра был брат – Николай (1884 – 1958), – долгое время служивший псаломщиком Суоярвской Троицкой церкви, и сестра Зоя (1893 – 1964), вышедшая замуж за Василия Марова (Вильо Сааренне), впоследствии ставшего военным священником и настоятелем приходов Петсамо и Тиурула."

Начинал учёбу в Олонецкой духовной семинарии, затем перешёл в Санкт-Петербургскую, которую и окончил в 1904 году. Некоторое время обучался в Санкт-Петербургской духовной академии.
В 1911 году вступил в брак, был рукоположен во иерея и назначен на место своего отца священником Петропавловского храма Суоярвинского прихода.

"В 1920 г. отец Александр Карпин назначается настоятелем новообразованного Аннантехдасского прихода (м. Каратсалми, Суоярвский район, Республика Карелия), выделенного из Суоярвского прихода. Данные места, известные до 1907 г. своими чугуноплавильными и железоделательными заводами, в 1920-е – 1930-е гг. переживали эпоху наивысшего расцвета: они были крупным центром деревообработки, так называемым «Финским Клондайком».

Священник Александр Карпин пользовался очень большим авторитетом как среди прихожан, так и среди священнослужителей. В Аннантехдасском приходе в первой половине 20-х гг. XX в. в связи с переходом на новый стиль среди прихожан возникли нестроения, которые были прекращены исключительно благодаря опытности и мудрости настоятеля. О его авторитете среди священноначалия свидетельствует несение им в разные годы ответственных административных послушаний: с 1914 по 1935 гг. он исполнял обязанности благочинного IV благочиннического округа, объединявшего карельские приходы на востоке Финляндии, с 1935 по 1940 гг. – вице-председателя Церковного Управления карел."

В 1932 году овдовел, на его попечении осталась тяжелобольная дочь.
На Соборе Финляндской Православной Церкви 1935 года было принято решение о проведении выборов нового епископа Выборгской епархии, вдовствующей с 1925 года. Александр Карпин был избран на эту кафедру единогласно. Избрание утвердил президент Финляндии и 22 сентября состоялась первая в истории хиротония православного епископа на территории Финляндии.

"Епископ Александр пять лет руководил Выборгской епархией. В 1940 году из-за войны между Финляндией и СССР он должен был покинуть этот город и переселиться в столицу Финляндии Хельсинки (Гельсингфорс), куда впоследствии был перенесен центр епархии. Именно поэтому в русскоязычных материалах для титуляции владыки Александра используется обычно именование «епископ Гельсингфорсский».

Гельсингфорсская епархия состояла из 12 приходов (Хельсинки, Котка, Лаппенранта, Хяменлинна, Лахти, Тампере, Турку, Лапландия, Оулу, Васса и Хамина). Число прихожан (по данным на 1950 г.) составляло около 26 000 человек. В ведении епископа Александра находились и два монастыря: Линтульская Свято-Троицкая женская обитель и братия Коневского монастыря, в жизни которых владыка принимал самое активное участие."

"Епископ Александр (Карпин) не любил помпезных архиерейских служб, а всегда говорил: «Это Бого-, а не архиереослужение». Он считал необходимым использовать при богослужении наряду с финским и церковнославянский язык, что было связано с большим количеством русскоязычных прихожан."

Вместе с архиепископом Карельским и Финляндским Германом (Аавом) в октябре 1945 года вёл переговоры с представителем Русской православной церкви митрополитом Григорием (Чуковым) о воссоединении Финляндской Архиепископии с Московским Патриархатом.

"Получив в 1946 г. от митрополита Григория приглашение совместно с архиепископом Германом посетить Советский Союз, епископ Александр (Карпин) категорически отказался, сославшись на болезнь и необходимость соблюдать диету, «нарушение которой в Москве угрожало бы ему сложной операцией».

В 1948 г. должен был состояться Собор Финляндской Православной Церкви, на котором мог бы положительно решиться вопрос о ее воссоединении с Русской Православной Церковью. Но Собор созван не был в связи с выборами в Сейм.
...
В связи с несостоявшимся созывом запланированного Собора часть финляндского православного духовенства отказалась от дальнейшего участия в обсуждении вопроса о каноническом статусе Финляндской Церкви. К ним можно отнести и епископа Александра, который желал, «чтобы решение вопроса о воссоединении прошло без его участия». Возможно, он как человек мудрый и осторожный не хотел оказаться скомпрометированным перед духовенством своей епархии, не имевшим единого мнения о принятии автокефалии, предложенной Московской Патриархией.

Завершение юрисдикционных споров между Русской и Финляндской Православными Церквами прошло при непосредственном участии епископа Александра. Так, XIII заседание VI Cобора Финляндской Православной Церкви (26 августа 1955 г.), окончательно отклонившее план воссоединения с Московской Патриархией на условиях получения от нее автокефалии, проходило под председательством епископа Александра (Карпина)."

"Сложно говорить об отношении епископа Александра к Русской Православной Церкви. С одной стороны, видна его несомненная любовь к общей истории России и Финляндии, трезвая оценка положения финляндских православных приходов в Российской империи, очевидно, что у него сохранялся постоянный интерес к церковным новостям в Советском Союзе, но, с другой стороны, посетить его, несмотря на многократные приглашения, он так и не осмелился.

Епископ Александр не понимал, когда представители Русской Православной Церкви во время пребывания в Финляндии говорили о положении Церкви в Советском Союзе только хорошее. Он считал, что Господь не простит явной лжи, сказанной на соблазн многим людям."

Об истории взаимоотношений ФПЦ и РПЦ ПЭ Древо сообщает:
"В результате переворота 1917 года в России Финляндия обрела независимость. Общение между местной епархией и священноначалием почти полностью прекратилось. В независимой Финляндии Православная Церковь сохранила статус государственной Церкви меньшинства. В это время большая часть православных прихожан по-прежнему проживала на востоке страны. В декабре 1920 года патриарху Московскому Тихону было отправлено прошение о даровании автономии Финляндской Православной Церкви, на которое 11 февраля 1921 года был дан положительный ответ.

Ввиду царящего в государственной жизни Советской России хаоса и затруднений, связанных с поддержанием связей с Москвой, а также под государственным нажимом, в ноябре 1922 Православное Церковное Управление обратилось во Вселенский Патриархат с просьбой принять Финлядскую Православную Церковь под омофор Константинопольского патриарха Мелетия IV. В соответствии с Томосом от 6 июля 1923 Финляндская Православная Церковь была принята под омофор Вселенского патриарха как автономная архиепископия. Патриарх Мелетий также рукоположил во епископа Сортавалского настоятеля прихода Эстонской Автономной Православной Церкви, вдового протоиерея-финна Германа (Аава).

С 1925 года в Финляндии существовали две епархии - Выборгская и Карельская. В этом году, после вынужденного отъезда архиепископа Серафима (Лукьянова), епископ Герман был избран на Церковном Соборе архиепископом Карельским и всея Финляндии. В довоенное время деятельность церкви была особенно активной именно в Карелии, где функционировала большая часть приходов Церкви.

В результате "зимней войны" СССР и Финляндии в 1939-1940 годах Финляндская Православная Церковь лишилась трех монастырей (Валаамского, Коневецкого и Линтульского) и многих храмов. Согласно финским источникам, более 50.000 прихожан, т. е. 60 % православных христиан страны, были вынуждены покинуть родные места; кафедра из Выборга переехала в Хельсинки. Так как беженцы рассеялись по всей Финляндии, постепенно стало расти число смешанных браков и крещение детей от них в лютеранство. В этих условиях первоочередное значение приобретало православное воспитание детей и молодежи. В 1943 году был основан Союз православной молодежи, в 1958 году - Православная студенческая ассоциация. Они открыли кружки и летние лагеря. Была также налажена издательская деятельность. Государство в 1949 году взяло на себя обязательство возвести для переселенцев новые храмы, и к началу 1960-х в разных городах были построены 14 церквей, 44 часовни и 19 домов для причта.

При архиепископе Германе, управлявшем Церковью до 1960 года, произошло окончательное обустройство жизни Православной Церкви в Финляндии. Владыка был надежным кормчим Церкви и привел ее к восстановлению молитвенного общения с Русской Православной Церковью, утраченного вследствие революции и ее последствий."

Литургическое общение с Русской православной церковью было восстановлено 7 мая 1957 года.

17 июня 1960 года на Предсоборном совещании Финляндской Православной Церкви епископ Александр был выбран заместителем ушедшего на покой архиепископа Германа (Аава), однако ему было уже 77 лет и Собор в июле того же года избрал архиепископом Финляндии Павла (Олмари).

Скоропостижно скончался 13 октября 1969 года в Хельсинки. Похоронен на Хельсинкском православном кладбище.

Некоторые личные сведения об архиепископе Александре есть в интервью Я – финн, но я хочу сохранить ту культуру, которую получил дома. Ту — русскую культуру…:
"епископ Александр… Его поставили в 1935 г. Выборгским епископом, а после войны его перевели сюда (в Хельсинки – В.С.). Сортавала эвакуировали в Куопио, а Выборг — сюда. Он рассказывал, что в 20-30 -е годы прихожан становилось всё меньше, и меньше. В соборе тоже посещаемость уменьшалась. Потом те, кто приехал в эвакуацию – они наполнили собор заново.
Про соборную практику он рассказывал, что всё что здесь было, было из Питера, с Обводного канала. Вся та традиция через Выборг пришла в Гельсингфорс.

Я прислуживал владыке Александру. Его я помню очень интересным. Каждую Пасху и Рождество, на второй день его приглашали к нам на обед, и я его очень тщательно слушал. В компании он был, нельзя сказать, что простой, но общительный, доступный и с юмором. Очень приятная личность! На службах он, хотя и редко, но очень метко делал замечания. И в очень суровой форме.

Любил или не любил он служить?.. Скажу так, служил он редко, и это всегда было большое событие. В этом смысле, может быть, он не хотел себя показывать. Как только представлялась возможность, он приходил в церковь не главным входом, а без архиерейской встречи, так сказать, чёрным ходом. Когда возможности такой не было, вход совершали очень кратко. Его облачение никогда не пели.

Епископ Александр даже по радио не любил служить, хотя у него и был слух: он мог петь. Я помню его слова: «идёт Евхаристия, а у радио можно с коньячком сидеть и слушать». Это было его мнение. Влияло ли его мнение на общую картину – не знаю, но это ему не нравилось.

Тогда было очень трудно получить диаконство или священство, так сказать, любительским образом. Епископ Александр в этом отношении был очень строг. В дьяконы он ещё мог посвятить, но не любил этого. Он требовал образования, и чтобы не совсем…"

Есть также статья Шевченко Т. И. «Мы — ПОСЛЕДНИЕ МОГИКАНЕ здесь, воспитанные В ТРАДИЦИЯХ РОДНОГО НАМ ПРАВОСЛАВИЯ...». Письма епископа Александра (Карпина) князю А. В. Оболенскому (1939—1946), позволяющая услышать слова самого архиерея.


Архиепископ Елгавский Иаков (Карпс)
Яков Андреевич Карп или Екабс Карпс (Jekabs Karps) родился в 1865 году в латышской крестьянской семье в Цесваинском погосте Лифляндской губернии.
В 1887 году окончил Рижскую духовную семинарию и 12 августа того же года был определен псаломщиком в православный храм в Гриве (ныне в черте Даугавпилса).
С 24 января 1890 года служил псаломщиком Петропавловского латышского прихода в Кокенгузене (Кокнесе) и учительствовал. Рукоположен во иереи в 1892 (по другим данным - 1902) году, продолжал служить в Кокнесе.

Сайт "Русские Латвии": "В 1905-1906 годы спасал местных жителей от террора карательных экспедиций, за что у местных властей прослыл «революционером». По некоторым сведениям, тогда же был тайно арестован и доставлен в Ригу в полицейское управление, по просьбе архиепископа Агафангела до суда был освобожден и взят на поруки.

В годы, предшествовавшие Первой мировой войне, служил в Сайкаве, Лаздоне, Екабпилсе. Во время Первой мировой войны был военным священником. Затем вновь вернулся в Кокнесе. Позже был назначен благочинным. В 1936 году выдвигался кандидатом на выборы Латвийского митрополита."

Принял постриг в рясофор; 27 сентября 1936 года хиротонисан во епископа Елгавского, викария Рижской епархии, с пребыванием в Риге. Хиротонию совершали митрополит Августин (Петерсон), митрополит Эстонии Александр (Паулус), Печерский архиепископ Николай (Лейсман) и Финляндский архиепископ Герман (Аав). Епископская хиротония Иакова совершалась на латышском языке.

В 1941 году, когда митрополит Рижский Августин (Петерсон) принёс покаяние в расколе и был воссоединён с Русской Православной Церковью, Елгавский викарий Иаков (Карпс) был также принят в клир Московского Патриархата.

6 июля 1942 года был возведён в сан архиепископа митрополитом-экзархом Сергием (Воскресенским).
Был участником Псковской духовной миссии.
При попытке митрополита Августина вновь увести паству под Константинопольский омофор остался верен Русской Церкви.

В большинстве источников сообщается, что скончался он 19 октября 1943 года в Риге, однако сайт "Русские Латвии" указывает дату 13 октября.
Похоронен в Кокнесе.
  • Like
Реакции: Елена 1972

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху