Судьбы архиереев-новомучеников XX века - 10 октября.

Поминаемые в этот день епископы пострадали именно в те периоды, когда коммунистическая власть устраивала наиболее жестокий террор против народа - гражданская война и 1937 год.

Священномученик епископ Вольский Герман (Косолапов)
Житие на сайте достаточно подробно. В качестве дополнения можно всё же указать два источника.
Материал на сайте "Русская линия" подробнее рассказывает о семье священномученика и раннем периоде его жизни:
"Отец священномученика происходил из купеческой семьи, в 1875 г. был преподавателем Саратовского реального училища, в 1884 г. произведён в статские советники. 1 августа 1886 г. перемещён на ту же должность в Саратовскую I мужскую гимназию, а в 1900 г. Василий Васильевич стал на непродолжительное время её директором. Жили Косолаповы в собственном доме в Саратове на ул. Большой Кострижной (ныне ул. Сакко и Ванцетти). Впоследствии В.В.Косолапов состоял преподавателем Царицынского реального училища с момента его открытия в 1907 г. вплоть до 1915 г.

К моменту рождения Николая в семье было трое детей: сыновья — Василий (род. 4.05.1877), Фёдор (род. 17.10.1878) и дочь — Елизавета (род. 15.01.1880). Ещё двое детей родились позднее: Георгий (род. 26.04.1884) и Дарья (род. 15.12.1889). Сын Василий учился в Императорском Юрьевском университете, Фёдор — в Императорском Казанском университете.

Воспитанный в благочестивой и образованной семье заслуженного деятеля саратовского просвещения, Николай с детства желал посвятить свою жизнь служению Богу. Огромное влияние на Николая оказала личность епископа Гермогена (Долганева).
После окончания Саратовской первой мужской гимназии в 1902 году Николай, по благословению своего духовного отца — епископа Гермогена, отправился поступать в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.

В Санкт-Петербурге жила его старшая сестра Елизавета с мужем, однако Николай Васильевич, решив жить отдельно, поселился в самом центре Санкт-Петербурга на Невском проспекте (д.162, кв.21). Зимой 1902?1903гг. Николай долго болел (тяжелая форма ревматизма, искривление позвоночника) и не мог посещать занятия в Академии. Ректором СПбДА в то время был епископ Ямбургский Сергий (Страгородский), духовное общение с которым оказало на Николая большое влияние, так же как проповеди епископа Волынского и Житомирского Антония (Храповицкого). Ярким впечатлением академической жизни Николая Косолапова была и личность инспектора Академии иеромонаха Феофана (Быстрова), впоследствии архиепископа.

Вот как позднее характеризовали жители Вольска служение владыки Германа на своей кафедре: «У него была всегда одна дорога — в храм, где он совершал богослужения для верующих и в своих проповедях излагал только чистыя истины Христова учения, призывая всех к миру, любви, осуществлению в жизни правды Божией, смирению, терпению и прочим христианским добродетелям. Всё это было вполне естественно, так как и сам епископ Герман представляет образец архиерея кроткого, тихого, глубоковерующего. По этой причине и служение его производило всегда на всех глубоко умиротворяющее влияние. При всех изменениях условий своего материального положения, связанных с преобразованием социальной жизни по принципам советской власти, он не проявлял не только раздражения, но и недовольства. Перестали, например, отпускать ему лошадей городских, он по-прежнему, неопустительно ходит пешком к богослужению с прежним благодушным настроением; прекратили выдачу ассигнованных городом на его содержание денежных средств, он не протестует; когда, после белоармейского мятежа, пошли самые невероятные слухи о жестоких намерениях по отношению к гражданам вступающих в город красноармейцев, он безвыходно остается в городе, непрерывно служит в храме, всех утешает, ободряет, рассеивая неизвестно кем пущенные дикие слухи; когда красноармейцы пришли к нему с обыском, не обнаружившим ничего в его квартире предосудительного, он угощал производивших обыск своим обедом и получил разрешение производить в крестовой церкви колокольный звон к богослужению, хотя в то время для других церквей это не допускалось»."

Интерес в данном материале представляют также письма Николая Васильевича Косолапова духовному отцу епископу Гермогену (Долганеву), опубликованные в приложении.

О судилище над епископом и другими членами Епархиального совета Саратовской епархии рассказывается в материале Столетие казни — столетие славы на информационно-аналитическом портале Саратовской митрополии Православное Поволжье. Он достаточно объёмный, но заслуживает внимательного прочтения, рекомендую.
"...на специальном заседании Саратовской губернской чрезвычайной комиссии было принято решение применить красный террор в отношении тех, кто в тот момент находился в заключении в саратовской тюрьме.
Вот выписка из газеты «Известия Саратовского совета», вышедшей через два дня после того, как этот расстрел состоялся. В ночь с 9 на 10 октября, то есть буквально через несколько часов после вынесения приговора, люди, перечисленные в этом списке, были расстреляны на окраине саратовского Воскресенского кладбища.

То, что начиналось как судебное заседание с адвокатами, с заседателями, с прениями сторон, с возможностью кассировать приговор при необходимости, закончилось бессудной расправой. Смертный приговор, в конце концов, прозвучал на заседании Чрезвычайной комиссии. То есть то, что начиналось как хотя бы попытка показать, что все-таки судопроизводство в советской России есть, закончилось уже совершенно без каких бы то ни было судов. Это был внесудебный приговор, и он был приведен в исполнение буквально через несколько часов."


Епископ Оренбургский и Тургайский Варлаам (Козуля)
Козуля Петр Карпович родился в году в с. Байбузовка Подольской губернии в зажиточной крестьянской семье.

Много сведений о нём есть в материале Духовенство Казанской губернии на Генеалогическом форуме ВГД:
"После окончания церковно-приходской школы 15 января 1886 года он поступил в число послушников Коржовецкого Рождество-Богородицкого монастыря, располагавшегося в Летичевском уезде Подольской губернии, где с 30 января 1886-го проходил послушание пономаря, а с 8 января 1893-го по 16 августа 1896-го – церковного уставщика и письмоводителя. 20 августа 1897 года будущий архипастырь был переведен в Грановский Спасо-Преображенский монастырь Подольской губернии, где со 2 октября 1897-го занимал должность учителя монастырской школы грамоты, 25 октября 1898-го был облачен в рясофор, 29 июля 1901-го настоятелем обители игуменом Мелетием (Шандровским) пострижен в монашество с именем Варлаам, 26 сентября того же года епископом Каменец-Подольским Христофором (Смирновым) рукоположен во иеродиакона, а 12 января 1903-го – во иеромонаха. 25 августа 1903 года батюшка был утвержден в должности казначея Грановского монастыря, что свидетельствовало о доверии к нему братии и епархиального начальства."

Стоит отметить, что первоисточником здесь явно послужила статья Ерошкина Ю.В. "Епископ Варлаам (Козуля)" в сборнике "Христианское просвещение и русская культура. МАТЕРИАЛЫ XI НАУЧНО-БОГОСЛОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ", содержащая и некоторые дополнительные сведения. С другой стороны, в цитированном материале есть также рассказ о иросхимонахе Серафиме (Задерей), где также встречаются упоминания епископа Варлаама, так что рекомендовать можно оба источника.

30 апреля (13 мая) 1905 года, во время русско-японской войны, иеромонах Варлаам был командирован на Дальний Восток в город Никольск, где проходил службу в Уссурийском сводном госпитале, окормляя раненых, в городских лечебных заведениях. 20 ноября, вследствие расформирования госпиталя, был откомандирован к прежнему месту служения.

В 1907 году был командирован в город Балту для устроения монастыря от Подольского епархиального ведомства.
"Поначалу он совершал богослужения в балтской кладбищенской церкви и заведовал местным приютом, основанным священником Феодосием Левицким в первой половине XIX века. На основе данного приюта и возводилась новая обитель, получившая имя преподобного Феодосия Великого. Официальное открытие монастыря состоялось 20 июня 1908 года, в торжествах приняли участие епископы Подольский и Брацлавский Серафим (Голубятников), Балтский Никон (Безсонов), множество верующих. Священник Феодосий Левицкий, подвижническая жизнь которого окончилась в 1845 году, был причислен к лику местночтимых святых Украинской Православной Церкви решением ее Священного Синода от 18 апреля 2008 года.

Отец Варлаам служил в Балте до 1923 года, с 30 июня 1907-го управляя монастырем в качестве наместника. За эти годы в обители был возведен Покровский храм, освященный 21 ноября 1908 года, жилой корпус для братии с кухней и трапезной, двухклассная церковно-приходская школа, в которой отец Варлаам с 1 августа 1908-го был законоучителем, а с 15 сентября того же года – заведующим. В последующем в монастыре были выстроены книжная лавка, большой двухэтажный корпус с келиями. К 1911 году число насельников в обители было более ста, проживали здесь, среди прочих, монашествующие из Киева и даже с Афона. В Балтском монастыре развивались сапожное, портняжное, слесарное, кузнечное, столярное, бондарное ремесла, действовали свечной завод, пекарня, гостиница для богомольцев, богадельня. Возле церкви была выстроена колокольня с одиннадцатью колоколами, самые большие из которых весили 200, 50 и 30 пудов."

В упоминавшейся статье Ю.В. Ерошкина приводится ещё один примечательный факт: "Руководство монашеской обителью было делом непростым. Так, в 1908 году братии Балтско-Феодосиевского монастыря пришлось противостоять учению «иннокентьевцев», предводитель которых объявил себя «воплощением Святого Духа» и выступил с проповедью о близости конца света. В связи с этим он и его последователи призывали всех отказываться от всякого имущества, полностью отрицали брак и семейную жизнь, запрещали прибегать к медицинской помощи. В город Балту к новому «проповеднику» со всей Бессарабии потянулись тысячи людей, а в истории Украины это явление получило название «Балтского психоза». При активном участии насельников Свято-Феодосиевской обители и их настоятеля Балта была избавлена от напасти: после освящения жителей города монастырским крестом психическая эпидемия чудесным образом прекратилась."

Видимо, в этот период он окончил заочно духовную семинарию.
В 1923 году, после закрытия Балтского монастыря, был назначен настоятелем в Бершадский Спасо-Преображенский монастырь Подольской губернии.
В 1925 году был арестован харьковским ОГПУ, находился под следствием, но по недостатку доказательств осужден не был.

В августе 1926 года тайно хиротонисан во епископа Бершадского.
В мае 1927 года выслан в Харьков.
С 1 октября 1927 года - временно управляющий Подольской епархией.
С 16 августа 1928 года - епископ Винницкий, жил в Браиловском Троицком женском монастыре.
"Во время смятения умов, распространения множества «пророчеств» об уже пришедшем антихристе и скором конце света архипастырь призывал паству к трезвенной молитвенной жизни, называя такие взгляды шарлатанством."

БД ПСТБИ: "В Виннице и в Браилове епископ Варлаам сплотил вокруг себя более 40 приходов, подчинявшихся митрополиту Сергию (Страгородскому). В труднейших условиях гонений владыка поминал за богослужением, арестованного к тому времени Патриаршего местоблюстителя митрополита Амвросия (Полянского). Состоял с ним в переписке и помогал ему материально. Владыка боролся с обновленчеством, назначал священнослужителей на приходы, как по просьбе религиозных общин, так и самостоятельно, при условии того, что ставленники отвечали всем каноническим требованиям. Духовными советами епископа Варлаама пользовались духовенство и верующие. Епископ Варлаам придавал особое значение окормлению монахинь Браиловского женского монастыря.

Ревностное служение владыки вызывало резкое неудовольствие властей.
Был арестован 17 января 1931 года и заключен в тюрьму г.Винницы.
Из обвинения: "Создал церковно-сектантскую организацию, деятельность которой была направлена на срыв мероприятий правительства в деревне... против раскулачивания и коллективизации... Козуля и иеромонах Наумов в конце 1930г. проводили работу по организации вооруженного восстания против Советской власти, призывали колхозников выходить из колхозов."

Единственный допрос епископа Варлаама состоялся 8 мая 1931 года.
Своей вины в контрреволюционной деятельности он не признал, показал, что его служение носит исключительно церковный характер. Он показал на допросе: "Кто политически не благонадежен, мне совершенно не известно. Лично для меня политика чужда, и я никогда в своей жизни политикой не занимался и не занимаюсь".

Постановлением ОСО при Коллегии ОГПУ УССР от 17 июля 1931 года епископ Варлаам был приговорен к административной высылке из пределов Украинской ССР в Карагандинскую обл. Казахской ССР, сроком на 3 года."

В ссылке находился по разным данным либо в Караганде, либо в г. Булаево, тогда относившемся к Карагандинской области (после 1936 года - к Северо-Казахстанской, с областным центром в Петропавловске).
Освобожден 24 февраля 1934 года, 27 марта назначен епископом Златоустовским, викарием Свердловской епархии.
С 23 августа того же года - епископ Сарапульский, викарий Вятской (Кировской) епархии.
С 17 января 1935 года епископ Осинский, викарий Пермской епархии, временно управлял Пермской епархией.

В 1935 году выехал в Москву для первой личной встречи с митрополитом Сергием (Страгородским). Получил от него
9 июня назначение на кафедру в г. Йошкар-Ола Марийской АССР (викариатство Горьковской епархии).
"...зарегистрировался в Марийском Облисполкоме как епископ Марийский с правом совершения богослужений в церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка близ Йошкар-Олы.
Находясь на Марийской кафедре, Владыка совершал богослужения, окормлял паству и духовенство, противостоял обновленчеству. В июне 1936г. под его омофором находилось 92 прихода, на которых служило 96 штатных священников, 18 диаконов, 15 псаломщиков, кроме того еще 9 священников, 3 диакона и 1 псаломщик находились за штатом. В тяжелейших условиях Владыка ободрял верующих и духовенство, благословляя их на подвиг исповедничества и мученичества за Христа. Епископ Варлаам пользовался уважением и любовью не только у верующих и духовенства Марийской епархии, но и у тех кто служил ранее под его началом в Винницкой обл. (постриженики владыки игумен Алипий (Щуренко), иеромонах Сергий (Задерей) и др., впоследствии репрессированные)."

Ю.В. Ерошкиным приводится в своём роде замечательный текст заявления, поданного обновленцами в горсовет в 1935 году: «Настоящим покорнейше просим городской совет передать нам квартиру по ул. Льва Толстого …, в которой проживает тихоновский архиерей Козуля. <…> Согласно закона и постановления г<ородского> совета г. Йошкар-Ола община старая тихоновская перестала существовать, а также и церковный старый совет. Следовательно … дом должен быть передан для обновленческого церковного управления. Кроме всего, тихоновский старый отжитый штаб не перестает действовать в пределах г. Йошкар-Олы. Всюду ведется тихоновская агитация, держатся за старое. Ходят ихние священники по домам исповедовать, отпевать покойников и на кладбище, крестить младенцев на дому. <…> А закон дорогого рабоче-крестьянского правительства ясно указывает и предупреждает, что каждый служитель культа может осуществлять свою деятельность только в том районе, в котором находится его молитвенное здание и проживают граждане того религиозного объединения, которое он обслуживает. На основании всего изложенного церковный совет просит горсовет ликвидировать эти незаконные действия старой тихоновщины, приостановить ихнее хождение по домам».

С 29 января 1937 года - епископ Сызранский.
23 мая того же года назначен на Оренбургскую кафедру, сменив арестованного епископа Арсения (Соколовского).
2 августа 1937 года арестован по обвинению в активном участии в «контрреволюционной монархическо-повстанческой организации», ставившей целью свержение советской власти, и в «шпионаже в пользу Японии и Германии», заключен в тюрьму в Оренбурге. Вместе с ним были арестованы протоиерей Сергий Целовальников и староста Димитриевской церкви Оренбурга Ксения Петровна.
9 октября 1937 года тройкой УНКВД по Оренбургской области приговорен к расстрелу.
Расстрелян 10 октября в Зауральной роще под Оренбургом. Место погребения неизвестно.

Комментарии

P.S. Заметил упущение: не написал здесь об одном из самых замечательных архиереев 20-х годов, священномученике митрополите Крутицком Петре (Полянском), также расстрелянном 10 октября 1937 года.
Но и вряд ли смогу что-то добавить к житию на сайте.
В принципе материалов о священномученике очень много, но пытаться отбирать - мол, это важно, а это можно и пропустить - с моей стороны было бы самонадеянно.
Лучше пусть каждый найдёт что-то наиболее важное для себя лично.
 
Сверху