Судьбы архиереев-новомучеников XX века - 9 октября.

Сегодня вновь придётся вернуться к 37 году, когда был расстрелян один из двух поминаемых епископов. Смерть же второго по сей день остаётся загадочной.

Епископ Череповецкий Тихон (Рождественский)
Сергей Феофанович Рождественский родился в 1881 году в Новгороде, в семье чиновника.
Его старший брат, Анатолий Феофанович Рождественский (1877 г.р.) также принял священный сан. Впоследствии стал ближайшим помощником брата-епископа, был арестован по одному делу с ним и осуждён на 3 года. После освобождения вновь служил священником, был повторно арестован в августе 1937 года и 12 ноября расстрелян.

О дореволюционном служении епископа Тихона известно немногое. В 1904 году он окончил Новгородскую духовную семинарию; с 1914 до 1922 года служил секретарем Новгородских епархиальных архиереев.
30 апреля 1916 года пострижен в монашество, 15 августа того же года рукоположён во иеромонаха.

16 ноября 1925 года хиротонисан во епископа Демянского, викария Новгородской епархии.
В 1926 году был арестован и административно выслан в Вологодскую губернию.
С 16 сентября 1927 года — епископ Великолуцкий и Торопецкий.
18 марта 1931 года был арестован. 12 ноября 1931 года приговорён к 3 годам лишения свободы за «контрреволюционную деятельность».

В БД ПСТБИ есть материал "Дело к/р церковно-монархической организации "УХД" епископа Тихона (Рождественского), Псковская о., 1931г."
Проходили по делу: 1 епископ, игумен, священники, диаконы, иеромонахи, иеродиаконы и миряне
Основные Обвиняемые
епископ Тихон (Рождественский Сергей Феофанович)
игумен Платон (Десницкий /.../ Александрович)
протоиерей Рождественский Анатолий Феофанович
протоиерей Троицкий Петр Иванович
священник Карабанов Федор Андреевич
Период следствия
Псковская о., Великолукский р.
декабрь 1930г. — 12 ноября 1931г.
Основное обвинение "член к/р церковно-монархической организации "Усиление христианского движения" (УХД) во главе с епископом Тихоном (Рождественским)"
Общее описание дела
В конце 1930г. — начале 1931г. органами ОГПУ в Великолукском районе Псковской обл. органами ОГПУ было арестовано 190 человек священнослужителей, церковнослужителей и мирян, в том числе епископ Великолукский Тихон (Рождественский). Было сфабриковано дело о вымышленной органами ОГПУ "крупной к/р группировке "Усиление христианского движения" (УХД). Группировка, якобы была организована и возглавлялась епископом Великолукским Тихоном (Рождественским). Остальные арестованные по делу обвинялись в участии в этой к/р организации, которая якобы проводила к/р деятельность.
12 ноября 1931г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ вынесло приговор обвиняемым по стт. 58–10,58–11 УК РСФСР. Они были приговорены к разным срокам лишения свободы в концлагерях, высылкам в Северный край и Казахстан.

Освободился в апреле 1934 года.
С 8 мая 1934 года — епископ Череповецкий.
В начале 1937 года (вероятно, в связи со снятием с регистрации в Череповце) переехал в Ленинград. С 4 марта 1937 года был настоятелем Князь-Владимирского собора. Проживал в здании храма.

27 августа 1937 года был арестован, 4 октября 1937 года приговорён к расстрелу.
9 октября 1937 года приговор привели в исполнение. Захоронен в Левашовской пустоши Ленинградской области.


Епископ Самборский и Дрогобычский Михаил (Мельник)
Михаил Антонович Мельник родился в 1903 году в Галиции (Австро-Венгрия) в греко-католической семье. Отец его был лесником. После распада Российской империи в связи с изменением границ оказался в Польше.

С 1917 по 1925 обучался в гимназии в г. Пшемысль (Перемышль). Поступил в Перемышльскую униатскую епархиальную семинарию, в 1927 году — на богословский факультет университета в Инсбруке (Австрия).
Во время учёбы в 1928 году униатским Перемышльским епископом Иоасафатом Коциловским рукоположен целибатом во диакона, в 1929 года — в клирика Украинской греко-католической Церкви (УГКЦ).
В 1931 году окончил Инсбрукский университет, получил ученое звание доктора богословских наук.
В 1932 году назначен настоятелем прихода в местечке Нижанковичи (ныне посёлок Старосамборского района Львовской области, Украина). Кроме того, с 1933 года преподавал моральное богословие в униатской Перемышльской духовной семинарии. С 1937 года был деканом (благочинным) Нижанковичского церковного округа Перемышльской епархии УГКЦ.

В связи с переходом по советско-польскому соглашению западной части Дрогобычской области Украинской ССР с городом Перемышлем к Польше в октябре 1944 года был назначен генеральным викарием восточной части Перемышльской епархии, оставшейся в составе УССР. Продолжал вплоть до 1946 года исполнять обязанности настоятеля храма в Нижанковичах и декана местного благочиния.

Уже в предвоенный период имел расположение к возвращению в Православие. Когда по итогам Второй мировой войны Западная Украина вошла в состав СССР, в мае 1945 года стал одним из двух первых членов инициативной группы под началом протоиерея Гавриила Костельника по воссоединению Украинской греко-католической церкви с Русской Православной Церковью. Сталинское правительство решило воспользоваться движением для быстрого и полного упразднения унии, а священник Михаил как один из вождей воссоединительного движения был выдвинут в епископы для вновь обращаемой паствы.

23 февраля 1946 года в Киеве митрополитом Киевским и Галицким Иоанном (Соколовым) был воссоединён с Православной Церковью вместе с рядом других грекокатолических священнослужителей.
Затем последовал его монашеский постриг с сохранением имени.
25 февраля 1946 года был хиротонисан во епископа Дрогобычского и Самборского.

Вместе с протоиереем Гавриилом Костельником и епископом Антонием (Пельвецким) стал одним из организаторов и руководителей Львовского Собора 8-10 марта 1946 года, принявшего решение об упразднении Брестской унии и о воссоединении с православием. Был одним из председателей, принимавших клириков из унии в Православие.

ПЭ: "К моменту образования Дрогобычской и Самборской епархии на ее территории действовали всего 4 прихода РПЦ и 658 приходов УГКЦ. Процесс перехода униат. приходов в Православие занял достаточно продолжительное время. Только в авг. 1946 г. было образовано Дрогобычское епархиальное управление. 29 июля 1947 г. в Дрогобыче прошло 1-е совещание благочинных епархии, на котором были намечены основные направления объединительной деятельности. К нач. 1948 г. в епархии было уже 406 зарегистрированных православных приходов; из 336 униатских клириков перешли в Православие 302, 34 клирика остались в унии. На 1955 г. в Дрогобычской епархии насчитывалось уже 634 правосл. прихода.

Процесс ликвидации унии встретил сопротивление со стороны подпольного националистического движения. Националисты требовали от перешедших из унии священников отказаться от служения на Зап. Украине либо возвратиться в унию. Те, кто отказывались, нередко становились жертвами националистов. Так, были убиты благочинный Журавненского окр. свящ. Николай Бобыляк, один из ближайших соратников М., и прот. Феодор Немилович вместе с супругой. Националисты устроили ночной погром в здании Дрогобычского епархиального управления, при этом исчезли мн. документы, а также был похищен сотрудник управления свящ. Василий Хробак (вскоре стало известно о его гибели). Из-за террора националистов из Дрогобычской обл. (в основном из сельской местности) выехали в др. регионы или перешли на гражданскую службу 25 священнослужителей. Правосл. клир Дрогобычской епархии затронули и репрессии советских властей, развязанные под предлогом борьбы с националистическим подпольем на Зап. Украине. В 1946-1954 гг. 49 правосл. священников из числа бывш. униатов были арестованы или высланы по подозрению в связях с антисоветским подпольем. В 1954-1955 гг. в Дрогобычскую обл. стали возвращаться из лагерей бывш. униат. священники, однако только половина из них согласились воссоединиться с Православием. М. лично убеждал некоторых из них в необходимости этого поступка.

М. проявлял твердость в своей деятельности по воссоединению с Православием, но в то же время последовательно выступал против проведения ускоренного «оправославливания» зап. украинцев и ликвидации национально-религ. особенностей их церковной жизни. За время архиерейства М. известно лишь о 2 случаях запрещения им в служении клириков за их прямой отказ устранить особенности ритуала, характерные для униат. богослужений, хотя гражданские и церковные власти требовали от М. активного применения подобной практики. Он открыто поднимал перед властями вопросы о массовых арестах священнослужителей, уничтожении св. мест, экономической и социальной дискриминации духовенства.

7 окт. 1955 г. М. выехал поездом из Львова в Киев. Во время поездки М. и сопровождавшему его секретарю Дрогобычского епархиального управления прот. Владимиру Куновскому внезапно стало плохо. Прот. В. Куновский умер еще в поезде, М. был доставлен в тяжелом состоянии в Киев, где на следующий день скончался в гостинице «Украина». Официальной причиной смерти архиерея был объявлен сердечный приступ. Но обстоятельства кончины М. дают все основания предполагать его преднамеренное отравление (видимо, в буфете на вокзале во Львове, где М. и прот. В. Куновский обедали перед отъездом). Однако версии о причастности к преступлению сотрудников госбезопасности, якобы недовольных недостаточной активностью М. в искоренении остатков унии в епархии, активистов националистического подполья или же недоброжелателей архиерея в его церковном окружении не нашли документального подтверждения."

Скончался 9 октября 1955 года в Киеве. Похоронен в Дрогобыче на городском кладбище.
  • Like
Реакции: Елена 1972

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху