Растения в Библии: Т

ТАМАРИСК (אשל - как «роща» в Быт.21:33, и «дуб» 1Цар.22:6; 1Цар.31:9-13)

Всего три упоминания. 1. Авраам сажает «рощу», 2. Саул пребывает под каким-то деревом, 3. Саула погребают под деревом… Важно, что один из эпизодов, а именно погребение костей Саула, описан в Библии дважды, в 1Цар 31:9-13 (дерево как אשל – Эшель) и в 1Пар.10:11,12 (но здесь обычное אלה, элА, то есть библейский Теревинф, см. ТЕРЕВИНФ). Из этого достаточно очевидно, что однозначное понимание термина Эшель (אשל) было утрачено еще в глубокой древности. К моменту окончательного редактирования 1Пар термин более древней 1-ой Книги Царств стал уже малопонятен самим евреям и, соответственно, был заменен на употребительный, применявшийся к теревинфу или, возможно, в расширительном смысле к другим крупным лиственным деревьям, исключая дубы. К сожалению, не проясняет содержание термина и обращение к Сетпуагинте. Во всех трех стихах она использует термин αρουρας, означающий буквально «насаждение» - любое, от хлебных злаков до деревьев. Церковнославянская Библия переводит авраамово «насаждение» словом «нива», но в эпизодах с Саулом, где явно подразумевается дерево, понимает слово αρουρας как «дубрава».
Предположение, что таинственное дерево было высоким тамариском, основано на сходстве с соответствующим арабским الاثل – читается приблизительно как эфель (этель), - а также из практики посадки тамариска у жилищ и в других местах, где желательно иметь укрытие от дневной жары.
Библейский Эшель определяют как Tamarix aphylla Karst. –Тамариск (Гребенщик) безлистный. Высота дерева до 12 м. Ствол достаточно прямой. Тамариск может расти также в несколько стволов, то есть как высокий кустарник. Дерево это родом из тропической Африки, и попало в Палестину вместе с человеком. Вполне вероятно, что Авраам посадил в южной Палестине один из первых экземпляров тамариска, и посадил не только в память о клятве над колодцем, но как подарок обитателям этих жарких мест. Потому как тамариск в пустыне – это «живой кондиционер», прекрасное место спасения от дневного зноя. Как помним, Авраам бывал некогда в Египте, но именно через Египет африканские тропические растения попадали в Палестину (см. также ПАПИРУС, СИКОМОРА, БАЛЬЗАМ (צרי) и др.).
Корни тамариска могут уходить на глубину до 30 м (10-этажный дом), а неглубоко под поверхностью земли они расходятся на 90 м. Соответственно, в дождь тамариск получает водное питание «по горизонтали», а в бездожный период извлекает воду из глубины.
Листья тамариска очень мелкие, вечнозеленые. Опадают обычно вместе с веточками. Цветки насекомоопыляемые, обычно мелкие, в кистях или колосьях. Плоды коробочки, содержащие множество семян с летучкой из длинных волосков – приспособлением для полета (как у ив и тополей). В условиях открытой пустынной местности такие семена могут разлетаться даже не на десятки – на сотни километров. Цветет тамариск летом, а плоды разлетаются осень, то есть тогда, когда есть шанс попасть под дождь и прорасти.
В Палестине Тамариск безлистный уверенно одичал, и сейчас дико произрастает в пустыне Негев и Иорданской впадине, заселяя песчаные равнины и дюны, засоленные пустыни (солончаки) и русла временных рек (вади).
Излишки солей тамариск выделяет на листьях, которые за ночь покрываются крепким солевым раствором. Днем солевой раствор расстается с водой не слишком быстро, что создает вокруг тамариска зону повышенной влажности, пониженной температуры, и, соответственно, нисходящего тока прохладного воздуха. Еще тамариски способны закреплять подвижные пески, дают вполне приличную древесину, являются лекарственным средством при желудочно-кишечных расстройствах и, наконец, молодые ветви тамариска могут служить резервной пищей для скота. Имеют и недостатки…: опад веток создает вокруг тамариска зону повышенной солености, и, естественно, почти никакие другие растения непосредственно под тамарисками не растут даже в сезон дождей.


ТЕРЕВИНФ (в СП иногда как «дуб»)
Быт.35:4; Суд.6:11, 19;2Цар.18:9, 10, 14; 3Цар.13:14; 1Пар.10:12; Ис.1:30; 6:13; Иез.6:13; Ос.4:13 (в СП перевод либо «дуб», либо «теревинф»)
Иис.Нав.24:26 – особое слово для обозначения того же дерева, подчеркивающее уникальность ситуации.
Как имя мужское имя Эла в Быт 36:41, 1Пар 1:52; 9:8, и Ила в 3Цар 16:6, 8, 13, 14; 4Цар 15:30, 17:1, 18:1, 9: 1Пар 4:15.
1Цар.17:2, 19, 21:9 (о месте сражения Давида и Голиафа) – СП переводит как «дуб», но правильнее переводить как имя Эла (то есть сражение произошло не в «долине дуба», а «долине Эла".
ПРИМЕЧАНИЕ: в Быт.49:21 СП древнееврейское слово, обычно означающее «лань», «олень-самка» - переводит как «теревинф»: И.Р.Тантлевский (История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2005) переводит как «Нафтали – олень, выпущенный на волю», рассматривая «Нафтали – теребинт рослый, распускающий прекрасные ветви» как возможный вариант.

Библейский теревинф – это высокие деревья сем. Сумаховые (Anacardiaceae) из рода Фисташка (Pistacia).
Для территории Палестины (все цитаты относятся именно к ней) указаны несколько видов Фисташки. Маленькие фисташки нельзя связывать с понятием «теревинф», но все большие в него входят. Рассмотрим только один вид.
Pistacia atlantica Desf. – Теревинф, Фисташка атлантическая.Листопадное двудомное дерево до 20 м высотой. Корневая система стержневая, очень глубокая. Растение крайне засухоустойчивое. Ветки при поранении выделяют т.н. живицу из смол и ароматических эфирных масел. Листья очередные, сложные, непарноперистые, в очертании овальные. Цветки мелкие, ветроопыляемые. Цветение март-апрель. Плод – съедобная костянка размером около 6 мм. Фисташка атлантическая, возможно, культивировалась человеком как растение, дающее густую тень.
При анализе цитат следует обратить внимание на 2Цар.18:9 слл.: Авессалом нашел свою смерть в ветвях фисташки (= теревинфа), а не дуба. Ветки фисташки выделяют смолу,что совершенно несвойственно дубам. Авессалом вклеился в липкие от смолы ветви, как муха в паутину.

Комментарии

Благодарю за интересный рассказ, для меня было прояснение о Авессаломе почему он запутался волосами в ветвях дерева.
 
Сверху