Сикомора, «дикая смоковница» - Ficus sycomorus (Сем. Тутовые – Moraceae). Вечнозеленое дерево африканских саванн и лесов. Ствол прямой, высотой до 30-40 м, в Палестине до 20 м. Может сбрасывать листья в холодные зимы. Ветки с млечным соком. Листья овальные или близкие к ним, цельные или трехлопастные, длиной до 18-20 см.
Сочные соцветия («фиги») развиваются в верхней части кроны на олиственных побегах второго года и более поздних, а в нижней части ствола – на побегах безлистных. Как обычно для рода Ficus, размножение сикоморы жестко связано с наличием в среде ос-опылителей, для которых соцветия сикоморы (они же фиги, ботанический термин для названий соцветия – сиконий) являются местом развития. Сиконии сикомор мелкие, до 2 см в диаметре.
У сикоморы сиконии одинаковые (в отличие от смоковницы) и содержат три типа цветков – мужские, женские короткостолбиковые (галловые) и женские длинностолбиковые (плодущие). Осы-опылители (Ceratosolen arabicus) выводятся непосредственно в сиконии. Далее осы действуют вполне «осмысленно»: «Самцы ос срезают пыльники, а самки при помощи специальных щеточек на ножках счищают пыльцу в специальный кармашек на теле» (Жизнь растений в 6-ти томах. М.: Просвещение, 1980. Т. 5. Ч.1. С. 271. Описанные особенности строения и действий ос – срезание пыльников и загрузка пыльцы в специальные емкости на телах самок – решительно не поддаются никакому стандартному эволюционному объяснению). Оплодотворенные и загруженные пыльцой самки прогрызают туннель наружу (отверстие сикония полностью зарастает), и самки перелетают на сиконии молодые и откладывают яйца в женские цветки двух типов: в короткостолбиковые в завязь, в длинностобликовые – выше нее (поскольку не хватает длины яйцеклада). При каждой откладке пыльца высыпается из кармана на теле осы небольшими порциями, и происходит опыление. Плод в короткостобликовых цветках не развивается, поскольку завязь выедает личинка осы. Однако, если короткостолбиковый цветок опылен, но личинка не развилась, плод может образоваться. Опыленные длинностолбиковые цветки всегда развивают плоды, поскольку личинка в них не развивается.
Сиконии сикомора вполне съедобны и могут быть использованы как настоящие смоквы (они мельче настоящих смокв, но и уход за сикоморами несколько проще). В частности, сбором съедобных сикониев занимался пророк Амос (Ам. 7:14). Основная ценность сикоморы – в быстрорастущем прямом стволе, пригодном для любых строительных работ.
Сейчас в Палестине сикомора произрастает дико, но вернее всего, первоначально ее, как ценную хозяйственную породу дерева, принес в западную Азию человек.
Древнееврейский термин שׁקְמָה (шикмА) в Библии всегда представлен множественным числом שִׁקְמִים (шикмИм). В Библии сикомора впервые упоминается как египетское хозяйственное дерево (виноград их побил градом и сикоморы их – льдом, Пс.77:47), и лишь с наступлением эпохи царя Соломона упоминание о сикоморе как обычном палестинском дереве становится регулярным. Не желая тратить излишние средства на импортную строительную древесину, царь Соломон занялся посадками сикоморы на подходящих территориях собственного царства (3Цар.10:27, 2Пар.1:15; упоминаемые здесь совместно с сикоморами кедры есть указание на какую-то хвойную породу, отличную от настоящего кедра).
Помимо хозяйственного значения, посадки имели и значение политическое. Так, в рассказе о хозяйстве царства Соломона есть интересное упоминание о сикоморах (в СП «для простоты» переведено как смоковницами): над маслинами и смоковницами в долине (начальствовал. - А.М.) Баал-Ханан Гедеритянин (1Пар.27:28). Неточный перевод оборота בַּשְּׁפֵלָה (как «в долине») несколько смазывает напряженность описанной ситуации, поскольку под долиной здесь подразумевается Шефела, территория между собственно горами, где обитали иудеи, и побережьем Средиземного моря, где жили филистимляне. Полного контроля над прибрежной Шефелой добиться не мог даже Соломон. Однако, насадив на границе с филистимлянами товарные лесные посадки маслины и сикоморы, Соломон недвусмысленно дал понять: территория занята навсегда.
Септуагинта использует в эпизодах с упоминанием сикоморы греческое слово συκάμινους, вне Септуагинты означающее тутовое дерево. В Новом Завете сикомора упомянута только один раз (использован неологизм (?) συκομορέα), в описании единственного посещения Иисусом Христом города Иерихона: … некто, именем Закхей, …забежав вперед, взлез на смоковницу (ἐπὶ συκομορέαν), чтобы увидеть Его… (Лук.19:2-4), тогда как термин συκάμινους использован в своем обычном значении «тутовое дерево» (Лук.17:6, в Синодальном переводе «смоковница»).
Сочные соцветия («фиги») развиваются в верхней части кроны на олиственных побегах второго года и более поздних, а в нижней части ствола – на побегах безлистных. Как обычно для рода Ficus, размножение сикоморы жестко связано с наличием в среде ос-опылителей, для которых соцветия сикоморы (они же фиги, ботанический термин для названий соцветия – сиконий) являются местом развития. Сиконии сикомор мелкие, до 2 см в диаметре.
У сикоморы сиконии одинаковые (в отличие от смоковницы) и содержат три типа цветков – мужские, женские короткостолбиковые (галловые) и женские длинностолбиковые (плодущие). Осы-опылители (Ceratosolen arabicus) выводятся непосредственно в сиконии. Далее осы действуют вполне «осмысленно»: «Самцы ос срезают пыльники, а самки при помощи специальных щеточек на ножках счищают пыльцу в специальный кармашек на теле» (Жизнь растений в 6-ти томах. М.: Просвещение, 1980. Т. 5. Ч.1. С. 271. Описанные особенности строения и действий ос – срезание пыльников и загрузка пыльцы в специальные емкости на телах самок – решительно не поддаются никакому стандартному эволюционному объяснению). Оплодотворенные и загруженные пыльцой самки прогрызают туннель наружу (отверстие сикония полностью зарастает), и самки перелетают на сиконии молодые и откладывают яйца в женские цветки двух типов: в короткостолбиковые в завязь, в длинностобликовые – выше нее (поскольку не хватает длины яйцеклада). При каждой откладке пыльца высыпается из кармана на теле осы небольшими порциями, и происходит опыление. Плод в короткостобликовых цветках не развивается, поскольку завязь выедает личинка осы. Однако, если короткостолбиковый цветок опылен, но личинка не развилась, плод может образоваться. Опыленные длинностолбиковые цветки всегда развивают плоды, поскольку личинка в них не развивается.
Сиконии сикомора вполне съедобны и могут быть использованы как настоящие смоквы (они мельче настоящих смокв, но и уход за сикоморами несколько проще). В частности, сбором съедобных сикониев занимался пророк Амос (Ам. 7:14). Основная ценность сикоморы – в быстрорастущем прямом стволе, пригодном для любых строительных работ.
Сейчас в Палестине сикомора произрастает дико, но вернее всего, первоначально ее, как ценную хозяйственную породу дерева, принес в западную Азию человек.
Древнееврейский термин שׁקְמָה (шикмА) в Библии всегда представлен множественным числом שִׁקְמִים (шикмИм). В Библии сикомора впервые упоминается как египетское хозяйственное дерево (виноград их побил градом и сикоморы их – льдом, Пс.77:47), и лишь с наступлением эпохи царя Соломона упоминание о сикоморе как обычном палестинском дереве становится регулярным. Не желая тратить излишние средства на импортную строительную древесину, царь Соломон занялся посадками сикоморы на подходящих территориях собственного царства (3Цар.10:27, 2Пар.1:15; упоминаемые здесь совместно с сикоморами кедры есть указание на какую-то хвойную породу, отличную от настоящего кедра).
Помимо хозяйственного значения, посадки имели и значение политическое. Так, в рассказе о хозяйстве царства Соломона есть интересное упоминание о сикоморах (в СП «для простоты» переведено как смоковницами): над маслинами и смоковницами в долине (начальствовал. - А.М.) Баал-Ханан Гедеритянин (1Пар.27:28). Неточный перевод оборота בַּשְּׁפֵלָה (как «в долине») несколько смазывает напряженность описанной ситуации, поскольку под долиной здесь подразумевается Шефела, территория между собственно горами, где обитали иудеи, и побережьем Средиземного моря, где жили филистимляне. Полного контроля над прибрежной Шефелой добиться не мог даже Соломон. Однако, насадив на границе с филистимлянами товарные лесные посадки маслины и сикоморы, Соломон недвусмысленно дал понять: территория занята навсегда.
Септуагинта использует в эпизодах с упоминанием сикоморы греческое слово συκάμινους, вне Септуагинты означающее тутовое дерево. В Новом Завете сикомора упомянута только один раз (использован неологизм (?) συκομορέα), в описании единственного посещения Иисусом Христом города Иерихона: … некто, именем Закхей, …забежав вперед, взлез на смоковницу (ἐπὶ συκομορέαν), чтобы увидеть Его… (Лук.19:2-4), тогда как термин συκάμινους использован в своем обычном значении «тутовое дерево» (Лук.17:6, в Синодальном переводе «смоковница»).