Письмо моему искреннему критику...

Дорогой брат/сестра

Обращаюсь с любовью и кротостью к Вам, если Вы захотите услышать.
Очевидно, что Вы любите Господа и хотите сберечь веру христианскую. И, судя по Вашему комментарию, для Вас одним из условий сохранения этой веры является защита того убеждения, что Библия – книги Нового и Ветхого Завета – являются точным изложением мыслей и слов Господа Бога. Для Вас любое сомнение в точности написанного в Библии является нападением на веру, отрицанием веры. Писание, для Вас, – Священный текст, продиктованный Богом, в котором все верно, все точно и абсолютно исторично.
В связи с этим скажу несколько слов сначала о вообще православном, а потом и о моем собственном понимании этого вопроса.

1.

То, что Библия является Словом Божиим и Священным Писанием, для меня, как и для Вас, является несомненным фактом. Я, как и Вы, верю, что Дух Святой просвещал авторов, составивших на вечные времена Книгу, в которой можно черпать воду Жизни Вечной и через это достичь Спасения. Это называется боговдохновенностью Библии.

Вместе с тем я не отрицаю человеческого измерения, человеческого фактора Библии, обусловленного культурными и историческими причинами. Я считаю, что Бог не диктовал Свои Слова авторам, которые механически, не рассуждая, эти Слова записывали, а открывал некую Истину, с которой автор начинал "соучаствовать", осмыслять ее и которую потом излагал письменно.

2.

В прежние времена "изучать" Библию было сложно, поскольку цивилизация, описанная в Библии, исчезла. Еврейский народ был рассеян по лицу земли, на месте библейских городов возникли новые города, заселенные жителями других культур.
Не был развит и филолого-критический научный аппарат. В те времена комментаторы Библии в своем большинстве считали, что библейские писатели - пассивные передатчики Слов Божиих.
Но уже тогда были люди, которые внимательно вчитывались в Писание и видели, что не все так просто и прямолинейно. Так, свт. Иоанн Златоуст считал, что авторы Библии активно участвовали в создании Священных книг и при этом облекали их в нарочито упрощенную форму, "снисходя к обычаю человеческому" (свт. Иоанн Златоуст. Беседы на "Бытие", III, 3, с. 17). Библейский автор, по словам свт. Иоанна Златоуста, "употреблял грубые речения приспособительно к немощи человеческой", ибо он "говорил людям, которые не могли слушать иначе" (там же, XV, 2, с. 121; XII, 4, 5, с. 98).

В 19-м веке появляются первые исследования Святой Земли, и наука оказывается в состоянии более вдумчиво анализировать текст библейских книг. Это приводит к "взрыву" интереса к Священному Писанию. Оказывается, что это живой текст. Анализ древнейших рукописей Ветхого Завета, например, показывает, что многие книги не были закончены, переписаны "начисто", а постоянно редактировались и дополнялись. Дополнения шли до самого времени разрушения Иерусалима в 1-м веке по Рождестве Христовом. Какой вариант объявить единственно верным и богодухновенным, если работа над книгами шла на протяжении нескольких столетий и в ней принимали участие десятки авторов?
Например, книга пророка Иеремии существовала в двух вариантах – еврейском и греческом, причем греческий на три тысячи слов короче, чем еврейский. Все относились к этому нормально. И более короткий – не сокращенный текст, а именно другой. У него совершенно другое расположение текста, иные расставлены смысловые и богословские акценты.

Или: Как примирить разные противоречивые данные, которые приводятся в одной и той же библейской книге? Например, в 1-2 книгах Царств мы встречаем противоречивые данные о царе Сауле. В одних частях книг он рисуется как великий царь, как позитивный персонаж, в других частях он унижается, описывается как отрицательный. В разных частях он даже по-разному умирает. В одной версии он сам бросается на меч: «Тогда Саул взял меч свой и пал на него» (1 Цар 31: 4), по другой версии, его убил Амаликитянин: «И я подошел к нему и убил его» (2 Цар. 1: 9).
Стиль рассказов о Сауле тоже различен, что наталкивает исследователей на мысль, что в 1-2 Царств на каком-то этапе были слиты воедино две разные традиции преданий о Сауле [1].

Историки древних культур изучили законы, по которым строится древний ближневосточный текст. Оказалось, что для того времени и той культуры преувеличение (гиперболизация) и приукрашивание, доходящее до курьеза, - было в порядке вещей. Это язык тех людей! Для человека библейского времени совершенно нормально было сказать, что "Остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим" (Нав.10:13), или, что из Египетского плена вышло несколько миллионов евреев (Исх.12:37). Читатель (вернее, слушатель) Ветхого Завета даже не задавался вопросом: могли ли остановиться солнце и луна, или откуда взялись миллионы евреев (и как их потом прокормила пустыня), если столько человек едва ли вообще в то время жило на всем Ближнем Востоке.

Библейские книги, находившиеся у евреев, живущих в разных регионах, постоянно дополнялись и редактировались местными богословами и переписчиками. Например, в 4-м веке до Рождества Христова было четыре главных традиции и, соответственно, каждая (!) ветхозаветная книга имелась в четырех традициях.
После Иудейской войны 1-го века евреи культивируют только одну традицию. Она и была положена в основу каноничного еврейского текста - масоретского, другие варианты были отвергнуты.
Наш русский перевод Ветхого Завета сделан именно с масоретского.

3.

Исследования Священного Писания и библейской культуры, с одной стороны, показали, что это не Книга, спущенная с Неба, а документ, в создании которого принимали участие и люди, со всеми свойственными людям слабостями и ограниченностями. С другой стороны, эти исследования позволили в прямом смысле "открыть" Библию, узнать о подлинном значении тех или иных фраз, о совершенно новых горизонтах смыслов...
Вот это потрясение от нового прочтения Библии, которая оказалась гораздо ближе и понятней, чем прежде, побудило исследователей переосмыслить понятие богодухновенности.

В России этим занимался Дмитрий Леонардов. В период с 1898 по 1907 год, т.е. на протяжении 10 лет, в журнале "Вера и разум" печатались его исследования о понимании богодухновенности у святых отцов. Это огромное и интересное исследование до сих пор не переиздано, хотя по объему охваченного материала это, возможно, самое широкомасштабное исследование не только в России, но во всем мире. Сегодня его труды в отсканированном виде можно загрузить с сайта Кафедры библеистики Санкт-Петербургской Духовной Академии (bible-spbda.info) из раздела "Электронные книги".

Святитель Иннокентий Херсонский в середине 19-го века, когда библейская наука еще только делала первые шаги, указал на критику как на первое дело в исследовании источников Откровения Божия, вошедшего в Библию. "Кому принадлежит право испытывать откровение по его признакам?"- вопрошал святитель. И отвечал: "Без сомнения - уму. Он есть первый орган воли Божией... Другого пути в сем случае нельзя и представить".
"Первое, с чего он должен начать, есть критика. Он должен узнать те источники, в коих заключается Откровение, должен проверить подлинность памятников и достоверность свидетельств, должен познать, как содержатся в них и как из них вытекают истины религии. Напр., послания ап. Павла точно ли принадлежат Павлу, учителю языков. За сим разбором критическим должен потом следовать второй разбор: герменевтический, т. е. разум из образованного им учения религии должен извлечь сущность, должен показать или ясно представить себе то, чему учит разбираемое им откровение, что предписывает, чего требует, что обещает. Словом, составить о нем ясное понятие" (Иннокентий Херсонский. Соч. СПб., т. XI , с. 171, пер. изд).

Еп. Сильвестр (Малеванский) в своем фундаментальном пятитомнике: "Опыт православного догматического богословия" приводит интересный образ. Он сравнивает соучастие человека с Богом в передаче Божественных мыслей с семенем, брошенным в землю – душу библейского автора. "Богодухновенность... по представлению древних учителей, не была одним исключительным делом Божиим, а была явлением гармонического сочетания и внутреннего взаимодействия в лице Богоизбранных мужей двух начал – божественного и человеческого, из коих первое, конечно, получало не только главное, но и господствующее положение, но тем не менее не вытесняло собой и действий другого начала, оставляя ему свое приличное и должное место. Дух Святый, конечно, влагал готовые мысли в души вдохновляемых Им мужей, ведомым для Него Одного образом. Но эти мысли, подобно семенам, проникая в глубь сознания человеческого и сами им проникаясь, естественно должны были принимать те обычные и ограниченные формы, в которые облекается все, что ни проходит через это сознание. И этот оттенок человеческого, набрасываемый работой личного сознания на мысли божественные, понятно, ничуть не уменьшает их божественного характера и силы, а, напротив, ясно свидетельствует о их животворности..." (Изд. 3. Киев. 1892. Т. 1. С. 299-300)

В дореволюционной России не боялись совершенно официально говорить, что в Библии мы видим "присутствие разного рода неточностей - исторических, хронологических, топографических, равно и разногласий у священных писателей" (прот. П. Лепорский. Боговдохновенность /Богословская энциклопедия. СПб. 1901. т. 2, с. 736).

4.

Начиная с 1917 года в России всякое богословствование было проблематично - вопрос шел о простом выживании. Но ученые эмигрировавшие из России, продолжали исследования и размышляли о православном подходе к Библии. В 1951 году прот. А. Князев писал: «И если Запад, вследствие своих интересов и своих исторических путей, имеет в настоящее время и догматические определения и целую богословскую литературу по вопросу о Богодухновенности Священного Писания, то на православном Востоке догмат о Богодухновенности священных книг еще ожидает своего исследователя» (О боговдохновенности Священного Писания. //Православная мысль. 1951. Вып. 8).

Б. И. Сове писал: «Механически-буквальное понимание Богодухновенности священных книг – достояние иудейского и консервативного протестантского богословия, не может быть защищаемо православными богословами, как уклоняющееся в своем роде «монофизитство», а должно быть исправлено в свете Халкидонского догмата о богочеловечестве» (Сове Б. Тезисы по Священному Писанию Ветхого Завета. //Путь 1936-1937. № 52. С. 68).
Для тех, кто не понял смысла, поясню: Халкидонский догмат говорит о том, как во Иисусе Христе сосуществовало два измерения: Божественное и человеческое. Борис Сове говорит том, что в Священном Писании, как и во Христе, сосуществуют и переплетаются и Божественный аспект Слова Божия, и человеческий.

Выдающийся православный богослов прот. Георгий Флоровский отрицал саму возможность построения теории богодухновенности: «Писания "богодухновенны", они - Слово Божие. Что такое "вдохновение Духа", мы никогда не сможем точно определить - здесь тайна. Мы не можем до конца понять, как именно "святые люди Божии" слышали Слово Господа, как смогли они выразить его словами собственного языка. Но в их человеческой передаче звучит голос Божий. Слово Божие в словах человеческих: здесь лежит тайна и чудо Библии».

5

Таким образом, на сегодняшний день нет единого православного ответа на вопрос: что такое богодухновенность Библии, как ее понимать, что и в какой мере относить в Библии к Божественному измерению, а что к человеческому фактору.
Любой взгляд, если он не отрицает само понятие богодухновенности и не низводит Библию до уровня простой человеческой книги,
- допустим.

6

Теперь о моем личном понимании Священного Писания Ветхого Завета:
Ветхий Завет - это не книга, повествующая только об исторических событиях, хотя, конечно, там история есть, но это книга, прежде всего, рассказывающая о взаимоотношениях Бога и человека.

Это значит, что к Библии нельзя подходить только как к историческому документу, но нужно видеть какие-то другие, более глубокие пласты и уровни. Многие события нельзя доказать, их можно рассматривать на уровне мифа. Что это значит? Это значит, что мы имеем дело с некоей реальностью, опознанной и осознанной верующими людьми как действие Божие. И это событие, этот миф для веры и в конечном итоге для жизни значит не меньше, чем если бы это событие было на самом деле, а, может, даже и больше.

Вот, например, Исход евреев из Египетского плена. Мы не можем утверждать, был ли Исход, который описан в книге Исход, на самом деле таким.
Но ведь, в любом случае, мы знаем, что в определенный исторический момент, примерно в то время, которое указано в Библии как время Исхода, произошло рождение еврейского народа. Из кочевых племен возникает общность людей, которая назовет себя позже Израилем.
Важно не то, сколько конкретно евреев было в Плену, насколько историчны все эти сообщения об их пребывании в Плену, а библейская идея, очень четко зафиксированная в книге Исход, что Бог всегда остается верен Своему Завету и никогда не бросает верных Ему людей. И что Он проведет этих людей через любые невероятные сложности и перипетии и приведет к торжеству Своего замысла.

Или, время завоевания Земли Обетованной. Археология и история говорят, что заселение этой земли происходило несколько иным образом, нежели описывает Библия. Не было этих победоносных битв с льющейся ручьями кровью, с десятками и сотнями тысяч воинов… Но ведь здесь важны не натуралистические подробности, которые могли пленить воображение и воодушевить древнего человека. Здесь важен следующий мessage Библии – Господь дает бродяжничающему народу (а древние евреи таковыми, по правде говоря, и были) землю! Этот народ, которому вручено сокровище истинной веры, как уголек в горшке, который нужно сберечь и раздуть, будет иметь свой остров, который не захлестнут и не потопят волны идолопоклонства и ложных верований.
В каком-то смысле эта еврейская Земля Обетованная символизирует ту землю в Царстве Божием, которую получат все истинно верующие в будущем.

Ветхозаветная История по своей стилистике, где перемешаны история и миф, очень напоминает лично мне, например, паломничество на Святую Землю. Приезжаешь на Святую Землю, экскурсовод тебе показывает, что вот здесь произошло Преображение Господа и Спасителя. Указывают рукой, что Христос стоял вот на этом камне. Но на этой ли именно горе, на этом ли именно месте произошло Преображение Господа Иисуса Христа?
Большинство ученых считают, что и не на Фаворе совсем это произошло (традиция указывать Фавор как место Преображения появилась только в 5-м веке, до этого указывалась как место Преображения одна из гор вблизи Иерусалима)... Но какая принципиальная разница, где и каким образом сверкнула Слава Иисуса Христа? Главное, что это – было и главное – что хотят нам этой историей сообщить Евангелисты.

Или, к примеру, возьмем наше богослужение. Оно наполнено символами, какими-то образами, порой почерпнутыми и не из истории вовсе, а из легенд и апокрифов. Например, взять праздник «Введение во Храм Богородицы». Было ли это Введение юной Марии в Святая Святых или это легенда? Об этом можно спорить, но на самом деле это совсем не принципиально, не важно. Важна не историчность, а богословие этого события. А богословие состоит в том, что юная Дева с младенчества была посвящена Богу, с младенчества была приведена пред лицо Божье и воспитывалась в вере, благочестии и чистоте.
Тому, чтобы поведать о глубочайшей вере и благоговении Марии с младенчества, и посвящен праздник Введения во храм.

Изучая, как формировалась Писание, то есть, видя какие пласты мысли, духа, верований, представлений, идеологий были положены в книгу, мы видим живого верующего человека древности. Перед нами – не застывший текст одного священного автора, как считалось раньше, а в каком-то смысле коллективное творчество святого ветхозаветного народа Божьего.

Одно из величайших достоинств библейской науки – идеал честного, критического поиска истины с использованием объективных исторических и филологических критериев.
Понятно, что абсолютная объективность недостижима, но все же сегодня мы можем приблизиться к ней максимально близко. Это доказано положительными результатами исследований во многих областях библейской науки. «Рассуждающая, критическая и миропонимающая способность души – это отличительная особенность, свойственная самой ее природе, то, благодаря чему душа хранит в себе образ божественной благодати». Так писал св. Григорий Нисский в письме к своей сестре Макрине в 4-м веке.
Как, например, мы мечтали бы перенестись в век мучеников и исповедников, чтобы соприкоснуться с живыми действующими лицами нашей церковной истории, получить благословение свт. Иоанна Златоуста, помолиться на богослужении свт. Николая Чудотворца, так многие святые отцы мечтали бы иметь те достижения библеистики, которые доступны нам сегодня… Но ни нам перенестись туда невозможно, ни им попасть в наш век нереально. (Впрочем, надеемся, что в вечности эти проблемы будут сняты.)

Ученые провели кропотливую работу по сопоставлению многих тысяч рукописей и отрывков из рукописей всех дошедших до нас древнейших вариантов Священного Писания. Таким образом, мы имеем критические научные издания, которыми могут пользоваться ученые всего мира и в которых мы имеем дело не с вариантом Священного текста, принятым в той или иной церковной общине в то или иное время, а с максимально подлинным текстом Священного Писания. (Напомню, что в рукописных Библиях разных мест и разного времени встречались какие-то свои особенности, добавления или, напротив, пропуски.)

Библейская наука создала огромный объем знаний о Библии и ее содержании, происхождении, развитии идей, быте, окружавших ее религиях и культурах. Словари, энциклопедии, комментарии, книги и журналы… Одному ученому всей жизни не хватит, чтобы усвоить этот колоссальный объем знаний. Изучение любой отрасли библейской науки становится крайне увлекательным и плодотворным, потому что основывается не на гипотезах и догадках, а на научных данных.

Библейские исследования помогли нам понять бесчисленное множество библейских установлений и понятий, таких, как: Завет, пророчество, Царство Божие, эсхатология, Спасение… Сейчас мы об этих понятиях знаем больше, чем когда бы то ни было.

Тщательное изучение Писания позволило открыть его учение относительно многих человеческих положений и установлений. Так, еще сто лет назад кто-то мог утверждать, что Библия проповедует расовую нетерпимость, угнетение женщины, рабовладение, священную войну и истребление инакомыслящих и проч. Однако такое понимание основывалось на фрагментарном понимании того или иного момента Библии. Комплексное изучение богословия Писания позволило прийти к цельному пониманию смысла Библии. После этого все частные и предвзятые интерпретации остаются за рамками научного обсуждения, это не более чем маргинальные умственные потуги, а не богословие Священного Писания.

Говоря о сильных сторонах научного изучения Библии, мы должны отметить и слабые стороны этого изучения, вернее, подводные камни, которые могут поджидать неосторожного библеиста.

А) Первое и самое большое искушение, поджидающее исследователя Библии, заключается в том, что, сосредоточившись на изучении Библии как литературного памятника, ученый может перестать видеть за всеми этими текстологическими и историческими нюансами Божественное возвещение Библии. Из источника Спасения, из Книги Жизни Библия может для такого человека превратиться к какой-то сборник исторических преданий и сюжетов.

Б) Другая проблема – профессиональное высокомерие богословов, неспособных отдать должное духовности Библии. Здоровый подход – это когда библеист, изучающий Писание с помощью самых лучших историко-критических методов, открыт к духовности, видит в Библии – Священное Писание, видит веяние Духа Святого. Но там, где специалисты замыкаются на себе, поглощенные своими навыками и методологиями, слепые и безразличные к тому, насколько в конечном счете ценность их работы соответствует предмету их исследования, – там возникает болезнь профессиональной гордыни. Такие люди часто считают, что «приватизировали» Писание, что его тайны принадлежат им, а не всем людям.
Всегда неприятно, когда искусствовед с умным видом размышляет о художественном искусстве, а сам ничего за свою жизнь не написал, или когда музыковед может только анализировать и критиковать чужую игру, а сам не в состоянии сесть и сыграть.
Святитель Василий Великий называл исследователей Библии, которые придавали большое значение букве, упуская при этом духовный смысл Писания, «не богословами, а техническими специалистами, технологами» (греч. технологуси).
Для протестантов это проблема, ввиду оскудения духовности и благодати в их общинах. Именно поэтому протестантские толкования часто кажутся мертвенными, безжизненными, бездуховными. Это работы хорошие с технической стороны, но живого дыхания Библии там мы не ощущаем.

Есть еще ряд опасностей, поджидающих исследователя Библии, который без благоговения и живого опыта веры принимается изучать Священное Писание, впрочем, об этом сейчас говорить не будем.

........

И последнее:

Я с радостью и с самоотдачей делюсь своими научными находками и духовными открытиями. Я никому не навязываю свое видение и не объявляю его единственно верным, почему же Вы считаете, что то, как Вы видите и понимаете Писание, – это единственно верный путь? Я изучаю Библию уже 30 лет и прочитал не сотни, а тысячи работ на эту тему, почему же я слышу от человека, который и десятка книг по библеистике не осилил, высокомерные поучения, а то и оскорбления?

Простите, если обижаю или соблазняю своими видео-беседами. Возможно, что Вам просто их не надо смотреть. Но то, что не полезно для Вас, окажется важным и нужным другим. Например, если Вас что-то соблазняет, то для меня это, наоборот, является мощным ресурсом в вере и моем христианском уповании.

Дорогие братья и сестры! Давайте поговорим на эту тему. Пишите в комментариях к этой записи.

Ваш прот. К. Пархоменко


[1] В то время существовало два царства: Израильское и Иудейское. Саул был царем Израиля, поэтому из Израильского царства могут идти предания, прославляющие его. В Иудейском царстве к Саулу было негативное отношение. Отсюда – негативная часть рассказов.
  • Like
Реакции: 7 человек

Комментарии

Вот уважаю не формализм в рассмотрении вопросов и хорошую аргументацию.
 
30 лет,это получается с 13 лет изучаете Библию?
Вообще интересно лично мне вот что:
-По каким конкретным критериям определить, где в Библии так сказать «приувеличение», а где сказано так как оно есть на самом деле?Самопроизвольно необходимо выбирать так как мне удобнее?Или же только на основе научных доказательств?
 
Любой взгляд, если он [...] не низводит Библию до уровня простой человеческой книги, - допустим.
Или, время завоевания Земли Обетованной. Археология и история говорят, что заселение этой земли происходило несколько иным образом, нежели описывает Библия. Не было этих победоносных битв с льющейся ручьями кровью, с десятками и сотнями тысяч воинов…
Вот, например, Исход евреев из Египетского плена. Мы не можем утверждать, был ли Исход, который описан в книге Исход, на самом деле таким.
Отец Константин, могли бы Вы уточнить, какой критерий для Вас делает тех или иных археологов авторитетнее Священного Писания в оценке реальности того или иного события Священной истории?
И находите ли Вы в Ветхом Завете книги исторические? Если да, то какие?

Как примирить разные противоречивые данные, которые приводятся в одной и той же библейской книге? Например, в 1-2 книгах Царств мы встречаем противоречивые данные о царе Сауле.
Надеюсь, что вопрос риторический... Такими вопросами обычно эпатируют публику на первых занятиях по Священному Писанию. Навскидку в Сети легко можно найти несколько вполне логичных сопоставлений приведённых цитат о смерти Саула, которые не требуют даже минимальной веры Богу и не заставляют считать описанные там события легендой. Есть даже специальные пособия, рассматривающие т.н. противоречия в Библии; например здесь ссылка на работу, рассматривающую 101 такой случай: Есть ли в Библии ошибки?
 
Последнее редактирование:
О.Константин, неужели так и не узнаем Ваш взгляд на то, почему Бог ожесточил сердце фараона и так ли это было? Удивляюсь, Вы столько раз приводили доводы о привнесении человеческой составяляющей, «человеческого фактора» в Библию, а конкретно в ВЗ, у Вас столько толкований на него, и никто не набежал с возмущениями - видимо, не слушали. Как только речь зашла о том, чтобы «уесть» Познера, критики тут как тут. Создаётся впечатление, что у этих людей сугубо конкретное мышление: как они считают, что телепередача создаётся для посрамления атеиста или обращения В.В.Познера в православие, так и ВЗ они воспринимают сугубо прямолинейно, как горячий репортаж с места событий. Меня все эти нелепые, противоречащие логике и науке агрессивные высказывания, недопускающие альтернативного мнения, очень сильно отторгают от православия. Ведь священники практически всегда занимают не менее непримиримую позицию, основанную чаше всего на недостатке образования. Естественно, им не нужны «умники», якобы пытающиеся подорвать их авторитет.
 
Еще раз большое спасибо Вам за ответ! и за видео, с которого все началось! Пост Ваш прочитал с вниманием и большим интересом. Теперь постараюсь, насколько у меня хватит сил и знаний, письменно отрефлексировать Вашу запись и представить на суд свои размышления. Пишу предельно искренне, тема для меня очень волнующая.

2.

Из контекста цитат свт. Иоанна Златоуста видно, что он ими предохраняет читателей от примитивного антропоморфизма. Они использованы им при толковании, действительно, предельно таинственного текста первых глав книги Бытия, которые повествуют о творении мира и человека. Эти тексты — некое исключение из правила, хотя и к ним, если читать свт. Иоанна Златоуста последовательно, он относится как к реальному историческому повествованию, которое, однако, в силу своей таинственности, до конца очень трудно понять, и которое наряду с историческим имеет еще огромный пласт духовных смыслов, которые, в свою очередь, не упраздняют исторического. Вообще, Шестоднев в духе типологии удивительно толкует преп. Анастасий Синаит, которым я занимаюсь. А того же Оригена в свое время соборно осудили как раз, в частности, и за то, что он "безудержно употребляя анагогическое и духовное толкование, превращал в иносказание на подобии мифических трагедий все, что было сотворено за шесть дней. Он думал, что ни небо, ни земля не были воспринимаемыми органами чувств, что воды были не водами, растения не настоящими растениями, звезды — не настоящими звездами" (Анастасий Синаит, преп. Шестоднев 7b, 7, 692-694, перевод мой).

Отвечая на вопрос "Какой вариант объявить единственно верным и богодухновенным, если работа над книгами шла на протяжении нескольких столетий и в ней принимали участие десятки авторов?" мне приходит мысль о том, что у нас помимо еврейского текста ВЗ есть греческая Септуагинта, которая как раз и была нашими святыми отцами взята как некий эталон. Сразу вспоминается, что на эту тему писал свт. Ириней Лионский:

"… когда же они собрались вместе у Птоломея и сравнили свои переводы, то Бог был прославлен и писания были признаны по истине божественными, потому что все они читали то же самое в тех же словах и с теми же именами от начала до конца, так, что и присутствующие язычники поняли, что писания были переведены по вдохновению Божию… Наша же вера тверда, не вымышлена, и одна только истина, имея ясное доказательство из тех писаний, которые переведены вышесказанным образом; и проповедь Церкви неподдельна. Ибо Апостолы, будучи древнее всех сих (еретиков), согласны с упомянутым переводом, и перевод согласен с преданием апостолов. Ибо Петр и Иоанн, и Матфей, и Павел и прочие (Апостолы), равно и их последователи, возвестили все пророческие (изречения) так, как их содержит перевод старцев". свт. Ириней Лионский, против ересей 3, 21, 2-3.

При этом полезности нашего синодального перевода, сделанного с масоретского текста с вкраплениями из Септуагинты, я ни в коем случае не отрицаю, хотя при расхождениях стараюсь опираться на Септуагинту все же. При всем при этом, такая довольно большая разница между греческим и еврейским текстом ВЗ и является для меня неким максимумом тех расхождений, которые могут в Священном Писании присутствовать между самими этими текстами и той реальностью, которые они описывают, что, в свою очередь, не подразумевает того, что есть смысл сомневаться в историчности основных (в т.ч. и очень чудесных и кажущихся мифическими) событий того же Исхода, которые и в еврейском и в греческом варианте описаны одинаково.

5.

"Любой взгляд, если он не отрицает само понятие богодухновенности и не низводит Библию до уровня простой человеческой книги, - допустим". Но ведь так можно очень далеко зайти. Я прохожу сейчас стажировку в Берлине в Гумбольтском факультете на протестантской теологии, и здесь есть профессора, которые признают богодухновенность Библии (как они это понимают) и при этом считают мифом чуть ли ни все чудеса Христа, описанные в Евангелиях. Такой взгляд тоже допустим? Просто действительно неясно, где граница. Если, как Вы говорите, "Остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим" (Нав.10:13) — это гиперболизация, то более радикальный автор типа Евгения Древермана мог бы вполне сказать, что (прости, Господи!) чистой гипорболизацией является… все-таки не хочется говорить этого вслух. А ведь цитируемый Вами свт. Иоанн Златоуст со всей ясностью говорит о том, что солнце в Нав. 10:13 действительно остановилось: "Помысли о том, насколько он праведен. Иисус Навин сказал: Стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиной Эломской, и было так. Итак, пусть выйдет вся вселенная, или даже две, три, четыре, десять и двадцать вселенных, пусть скажут и сделают это; нет, они не смогут! А друг Божий повелевал творениями Друга, или, вернее, просил Друга, и служебные силы подчинялись, и дольний повелевал горними." Иоанн Златоуст, свт. Гомилии на Послание Евреям.

Так же это место понимает и блаж. Августин: "Путь никто не говорит мне, что движение небесных тел есть время. Ибо время замерло по молитве известного мужа для того, чтобы он мог одержать победу в битве; солнце стояло, но время шло." Августин блаж. Исповедь.

Если Вы найдете хоть одного святого толкователя, который говорит, что Нав. 10:13 это — гиперболизация, буду Вам очень признателен. Но боюсь, что Вам не удастся это сделать.

О том, как понимать богодухновенность, нет единого православного ответа… Возможно. Мне просто хочется привести несколько цитат:

"… сии отцы, уготованные духом пророческим и достойно почитаемые от Самого Слова, наподобие музыкальных органов в себе заключенные, имели в себе всегда Слово, как ударяющее орудие, и движимые им пророки возвещали то, что было угодно Богу. Не своею силою они говорили (не обманывайся), и не то, что сами хотели, возвещали другим (2Петр. 1, 21), но во-первых, прямо были умудряемы Словом, потом в видениях хорошо преднаучаемы о будущем, и, таким образом, с твердою уверенностью говорили то, что им одним открыто было от Бога". Ипполит Римский — Слово о Христе и антихристе. 2.

"Что мы знаем и во что веруем, в том имеем свидетелями пророков, которые по вдохновению от Божественного Духа возвещали и о Боге и о вещах божественных. Конечно, и вы, возвышаясь над прочими мудростью и благоговением к истинно божественному, согласитесь, как неразумно отказаться от веры Духу Божию, Который двигал устами пророков, как инструментами, и обратиться к мнениям человеческим". … "Думаю, что я вам, как любознательнейшим и ученейшим не безызвестны Писания Моисея или Исаии и Иеремии и прочих пророков, которые в исступлении ума своего, движимые Духом Божиим, возвещали то, что им было внушаемо, ибо Дух употреблял их также как музыкант надувает флейту". Афинагор Афинский, Прошение о христианах, 7, 9.

"Петр предостерегает, чтобы мы не рассматривали [пророчества], главным образом исходя из места, времени и личности пророков, как если бы это были создания человеческого разума, но чтобы мы полагались на ясность и достаточность Духа". Иларий Арелатский, Трактат на семь Кафолических посланий.

6.

Благодарю Вас за то, что искренне делитесь своим личным мнением. Уважаю, но разделить не могу. Во-первых, не могу разделить восторга по поводу достижений современной библеистики, хотя может причиной тому служит мое невежество в этом вопросе. Если говорить очень субъективно, то я насмотрелся на протестантских библеистов, которые являются искренне верующими людьми, но при этом понимают Писание по-своему, и их любимый метод как раз и есть, говоря очень упрощенно, демифологизация библейского текста. В частности и поэтому при возникновении вопросов при чтении Писания я предпочитаю обращаться не к статьям научных библеистов, а к работам проверенных временем древних святых, которые в своем подходе к Писанию несут (как я это вижу) однозначный message примерно следующего содержания: Писание обладает бездной различных смыслов, и все эти смысли истинны, в том числе и самый банальный из них — чисто исторический.
 
Последнее редактирование:
О. Константин, я думаю, что священнику надо проповедовать сюжетами Библии, написанной по вдохновению Святого Духа, а не историческими сюжетами, которые есть всего лишь основа для построения богословских библейских сюжетов. Важна не историчность, а богословие события. Исторические изыскания священнику следует использовать лишь для подтверждения богословия библейских сюжетов, а не для противопоставления им. Иначе получаются заявления вроде - «А правильно ли написано в Библии? А правильно ли сказал Бог?». Чем это отличается от того, как змей совращал прародителей?

Несомненно, что это Ваше письмо появилось в ответ на критику Вашей беседы «Мои пять копеек к дискуссии В.Познера и прот. Максима Козлова» по поводу того, что жестокости Бога в Ветхом Завете (ВЗ) придуманы писателями ВЗ. А на самом деле, как Вы в этой беседе заявляете, исторически не было этих жестокостей.

Но подумайте сами, что если по боговдохновению Святого Духа жестокости усилены, то и не следует отрицать эти жестокости на основе исторических фактов, так как в этом отрицании Вы противоречите задумке Святого Духа о воспитании страха Божия, о том, что всемогущий Бог наказывает, то есть вразумляет, и что Бог есть справедливый Судия, который в конце времен воздаст неизбежное воздаяние отвергнувшим Его грешникам вечными муками. Бог, несмотря на возможность прекратить поддерживать Своими божественными энергиями загробную жизнь осужденных грешников (и тогда их душа и тело разрушатся и потеряют всякую чувствительность), воскресит их и оставит жить в вечных муках в огненном озере.

А Вы, отрицая жестокости ВЗ, противоречите богословскому содержанию ВЗ о становлении веры в Единого Бога. И все эти жестокости ВЗ есть вразумление, наставление грешников к тому, чтобы они покаялись и не испытывали в вечности, когда покаяться уже невозможно, еще более жестоких вечных мук. Поэтому писатели ВЗ по вдохновению Святого Духа и усилили жестокости наказания (вразумления) Божьего по сравнению с историческими сюжетами. А Вы, увлекшись историческими фактами, и назвав сюжеты Библии с жестокостями ВЗ героическим народным эпосом или былинами, тем самым сильно смутили Ваших слушателей.
 
Отец Константин,я считаю, что вы правы раскрывая нам истинное положение вещей. Как уже недавно писала в фб,(в ответ на открытый вопрос о благодатном огне), многим из нас уже пора вырасти из "детских сказок"(читай мифов,пусть и самых благочестивых ),для нашей же пользы,иначе вместо того, что бы расти и утверждаться в христианской вере,так и останемся деградирующими неофитами,ищущими чудес,а что страшнее,пропагандирующих их.Я сама,с трудом выжимаю из себя, все то, что впитала в себя в первые год воцерковления,из за чтения слащавой православной литературы. Признаюсь,с ужасом слушала некоторые ваши беседы. Но они помогли мне снять розовые очки.И знаете, я не чувствую себя обманутой,наоборот, все встало на свои места,умом то понимала, что то не так. Спасибо Вам!
 
Последнее редактирование:
С одной стороны, при всё моём уважении, не могу согласиться с тоном поста Юрия Шокина, хотя во многом и согласен с тем, что он пишет. Такого тона о. Константин не заслуживает, на мой взгляд.
С другой стороны.... Вот Ангелина Викторовна пишет: "Отец Константин,я считаю, что вы правы раскрывая нам истинное положение вещей..."(орфография автора).
Дорогая Ангелина.... Истинное положение вещей нам раскрывает Священное Писание и Священное Предание, которое, в свою очередь, основывается на "Согласии отцов" (Consensus patrum). А они, с о. Константином, мягко говоря - не согласны. Если мы и их авторитет поставим под сомнение, тогда кому вообще верить?
И зря Вы называете неофитов "деградирующими". Это просто одна из степеней взросления в вере, через которую должен пройти каждый православный христианин.
Лично для меня - это была счастливая пора.... Пора беспрекословной уверенности и абсолютного доверия к Слову. И я сам видел, как от этого моего доверия, как от этой моей уверенности "загораются" и другие люди, не имеющие к религии, до этого, никакого отношения....
А теперь я "поумнел".... Жестокости Ветхого Завета? Да Бог с вами - не было такого. Введение во Храм Богородицы? Благочестивый миф. Непорочное зачатие...? Продолжать?
И отсырели спички. И сам тлею, и возжечь никого вокруг себя не в состоянии.....
 
Последнее редактирование:
С одной стороны, при всё моём уважении, не могу согласиться с тоном поста Юрия Шокина, хотя во многом и согласен с тем, что он пишет. Такого тона о. Константин не заслуживает, на мой взгляд.С другой стороны....
Такой тон от того, что первая беседа прежде происходила в храме при полном облачении священника. А в храме, как я убежден, надо проповедовать слово Божие. И неуместно здесь разводить дискуссии, а тем более, приводить исторические факты, отрицающие то, что изложено в Писании и приравнивать некоторые части Библии к героическому народному эпосу. Исторические факты должны использоваться в храме лишь в подтверждение слов Божиих.
 
Последнее редактирование:
Полагаю отец Константин имеет ввиду что с современным развитием то что написано в Библии для человека воспринимается несколько по иному чем скажем для человека из 16века. И современные исследования лишь подтверждают написанное в Библии.
Сейчас объясню свою мысль. Вот смотрите взять хотя бы самое начало. Что Бог сотворил Еву из ребра Адама. Для человека не знакомого с генетикой, клонированием и вообще всей этой темой, то что кого то можно сотворить из ребра, это больше будет восприниматься как некая аллегория ну или вообще миф. Для образованного же человека это вполне укладывается в норму и не выглядит аллегорически. Тоесть благодаря познаниям он это может воспринимать напрямую.
Или то что жизнь зародилась в воде современная наука только пришла к этому, а в Библии про это написано прямым текстом уже сколько лет назад.
 
Исторические изыскания священнику следует использовать лишь для подтверждения богословия библейских сюжетов, а не для противопоставления им. Иначе получаются заявления вроде - «А правильно ли написано в Библии? А правильно ли сказал Бог?». Чем это отличается от того, как змей совращал прародителей? Юрий Шокин

Жесткое заявление, но верное, верное.
Такого тона о. Константин не заслуживает, на мой взгляд. Игорь К.
И на мой взгляд тоже. Но может это был гром и своевременное напоминание о Страшном Суде? А то у нас женщины уже запели про деградирующих неофитов и слащавое православие. Вот, примите, прогрессивно без конфет.

"Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху" (2 Тим 4;3).

Евгений Ерошев, большое спасибо за ответ! Просветили аж душа радуется.

"Там, где Ориген хорош, нет никого лучше его, а там, где он плох, нет никого хуже его". Да поможет Бог замечательному проповеднику, удивительному пастырю, заботящемуся о каждой душе в уподобление Самому Христу, в его богоугодных начинаниях, поисках и служении.
 
Последнее редактирование:
Игорь К.!Я видимо написала не понятно о неофитстве, потому что я имела ввиду именно застревание в нем, что ведёт к деградации,теплохладности,и ещё много чего может быть, если не развиваться. Нет, я понимаю, что многим комфортно жить в тех знаниях, которые есть, у них не возникает ни каких вопросов, это не мешает их вере.Но как быть людям с вопросами как у В.Познера? Просто отмахнуться Евангельской фразой "по вере вашей будет вам?..." А вот я из тех, кто "стучится", ищет ответы, и о.Константин помогает их найти.А то у нас все получается как в старые времена, в семинариях будущих священников просвещают в этом вопросе,(а тем более сейчас)а простому народу эти знания не нужны, что бы не искушать..... Ещё и Библию на цепь, что бы не читали ...
А по поводу отца Константина, могу ответить, что он не от себя говорит,а опираясь на исследования святых отцов.
Да,а свою пору неофитства я тоже вспоминаю с радостью и благодарностью.
 
Максим,вы передёргиваете и обобщаете, к сожалению.Я пишу от единственного числа, только от себя, и НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ НАЗЫВАЮ ПРАВОСЛАВИЕ СЛАЩАВЫМ.Я писала о литературе,к которой священное писание не отношу.
 
Ангелина, обобщил: вместо слащавой православной литературы сказал слащавое православие. Кроме Св.Писания, письменное предание это и есть православная литература. Поэтому не велика разница: слащавое православие = слащавая часть православия. А еще предложу такую логику, чтобы наглядно, что такое часть от целого и целое по части: когда наносят оскорбление слугам царя (2 Цар 10:4-6), то это оскорбление и самого царя, поэтому как вы сами не потрудились объяснить, что такое "слащавая православная литература", то и я не стал распрашивать, что за литературу вы впитали в первый год воцерковления, а закономерно отнес к православному преданию, т.е. существеннейшей части православия. О передергивании вообще не понял, о чем это.
 
Это не литература слащавая, а скорее всего человек или не смог ее правильно усвоить, или понять ее назначение, а теперь рад, что кто-то помог ему вызвать рвоту и доставил тем самым облегчение от неусвоенной пищи, а вместе с тем, или недалеко до того, еще и свержение оков и расторжение уз их (Пс 2:3). Неужели думаете, что люди, которые здесь решили поспорить со свящ. Константином, это любители благочестивых сказок, слащавой литературы, мифов? Взрослые дядьки на защите сказок Андерсена? Почему бьете ослицу, на которой мы ездим сначала и до сего дня (Числ 22:30) ? Или разве зрелые люди, христиане, имеют привычку к слащавым басням? Часто простая невнимательность, зацикливание на собственных субъективных впечатлениях, отдание им приоритета в оценке чего-либо, может доходить до свинства, поверьте. Этот случай с ослицей не зря описан в книге Чисел. Иными словами: не спешите, обождите.
 
Последнее редактирование:
Но как быть людям с вопросами как у В.Познера? Просто отмахнуться Евангельской фразой "по вере вашей будет вам?...
Недавно как раз обсуждали со знакомым удивительный факт. Почему-то многие образованные интеллектуалы, даже самого высокого уровня, будучи вне Церкви, несут о христианстве настолько наивные, глупейшие умозаключения, что диву даёшься... Такое ощущение, что это за них кто-то говорит и пишет. Тот же В.В. Познер приводит библейские цитаты, крайне искажая их, чего никогда не позволяет себе в других областях, очень трепетно относясь к тому, когда его неточно цитируют. Далее, он задает простые вопросы о древних текстах, отметая научные принципы их понимания и толкования.
Т.е. сам Познер игнорирует в вопросе всякое научное его понимание.
И самое важное, даже ключевое, - журналист считает себя специалистом в данной области. С каким пафосом он заявляет, что крещён в Соборе Парижской Богоматери! (Следует отметить, что Таинство Миропомазания над ним не совершалось). Хотя, какая разница где крещён атеист, если это происходило в младенчестве... И как он подчёркивает, что НЕСКОЛЬКО РАЗ ЧИТАЛ Библию и Коран. Неужели человек, имеющий научное образование не знает, что древние тексты не читают, а изучают. И изучают не путём интервью перед телекамерами? Он даже не удосужился прочитать простейшее пособие по введению в Священное Писание, а строит из себя знатока.
Поэтому причина вовсе не в том, что ему кто-то ненаучно объясняет, а в том, что ему уютно в той роли, которую он играет, ему так комфортнее. А его оппоненты-христиане, к сожалению, трепетно смотрят на него как на известную фигуру, как на интеллектуала, а не как на возгордившегося собою профана в религиозной области. Нет, грубить, конечно не нужно, но нужно с ним вести беседу как с новоначальным, сразу отпарировав все его притязания на то, что он что-то знает и акцентировав его внимание на том, что бессистемно изучать Библию - крайне ненаучно.
Также можно добавить, что для научного ответа не его вопрос о жестокости ВЗ, требуется установить единый понятийно-терминологический аппарат и ознакомиться как минимум с частью Божественного откровения, которое отвечает на вопросы:
- Кто есть Бог,
- Бог как Творец и Законодатель этого мира,
- Что есть любовь,
- Что есть смерть,
- Что есть свобода,
- С какой целью Бог создал человека, в чём смысл человеческой жизни.
Ведь очевидно, что не изучив цифры, рано рассуждать об уравнениях...
И последнее. Принцип изучения Св. Писания: Ветхий Завет изучается в свете Нового, сначала нужно хорошо изучить тот Завет, в условиях которого мы живём, а потом уже переходить к истории. Это аксиома.
 
Последнее редактирование:
"Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас"(Мф.7-6)
В случае с Познером по другому и не скажешь. И это, как вы понимаете, не оскорбление - это констатация факта.

Я такого Познера увидел впервые, спасибо телеканалу "Спас": совершенное неуважение к теме, как абсолютно правильно отметил выше Кирилл и такое же неуважение к собеседникам. Сам телевизионщик, прекрасно знает законы жанра, но, тем не менее, спокойно предлагает свернуть передачу, когда до окончания второй её части времени оставалось ещё порядочно. Ну, не интересно тебе - зачем пришёл?

Много лет назад у Владимира Владимировича брали интервью в домашней, по моему, уютной обстановке. И вот что он сказал (не дословно, конечно, давно это было, но смысл такой): "Я человек неверующий, но могу понять тех, которые пришли к Богу после потери родных, близких им людей. Этого я боюсь больше всего. И не знаю, как сам бы повёл себя в таком случае. Не знаю...".
Что-то, видимо, изменилось в душе у Познера за эти годы. Или..., всё-таки, где-то глубоко, глубоко...?
 
Отец, Константин! Попытаюсь более подробно пояснить суть наших разногласий. Действительно, библейские сюжеты зачастую могут не соответствовать историческим, археологическим и другим научным данным. Но, говоря об исторических событиях нельзя отрицать Дух Христа в библейских событиях. И об этом я писал, например, в комментарии на Ваш блог Евангельский рассказ о Рождестве Христовом, где правда, а где вымысел?..:
- «На основе исторических событий тех времен мы убеждаемся, что это действительно было, принимаем Евангелие как истинное учение Иисуса Христа.
Хотелось бы еще обратить внимание на то, что эти вымышленные события не могли быть придуманы богословами, а тем более не столь образованными, как книжники и иудейские священники, апостолами. Это не плод человеческого ума. Человеку, каким бы он ни был, не дано так согласовать все события, а особенно вымышленные, чтобы одним человеческим умом охватить всю глубину учения Христа и так четко, и на века согласовать это учение и новозаветные события с пророчествами и отдаленными сюжетами Ветхого Завета. Эти события не вымышлены человеческим умом, а даны евангелистам Святым Духом. То, что дано Святым Духом есть истина независимо от того было это исторически или нет. Поэтому этот, так называемый, вымысел в Евангелие для нас также ценен, как и реальные события»
.

А вы, пытаясь доказать, что Бог это любовь, но забывая при этом, что Он же и грозный Судия, который предупреждает противящихся Ему грешников о вечных муках, отрицаете жестокости Ветхого Завета (ВЗ), признаете эти сюжеты былинами, народным эпосом, то есть вымыслом человеческого ума. Якобы не мог, любвеобильный Бог требовать от первосвященников и иудейских вождей так жестоко поступать с иудеями-предателями Бога и с противниками иудеев. Вы отрицаете боговдохновенность сюжетов о жестокостях ВЗ и говорите, что они не соответствуют Духу Бога-Любви, Духу Христа. Я же говорю, что жестокости ВЗ изложены по вдохновению Святого Духа, в соответствии с Духом Христа, как и все остальное, что изложено в Библии. Вот здесь корень наших разногласий.

Если пойти по Вашему пути, то спрашивается – что признать в Библии боговдохновенным, а что придуманным человеками, то есть баснями, сказками, народной поэзией? Может, следует отрицать и жертвоприношение Авраама? Как же любвеобильный христианский Бог мог потребовать от Авраама убить своего первенца? Это жестоко и не по-христиански убить своего сына ради доказательства веры. А всемирный потоп? Ведь это жестоко погубить столько людей, среди которых много невинных новорожденных. Тоже будете утверждать, что Бог-Любовь не мог так поступить? Тоже будете называть потоп человеческим измышлением и былиной?...

P.S. А жестокости, описанные в Откровении и попущенные Богом Любви, тоже станете отрицать? Но на это в Писании дан такой ответ - «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его... И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей (Откр.22:11-19).
 
Последнее редактирование:
Сверху