Иерихон: 2

Эта запись является частью серии записей Прикосновенье к Святой Земле...
Прикосновенье к Святой Земле...
Иерихон: 2
Мы готовимся к подъему на Гору Искушений (Искушения).
По древнехристианскому преданию, именно на эту гору поставил сатана Христа и предлагал Ему:
«все богатства мира дам Тебе, если мне поклонишься...»
Обратите внимание на лоток-кафе, где все написано по-русски. Благочестивые русские
паломники - самые частые гости здесь.

иерихон9.JPG

иерихон10.JPG

Поднимаясь на Гору Искушений, оглядываемся на Иерихон, лежащий у подножия горы.

иерихон11.JPG
Это сады, огороды... Прежде великий центр цивилизации Востока,
жемчужина древних городов, сегодня - бедный поселок...

иерихон12.JPG...

иерихон13.JPG
Холмы и небольшие горы - на самом деле остатки древних построек, которым много тысяч лет.

иерихон14.JPG
Во многих местах Иерихона идут раскопки, и на свет Божий появляются
легендарные постройки, воспетые Библией и другими литературными памятниками древности.

иерихон15.JPG
...

иерихон16.JPG
Приближаю фрагменты города. Везде унылые типовые постройки...

иерихон17.JPG
...

иерихон18.JPG
Мы на Горе Искушений, в монастыре, основанном в 340 году
преподобным Харитоном Исповедником.

иерихон19.JPG
Эта обитель отличалась строжайшим уставом, и сюда во время Великого поста
приезжали говеть (молиться, поститься) монахи из других монастырей.
Монахи уединялись в пещерах, которых немало в горе, и проводили
весь Пост в строгом уединении, подражая подвигу нашего Спасителя,
Который на этой горе постился 40 дней и ночей.

иерихон20.JPG
Выдолбленные в скале пещеры - кельи монахов.

иерихон21.JPG
Это келья преп. Харитона Исповедника, самая первая келья монастыря.

иерихон22.JPG
Два с половиной метра в длину и в ширину, высотою – не разогнуться...
Это келья первого поколения христианских подвижников – монахов...

В тридцать лет иудейский мужчина получал право учить. Именно в это время
Иисус появляется на реке Иордан, принимает от Иоанна Крещение
и выходит на проповедь.

Однако проповеди предшествовал некий период, который в Евангелии назван Искушением Иисуса.
Сразу после Крещения Дух Божий (что следует понимать как Сила Божия) ведет (можно перевести как толкает) Иисуса в пустыню. Иисус остается наедине с Собою, удаляется от людей, и вот тогда к Нему приступает сатана.
Одиночество длится сорок дней. Это символическое число. В Ветхом Завете число 40 (дней, лет) означало время Божьего испытания (см. примечание). И к Иисусу приступил сатана.
Здесь необходимо напомнить, что в Новом Завете мы находим два варианта рассказа об искушении Христа от диавола: первый – в Евангелии от Марка, второй – у Матфея и Луки.
Прежде всего, следует пояснить, что греческое слово «искушение» не несет на себе негативного значения. Это слово можно перевести как «испытание». Для Марка (Мк. 1, 12-13) важнее всего подчеркнуть, что Христос является Вторым Адамом. Как первый Адам в Раю был со зверями и его искушал диавол, принявший вид змея, ему служили (по иудейским легендам) Ангелы; так и Второй Адам в пустыне «со зверями», Его искушает диавол, и Ему служат Ангелы после победы над искушениями.

Совершенно иное богословское направление имеет этот эпизод в Евангелиях от Матфея и Луки. Здесь искушения принимают вид «испытания чудесами». Диавол предлагает Иисусу доказать, что Он Тот Мессия, Которого ожидают евреи, для чего следует совершить ряд демонстративных чудес и действий, именно таких чудес и действий, которых ждали от Мессии современники.
Сатана предлагает Иисусу:
1. Превратить камни в хлеб, то есть чудесным образом накормить народ. Некогда так чудесно накормил народ Моисей – манной небесной.
2. Прыгнуть с ворот Иерусалимского Храма. Если бы прыжок удался, это подтвердило бы, что Иисус и есть ожидаемый Чудотворец-Мессия.
3) Сатана приступает ко Христу и «показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: “все это дам Тебе, если пав поклонишься мне”» (Мф. 4, 9).
Какова подоплека всех этих требований? Что доказал бы Иисус, если бы выполнил требования искусителя?
Богословы говорят, что всеми этими тремя искушениями, сатана предлагал Иисусу, по сути, одно – выступить в качестве политического мессии.
Отказаться от мучений и Голгофского Креста, стать политическим лидером, вождем освободительной битвы иудеев против римского владычества.
Как отмечает И. Иеремиас: «...политическое искушение, искушение уклониться от пути страдания как тень сопутствовало Иисусу на протяжении всей Его деятельности». Мы можем вспомнить, как однажды, когда Христос заговорил о том, что Ему надлежит пострадать, Петр, отозвав Спасителя в сторону, стал отговаривать Его от этого. И тогда Христос резко оборвал Петра: «Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн» (Мф. 16, 23).

Но Иисус одолевает сатану!
Он прогоняет его решительными словами: «не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4, 4).
«Все заповеди, которые Я заповедую вам сегодня, старайтесь исполнять, дабы вы были живы и размножились, и пошли и завладели землею, которую с клятвою обещал Господь отцам вашим. И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет; Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек» (Втор. 8, 1-3).

Иисус пришел не для того, чтобы пить и есть и жить, как живут все. Позже Он скажет: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин. 4, 34). Его пища – исполнение Замысла Божьего, и сатана со своими предложениями должен убраться вон.

Далее, на предложение спрыгнуть с Храма Христос отвечает: «Не искушай Господа Бога твоего». Это цитата из ветхозаветной книги Второзакония (6 гл, 16 ст.). Если обратиться к этой главе, легко увидеть, что это – увещевание израильтянам быть верными Господу и Его замыслам. «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими... Берегись, чтобы не обольстилось сердце твое и не забыл ты Господа, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи, и к Нему прилепись, и Его именем клянись. Не последуйте иным богам, богам тех народов, которые будут вокруг вас; ибо Господь, Бог твой, Который среди тебя, есть Бог ревнитель… Не искушайте Господа, Бога вашего… Твердо храните заповеди Господа, Бога вашего, и уставы Его и постановления, которые Он заповедал тебе…»

Наконец, на предложение поклониться сатане Спаситель отвечает бескомпромиссным: «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» (Мф. 4, 10).

Все эти предложение, как уже указывалось, говорили, по сути, об одном – они предлагали Иисусу стандартный путь политического лидера. Таких было много в древности, много их и сейчас. Когда по телевизору мы слышим обещания - быстро накормить, уничтожить безработицу и бедность, сделать людей счастливыми, мы понимаем, что чаще всего это пустые лозунги.
Большинство политических лидеров в первую очередь думают о себе. О своем изобилии и богатстве, о власти и могуществе. И лишь в последнюю очередь политические лидеры думают о других.
И дело здесь даже не в лукавстве политиков, а в том, что изменение внешних условий существования человека: изобилие, богатство – не делают людей счастливее. Богатый человек равно с бедным мучается от внутренних проблем, от мелочности и слабости характера, от душевной пустоты, тоски, уныния.

Еще на заре существования человека Господь предлагал Адаму и Еве жить с Ним в единстве. Только единство с Богом, жизнь перед лицом вечности могут насытить душу человеческую. Но первые люди вместо богоообщения предпочли «знание» и «обладание».
И вот эта драма повторяется в каждом отдельном человеке уже многие тысячелетия. Мы можем пытаться как-то устроиться в мире сем и попытаться получить от этого мира счастье…
Но Господь звал к иному. И Христос повторяет, что именно Он, приводящий людей к Отцу через страдания и Крест, может дать радость и счастье, «жизнь с избытком» (Ин. 10, 10).
Сатана, предлагавший Христу жить по законам этого мира, предлагавший признать этот мир за верный, нормальный мир, - ведь не хотел сделать ничего плохого. Он не предлагал что-то разрушить, уничтожить. Сатана просто хотел все оставить как есть.
Но это путь, ведущий в погибель.
Оставить все как есть, абсолютизировать и обожествить преходящий «век сей», с его богатствами, амбициями и т.п., жизнь же с Богом, Царство Божие как бы отодвинуть, забыть – антихристов вариант мира.

Христос возвещает новое: Царство Божие грядет. Властителем этого мира должен быть не сатана, но Бог!
Когда мы говорим о том, что было самым главным в проповеди Христа, мы должны сказать, что стержнем всей Его проповеди, провозвестия было утверждение, что мир входит в совершенно новый этап своего бытия.
Мир подошел к пределу, черте. Можно остаться здесь, по эту сторону черты, и тогда мы будем продолжать жить в мире, в котором правит сатана, в котором ценности жизни определяют пораженные грехом структуры этого мира – экономические, политические. В таком случае смысл жизни полагается целиком в сфере века сего. Это сытость, стабильность, успех в обществе.
Сами по себе и сытость, и стабильность – не грех. Грех в том, что мир предлагает добиваться этих ценностей своим, греховным, путем. Путем лицемерия, хитрости, подлости, угодливости. Любимые чада сатаны – даже не отчаянные грешники. Те находятся в состоянии движения, а, значит, легко могут от злого устремиться к доброму.
Чада сатаны – ленивые обыватели. Люди, интересы которых стабильны и вращаются на уровне – поесть, поспать, отдохнуть, развлечься.
В этом отношении замечательна книга К. Льюиса «Письма Баламута».
Эта книга была написана более полувека назад. На русский язык ее перевели еще в застойные времена. Она имела хождение в самиздате, затем, с начала 90-х годов, она неоднократно переиздавалась большими тиражами. Эту книгу читали почти все христиане, с которыми я общался, скажем, десять лет назад. Но сегодня о ней забыли. Недавно обратившиеся христиане, в своем большинстве, о такой книге не слышали. Многие христиане «со стажем» о ней забыли.
А книга замечательна. Это сборник писем, написанных от лица старого бывалого… беса своему племяннику маленькому бесенку Гнусику. Опытный демон поучает племянника, как враждовать против людей, как людей уводить от Бога.
Уже в первом письме демон формулирует, что является основой работы бесов с людьми – научить их жить поверхностными переживаниями и неглубокими мыслями и чувствами мира сего.
«Твоя же задача как раз в том, - учит демон, - чтобы приковать внимание подопечного к постоянно меняющимся чувственным впечатлениям. Учи его называть этот поток “настоящей жизнью” и не позволяй задумываться над тем, что он имеет в виду. Помни: в отличие от тебя, твой подопечный - не бесплотный дух. Ты никогда не был человеком (в этом - отвратительное преимущество нашего Врага) и потому не можешь представить себе, как они порабощены обыденным. У меня был подопечный, крепкий атеист, который занимался иногда в Британском музее. Однажды, когда он читал, я заметил, что его мысли развиваются в опасном направлении. Враг наш, конечно, тут же оказался рядом. Не успел я оглянуться, как моя двадцатилетняя работа начала рушиться. Если бы я потерял голову и прибегнул к доводам, все пошло бы насмарку. Но я не настолько глуп. Я тотчас сыграл на той струнке моего подопечного, которая больше всего была под моим контролем, и намекнул, что сейчас самое время пообедать. Враг, по-видимому, сделал контрвыпад (никогда невозможно точно подслушать, что Он говорит), то есть дал понять, что эти размышления важнее обеда. Наверное, так оно и было, потому что, когда я сказал: “Да, это слишком важно, чтобы заниматься этим на голодный желудок”, подопечный заметно повеселел. А когда я добавил: “Лучше вернуться сюда после обеда и тогда подумать как следует”, он уже был на полпути к двери. Когда он вышел на улицу, победа была за мной. Я показал ему разносчика газет, выкрикивающего дневные новости, и автобус № 73; и, прежде чем он коснулся подножки автобуса, он уже непоколебимо верил, что, какие бы странные вещи и мысли ни приходили в голову, когда уединишься с книгами, здоровая доза “настоящей жизни” (под которой я в нем подразумевал автобус и разносчика) сразу покажет, что таких вещей “просто нет”… В настоящее время он благополучно пребывает в доме отца нашего».

Мы несколько ушли в сторону от темы, однако следует помнить, что демоничность мира проявляется не только в страшных преступлениях, концентрационных лагерях или безбожных антихристовых режимах. Это, так сказать, крайние точки действия бесовских сил. Это победы, удачи, одержанные сатаной. Но эти торжественные минуты выдаются сатане не так часто, как ему хотелось бы. Гораздо чаще (бесовская рутина) идет медленная и скрытная работа по удалению людей от Бога.
Столетиями идет такая работа, которая приводит затем к бесовской победе.
Научить человека, что главное – это ценности мира сего, что человеческие страсти – это вовсе не страсти, а допустимые требования его человеческой природы, что обманывают и ловчат все – а значит, и мне положено… Действуя таким образом, сатана добивается поставленных целей.
Сатана поставил себе на службу все институты, существующие в мире. Он может обратить на пользу себе даже… Церковь. Для этого нужно внушить человеку, что Церковь – лишь элемент культуры. Нужно культурному человеку ходить в музей или филармонию, нужно ходить изредка и в храм – поставить свечку. А в храме, если пришел, разглядывай фрески и иконы (это ведь важно знать: какой век, какой стиль!), слушай, как поют (Чайковский, Чесноков?), душа прямо отдыхает. И посмотри по сторонам, как люди себя ведут… Все, можно уходить, много дел дома, нужно успеть к познавательной передаче по телевизору.
Перейти к следующей записи Иерихон: 3
Перейти к предыдущей записи Иерихон: 1

Комментарии

Огромное спасибо за краткие рассказы и фотографии Святой Земли. Если разрешите , хочу использовать в презентации к празднику Рождества Пресвятой Богородицы в нашем храме.
 

Оглавление серии

Яффа Яффа. Прикосновенье к Святой Земле... Поклонение святой Тавифе 1 Яффа. Прикосновенье к Святой Земле... Поклонение святой Тавифе 2 Яффа. Прикосновенье к Святой Земле... Поклонение святой Тавифе 3 Прикосновенье к Святой Земле... Водонос Первое чудо Гора Арбель Кана Галилейская Иордан Иордан Крещение на Иордане Крещение на Иордане Ты еси Христос... 1 Ты еси Христос... 2 Иордан Хеврон Хеврон Хеврон: Как происходило погребение Спасителя... Хеврон Хеврон Хеврон Хеврон: Гробница Авраама 1 Хеврон: Гробница Авраама 2 Хеврон: Земля Обетованная Место Преображения Господня: гора Фавор Храм Преображения... Храм Преображения Господня Нагорная проповедь: 1 Нагорная проповедь: 3 Иерихон: 1 Иерихон: 2 Иерихон: 3 Святая Земля: Полтора столетия назад и сегодня. 1 Святая Земля: Полтора столетия назад и сегодня 2 Прикосновенье к Святой Земле: Дивный восход

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
6.617
Комментарии
2
Последнее обновление
Сверху