Иерихон: 1

Эта запись является частью серии записей Прикосновенье к Святой Земле...
Прикосновенье к Святой Земле...
Иерихон: 1

Удивительный город, незабываемые впечатления... Обо всем этом я думал, когда пришла мысль разместить фотографии из недавнего моего путешествия на Святую Землю.
Очерк о Иерихоне, написанный мною еще в бытность студентом Духовной Академии (к какому-то семинару), рассказ об искушении Христовом от сатаны, которое тоже связано с этим городом и этим местом. И много интересных фотографий.

иерихон1.JPG
Въезжаем в Иерихон. Сегодня это арабский городок, изрядно потрепанный израильтянами.
Это здание, находящееся при въезде в город, было обстреляно израильскими танками несколько лет назад.

Начало истории израильского народа связано со страной, которая в библейских источниках именуется Ханааном (Кенаан). Ханаан принято считать в исторической литературе самым древним названием этой страны, хотя и в более ранние периоды, начиная с третьего тысячелетия, в египетских источниках упоминаются другие названия той же территории. Позднее южная часть Ханаана именовалась Иудеей, а северная - Израилем. Ханаан простирался узкой полосой вдоль восточного побережья Средиземного моря - от южных предгорий Ливана на севере до Синайской пустыни на юге (около 350 км) и от берега Средиземного моря на западе до Синайской пустыни на востоке (около 100 км). Он являлся южной оконечностью «плодородного полумесяца», то есть Стран Передней Азии.
Климат Ханаана - средиземноморский; в нем преобладают два времени года: дождливая зима и засушливое лето. Количество осадков уменьшается по мере продвижения к югу. Обычно их выпадает достаточно для земледелия, которое заключалось в древности в выращивании хлебных злаков и фруктовых деревьев. Однако весьма часты здесь и засухи, особенно в южной части страны. Долины отличаются глубоким плодородным почвенным слоем, в них много небольших ручьев, рек. Естественные пастбища в горных и гористых областях способствовали разведению мелкого скота.

иерихон2.JPG
Примитивные улочки, старые ржавые автомобили, лотки с фруктами на запыленных улицах...

Ханаан именуется в Библии страной, «текущей молоком и медом», причем под медом подразумевается финиковый сок. В восьмой главе Второзакония перечисляются также семь злаков и фруктов, которыми богата страна: «пшеница, ячмень, виноград, смоковница, гранат, маслина и мед». Древнейшее свидетельство о сельском хозяйстве Ханаана содержится в повествовании о египетском вельможе Синухете (20-й век до н.э.).
Ханаан не обладал достаточными запасами природных богатств, и в этом отношении он всегда зависел от ввоза. Небольшие залежи меди на крайнем юге начали разрабатываться лишь во времена царя Соломона. Возможно, что уже в середине 3-го тысячелетия до н.э. начали добывать из Мертвого моря битум (природный асфальт), служивший предметом экспорта в Египет. Благодаря изобилию доброкачественной глины наряду с выделкой кирпичей было широко распространено гончарное дело. Процветали также ткацкое и красильное ремесла. Наряду с этим в горах добывался высококачественный строительный камень, который обрабатывался каменотесами. И такие благоприятные для жизни и развития культуры условия привели к тому, что именно в Палестине образовываются первые цивилизации и города.
И самым первым городом древней цивилизации по праву считается Иерихон. Летом этот город превращается в цветущий оазис посреди пустыни, недаром еще одно древнее название этого города - «город пальм» (Втор. 34, 3; Суд. 3, 13) Особое процветание этого города обусловлено, вероятно, и тем, что его жители издана добывали и обменивали на другие товары редкие природные богатства района Мертвого моря: битум, серу и соль.
Примечательно, что, несмотря на особую притягательность для историков и археологов этих районов, изыскания и раскопки велись там довольно вяло и плохо. Первые раскопки на месте города Иерихона были проведены в 1907-1909 годах немецкими учеными Зеллином и Ватцингером. Они обнаружили на месте Иерихона 8 культурных слоев, сменявшихся последовательно один за другим. Эти ученые, проникшие, как им казалось, в самую глубину заселенного и окультуренного человеческого социума, датировали самый древний слой Иерихона 4-м тысячелетием до Р.Х. Как потом оказалось, это была ошибочная датировка.
Ученых поразили следы огня, когда-то пылавшего в ханаанском городе. Зеллин полагал, что это и есть следы вторжения в город Иисуса Навина и что город погиб от пожара именно тогда. Но уже через несколько лет после исследования немецкими учеными, остатков города Иерихон русский ученый Б.В. Фармаковский предположил, что разрушение города произошло до нашествия израильтян. Он считает (как и В. В. Струве), что город пал из-за нашествия « хабири», о котором говорится в Тель-Амарнских письмах. Этот вопрос остался дискуссионным и новую струю гипотез и догадок внесли исследования этого города в 1930-х годах. Именно тогда удалось расчистить и окончательно раскопать развалины городской стены Иерихона.

иерихон3.JPG
Иерихонский супермаркет. На улице выставлены детские товары.

Городская стена – вообще гордость Иерихона. Она поражает своей мощью и высотой. Эти стены, возведенные примерно в 9-м тысячелетии, подновлялись в течение многих веков и позже послужили препятствием для войск Иисуса Навина. Стена была сложена из камня, по ее верху проходила кирпичная кладка. В стену встроена круглая башня для наблюдения за тем, что совершается вне города, также в стены вмонтированы цистерны для хранения воды и каналы для подачи воды.
Безусловно интересен «израильский слой» города (11-й - 9-й века до н.э.). Город тогда был цветущим и большим (общей площадью 40 тыс. кв. м).
К 9-му веку относится новая высокая городская стена. Обнаружены остатки дворца, напоминающего хеттские здания «хилани». Это прямоугольный, с колоннами дом, центральная комната - тронная, и, кроме нее, в доме еще множество кладовых. Скорее всего, у этого дворца было два этажа.
Перед археологами, занимавшимися раскопками в Иерихоне, предстала страшная картина элементов ханаанского магического ритуала. В Иерихоне, как и в других ханаанских городах (Гезер, Мегидо), найдены останки людей, замурованных в стены. Так, недалеко от основного поселения Иерихона - селе Тааннаке - у алтаря, вырубленного в скале, стояло 20 кувшинов с просеянной землей и скелетами младенцев (новорожденных или с месяц от роду). По мысли древних хананеев, тела младенцев, заложенные в основание города (или дома), должны умилостивить духов и снискать на город (дом) их покров и защиту. В связи с этим становятся понятными слова Библии об Ахиле, построившем Иерихон: «на первенце своем, Авираме, он положил основание его и на младшем своем сыне, Сегубе, поставил ворота его» (3 Цар. 16, 34).

иерихон4.JPG
И везде - торжественные надписи, что городу 10 тысяч лет. Это действительно самый старый
город на планете. Но сегодня это один из самых запущенных и примитивных городов.

В Иерихоне обнаружено большое количество человеческих черепов. Иногда черепа были отделены от остальных скелетов; найдено несколько «композиций», на которых черепа лежали, образуя круг, и были обращены «лицом» вперед. Такое пристальное внимание к черепам привлекло интерес ученых и даже получило название «культа черепов».
Другие раскопки на этом месте проводились в 1930-1936 годах английским ученым Дж. Гарстангом, а в 1952-1958 годах - французом К. Кеньоном. Этим ученым удалось заглянуть гораздо глубже, чем их предшественникам. Так, уже в 30-х годах на месте поселения Иерихон была обнаружена мезолитическая стоянка (8 тыс. лет до н.э.), город же появляется на тысячелетие позже, в безкерамическом неолите. За 7 тысячелетий до н. э. возникает укрепленный и отгороженный высокой стеной поселок, с домами из сырцового кирпича. Это особый род древнего кирпича, не подвергавшегося обжигу, но высушенного на солнце (ввиду нехватки топлива для печей). Подобные постройки практиковались на Ближнем Востоке вплоть до последнего времени, однако они были очень хрупкими и срок службы такого дома не превышал 30 лет.
Но не только блоки и кирпичи для постройки домов и дворцов делали из глины. Из глины, добытой в Иерихоне и славящейся великолепным качеством, уже в 6-м - 7-м тысячелетиях производили горшки, котелки, кастрюли. В помещениях, которые археологи определили как кладовые, обнаружены большие глиняные чаны. Возможно, это были «стратегические» запасы города. Приготовление нужной для формовки глины не представляло труда. Существовали особые артели, занимающиеся разработкой глиняных месторождений. Добытую глину очищали от примесей, путем топтания освобождали от пузырьков воздуха, а добавление воды обеспечивало ее однородность.
В слоях данного времени найдены уникальные раскрашенные глиняные маски в виде человеческих лиц. Иерихонские мастера создали уникальную технологию изготовления культовых масок человеческих лиц и голов. Для этого использовались человеческие черепа, которые обмазывались глиной, инкрустировались раковинами, изображавшими глаза. Волосы, усы и бороды обозначались краской. Кроме того, в Иерихоне обнаружены глиняные скульптуры целой группы людей, куда входят фигура мужчины, фигура женщины и ребенка. Вероятно, это предметы какого-то оригинального религиозного культа, может быть, ритуала, связанного с почитанием семьи или плодородия, а может быть, это явление трансформированной веры в предков-покровителей.
В Иерихоне же, в тех святилищах, где обнаружены маски, обнаружены в специальных нишах в стене и каменные столбы. Известно, что такие «мацебы», или «мацеботы», имеющие общее с фаллическиими культами, почитались в Ханаане всегда. Но если вообще в Ханаане столбы встречались на «высотах», в священных рощах, то есть на улице, то в Иерихоне столбы вносятся в помещение и поставляются в специальных нишах святилища. В этом смысле можно сказать, что религиозная языческая культура в Иерихоне достигает своего расцвета. Позже в ханаанских поселениях Иорданской долины появляется именно такая форма поклонения богам.

иерихон5.JPG
Дорогу автобусу преграждают стада коз...

иерихон6.JPG

Последующие культурные слои почти не дают сведений. Отрывочные сведения относятся к 3200 году до н.э.
Несколько укрепленных городов с могильниками представляют период до 1580 года, когда египтянами было разрушено поселение гиксосов.
Могильники оказались прекрасными хранителями элементов культуры того времени. Там были обнаружены резные деревянные украшения, керамика, бронза, кость и т.п. В соответствии с языческими представлениями о том, что души покойников оберегают покой жителей, горожане Иерихона 2 тысячелетия до н.э. делали захоронения практически везде, во всех общественных местах. Погребения обнаружены во дворах домов, в самих зданиях. И это не случайно. В этом выразилась вера древних в то, что живые и мертвые живут вместе, соседствуют, только в разных пластах бытия.
Город позднебронзового века, захваченный израильтянами под предводительством Иисуса Навина, следов оставил мало. В тридцатых годах Дж. Гарстанг обнаружил остатки обрушившихся стен города и предположил, что стены могли пасть в результате пожара и катастрофы, произошедшей, вероятно, во времена Иисуса Навина. Однако подобная гипотеза, подтверждающая библейское сказание из Книги Иисуса Навина, встретила серьезные возражения со стороны крупных ученых-археологов. Сам факт внезапного обрушения мощных стен большого города не поддавался сомнению, и было высказано предположение, что город пал от разрушения стенобитными машинами, подобно Тиру (Иез. 26, 9) Один из исследователей, пытаясь примирить библейское сказание с подобными предположениями ученых, писал, что звуки труб, обнесение Ковчега вокруг города имело целью отвлечь внимание жителей Иерихона от подготовки стенобитных орудий к действию.
Критики гипотезы Гарстанга спрашивали, почему же, если сгорел весь город, в живых осталась блудница Раав с семейством? Археолог оппонировал тем, что в обнаруженных им остатках городской стены отчетливо видно, что стен было две и некоторые фрагменты внутренней стены остались неповрежденными. Кроме того, существуют доказательства, что во внутренней стене строились дома. Однако раскопки 50-х годов «удревнили» разрушенные стены почти на 1000 лет.
В свете современных библейских исследований вообще не доказано, что при заселении Ханаана израильтянам понадобилось разрушать Иерихон. Даже еврейские историки допускают, что вместо теории об однократном и форсированном вторжении в Ханаан следует скорее говорить о постепенном, пусть и массовом, проникновении и поселении израильтян в Ханаане. Скорее всего, можно говорить о «волнах вторжения», и как раз племена первой волны вторжения в 13-м веке до н.э. захватили Иерихон.
После захвата и разрушения Иерихона «Иисус поклялся и сказал: проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город сей Иерихон. На первенце своем он положит основание его, и на младшем своем поставит врата его» (Ис. Нав. 6, 25). Когда столетия спустя Ахил Вефилянин отстроил Иерихон заново, он, согласно хананейской традиции, принес в жертву двух своих сыновей – Авирама и Сегуба (об этом упоминалось выше). Примечательно, что между культурными слоями времен Иисуса Навина и Ахила нет никакого промежуточного пласта поселений, то есть проклятый город на столетия прекратил существование.
Здесь кажется уместным упомянуть и еще об одном примечательном открытии современных археологов. В Библии, там, где речь идет о божественном благословении и помощи в покорении Ханаана, говоритсячто народу израильскому были сказаны таинственные слова, о том, что перед ними были посланы некие «шершни», устрашавшие народ и даже царей Амморейских (Исх. 23, 28; Втор. 7, 20; Иис. Нав. 24, 12).
Еще в прошлом веке, не имея возможности истолковать, какие это «шершни» Божии помогали израильтянам, объясняли, что речь идет о злых насекомых, в данном случае – насылаемых для устрашения на врага. Однако археологи-египтологи узнали, что шершень был царским знаком египетского фараона Тутмоса 3-го, и именно его армия называлась шершнями. В последние годы египетского пленения фараон провел ряд военных операций против Ханаана, подчинив себе эту страну. И походы израильтян проходили с меньшими потерями и с затратой меньших сил.

иерихон7.JPG
Иерихонские дети.

иерихон8.JPG
Чумазые и бедно одетые, они играют, скатываясь на каких-то кусках резины и на дощечках с асфальтовых гор...

На рубеже старой и новой эр Иерихон был просто богато украшенным городом. Там находилась специальная римская таможня, контролирующая вывозимые из Палестины (и Иерусалима) товары, главным образом бальзам. Ирод Великий специально построил там себе дворец.
Господь наш Иисус Христос неоднократно посещал Иерихон, исцелил в нем двух слепцов, посетил дом Закхея, сборщика податей. К сожалению, исторические места этих событий затерялись с течением времени, хотя в период торжества христианства в Иерихоне было несколько церквей и даже епископская кафедра. Теперь там имеется маленькая греческая церковь, католический и коптский храмы.
После изгнания из Святой Земли крестоносцев Иерихон запустел и превратился в маленькую и дикую бедуинскую деревню. С середины прошлого века он начал активно застраиваться, а развитие оросительной системы ( рытье арыков) дало возможность развить фруктовые насаждения. Теперь Иерихон быстро развивается, превращаясь в современный городок. Называется по-арабски он Эр-Риха. В 1967 году в нем жило около семи тысяч человек (из них 10 % христиане, остальные мусульмане).
Перейти к следующей записи Иерихон: 2
Перейти к предыдущей записи Нагорная проповедь: 3

Комментарии

Нет комментариев для отображения

Оглавление серии

Яффа Яффа. Прикосновенье к Святой Земле... Поклонение святой Тавифе 1 Яффа. Прикосновенье к Святой Земле... Поклонение святой Тавифе 2 Яффа. Прикосновенье к Святой Земле... Поклонение святой Тавифе 3 Прикосновенье к Святой Земле... Водонос Первое чудо Гора Арбель Кана Галилейская Иордан Иордан Крещение на Иордане Крещение на Иордане Ты еси Христос... 1 Ты еси Христос... 2 Иордан Хеврон Хеврон Хеврон: Как происходило погребение Спасителя... Хеврон Хеврон Хеврон Хеврон: Гробница Авраама 1 Хеврон: Гробница Авраама 2 Хеврон: Земля Обетованная Место Преображения Господня: гора Фавор Храм Преображения... Храм Преображения Господня Нагорная проповедь: 1 Нагорная проповедь: 3 Иерихон: 1 Иерихон: 2 Иерихон: 3 Святая Земля: Полтора столетия назад и сегодня. 1 Святая Земля: Полтора столетия назад и сегодня 2 Прикосновенье к Святой Земле: Дивный восход

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
6.618
Последнее обновление
Сверху